Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. Что общего и в чем различия понятия «воспитание», «формирование», «развитие», «становление»?




1. Что общего и в чем различия понятия «воспитание», «формирование», «развитие», «становление»?

2. Каковы основные цели воспитания?

3. Как соотносятся между собой принципы и методы воспитания?

Основная литература

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -

М.,1979.

Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. - М., 2003.

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского.-М., 1987.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997.

Щуркова Н.В. Новое воспитание. - М., 2000.

Дополнительная литература

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

 

Тема 5.2. Закономерности и средства воспитания. Механизмы управления процессом воспитания

Закономерности воспитания - это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться эффективных результатов.

Средства воспитания - предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого.

 

Рис. 32. Основные закономерности воспитания

Таблица 32

Классификация средств воспитания

 

№п/п Основания для классификации Классификация средств воспитания
1. По включенности воспитателя в воспитательный процесс 1.Прямые (личное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом). 2. Косвенные (воздействия, реализуемые с помощью книг, ссылки на авторитетного человека)
2. По степени осознанности 1.Осознанные, когда воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. 2.Неосознанные, когда принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитателя.
3. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлено воспитательное воздействие 1.Когнитивные, когда воспитательные воздействия направлены на систему знаний о человеке, на преобразование ее. 2.Эмоциональные, направленные на то, чтобы вызвать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. 3.Поведенческие, направленные непосредственно на поступки человека, вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующее положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам

 

 

Рис. 33. Механизмы управления процессом воспитания

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под закономерностями воспитания? Назовите и охарактеризуйте основные закономерности воспитания.

2. Какие средства воспитания Вы знаете? Охарактеризуйте их и выделите те, которые, на Ваш взгляд, являются более эффективными и почему?

Основная литература

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. - М., 2000.

Поляков С.Д. Психопедагогика. - М., 1998.

Фридман Л.М., Кулагина И.Д. Психологический справочник учителя. - М., 1998.

Дополнительная литература

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой. - М., 1998.

Воспитание детей в школе / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.