Глава тридцать вторая ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ 1. В своей книге "Посольство к Каю" (28) Филон называет себя седымстариком. Поскольку речь идет о 40-42 гг., то следует думать, что он родилсяне позже середины 20-х годов до н. э. 2. На Филона постоянно ссылаются Климент Александрийский, Ориген, св.Василий Великий, св. Григорий Нисский, бл. Иероним, св. Исидор Пелусиот идр. О его влиянии на христианское богословие см.: Ф. Фаррар. Первые днихристианства. Пер. с англ. СПб., 1888, с. 227 сл.; Э. Гэтч. Эллинизм ихристианство, с. 88 сл.; Н. Глубоковский. Благовестие ап. Павла, т. II.СПб., 1910, с. 23-425; S. Каrрре. Philon et la Patristique, р. 1-33. 3. Это посольство было вызвано гонением на иудеев, которые отказалисьвоздать божеские почести императору Каю (Калигуле). См.: Э. Ренан. Апостолы.Пер. с франц. СПб., 1907, с.140 сл. 4. О семье Филона сообщает И. Флавий: Иуд. война, II, 15, 1; 18, 7; IV,10, 6, V, 1,6; VI, 4, 3; Арх. XVIII, 6, 3; 8, 1; XIX, 5, 1; XX, 5,2. Освященническом происхождении этой семьи см.: бл. Иероним. О знаменитыхмужах, XI. 5. Philo. De Providentia II, 109. Произведения Филона на русский язык(за малыми исключениями) не переведены, однако существует их подробноеизложение в работе: В.Иваницкий. Филон Александрийский. Жизнь и обзорлитературной деятельности. Киев, 1911. 6. См.: А. Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии, т. I, с. 52 сл., атакже приложение ко II тому этой книги: Life and Time of Jesus the Messiah,1962; Y. Bentwich. Philo-Judaeus of Alexandria. Philadelphia, 1940, р. 199ff. 7. De specialibus legibus, II, 210. 8. Quod Omnis probus liber sit, 20. 9. Legum allegoriae, II, 85. 10. Quod Deus sit immutabilis, 46. 11. De gigantibus, 47 12. Legum allegoriae, II, 85. 13. Quod Omnis probus liber sit, 74. 14. De specialibus legibus, I, 13-18; De Decalogo, 64-65. 15. De Providentia, II, 28. 16. Там же, II, 42; Quod Omnis, 2. 17. De migratione Abrahami, 134. 18. De aeternitate mundi, 2. 19. О применении аллегорического метода в христианской экзегезе см.: В.Дмитриевский. Александрийская школа. Казань, 1884. 20.См.: J. Guttтапп. Philosophies of Judaism, р. 27. 21. De Opificio mundi, 7-8. 22. См., напр., Quod Deus sit immutabilis, 11. В согласии с этим св.Иоанн Златоуст утверждал, что в Книге Бытия "употреблены грубые речения,приспособительно к немощи человеческой" (Беседы на Бытие, XV, 2). 23. Основные черты раввинистического учения о "первом Адаме" обрисованыв статье Л.Гинцберга "Adam-Kadmon" (ЕЭ, т. I, с. 441-445). 24. См.: В. Бычков. Эстетика Филона Александрийского.-ВДИ, 1975, Э 3,с. 62. 25. De somnis, I, 20. 26. Quod Deus sit immutabilis, 14. 27. Legum allegoriae, I, 91. См.: Д. Гусев. Учение о Боге идоказательствах бытия Божия в системе Филона.-ПС, 1881, Э 12, с. 194. 28. De mutatione nominum, 5. 29. De Opificio mundi, 8. 30. Quod Deus sit immutabilis, 62. 31. См.: С. Булгаков. Свет Невечерний. М., 1917, с. 111 сл.; В.Лосский. Мистическое богословие Восточной Церкви.-БТ, в. 8, с. 18 сл. 32. De praemiis et poenis, 45. 33. Quis rerum divinarum heres sit, 69. 34. De Cheburim, 9. Раввинистические параллели этой мысли приведены уК. Зигфрида (ЕЭ, т. XV, с. 262). 35. "Филон,-отмечает Д. Клиффорд,-является самым ранним свидетелемучения о том, что Идеи суть мысли Бога" (D.A. Cliffford. The History of theReligions Philosophy. Cambridge, 1965, р. 142). 36.См.: В. Лосский. Мистическое богословие..., с. 39 сл. 37. О Слове у пророков см.: Ис 9, 8; 40, 8, 26; 44, 27; 55, 10 сл.Связь учения Филона о Слове с раввинистическим понятием Мемры рассмотрена А.Эдершеймом (Ук. соч., т. I, с. 59 сл. и специальное приложение к т. 2). См.также: Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 28 сл. В Египте учение о творческомСлове появилось еще в III тыс. до н.э. (см.: Б. Тураев. Египетскаялитература. М., 1920, с. 39 сл.). 38. См.: М. Муретов. Философия Филона Александрийского в отношении кучению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885, с. 174 сл. 39. De migratione Abrahami, 6. 40. De plantatione, 18. 41. Legum allegoriae, III, 207. 42. De agricultura, 12; De confusione linguarum, 14. 43. De plantatione, 8-9. 44. De opificio mundi, 8. 45. Как последователь философии Аристотеля, Фома признавал и его теориюбезначальности мира, но, будучи исповедником библейского учения о творении,он не мог принять ее полностью. Эту дилемму Фома Аквинат решил в духеФилона. По его учению, "универсалии", т. е. духовная первооснова вещей,предвечно пребывают в Самом божественном Разуме. См.: S. Decloux. Temps,Dieu, Liberte dans les Commentaires Aristoteliciens de Saint Thomas d'Aquin.1967, р. 52. 46. De Providentia, I, 7. 47. De specialibus legibus, IV, 187. 48. Legum allegoriae, III, 77. 49. Там же, 71. 50. De migratione Abrahami, 9. 51. Quod Deus sit immutabilis, 46. 52. De Providentia, I, 63. 53. См: Г. Генкель. Апион.-ЕЭ, т. II, с. 844. 54. De specialibus legibus, I, 271. 55. Там же, 287 56. Там же, II, 70. 57. De praemiis, 15-16. 58. См.: А. Смирнов. Мессианские ожидания и верования иудеев..., с. 75;А. Троицкий. Антропологическое и эсхатологическое учение Филона.-ВР, 1904, Э18, с. 198 сл. 59. De opificio mundi, 71; Legum allegoriae, III, 82; De somniis, II,249. 60. De fuga et inventione, 75а. 61. Legum allegoriae, III, 18. 62. См.: Н. Смирнов. Терапевты и сочинение Филона Иудея "О жизнисозерцательной", с. 19 cл.; М. Елизарова. Община терапевтов, с. 40 сл. Какуже было отмечено выше, термин терапевт происходит от арамейской формы словаессей. 63. Филон. О созерцательной жизни, 13. 64. Там же, 89. 65. Там же, 12. 66. Евсевий. Церк. История, II, 17. 67. См. правила 10, 11, 21 Гангрского Собора. Следует признать, что вхристианском монашестве (особенно средневековом) неоднократно возникалиспиритуалистические уклоны, коренящиеся по своей природе не в Евангелии, а вплатоновском и эллинистическом отрицании плоти. Самые крайние из этихуклонов превратились в манихейскую ересь, терзавшую (под разными обличьями)Церковь на протяжении многих веков (павликиане, богомилы, катары, альбигойцыи пр.). Главная идея этой ереси-происхождение плоти и всего материальногомира от дьявола. Глава тридцать третья ПРЕДТЕЧА Иудея, 26-27 гг. Избавитель придет, когда Израиль покается. Рабби Иоханан В четырнадцатый, по восточному счету, год правления Тиберия прокураторВалерий Грат был отозван из Палестины и кесарийский гарнизон готовился квстрече нового наместника Понтия Пилата. Когда корабль приближался к гавани, с палубы римлянам открыласькартина, живо напомнившая им о родных краях. Еще издали можно было различитьдве гигантские статуи Августа и Юноны, белые колоннады портовых зданий ихрамов. Сойдя на берег, новоприбывшие осмотрели дворец, театры и цирк,сооруженные Иродом Великим. На каждом шагу они убеждались, что провинцияхорошо усвоила порядки, стиль и вкусы Рима. Впрочем, самого наместника этотпарадный фасад обмануть не мог. Ему было известно, что в глубине странытечет иная, непонятная Западу жизнь, которую нелегко будет держать подконтролем. Выгодную должность прокуратора Пилату выхлопотал всесильный тогдасенатор Сеян, заклятый враг иудеев. Пилат не скрывал, что разделяет чувствапатрона, и с презреньем относился к обычаям страны, где должен был теперьпредставлять власть императора. О человеке, который через несколько лет вынесет смертный приговор "ЦарюИудейскому", известно немного. Однако мы знаем, что он отнюдь не отличалсячуткой совестью и мало походил на героя булгаковского романа. Филон,современник Пилата, приводит о нем весьма резкие отзывы. Говорили, чтопрокуратор "жесток от природы и в своей жестокости ни перед чем неостанавливался". В ставке Пилата царила коррупция. "Страна была разграблена,угнетена и разорялась всеми способами. Людей постоянно казнили без суда"(1). Сообщение Филона подтверждает и Флавий, родившийся вскоре послеотставки Пилата. Действия пятого прокуратора Иудеи шли вразрез с указаниями самогоцезаря. Поскольку Палестина находилась вблизи парфянской границы, Тиберийхотел сохранить там спокойствие. Он лично покровительствовал Ироду Антипе, итот назвал его именем свою столицу Тивериаду. Правда, в 19 году императорзапретил переход в иудаизм, но эдикт его был направлен также противегипетских культов и распространялся только на Рим. Тиберий любил повторять, что опытный пастух стрижет овец, а не сдираетс них шкуру; между тем алчность Пилата не знала границ. Напрасно емуговорили, что он нарушает волю Августа, он оставался глух ко всемпредостережениям, олицетворяя самые худшие стороны римского владычества. Конфликты начались сразу. На другое же утро после вступления войскнаместника в Иерусалим люди, проснувшись, увидели портреты Тиберия,укрепленные на стенах. Прежде ни один прокуратор не решался столь явнобросать вызов общественному мнению. Огромная толпа иерусалимлян немедленнохлынула в Кесарию с просьбой убрать изображения. Пилат, надеясь сломитьупорство народа, в течение целой недели отказывался уступить. Но даже когдадемонстрантов оцепили солдаты, они продолжали кричать, что лучше погибнут,чем допустят нарушение Закона в стенах святого города. Раздосадованномупрокуратору пришлось наконец сдаться, но с тех пор он ожесточенно мстилнепокорному народу. За десять лет его правления не раз происходили кровавыестычки, спровоцированные Пилатом (2). Однако, пока Сеян пользовался довериемцезаря, никакие жалобы не могли пошатнуть положение прокуратора. Тиберийсместил его лишь в 36 году, после казни Сеяна. Можно только удивляться, что восстание евреев против Рима не вспыхнулоеще при Пилате, который превратил Иудею в "горячий район". Психологическионо созрело именно тогда, тем более что в других провинциях началисьантиримские волнения. Рах Romana оказалась иллюзией. Тиберий едва успевал справляться сбунтующими легионами, отражать натиск германцев, фракийцев, африканцев. Всамой Италии возникла оппозиция, на которую цезарь отвечал репрессивнымимерами. Вначале он, подражая Октавиану, прикидывался демократом, но скоропонял, что пора сбросить маску. "Дня не проходило без казни,- пишетСветоний,- будь то праздник или заповедный день; даже на новый год былказнен человек. Со многими вместе обвинялись их дети и дети их детей...Никакому доносу не отказывали в доверии. Всякое преступление считалосьуголовным, даже несколько невинных слов" (3). Закон "об оскорблениивеличества", введенный Тиберием, легко мог оправдать любой акт произвола. Есть мнение, что, характеризуя этот период, Светоний сгустил краски. Ноего слова подтверждаются хотя бы тем фактом, что в 27 году император покинулстолицу, предпочтя ей уединенный остров Капри. Вероятно, у него былисерьезные причины искать убежища. Только глава государства, вызвавшийвсеобщую ненависть, мог пойти на такой шаг. Есть эпохи, когда симптомы перемен становятся почти осязаемыми, нотогда, в период между 26 и 27 годами, близость каких-то необыкновенныхсобытий переживалась с исключительной остротой. В Иудее зелоты вновь началитайно вооружаться и собирать добровольцев. Апокалиптические книги питали надежду на свержение римского ига.Оживали грозные видения Даниила и Еноха. Мысль о борьбе за независимостьсливалась у народа с представлениями о конце света. Ждали, что вот-вотгрянут трубы архангелов и на горизонте покажутся рати Сына Человеческого,идущего низложить царство Зверя. В победах цезаря видели последние судорогисатаны; уповали на чудесное вторжение Бога в ход истории, которое явит передвсеми мощь Его Правды... Параллельно с мечтами о возмездии и свободе углублялось мистическоевосприятие тайны зла. Мысль о нем все больше захватывала Израиль. Никогдаеще демонология не была так популярна, но за этим крылось нечто большее, чемнаивное суеверие. Ветхозаветный человек отчетливо осознал реальность темногомира. Казалось, сам воздух был наполнен его испарениями; участились случаибеснования и одержимости (4). Зло перестали считать только изъяном, онообнаруживало свою страшную активность, направленную против Творца и Еговоли. Теперь, когда говорили о дьяволе, то имели в виду не ангела-искусителяКниги Иова, а космического врага всего творения. Под влиянием маздеизма, проникшего к иудеям через Кумран, библейскийобраз Дракона стал принимать вполне определенные черты. Утвердился взгляд наВселенную как на арену битвы между Мраком и Светом, битвы, которая с каждымднем разгорается все яростней. Простой народ выражал эти идеи языком мифа. Суть его сводилась к тому,что некогда сатана, не желая примириться с центральным местом Адама вмироздании, отпал от Бога, что он притязал "занять место Сущего" и потомубыл "лишен ангельской славы" (5). Картины, которые впоследствии вдохновятДжона Мильтона, прочно вошли в религию иудаизма. Силам зла противопоставлялось могущество Божие. Но в каком виде онопроявится? Здесь мнения расходились. Если Книга Исайи возвещала об Агнце,Который придет без внешних знаков господства, побеждая лишь мощью СвоегоДуха, то символика других пророчеств давала повод ждать, что потрясены будутнебо и земля. В одном, однако, все были согласны: Сам Господь, "ВладыкаСильный", истребит зло и восстановит вечное согласие с тварью. Небо и земля, ночи и дни, все создания покорятся Богу и не будут нарушать заветов Его... Господь отринет от Себя злых, а праведные воссияют, как солнце; и в это время люди будут от грехов своих очищены водой (6). "Народ пребывал, замерев в ожидании"-эти слова евангелиста Луки краткои точно передают состояние умов в первые годы правления Пилата (7). Израиль,действительно, был подобен натянутой струне. Вот почему, когда на берегахИордана появился молодой отшельник Иоханан бар-Захария, говоривший, чтоЦарство Божие при дверях, к нему немедленно потекли толпы людей. В Евангельской истории человек этот известен под именем ИоаннаКрестителя. Новое мессианское движение встревожило Ирода Антипу. Западная сторонареки, где поселился проповедник, входила во владения тетрарха. По словамИосифа Флавия, он стал опасаться, "как бы огромное влияние Иоанна на массуне привело к какому-нибудь возмущению". Чтобы, как пишет Флавий, "нераскаиваться, когда будет поздно", Ирод послал на Иордан солдат. Крестительбыл закован в цепи и переправлен в Махерон (8). Выбор пал на эту крепость,по-видимому, не случайно: она находилась километрах в двадцати от места, гдеИоанна взяли под стражу. Антипа мог опасаться, что, если узника перевозитьдальше, за него вступятся его многочисленные приверженцы. В намерение тетрарха не входило предать пророка казни. "Страх переднародом,-поясняет евангелист,-остановил его" (9). Ирод ограничился тем, чтоположил конец деятельности Иоанна, оставив его в почетном заточении. Но Антипа опоздал. "Человек, посланный от Бога", уже выполнил своюисторическую миссию-возвестил людям о наступлении новой эры. Правитель имел все основания удивляться молниеносному успеху Иоанна. Закакие-нибудь несколько месяцев он сумел вызвать покаянную волну по всейстране. К нему шли не только из Иорданского округа, но также из Иудеи иГалилеи. Среди кающихся были представители самых разных профессий исословий: от книжников и солдат до мытарей. Народ почтительно называл Иоанна "рабби", но он