Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.3. Активные методы обучения




Активные методы обучения - это ускоренные способы обучения, направленные прежде всего на развитие и совершенствование психических навыков и личностных способностей ученика, необходимых для реализации учебной деятельности.

Таблица 15

 

Классификация активных методов обучения

 

Основные группы АМО Цель Перечень АМО, относящихся к данной группе
Активные методы традиционных способов обучения Активизация процесса усвоения знаний Интегрированный урок, включающий три взаимосвязанных элемента: беседу, игру, творчество; уроки «Где? Что? Когда?», уроки -диспуты; дидактические игры.
Собственно активные методы обучения Активизация личности в учебной деятельности, уменьшение давления стереотипа, развитие способности к пониманию сущности проблем, формирование навыков управления своими эмоциями и принятие решения в неоптимальных условиях «Мозговой штурм», разработанный А.Ф. Осборном (коллективное решение неординарной задачи); метод анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация; ситуация -упражнение; ситуация -оценки; ситуация-проблема); метод инцидента (знакомство учеников с каким-то случаем, произошедшим с их сверстником); деловая игра (моделирование системы отношений); дискуссия.

 

Таблица 16

 

Структура игровой модели

 

Элементы игровой модели Конструктивные приемы
Цели игры Формулирование игровых целей
Сценарий игры Создание «катастроф». Задание поведенческих противоречий. Сжатие или растяжение игрового времени по отношению к реальному времени протекания процесса в объекте имитации. Повышение импровизационности игры
Комплект ролей и функций игроков Введение противоположных по интересам ролей Введение двойных ролей (смена ролей во время игры). Создание портрета роли. Градация роли по оттенкам. Введение персонажа ИКС в игру. Конструирование игровых прав и обязанностей игроков
Правила игры Конструирование игровых правил (в дополнение к реальным)
Комплект игровой документации Игровая «упаковка» документации. Создание опознавательных знаков. Символов, эмблем. Оформление материалов иг8ры с использованием графики
Система оценивания Система критериев баллов, визуальное представление результатов оценивания

 

 

Рис. 10. Психолого-педагогические принципы деловой игры

(по А.А. Вербицкому)

 

Таблица 17

 

Цели, задаваемые для деловой игры (по А.А. Вербицкому)

 

 

Виды целей деловой игры Содержание целей, реализуемых в процессе деловой игры
Дидактические - закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры; - выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; - обмен опытом создания деловой игры; - совершенствование навыков принятия коллективных решений; - развитие коммуникативных умений разного рода
Воспитательные - развитие творческого мышления; - выработка установки на практическое использование деловой игры; - воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми; - преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения
Игровые цели - разработка вариантов проекта деловой игры; - демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста

 

Рис. 11. Этапы подготовки дискуссии

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под активными методами обучения?

2. Какие задачи решаются в процессе использования активных методов обучения?

3. Разработайте сценарий деловой игры, дискуссии.

Основная литература

Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. - 1982. - № 3.

Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. - М., 1986.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Дополнительная литература

Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.

 

 

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.