Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося




Усвоение - это процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи (зимняя,с. 234)

Умение - освоенный субъектом способ выполнении действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений (пс. сл., с.4000).

Навык в процессе усвоения - это упроченное, доведенное до автоматизма в результате многократных, целенаправленных упражнений действие (Зимняя).

Таблица 21

Психологические характеристики усвоения

 

№ п/п Психологические компоненты усвоения Психологические состояния, которыми компоненты усвоения выражаются
1. Положительное отношение учащихся к учению Внимание, интерес к содержанию урока. Это дидактически связывается с оптимальным для усвоения учебного материала учащимися каждого конкретного возраста темпом учебной работы.
2. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с учебным материалом Наглядность учебного материала и воспитание наблюдательности у обучаемых. Необходимость связи предметной, изобразительной и словесной наглядности.
3. Мышление как процесс активной переработки полученного материала Осмысление и понимание всех связей и отношений, включение нового материала в уже имеющуюся в опыте обучающегося систему.
4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации Наибольшая эффективность запоминания и сохранение усвоенного зависит от конкретной установки на условия запоминания (время, цель, характер использования в практике) и включенностью обучающегося в активную собственную деятельность

 

 

Рис. 23. Этапы усвоения материалом (по С.Л. Рубинштейну)

 

Рис.24. Основные учебные умения, формируемые у школьников

Процесс непосредственного чувственного охнакомления с учебным материалом Состояние оборудования Процесс непосредственного чувственного охнакомления с учебным материалом

 

 

Рис. 25. Факторы, влияющие на формирование навыка

 

 

 

Рис. 26. Этапы формирования навыка (по С.Л. Рубинштейну)

 

Таблица 22

Развитие навыка (по Л.Б. Ительсону)

 

Название этапа развития навыка Характер навыка Цель навыка Особенности выполнения действия
Ознакомительный Осмысление действий и их представление Ознакомление с приемами выполнения действий Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения; грубые ошибки при выполнении действия
Подготовительный (аналитический) Сознательное, но неумелое выполнение Овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение: много лишних движений, очень напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль.  
Стандартизирующий (синтетический) Автоматизация элементов действия Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие Повышение качества движения, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю.
Варьирующий (ситуативный) Пластическая приспособляемость к ситуации Овладение произвольным регулированием характера действия Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция).

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что отличает учебную деятельность от усвоения, а усвоение - от формирования навыка?

2. Назовите и охарактеризуйте этапы усвоения материала.

3. Что такое умение? Назовите и раскройте общеучебные умения старшеклассников.

Основная литература

Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М., 1970

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М, 1998.

Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М., 1994.

Дополнительная литература

Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977.

Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.