Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В рассказах В. М. Шукшина




НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

С.Р. Ишмуратова

аспирант 2 г.о. ФБФиЖ, г. Уфа

Научный руководитель: Г.Г. Хисамова

д-р филол. наук, профессор БашГУ, г. Уфа

В системе речевой коммуникации важное место занимают как вербальные, так и невербальные средства.

Владение разнообразными типами и формами речи, поведенческими средствами, включающими двигательные действия, жест, мимику, интонационными средствами служит для характеристики речевого поведения говорящего. – Чего нахмурился? – то есть на что-то обижен, чем-то недоволен. – Где журнал?Вон там (указание места жестом и кивком головы). Взаимодействие языковых средств с речежестовыми действиями обеспечивают общение.

Речевое поведение, по Т.Г. Винокур, – это «не столько часть поведения вообще, сколько образ человека, составляющийся из способов использования им языка применительно к реальным обстоятельствам его жизни» [Винокур 1993: 16].

При анализе речевого поведения необходимо различать его вербальное и невербальное выражение. Вербализованная часть речевого поведения предусматривает разграничение прагматического (формирование интенции) и стилистического (оформление языкового выражения) аспектов. К невербальным средствам коммуникативного процесса относят кинетическую систему знаков (жесты, мимика), паралингвистические средства (интонация, фонация, паузы). [

Статья посвящена анализу невербального взаимодействия персонажей художественной прозы В.М. Шукшина.

Невербальное поведение выражается авторами художественного текста путем описания или характеристики:

1) мимики, жестов и движений;

2)взгляда человека;

3) невербального эмоционального состояния человека.

Существуют разные способы отражения речежестового поведения персонажа художественного текста. Оно может быть включено в описание внешности персонажа:

– Водку поменьше пить. – Синельников все так же безразлично, вяло, без всякого интереса смотрел на Кольку. Непонятно было, зачем он вообще разговаривает, спрашивает.

Колька уставился в короткие, неопределенного цвета глаза Синельникова («Ноль-ноль целых»). Описание взгляда Синельникова находится в единстве с характеристикой манеры речи, что позволяет подчеркнуть целостность художественного образа.

Для передачи речевого поведения, манеры речи используются слова-распространители, определяющие отношение к событиям или к собеседнику. К примеру, эмоциональное состояние главной героини рассказа «Приезжий» передается при помощи слов-распространителей, определяющих отношение к событию или к собеседнику (сказала тихо, с ужасом; воскликнула; прерывающимся голосом, отчаянно заговорила). В авторских ремарках рассказа также указывается на внутреннее состояние отца, приехавшего увидеть свою дочь (серьезно, пристально глядя; смотрел требовательно, умоляюще), и описывается удивление дочери, впервые узнавшей о родном отце (широко открытыми глазами смотрела):

– Игорь... – сказала она тихо, с ужасом. <...>

Игорь Александрович поднялся, серьезно, пристально глядя на молодую женщину, пошел знакомиться.

– Игорь Александрович.

– Ольга Николаевна.

– Игоревна, – поправил гость.

– Игорь!.. Игорь Александрович! – воскликнула хозяйка.

– Я не поняла, – сказала Ольга.

– Твое отчество– Игоревна. Я твой отец. В 43-м году я был репрессирован. Тебе было... полтора года.

Ольга широко открытыми глазами смотрела на гостя... отца? <...>

– Игорь... – прерывающимся голосом, отчаянно заговорила хозяйка, – ты нашел! Ты сказал – это случайность... Нет, ты нашел! Это жестоко.

– Ольга... – Игорь Александрович смотрел на дочь требовательно. И вместе – умоляюще («Приезжий»).

Разнообразие характеристик голоса выражают внутреннее состояние человека:

- восторг: – Ох и навезли! – заговорила она восторженно и с каким-то святым благоговением. – Мне два платка вот таких – цветные, с тистями, платье атласное, две скатерки, тоже с тистями… («Свояк Сергей Сергеевич»);

- испуг: – Валерк! – заглянул Роман в горницу. – Николай Степаныч дома?

