КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка данных
Задание 5. Методика изучения устойчивости внимания
Тема задания
Исследуется устойчивость внимания на материале, получившем название корректурных проб, в которых испытуемый выполняет письменные действия. Длительное выполнение действий, предполагаемое этими пробами, позволяет отследить и описать динамику устойчивости внимания.
Для определения устойчивости внимания применяются функциональные пробы, позволяющие проследить динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени. Распределение внимания исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий. Устойчивость – это длительность сосредоточения внимания на каком–то реальном или идеальном объекте. Концентрация внимания означает, что человек может сохранять сосредоточенность на объекте при наличии помех. Устойчивость и концентрация внимания являются показателями продуктивности и работоспособности человека, имеют большое значение при выполнении многих видов деятельности – учебной, трудовой. Для исследования устойчивости внимания у взрослых и детей, учащихся разных классов, проводятся опыты с разными корректурами (буквенная, цифровая и фигурная пробы). Репрезентативность той или иной пробы определяет психолог (студент или исследователь). Ход выполнения задания
В инструкции экспериментатор предлагает испытуемому в бланке корректуры зачеркивать какой–либо знак, пропуская остальные. В отличие от задания № 3 в Части I «Предметного практикума» для данного более простого варианта используются цифровая и фигурная пробы. (Бланки даны в Приложении. Можно использовать также кольца Ландольта.) Бланков должно быть несколько, так как заранее неизвестна продуктивность выполнения действий испытуемым. Экспериментатор говорит о предполагаемом времени работы и необходимости пройти как можно больше знаков, но не делать ошибок. По сигналу экспериментатора испытуемый начинает выполнять задание и через 5 мин его заканчивает. При обследовании школьников опыт можно повторить, варьируя корректуры – цифровую, а затем фигурную. При этом важно учитывать общее время участия испытуемого в опытах и возможность утомления.
В результате получают следующие данные: количество просмотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (цифрах, фигурах), количество пропущенных букв, количество неправильно зачеркнутых букв. По существу эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы. Показателем устойчивости внимания является количество просмотренных знаков в каждом виде корректуры в течение 5 мин и число допущенных ошибок. Динамика показателей может оцениваться по графику, который отобразит зависимость числа знаков или показателя точности за каждую минуту. Для количественной оценки устойчивости внимания подсчитываются следующие показатели: показатель точности А =, где п – число зачеркнутых элементов; т – число ошибок; показатель темпа работы Т – N/t, где N – число просмотренных знаков, t – время в минутах; коэффициент продуктивности работы К = А•Т. Коэффициент продуктивности является количественным показателем концентрации внимания. Контрольные вопросы
1. Что такое устойчивость и концентрация внимания? 2. Каким образом можно оценить устойчивость внимания?
ПРИЛОЖЕНИЕ Материал к методикам «корректурные пробы»
Дата:________________________________ Ф.И. ребенка:________________________________________ Рис. 30. Корректурная проба для детей.
Дата:_______________________________________ Испытуемый:______________________________________
Рис. 31. Цифровой бланк к корректурной пробе.
Дата:_______________________________________ Испытуемый:______________________________________ Рис. 32. Кольца Ландольта.
§ 39. Задание 6. Методика «узнавание фигур» Тема задания
Узнавание – наиболее простая и генетически ранняя форма воспроизведения материала при запоминании. Это опознание уже воспринятого объекта, известного по прошлому опыту. Узнавание предполагает наличие объекта, его повторное восприятие. Его основой является сличение наличного восприятия со следами, хранящимися в памяти субъекта. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Для установления эффективности запоминания используется произвольное узнавание.
Цель задания – знакомство с одной из простых функциональных проб, позволяющих выявить и описать особенности непосредственного запоминания. Ход выполнения задания
Экспериментатор использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течение 10 с показывает испытуемому эталонную картинку, изображенную на рис. 33, с инструкцией запомнить предъявленные фигуры (на рисунке даны 9 различных фигур). Затем испытуемому немедленно предъявляют рис. 34, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других 25. На рис. 34 испытуемый должен найти и указать те фигуры, которые он видел в первом случае. Если рисунок с 25 фигурами помещен на стандартный лист, то рисунок с 9 фигурами не должен существенно отличаться по размерам фигур (и соответственно займет только часть листа). Эти два листа экспериментатор держит до начала показа перевернутыми (во время инструктирования испытуемый их не видит). Студент может выполнить два опыта – со своим коллегой и со школьником, чтобы получить дополнительные сведения об особенностях стратегий воспроизведения визуального материала у лиц разного возраста.
Рис. 33. Эталонные фигуры к методике «узнавание фигур».
Рис. 34. Контрольное поле к методике «узнавание фигур».
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |