Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государства и права. Изучение государства и права следует начинать с уяснения вопроса о том, всегда ли в истории че­ловеческого общества существовали эти социальные институты или




ПРОИСХОЖДЕНИЕ

2.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Изучение государства и права следует начинать с уяснения вопроса о том, всегда ли в истории че­ловеческого общества существовали эти социальные институты или же они появились на определенном этапе его развития. Только такой методологический подход, реализующий требования принципа исто­ризма, позволяет выявить причины и формы появ­ления государства и права, их сущность и социаль­ное назначение, отличие от иных организационных форм жизни общества.

В указанных целях исследовалась социально-экономическая природа первобытного общества с использованием данных археологии, этнографии и других наук, непосредственно изучающих это об­щество.

В настоящее время среди ученых нет единого мнения относительно того, какой регион Земли был прародиной человечества. Ч. Дарвин в свое время высказал мысль, что колыбелью человечества была Африка. Благодаря исследованиям английского ар­хеолога Р. Лики (Танзания, Кения) этой точки зре­ния придерживаются сейчас многие ученые. Однако археологические раскопки свидетельствуют и о том, что процесс формирования человеческого общества происходил также в ряде других районов земного шара.

Уже Homo habilis (человек умелый), как пола­гают многие ученые, изготовлял примитивные ору-


дия труда и охотился на разнообразных животных. Археологически эта эпоха представлена эолитами -каменными орудиями труда с острыми кромками случайной формы и универсального назначения.

Огромную роль в развитии человека сыграл огонь. Следы его на стоянках древнекаменного века (палео­лита) встречаются редко, но немногие стоянки со следами костров, а также большая толщина культур­ного слоя зольников позволили ученым сделать вы­вод о том, что в этот период человек пользовался ог­нем, хотя и не научился его добывать. Возникший естественным путем (от молнии) огонь затем посто­янно поддерживался в течение сотен, а может быть и тысяч лет. В эпоху среднего палеолита человек изо­брел способ получения огня, который дал ему защиту от холода и диких зверей. Употребление в пищу ва­реного мяса изменяло химический состав крови, улучшало работу мозга. Огонь сыграл важную роль и в изготовлении орудий труда, развитии способов пер­вобытной охоты и рыболовства.

На территории Беларуси археологами также найдены памятники среднепалеолитического вре­мени, что свидетельствует о довольно раннем про­никновении сюда человека.

Низкий уровень производительных сил обусло­вил простую общественную организацию. Первой социальной организацией было первобытное стадо (или первобытная стадная община). Примитивные орудия труда заставляли людей добывать себе пищу сообща, сообща бороться против хищных живот­ных. Все, что вместе добывалось, вместе и потреб­лялось на основе уравнительного распределения.

Древнейшие люди не знали индивидуального брака. Существовали неупорядоченные, смешанные половые отношения - промискуитет. Промискуитет -это эндогамная форма брака, т.е. брачных отноше­ний всех мужчин и женщин внутри стада. Эндога­мия вела к кровосмешению и в результате - к большой смертности. Происходил естественный от-


бор. По подсчетам ученых, большинство людей пе«риода палеолита умирало в возрасте до 30 лет.

Постепенно в стаде формировались коллективы, основанные на кровном родстве, что способствовало выработке экономических и социальных предпосы­лок для перехода к родовому строю.

В верхнем палеолите начинается расцвет крем­ниевой индустрии. Появились копья, дротики, гар­пуны с кремниевыми и костяными наконечниками, копьеметалки. Усиливается разделение труда меж­ду мужчинами и женщинами. Появление устойчи­вых источников растительной и животной пищи приводит к развитию оседлости и постоянных жи­лищ - землянок и полуземлянок.

В эпоху верхнего палеолита неандертальский человек сменяется человеком современного физиче­ского типа, появляется так называемый Homo sapiens - человек разумный. Его формирование обу-^ словлено не только развитием труда, но и измене­ниями семейно-брачных отношений. Появилась эк­зогамия - запрещение браков между родственника­ми. При экзогамии ограничивалось кровосмешение, что существенно влияло на биофизическую органи­зацию человека - поколения людей становились более жизнеспособными.

Так возник групповой брак, т.е. брак между, братьями и сестрами различных родов. Вынесение брака за пределы общины (появление экзогамии) известный американский ученый Л. Морган в своей, работе «Древнее общество» (1877 г.) объяснял стремлением людей избежать кровосмешения. В настоящее время большинство ученых не придер­живается этого мнения. Первобытный человек во­все не мог понимать последствий полового общения* между родственниками. Естественный отбор совер­шался стихийным путем. В 70-е годы XX в. совет­ский ученый СП. Толстов предложил иное объяс-» нение происхождения экзогамии. В первобытном стаде отсутствие строго регулируемых браков при-> водило к столкновениям, что подрывало стадную


общину как хозяйственную и общественную едини­цу. Сохранение этого коллектива возможно было только в условиях вынесения брака за его пределы.