не походил на обычныхучителей. Все чувствовали, что Израилю послан наконец настоящий пророк,словно бы сам Илия явился из глубины веков. Даже внешний вид Крестителя былнеобыкновенным. Евангелия описывают его одежду и пищу, хотя, как правило, вних редко говорится о подобных деталях. На пустыннике была грубая бедуинскаявласяница из верблюжьей шерсти и кожаная повязка вокруг бедер. По обычаюназореев он носил длинные волосы. Предание запомнило, что Иоанн не пил винаи не ел хлеба. Его кормила скудная природа пустыни, где он находил мед исъедобную саранчу (10). Все это, конечно, могло действовать на воображение людей, однако аскетыуже перестали быть редкостью в Палестине; поэтому разгадку "огромноговлияния" Иоанна, о котором пишет Флавий, следует искать в чем-то другом. Нов чем? Креститель не совершал чудес, его не поддерживал авторитет раввинскихакадемий; фарисеи называли его бесноватым, хотя и не решались бороться с нимоткрыто. Будучи священником по рождению, пророк не связал свою судьбу сХрамом и не примкнул к саддукеям. Он вообще не являлся последователемкакой-либо школы или секты. Наконец, Иоанн был молод и проповедовал лишькороткое время. Трудно объяснить популярность Крестителя и просто тем, что егопроповедь оказалась созвучна кризисному моменту. В этом смысле он несоставлял исключения. Но интересно, что Флавий, который с презрением говорито большинстве религиозных вождей тех лет, называет Иоанна праведником*. Дажетакое ничтожество, как Антипа, и тот невольно подпал под обаяние Крестителя.По словам евангелиста, тетрарх "выслушивал его, и смущался сильно, и охотнослушал его" (11). Позднее, обезглавив Иоанна, Ирод мучился страхом иугрызениями совести. Когда до него дошел слух об Иисусе, он решил, что этовоскрес убитый им пророк. ----------------------------------------------------------------------- *.................. - достойный (или совершенный) муж Почитатели готовы были видеть в Иоанне самого Мессию, хотя ни он, ниего дела не указывали на это. Одним словом, в самой личности Крестителя былазаключена та неодолимая духовная сила, которая покоряла людей и влекла их кнему. Есть свидетельство о пустыннике, драгоценное и решающее, -свидетельство Иисуса Христа: Говорю вам: среди рожденных женами нет ни одного большего, чем Иоанн. (12) Если бы мы и не знали о пророке ничего, кроме этих слов, следовало бысчитать его явлением исключительным. Откуда пришел Иоанн? В какой среде был воспитан? Что подвигнуло егостать проповедником? Прямых ответов на эти вопросы источники дают немного.Св. Лука называет его сыном иерусалимского священника Захарии и говорит, чтоот рождения он был отмечен печатью Духа. Но это предание, сохраненное,вероятно, учениками Крестителя, не объясняет, почему, нарушив обычай, он нестал преемником отца в Храме. О юности Иоанна не сохранилось почти никаких сведений. Евангелист лишьпишет, что с самых ранних лет он соблюдал назорейские обеты и "был впустынях до дня явления его перед Израилем" (13). Как он там оказался?Трудно поверить, чтобы престарелый священник бросил служение и дом, чтобыскитаться с младенцем по безлюдным местам. К тому же, скорее всего,престарелые родители Иоанна умерли вскоре после его рождения. Апокрифическое Евангелие Иакова пытается рассеять туман, окружающийдетство пророка, вводя в его биографию рассказ об избиении младенцев. ИродВеликий якобы хотел умертвить не только Иисуса, но и Иоанна. Тогда матьубежала с ним в пустыню, где расступившаяся гора скрыла их. Сам же Захариябыл убит воинами царя (14). Эта легенда неправдоподобна хотя бы уже потому,что родители Предтечи жили не в Вифлееме (15). Таким образом, если годы Христа в Назарете окутаны тайной, то с ещебольшим правом это можно сказать о жизни Его Предтечи до выхода напроповедь. Однако теперь, после открытий у Мертвого моря, появилась возможность вкакой-то мере заполнить пробел в евангельском повествовании. Прежде всего было замечено сходство молитвы Захарии, приведенной уЛуки, с кумранским "Гимном неофита". Из этого заключили, что семья Иоаннамогла иметь связи с ессеями. По словам Флавия, сектанты "принимали чужихдетей, еще восприимчивых к обучению, и относились к ним как к родным, ипрививали им свои нравы" (16). Осиротевший мальчик, сын Захарии, былособенно подходящим кандидатом в воспитанники, поскольку принадлежал к"потомкам Аарона". В ордене, управлявшемся духовенством, высоко ставилисвященническое происхождение. Когда Иоанн родился (ок. 7 года до н. э.), Кумранский монастырь стоялзаброшенный после землетрясения, но вскоре его отстроили и вновь заселили.Этот духовный центр ессеев иногда называли аравой, пустыней. Вполневозможно, что именно на него и другие поселки у Мертвого моря и намекаетевангелист Лука. Многие черты в образе жизни и в проповеди Иоанна косвенноподтверждают гипотезу о том, что его отрочество и молодость протекли среди"сынов света". Как и они, Креститель хранил безбрачие, ждал скорого СудаБожия, был противником фарисеев и саддукеев. Из слов пророка видно, что ончасто размышлял над Книгой Исайи, а она была особенно любима кумранцами.Такие выражения, как "свидетельствующий о Свете" или "идущий по правомупути", относимые Новым Заветом к Предтече, тоже сближают его с общинойпустыни. Даже акриды, сушеная саранча, которой питался Иоанн, упомянута вессейских текстах. Немаловажно, что место проповеди пророка находилось всегов двух часах ходьбы от Кумрана (17). Но, с другой стороны, никак нельзя утверждать, что Иоанн былправоверным ессеем и всецело следовал их учению. Если он действительно жил вКумране и был членом ордена, то к моменту своей проповеди он, скорее всего,отошел от воспитавших его людей. "Сыны света" заявляли, что на нихисполняется пророчество о "гласе вопиющего", но Креститель отнес его к себес неизмеримо большим правом (18). В отличие от монахов, которые заперлись всвоих уединенных обителях, он знал, что "послан всему народу Израилеву". Был в его жизни знаменательный день, когда ему стал внятен призывныйголос Божий, когда Дух овладел им, как некогда овладевал древнимипровидцами. И тогда он покинул пустыню с ее угрюмыми скалами и ушел насеверо-восток, к зеленым берегам Иордана. Священная река издревле считалась как бы рубежом "земли Авраама".Согласно библейской традиции, когда Иисус Навин достиг Иордана, потокрасступился, чтобы открыть путь Ковчегу Завета. Иорданские воды стали с техпор символом преддверия, очищающего от скверны (19). Поэтому подготовкой кмессианскому Царству Иоанн сделал тевилу, погружение в реку, или по-греческибаптисму. Отсюда и прозвище, данное пророку народом, - Ха-Матбил, "тот, ктоомывает", Креститель*. ----------------------------------------------------------------------- * Слово баптисма русский перевод Евангелия передает как "крещение". В ту эпоху ритуальные омовения были широко известны как в Иудее, так ивне ее. В Кумране были даже устроены специальные водоемы, чтобы каждый могпостоянно совершать очистительный обряд. Он знаменовал освобождение души отгрехов. Последователи близкой к ессеям секты эмеробаптистов* верили, что"человеку нельзя жить иначе, как совершая ежедневные омовения в воде, омываяи очищая себя от всякого греха". К ним, быть может, принадлежал и пустынникБан, учитель Флавия, который повторял баптисму "днем и ночью" (20). ----------------------------------------------------------------------- * Т. е. следующих (правилу) крещения, или омовения. В этих "крещальных" символах, видимо, сохранились отголоски магическихпредставлений о воде. Но даже язычники начинали тогда понимать, что однатолько "магия воды" не в состоянии изменить сердце (21). Существовал ветхозаветный обычай, который был полностью одухотворен ичужд суеверных представлений. Когда иноверец обращался в иудаизм и принималтевилу, он считался как бы рожденным заново и получившим прощение грехов(22). В Иерусалиме для этой тевилы служил Силоамский бассейн. Думается, чтоименно "крещение" прозелита и послужило прообразом для Иоаннова крещения.