КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 2
Текст 1 Обработка результатов Задание 9. Заполнение пропущенных слов в тексте
Тема задания
Отработка одного из приемов изучения вербального мышления. Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получался связный рассказ. Адекватным считается применение методики для испытуемых старше 7 классов. Она также успешно используется в «патопсихологическом эксперименте».
Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и затруднения (их место – в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей). Анализируется развитие речи испытуемого, продуктивность его ассоциаций. Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопоставлять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверяет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору. С помощью этой методики обнаруживается также такая характеристика вербального мышления, как его целенаправленность. В ситуации обследования методика применяется в комплексе с другими. Полученные с ее помощью данные уточняют особенности вербального мышления, выявляемые другими функциональными пробами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Над городом низко повисли снеговые _______. Вечером началась _______. Снег повалил большими________. Холодный ветер выл как дикий ______. На конце пустынной и глухой_________________вдруг показалась какая–то девочка. Она медленно и с________пробиралась по ___________. Она была худа и бедно____________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и _________________ей идти. На ней было плохое___________с узкими рукавами, а на плечах ______________. Вдруг девочка ____________ и, наклонившись, начала что–то________________у себя под ногами. Наконец она стала на ________________ и своими посиневшими от_____________ ручонками стала______________по сугробу.
Однажды Генрих IV, французский___________, потерял на охоте из виду свою_____________и принужден был один____________в Париж. На большой_________он увидал простого _________, который __________ также в столицу. Король остановил своего __________ и __________ к мужичку с вопросом: «Зачем ты __________ в город?» – «Я хочу____________своего сына, да, сверх того, мне хотелось бы___________короля, который так любит своих,_________; говорят, что он очень_______________. Но как его___________в толпе? Не будете ли вы добры ___________ мне его?» – «Когда народ ___________ своего короля, – отвечал Генрих, – то каждый __________шляпу; знай: кто не____________шляпы, тот и король». Увидавши своего ___________ в городе, все парижане сняли ____________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас обоих_________?» – спросил мужичок с удивлением. Контрольные вопросы
1. Какие показатели уровня развития речи можно оценить при помощи данной методики? 2. Влияет ли мотивация на скорость подбора слов при заполнении пропусков в тексте? § 43. Задание 10. Методика «ответные ассоциации»
Тема задания
Студенты знакомятся с вариантом так называемого «ассоциативного эксперимента», позволяющего выявлять особенности мышления. Другие цели ее модифицированных вариантов – анализ «аффективных комплексов», оценка соотношения подвижности и инертности нервных процессов. Также широко используется в патопсихологии. Ход выполнения задания
Экспериментатор заранее готовит стимульный ряд – список из слов (существительных), не имеющих между собой связи. В настоящее время для подготовки такого списка используется словарь ассоциативных норм русского языка, если существительные должны быть эквивалентны с точки зрения частоты их встречаемости и легкости–трудности установления ассоциаций. В форме протокола задан список слов, использованных в ситуации «патопсихологического эксперимента». Стимульный ряд предъявляется устно: экспериментатор последовательно прочитывает очередное слово и записывает ответное, названное испытуемым. У экспериментатора должен быть секундомер, с помощью которого он отмечает время ответа испытуемого, т.е. временной промежуток от конца называния им слова до начала ответа испытуемого. Инструкция испытуемому: «Старайтесь отвечать любым первым пришедшим в голову словом в ответ на мое. Отвечать надо быстро и не раздумывая».
В случае если испытуемый отвечает фразами или словосочетаниями, его следует поправить и предложить выполнять инструкцию.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |