Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.3. Современные образовательные парадигмы




Тема 2.2. Образование и культура

Культура (от лат. cultura - возделывание, обработка) - специфический способ организации развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в совокупности отношений.

Культурологический подход к образованию предполагает рассмотрения вопроса о том, как общество воспринимает и воспитывает ребенка, в качестве одной из главных характеристик культуры в целом.

Таблица 2

Тип культуры и характер образования (по М.Мид)

 

Название типа культуры Основные характеристики типа культуры Способы передачи знаний
Постфигуративный Власть основывается на прошлом. Прожитое взрослыми - это схема будущего для детей. Проявление этого типа культуры встречается в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, обычаях, национальных укладах. От старших младшим
Кофигуративный Моделью поведения является поведение сверстников. «Это общество, в котором отсутствуют деды и бабки». Это характерно для жизни иммигрантов, при адаптации их к новой культуре. От сверстников

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте характеристику эволюции отношений общества к ребенку.

2. Верно ли утверждение о том, что каждому народу присущи типичные черты и свойства. Если да, то каким образом это может повлиять на процесс воспитания?

3. Какие особенности русского характера отражены в русских народных сказках, пословицах и поговорках?

Основная литература

Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М., 1994.

Демоз Л. Психоистория. - Ростов н /Д., 2000.

Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

Дополнительная литература

Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. - 1990. - № 4.

Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999.

 

Реализация прогрессивной тенденции образования связана с последовательным переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений и навыков;

2) тотальный контроль за учащимися;

3) взаимодействие по принципу субъект-объектных отношений, где учитель - субъект, а ученик - объект учебного процесса.

Альтернативной моделью сегодня становится гуманистическая модель образования, определяемая следующими функциями: 1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях; 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 3) создание условий сотворческого общения учителя и ученика для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия; 4) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя, и ученика.

Таблица 3

Различия классической (когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориентированной) образовательных парадигм (по С.Л. Братченко)

Основания различий Когнитивно-ориентированная парадигма Личностно-ориентированная парадигма
Ценности и цели Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Главная цель: дать учащимся знания, сформировать умения и навыки, обеспечить социализацию. Ценности: нормативность (соответствие заданному стандарту), управляемость (послушность, дисциплинированность), однородность (одинаковость). Общая стратегия - стратегия формирования, активного вмешательства в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам. Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Главная цель: способствовать личностному росту всех участников образовательного процесса, включая ребенка. Ценности: личность и личное достоинство каждого; свобода (свободный выбор и ответственность за него), творчество и индивидуальность в познании и самовыражении. Стратегия - стратегия помощи-поддержки и уважения ребенка.
Личная значимость и осмысленность Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными актуальными интересами и потребностями, не являются его личным выбором. Причем эта отчужденность и бессмысленность характерна и для учителей, которые вынуждены ориентироваться на требования стандартов, методики. Как следствие - учение и преподавание превращаются в «тяжкий труд». Содержание и процесс образования максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками образовательного процесса признается право на участие в определении направления образования, его содержания и форм организации.
Ведущая активность Главная действующая сила - преподавание, т.е. активность учителя, который ведет за собой учеников. Задача школьников - успеть за учителем (отсюда - «успеваемость»), для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальным особенностям и актуальному состоянию учителя. Главная действующая сила - учение, т.е. активность самих учащихся. Не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы, особенности каждого ребенка.
Модальность познания Основная форма предъявления изучаемого материала - вербальное объяснение, реже - демонстрация. Предполагаются знания как объективный готовый результат, полученный кем-то и когда-то. Усваивая эти знания, ученик должен ответить на множество вопросов, придуманных другими - учителем, автором учебника. Главный способ познания - на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. Знания появляются у учащихся как ответы на собственные вопросы - и потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не на объективном знании, а на человеческом изменении. Такое познание - познание самого себя, открытие мира в себе и через себя.
Роли участников образовательного процесса. Жесткая фиксация резко ассиметричных функций учителя и ученика. Власть сосредоточена в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера. Ученик выполняет требования учителя. Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, направленную на общую цель -развитие и личностный рост каждого. Для того чтобы эти отношения формировались, важны 3 базовые условия личностного роста - конгруэнтность, принятие ребенка и эмпатия. Соответственно готовность к педагогической деятельности - не столько владение знаниями и методиками, сколько личностная зрелость.

 

В настоящее время образование претерпевает изменения и характеризуется демократизаций, дифференциацией, гуманистической направленностью, модернизацией классно-урочной системы, развитием опытно-экспериментальной деятельностью, интеграцией школьного и внешкольного образования.

 

Таблица 4

Основные тенденции современного образования (по А.А. Вербицкому)

 

№п/п Название тенденции Характеристика тенденций образования
1. Осознанность уровня образования Каждый уровень образования трактуется как органическая составная часть системы непрерывного народного образования. Предусматривается преемственность не только между школой и вузом, но и между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Ставится задача моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что породило формирование нового типа обучения - знаково- контекстного.
2. Индустриализация образования Внедрение в учебный процесс компьютерного обучения, технологизация учебного процесса, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
3. Переход к активным формам и методам обучения Включение в учебный процесс элементов проблемности, научного поиска, использование резервов самостоятельной работы обучающихся, что способствует развитию мышления обучающихся.
4. Поиск психолого-дидактических условий перехода к развивающим способам организации учебно-воспитательного процесса Отказ от жестко регламентированных контролирующих алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и переход к интенсифицирующим, игровым, что предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.
5. Организация взаимодействия обучающихся и обучаемых Организация обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся. Где акцент смещается с «обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащихся и студентов».

Вопросы и задания для самопроверки

1. Охарактеризуйте происходящие в современной России процессы, как способствующие развитию образования, так и противодействующие.

2. В чем суть когнитивно-ориентированной парадигмы образования? Каковы ее достоинства и ограничения?

3. В чем суть личностно-ориентированной парадигмы образования?

Основная литература

Зинченко В.П., Моргунов Е.В. человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994.

Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - №1.

Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993.

Ясвин В.А. Психологическое моделировние образовательного пространства // Психологический журнал. - 2000. - т.21. - №4.

Дополнительная литература

Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 1996. - №1.

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. - М., 1999.

Кудрявцев Т.В. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. - Дубна,1997.

Образование в конце ХХ века // Вопросы философии. - 1992. - №9.

 

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.