Вместе с появлением экзогамии начинается де­ление стадной общины на две половины - женскую и мужскую, которые со временем образовали еди­ный родственный и хозяйственный коллектив, один род. Связи между представителями разных родов устанавливались только по линии детопроизводст-ва. Мужчины и женщины взаимобрачующихся ро­дов жили в своих общинах и являлись не мужьями и женами в современном смысле этого слова, а лишь временными половыми партнерами. При та­кой форме брака в качестве отца детей женщин од­ного рода выступал любой мужчина другого рода, с которым разрешались половые связи. Это с естест­венной необходимостью послужило установлению родства по материнской линии. Исключительное положение женщин, совмещавших заботы по добы­ванию пищи, по поддержанию домашнего очага, вскармливанию и воспитанию детей, создавало предпосылки для трансформации стадной общины в родовую материнскую организацию.

Женщина являлась продолжательницей рода (родство определялось только по женской линии). Добывание путем собирательства и выращивание продуктов питания в отличие от мужской охоты носило устойчивый характер. Поэтому положение женщины в роде носило главенствующий характер (матриархат).

Добываемые мужчинами и женщинами продук­ты принадлежали всему роду, скудная пища дели­лась поровну. Частной собственности не существо­вало, но личная собственность была (на нож, топор, лук, стрелы, одежду). В коллективной собственно­сти рода находилась прежде всего земля - промы­словая территория со всеми объектами охоты, ры­боловства, собирательства и сырья для производства орудий труда. Таким образом, первобытный род - это устойчивая общность людей, связанных кровным


родством (происхождением от одного прародителя) и ведущих общее хозяйство.

В связи с прогрессом в области изготовления орудий труда, открытием металлов (меди и брон­зы), а также с развитием скотоводства наметился переход к патриархату. Главой рода становится мужчина. Все более определялось его главенствую­щее экономическое положение. Родство стало уста­навливаться по мужской линии.

Отсутствие кровосмешения, лучшая обеспечен­ность продуктами питания приводили к увеличе­нию численности населения; естественным путем шло разрастание родов. Из последних выделялись коллективы близких родственников, которые дава­ли начало новым, так называемым дочерним родам. Первоначальный и дочерние роды составляли брат­ство, или фратрию. Несколько фратрий образовы­вали племя. Племена стали объединяться в союзы. Длительное существование союзов племен приводи­ло к укреплению экономических связей между ни­ми, что стало важным фактором в формировании народностей. Вырабатывался общий язык, склады­вались общие формы культуры.

По мере разрастания родов, образования новых фратрий появлялись и новые запреты в брачных отношениях. Групповой брак все более ограничи­вался, все труднее становилось найти в ближайшей округе неродственную женщину. В то же время еще при групповом браке у мужчин и женщин появля­лись индивидуальные привязанности. Зарождался новый тип брачных отношений - парная семья. Су­дя по характеру некоторых жилищ на стоянках Верхнего Поднепровья парная семья зарождалась в конце верхнего палеолита. Очевидно, в период пе­рехода к парной семье, когда трудно было найти неродственную женщину, зарождается обычай по­купки и похищения женщин. Например, в свадеб­ных обрядах белорусов четко сохранились следы


насильственного захвата невесты. Парная семья характеризовалась непрочным сожительством муж­чины и женщины, брачные связи легко утрачива­лись.

При родоплеменной организации общества инте­ресы отдельной личности подавлялись интересами всего коллектива. В этом заключалась ограничен­ность родового строя. Однако в трудных условиях борьбы за существование родоплеменная организа­ция стала могучей силой, способной выдержать тяжелую борьбу человека за выживание. В этом выражалась ее прогрессивность по сравнению с первобытным стадом людей и ее жизненная необхо­димость.

Анализ конкретно-исторических материалов да­ет возможность сделать следующие выводы относи­тельно социально-экономической системы перво­бытного общества.

Во-первых, господствующей формой собственно­сти в условиях первобытного общества, особенно на его ранних этапах, была коллективная собствен­ность, а характер распределения и потребления -«равнообеспечивающим», т.е. уравнительным.

Во-вторых, социальная система первобытного общества прошла путь от первобытного стада к ро­довой общине (материнской, затем отцовской) и за­кончилась образованием территориальной (сосед­ской) общины с присущим ей групповым и парным браком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.