КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.1. Образование и образовательные системы
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) образовательных уровней (образовательных цензов) [закон]. Образование - процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора жизненного пути и на саморазвитие личности [Асмолов]. Образование - процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека [петровский]. Образование -созидание человеком образа мира в себе самом путем активного полагания себя в мире предметной, социальной и духовной культуры [Вербицкий]. Образование -механизм овладения культурой [Щедровицкий п.г.]. Содержание образования - это мера приближения человека к развивающейся культуре. Содержание образования - это триединый, целостный процесс, характеризующийся: 1) усвоением опыта предшествующих поколений (обучение); 2) формирование типологических качеств личности (воспитание); 3) умственное и физическое совершенствование человека (развитие). Отсюда следуют три компонента образования: обучение, воспитание и развитие.
Рис. 5. Содержание образования (по Стенли Низбет)
Образование как социальный институт является сложной системой, включающей разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры.
Рис. 6. Характеристика образования как системы
Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечными состояниями участников этого процесса.
Рис. 7. Характеристика образования как процесса
Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом. Рис. 8. Характеристика образования как результата
Вопросы и задания для самопроверки 1. Что такое образование? 2. Что включает в себя содержание образования? 3. Что представляет собой образование как система, как процесс и как результат? Основная литература Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1993. Зинченко В.П. Живое знание. - Самара, 1998. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993. Дополнительная литература Валицкая А.А.Современные стратегии образования // Педагогика. - М., 1997. - №2. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |