Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Д. Каримова. студентка 2 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа




студентка 2 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа

Научный руководитель: Л. А. Пермякова

кан. филол. наук, доцент каф. русс.филологии БашГу,г. Уфа

Фольклорные традиции в повести "Кысь" Т. Толстой.

В современной русской прозе большое распространение получили фольклорные традиции. Повесть "Кысь" относится к жанру антиутопии — жанру, где в основе лежат такие представления о будущем, которые в противоположность утопии отрицают возможность построения совершенного общества. Антиутопия предупреждает, что любые попытки воплотить в жизнь такое общество неизбежно ведут к катастрофическим последствиям.

В повести "Кысь" почти в каждой главе присутствуют элементы эпических фольклорных жанров: сказаний, преданий, — а также лирических фольклорных жанров, таких, как семейно-бытовые песни, и малых нелирических жанров (припевки, поговорки, загадки). Толстая использует фольклорные мотивы для того, чтобы придать повествованию бытийный характер, совместить индивидуальное и типовое.

В первой главе "АЗ" автор приводит предание о неведомой Кыси. Это предание, облеченное в литературную форму. Оно начинается со слов "В тех лесах, старые люди сказывают, живет кысь".[Толстая 2002:7]

В этой же главе присутствуют литературные сказки — это эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. В произведении "Кысь" Т. Толстая подражает фольклорной сказке. Например: "Будто лежит на юге лазоревое море, а на море на том — остров, а на острове — терем, а стоит в нем золотая лежанка. На лежанке девушка, один волос золотой, другой серебряный, один золотой, другой серебряный. Вот она свою косу расплетает, все расплетает, а как расплетет — тут и миру конец".[Толстая 2002:9]

Фольклорная сказка, в основе которой мы видим традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору. Но и в описанных литературных сказках в составе повести "Кысь" автор придерживается повествования, присущего фольклорным сказкам. Например: "На севере стоит дерево вышиной до самых туч. Само черное, корявое, а цветики на нем белые, ма-а-ахонькие, как соринки. На дереве мороз живет, сам старый, борода за кушак заткнута. Вот как к зиме дело, как куры в стаи собьются да на юг двинутся, так мороз за дело принимается: с ветки на ветку перепрыгивает, бьет в ладоши да приговаривает: ду-ду-ду, ду-ду-ду! А потом как засвищет: ф-щ-щ-щ!..." [Толстая 2002:10]

С фольклорной сказкой повесть сближают следующие моменты. Во-первых, произведение «Кысь» своей композицией схоже с таким эпически-прозаическим фольклорным жанром, как социально-бытовая сказка (описания помолвки, похоронных обрядов).

Во-вторых, мы выяснили, что прослеживается схожесть со сказкой о животных, где человек (или получеловек, так как вследствие Взрыва люди физически изменились и у них появились животные конечности) занимает положение равноценное животному. Например, перерожденцы до Взрыва были людьми, а после стали уподобляться лошадям.

В-третьих, по структурно-композиционным элементам повесть напоминает волшебную сказку. В экспозиции произведения присутствуют два поколения: старшие ― Прежние, и младшие ― родившиеся после Взрыва, все они с Последствиями. В завязке главный герой Бенедикт ощущает страх перед неведомой кысью и обнаруживает какой-то недостаток в своей жизни. Развитие сюжета ― это поиск недостающего элемента, т.е. это мир, который создается Бенедиктом в процессе чтения книг. В данном случае недостающий предмет ― книги.

Кульминация ― Бенедикт сражается с противоборствующей силой, он готов ради книг на любые жертвы. Развязка ― преодоление недостающего. Бенедикт, став зятем санитара Кудеяра Кудеярыча, приобретает определенные права и ходит к людям домой, ищет у них спрятанные книги. Если обнаруживает, то отбирает. Этим он хочет восполнить недостаток.

В «Кыси», как и в волшебной сказке, герой в конце «воцаряется», то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале произведения.

В-четвертых, «Кысь» схожа с новеллистической сказкой (социально-бытовой). Главный персонаж, обычный человек из народа, борется с несправедливостью, совершая разные проделки.

Если классифицировать произведение Толстой по целевой аудитории, то «Кысь» ― сказка для взрослых.

В содержании "Кыси" присутствуют загадки — они относятся к малому жанру фольклора. В тексте есть такая загадка: "Конь бежит, земля дрожит".[Толстая 2002:41] (Гром).

В повести Бенедикт пытается напеть народные песни и говорит, что искусство возвышает человека. Но его пение похоже на шутовство. Пример: "Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Да разлюлюлечки ду-ду! Да трилялюшечки мои! Да

тритатушечки мои!!!.." [Толстая 2002:56]

Также в повести присутствуют и поговорки — словосочетания, обороты речи, отражающие какое-либо явление жизни. Например:

"Икота, икота,

Иди на Федота,

С Федота на Якова,

С Якова на всякого", [Толстая 2002:32]

Или

"Ячмень-ячмень,

Жичинка-жичинка,

Кукиш-кукиш.

На кукиш ничего не купишь.

Купишь топорок,

Разрубишь жичинку поперек". [Толстая 2002:33]

В произведении "Кысь" есть фразеологизмы— устойчивые сочетания слов, в которых одно слово нельзя заменить другим. Например: "круглый год",[Толстая 2002:27, 147] "тьфу-тьфу, не сглазить", [Толстая 2002:184, 185, 190] "работать спустя рукава". [Толстая 2002:108, 114].

В повести прежде всего поражает обилие просторечного говора персонажей — это речь необразованного и полуобразованного населения, не владеющего литературными нормами. Они не избегают употребления нецензурных слов, выражая свои эмоции. Также текст наполнен историзмами и неологизмами. Например: "Ну чо?! Чо расклекотались-то, козлы?" [Толстая 2002:30] или "А те чо, рыло носить надоело? Ща оборву да об колено". [Толстая 2002:126] Просторечной лексике присуща яркая образность, грубость и непринужденность. Например: "пешедралом", [Толстая 2002:6] "ихний". [Толстая 2002:92,110,127]. Этими средствами автор показывает деградацию человечества.

В литературоведении выделяют устойчивые (постоянные) выразительно-изобразительные фольклорные средства. К ним, например, можно отнести такие эпитеты в произведении Толстой: красные девушки, душенька, брови― дугой, коса русая, щеки ― как вечерняя заря.

"Кысь" — первый роман Татьяны Толстой, получивший в номинации "Проза 2001" книжного "Оскара".

В повести Татьяны Толстой "Кысь" уместно использованы все фольклорные малые жанры, они переплетаются и дополняют друг друга. Не только внешность персонажей, но и разум, а также их язык претерпели катастрофические изменения. В таком обществе язык и культура обречены. Это и смог показать автор, широко используя фольклорные традиции.

 

Список литературы:

1. Толстая Т. Н. Кысь: Роман. — Переиздание. — М.: Подкова, 2002. — 320 с.

2. Словари и энциклопедии на Академике: [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/

© Д.Д. Каримова, 2014.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.