Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6.2. Структура и функции педагогической деятельности




Структура (от лат. structura - взаиморасположение, строение) - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе (Пс.сл).

Таблица 39

Структурные компоненты педагогической деятельности

 

№п/п Название компонента Основные характеристики
1. Педагогические цели и задачи Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель педагогической деятельности - личностное и интеллектуальное развитие учащихся, а также саморазвитие и самосовершенствование педагога. Задачи -это систем, куда входят предмет задачи, находящийся в исходном состоянии, модель требуемого состояния предмета задачи. Педагогическая задача включает характеристику психического развития учащихся до воздействия учителя (предмет задачи) и желательные изменения в психическом развитии учащихся (модель требуемого состояния). Постановка педагогической задачи учителем должна учитывать всегда ученика как активного, равноправного соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственную логику поведения
2. Мотивация Это побуждения, вызывающие активность педагога и определяющие ее направленность. В педагогической деятельности выделяют внутренние мотивы - ориентация на процесс и результат деятельности и внешние(мотивы достижения).
3. Предмет педагогической деятельности Это организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития
4. Средства педагогической деятельности Это научные знания, при помощи и на основе которых формируются умения и навыки, осуществляется интеллектуальное и личностное развитие как обучающихся, так и педагога
5. Способы передачи социокультурного опыта Это объяснение, демонстрация, совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающихся, тренинги
6. Продукт педагогической деятельности Это формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт оценивается на экзамене, зачете по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
7. Результат педагогической деятельности Это достижение цели - личностное и интеллектуальное развитие обучающегося, становление его как субъекта учебной деятельности. Результат фиксируется по сопоставлению качеств учащихся в начале обучения и в конце.

ПРЕЗЕНТАТИВНАЯ - представление учащимся содержания материала

Рис. 38. Функции педагогической деятельности (по В.И. Гиницинскому)

Рис. 39. Основные функциональные компоненты педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой)

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что Вы понимаете под педагогической деятельностью?

2. Охарактеризуйте основные структурные компоненты педагогической деятельности.

3. Какие функции реализуются в процессе педагогической деятельности?

Основная литература

Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

Дополнительная литература

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Монография. - СПб., 2000.

Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.

Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.