– Не знаю. А что? – испугался Валерка («Забуксовал»);

- удивление: – Три месяца не досидеть и сбежать!– опятьизумился милиционер. – Прости меня, но я таких дураков еще не встречал, хотя много повидал всяких. Зачем ты это сделал? («Степка»);

- злость: – Никак не могут уняться! – сказал он сердито («Заревой дождь»);

- недовольство: – Нашли? – нетерпеливо и недовольно перебил дядя Гриша.

Генка, тоже недовольный, что сбили с подъема, неохотно досказал:

– Нашли. Хотели отметелить, но у меня ружье было – не получилось («Гена Пройдисвет»);

- недоумение: – Но.… Не понимаю! – загорячился кандидат. – Что значит «близко»? («Привет Сивому»);

- возмущение: – Да где натоку-то!! – сорвался дядя Ермолай. – Где на току-то?! Где, когда я.… У-у, обормоты! («Дядя Ермолай»).;

– У нас в родне все в люди вышли, авторитетом пользуются, а ты... Вот осел-то! – громко возмутилсядядя («Племянник главбуха»);

- угроза: Главврач, толстая Анна Афанасьевна, говорила: – Солодовников,напишу маме! («Шире шаг, маэстро!»);

- радость: – Наши! – радостно воскликнула длинная тонкая девушка. – Да! («Внутреннее содержание»);

- растерянность: Васекапожимал плечами: он сам пока не знал, что теперь делать – куда пойти еще работать («Васека») и т.д.

Описание манеры речи сопровождается описанием жестового поведения персонажа:

1) постучать кулаком:

– Но ему не жить, если он не сделает по-человечески! – Костя опять с силой ударил кулаком по колену («Други игрищ и забав»);

2) постучать пальцем:

– Ты смотри, смотри – и, парень! – говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу («Жена мужа в Париж провожала»);

3) показать кулак:

– Ничего, – сказал детина. – Ты видишь? – Показал кулак. – Со мной не пропадешь: с ходу любого укокошу («Случай в ресторане»);

4) погрозить пальцем:

– Вам письмишко! – воскликнул он, улыбаясь шире своей шляпы. И погрозил пальцем. – Только наших не обижать («Чередниченко и цирк») [Хисамова 2007: 99].

Особая роль в качестве невербального отражения эмоций в художественных текстах отводится «взгляду». Он является важнейшим коммуникативным средством, с его помощью передаётся информация, осуществляется воздействие, выражаются чувства. Например: Старик Байкалов смотрел на всё это грустно сощурившись («Игнаха приехал»); Вместо ответа зорко глянул на горничную дверь; Фекла одарила его таким взглядом, что Елизар быстро отвернулся и больше не оглядывался; Смотрел мимо девушки в окно, глупо и напряжённо («Любавины»); – Лекарство пили? – Доктор пытливо смотрел на больного («Заревой дождь»); Смотрит – вроде пальцами трогает Алешу, гладит. Маленько вроде смущается, но все же очень бессовестно смотрит, ласково («Алеша Бесконвойный»).

Невербальное визуальное поведение бывает настолько выразительным, что замещает собой вербальную речь. Писатель, внося в текст произведения описания взгляда, может уточнить социальный статус персонажей, описать всю палитру чувств и эмоций, испытываемых героями в процессе общения (симпатию, антипатию, радость, испуг, гнев и т.д.), охарактеризовать поведение персонажей в важных для развития сюжета ситуациях.

Таким образом, речевое поведение персонажей воздействует на живописность изложения: герои художественных текстов «оживают», становятся видимыми и слышимыми благодаря особенностям речевого поведения, которым их наделяет писатель.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хисамова Г.Г. Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В.М. Шукшина). – М.: МГПУ, 2007. – 352 с.

2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993. – 172 с.

3. Шукшин В.М. Собрание сочинений в шести томах. – М., 1992. – Т. 2; 1993. – Т. 3.

© С.Р. Ишмуратова, 2014

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.