Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов. Задание 7. Выделение закономерностей (методика Б




Задание 7. Выделение закономерностей (методика Б. И. Пинского)

Обработка результатов

 

Экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень непосредственного запоминания как узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е:

 

 

где т – число правильно узнанных фигур; п – число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен 1, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала (например, буквенного, цифрового, словесного).

Контрольные вопросы

 

1. Различаются ли по степени продуктивности узнавание и собственно воспроизведение? Чем это объясняется?

2. Какие факторы влияют на эффективность узнавания?

 

Тема задания

 

Обработка одной из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной целью ее применения является изучение процессов установления закономерностей.

Ход выполнения задания

 

Экспериментальным материалом для этой функциональной пробы является набор черных (Ч) и белых (Б) брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (это модификация для плоскостного изображения сравниваемых объектов). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Он должен удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:

I задание – ЧБ ЧБ ЧБ...

II задание – ЧББ ЧББ ЧББ...

III задание – ЧБ ЧББ ЧБББ...

Важно, что каждое из заданий предъявляется отдельно, и экспериментальный материал вновь выкладывается для следующего.

Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости (рис. 35). С целью знакомства с этим методическим приемом можно использовать его, выбрав в качестве испытуемого младшего школьника.

Студент выбирает способ фиксации данных. Первый: выкладывание испытуемым последующих объектов (из заранее заготовленных экспериментатором запасных брусков или прямоугольников). Тогда протокол им ведется любым (произвольным) образом. Второй: запись самим испытуемым нужной последовательности букв.

 

 

Рис. 35. Материал к методике Пинского.

 

 

Анализируется достижение цели испытуемым – установление правильной последовательности – и возможность объяснения им различий в заданиях. При анализе индивидуального случая обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный испытуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета).

Существенное значение имеет обнаруживаемая в функциональной пробе тенденция переносить в готовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Она свидетельствует о попытках испытуемого подменить задачу обобщения репродуктивным типом стратегии.

Контрольные вопросы

 

1. Какие мыслительные операции обеспечивают возможность выделения закономерностей?

2. Какие особенности данной функциональной пробы позволяют использовать ее для определения нарушений интеллектуальной деятельности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.