Совершая его, пророк давал понять, что не только язычники, но и иудеинуждаются в духовном возрождении. Свой обряд Креститель назвал "покаянной тевилой", поскольку первымшагом людей, встречающих Господа, должно быть осознание прошлых грехов.Иосиф Флавий подчеркивает, что Иоанн не считал крещение действием, котороеавтоматически исцеляет совесть человека. Оно получало силу лишь после того,как "души успевали очиститься уже заранее". Прежде чем войти в воду,приходившие к Иоанну "исповедовали грехи свои". Наставник требовал от нихпереоценки всей жизни, полного внутреннего переворота. Таков буквальныйсмысл его возгласа: Шуву!- опомнитесь, обратитесь, покайтесь!* ----------------------------------------------------------------------- * От глагола шув поворачиваться, возвращаться. То же значение("переворот", "передумывание") имеет в евангелиях греческое словометаноеите. Однако мало осознать себя недостойным, нужно изменить само направлениежизни. Кто не сделает этого, говорил пророк, уподобится бесплодному дереву."Сотворите,- восклицал он,- достойный плод покаяния". Бог будет судить не поречам, а по делам. "Уже топор лежит при корне деревьев; итак, всякое дерево,не приносящее доброго плода, срубается и бросается в огонь" (23). Казалось,проповедник уже чувствовал за спиной близость мирового пожара. Духом иогнем, говорил он, будет "окрещен", омыт мир. Смысл этого пророчества проясняется в свете кумранского "символа веры".В нем мы читаем: "Тогда Бог прокалит Своей Правдой все дела мужа и обелит Себе из сыновчеловеческих плоть, принадлежащую Ему, чтобы покончить со всяким духомКривды среди них и чтобы очистить их Своим Святым Духом от всех нечестивыхдел" (24). Но если чаяния ессеев относились лишь к избранникам (то есть к нимсамим), Иоанн говорил о спасении всех, кто будет внимать гласу Господню. Егособственная задача - накануне явления Судии "представить Ему народприготовленный". Крещение же в пламени есть испытание, закалка и проверка напрочность. Огонь Духа сожжет зло и преобразит верных... Так учил Иоанн. И пройдет совсем немного времени, когда Сам Грядущийскажет: "Огонь пришел Я низвести на землю..." Пока же Его глашатайпрокладывает Ему дорогу, призывая к первому, подготовительному крещению. Местом проповеди Иоанн избрал сначала поселок Бетанию, или Бетавару,расположенный на восточном берегу Иордана. Судя по названию, там находилсяпричал с переправой и течение было не таким стремительным, как у верховьевреки. Позднее Креститель ушел дальше на север и остановился в деревне Энон,на другой стороне Иордана, где было достаточно воды для крещения (25). Вполне вероятно, что из пустыни пророк явился уже не один, а снесколькими единомышленниками. В ессейских кругах давно ожидали Пророка,подобного Моисею. В их книгах ему отводилось важное место (26). Когда Иоаннбыл призван на служение, в нем легко могли признать эту загадочную личность.