Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкетирование как форма опроса




Метод опроса

Часть IV. Методики опроса в психологических исследованиях.

Обработка результатов

 

Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более 20 черт, средний – 10–15, низкий – менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве – черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно–действенное и наглядно–образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно–логическому обобщению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории.

Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую–то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несущественным признакам объектов.

Контрольные вопросы

 

1. Для чего варьируется сложность сравниваемых понятий?

2. Как оценивается уровень развития операции сравнения?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал к методике «сравнение понятий»

 

Утро – вечер Корова – лошадь Летчик – танкист Лыжи – коньки Трамвай – автобус Река – озеро Велосипед – мотоцикл Собака – кошка Ворона – рыба Лев – тигр Поезд – самолет Обман – ошибка Ботинок – карандаш Яблоко – вишня Лев – собака Ворона – воробей Молоко – вода Золото – серебро Сани – телега Воробей – курица Дуб – береза Сказка – песня Картина – портрет Лошадь – всадник Кошка – яблоко Голод – жажда

 

 

 

 

История вопроса. К числу наиболее распространенных средств получения эмпирических данных относят метод опроса. Точнее было бы говорить о методиках опроса, имеющих разные цели и занимающих разное место при сборе данных в психологическом исследовании. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения, оценки и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Опрос следует отличать от использования опросников в качестве психодиагностических методик. Результаты опросов – это первичные данные. Применение же опросников – личностных, интеллектуальных и т.д. – позволяет получать вторичные данные (о местоположении индивидуальных показателей по отношению к нормативным).

В целях различения методик опроса и психодиагностики далее будет использоваться термин «анкетирование». Анкета – это письменный перечень вопросов, задаваемых опрашиваемому – испытуемому, респонденту.

Основными формами опроса, применяемыми в психологических исследованиях, являются:

1) опрос «лицом к лицу» – интервью, проводимое специалистом (интервьюером) по определенному плану;

2) заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения испытуемым (или опрашиваемым респондентом).

Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди психологов еще в XIX в. В 1874 г. английский психолог Ф. Гальтон впервые использовал анкету в своем исследовании с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопрос его подробной анкеты ответили 100 крупнейших научных деятелей. Полученные данные были проанализированы и изложены Ф. Гальтоном в монографии «Английские люди науки: их природа и воспитание». Пионерами применения анкетного метода в психологии были А. Бине во Франции и С. Холл в США (конец XIX – начало XX в.). В исследованиях А. Бине метод опроса был по существу переходным методом тестирования интеллекта. Тестами стали называть стандартизованные формы психодиагностики, в то время как за термином «опрос» остались все другие формы получения вербализованных (устно или письменно) ответов на перечень задаваемых вопросов. В XX в. анкетный опрос как метод педагогических и психологических исследований начал применяться и в России.

Анкетный опрос стал преимущественно используемым средством в социально–психологических исследованиях. Преимущество этих методик заключается в возможности спросить о чем угодно, что представлено в сознании человека – его мнениях, мыслях, оценках и т.д.

Опросам как методикам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т.д. чаще всего осуществляется посредством опросов в той или иной форме. Данные самонаблюдения представляют собой важный материал для исследователя. «Высказывания субъекта – показания его самонаблюдения должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе готовую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими данными. Объективный анализ высказываний испытуемого приводит нередко к результатам, отличным или даже прямо противоположным их непосредственному содержанию», – подчеркивал С. Л. Рубинштейн [Рубинштейн, 1959, с. 171].

Формы устного опроса стали методиками, получившими широкое распространение в смежных с психологией дисциплинах, особенно в социологии. Общими являются ряд требований к составлению опросников [Методы..., 1977; Бутенко, 1989].

Имеющийся опыт проведения психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методик опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

Место опроса (анкетирования) в структуре (на этапах) психологического исследования. Область применения опросов в психологических исследованиях довольно обширна. Социальная психология обращается к этому средству наиболее часто (в силу предмета изучения).

1. Опрос на ранних стадиях исследования. В процессе работы по разведывательному плану, т.е. в поисковых исследованиях, используется обычно интервьюирование. С помощью опроса как анкетирования также получают «срезовые» данные о мнениях людей, когда исследование еще находится на стадии выработки гипотез. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. Часто при этом опрашиваются лишь компетентные лица, которые могут дать обстоятельную информацию по интересующим исследователя вопросам. Если в качестве основного метода сбора данных выбрано анкетирование, то интервью обычно применяется для предварительного испытания анкеты, как перечня вопросов, из которых в последующем будут выбраны репрезентативные.

2. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации – для получения данных, позволяющих прояснить взаимосвязи изучаемых процессов. При этом особое значение приобретают стандартизация методик опроса и определение достоверности полученной информации. В отличие от задачи прояснения психологических переменных и гипотез здесь предлагается комплексный охват уже выделенных заранее проблем (и переменных).

3. Если в программе исследования предусматривается экспериментальная схема, методика опроса может использоваться с целью выявления основных признаков, отличающих экспериментальную и контрольную группу как до начала эксперимента, так и после его окончания. Не следует смешивать этот случай с установлением зависимой переменной при обращении исследователя к самонаблюдению испытуемых.

4. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем применения других форм опроса. В последнем случае нередко материалы анкетирования дополняются данными интервью. При этом часто повторно опрашивается некоторая часть лиц, входящих в исходную выборку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.