У некоторых кумранцев, быть может, возникала мысль, что сын священникаЗахарии не кто иной, как сам Учитель Праведности, воскрешенный Богомнакануне Страшного Суда. Приверженцы Иоанна положили начало эсхатологическому братствуиоаннитов*. Члены его часто постились, как то было принято перед великимииспытаниями. Наставник давал им особые молитвы, которые они повторялиежедневно (27). --------------------------------------------------------------------- * Условный термин. Название общины неизвестно Из евангелий мы знаем, однако, только двух учеников Крестителя. Первый- галилейский рыбак, родом из Вифсаиды, сын некоего Ионы, носивший греческоеимя Андрей. Он жил в Капернауме со своим братом Симоном. Второй, Иоанн, тожерыбак, сын Забдия и Саломеи, был в то время еще совсем юным. Его семьяотличалась набожностью, ее знали даже в доме первосвященника. Есть основаниядумать, что молодой галилеянин имел контакты с ессеями. Впоследствии обабыли призваны Иисусом. Андрей стал первым апостолом Христовым, а его друг -"любимым учеником Господа". За свою пламенную натуру Иоанн получил прозвищеБанайрегез, "Сын грозы". Влияние первого наставника юности Иоанн сохранил доконца дней (28). К иоаннитам, упомянутым в Новом Завете, легенда добавляет строгогоаскета Досифея, уроженца Сирии (29). Но связь его с Крестителем остаетсяпроблематичной; известно лишь, что Досифей основал позднее собственнуюоккультную секту. Евангелист Лука говорит о "многих" беседах, которые вел Иоанн со своимислушателями (30). Однако до нас дошло только общее их содержание и отдельныевысказывания учителя. И каждое слово его, сохраненное в евангелиях,показывает Иоанна подлинным наследником великих пророков Ветхого Завета. Подобно Амосу, он предрекал Суд и вместе с Исайей возвещал спасение.Хотя его речи часто вызывали ужас, он не был мрачным сеятелем отчаяния. ВЕвангелии слово Иоанна прямо названо "благовестием". За тучами он угадывалпервые лучи восходящего солнца, и радость наполняла душу пророка. Мы уже не раз говорили, что для большинства иудеев Судный День означалкрах языческой империи и гибель угнетателей. Народ верил, что Бог явится,чтобы помочь тем, кого Сам избрал. Многие толковали избранность в духегрубого национализма. Иоанн же Креститель решительно отверг этотраспространенный и опасный соблазн. Он предостерегал: "Не думайте говоритьсебе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что может Бог из камней этихвоздвигнуть детей Аврааму" (31). Игра арамейских слов банайя и абнайя,сыновья и камни, как бы доносит до нас подлинную живую речь самого Иоанна.Не каждый из пророков поднимался до такой свободы и широты. Обращая сердцеИзраиля к Богу, учитель одновременно расширял и границы избранного народаГосподня. Поражает также другая особенность проповеди Иоанна. Отрекшийся от всегоземного отшельник, он тем не менее не желал уводить людей из мира.Экзальтированные фанатики стали обычным явлением в ту эпоху. Массы требоваличудес и готовы были бежать за любым безумцем. "Народ,-замечает ИосифФлавий,-действовал под их влиянием, как одержимый, и шел за ними в пустыню,думая, что Господь удостоит их видеть знамения свободы". Один из такихлюдей, по имени Тевда, собрал толпы у Иордана, обещая, что река расступитсяперед ним, как в древности перед Иисусом Навином. Другой-повел самарян нагору, чтобы найти там священные сосуды, якобы спрятанные Моисеем. Некийлжемессия-египтянин укрепился на Елеоне с тридцатитысячным войском, пока егоне рассеяли римляне (32). На фоне общего неистовства трезвость Крестителя невольно кажетсяпоразительной. По словам Флавия, Иоанн учил иудеев "вести чистый образжизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении кПредвечному". Из евангелий мы узнаем, что советы пророка были удивительнопросты. Тем, кто спрашивал его: "Что нам делать?", он отвечал: "У кого дверубашки, пусть поделится с неимущим, и у кого есть пища, пусть так жепоступает". Вслед за древними пророками Иоанн не отделял веры от милосердия,которое перед лицом Божиим "больше всесожжении и жертв". Учитель не требовалот солдат, чтобы они бросали свою службу. "Никогда не насилуйте, невымогайте доносами и довольствуйтесь своим жалованьем",-говорил он им. Дажепрезираемым мытарям он не запрещал заниматься сбором налогов, лишь бы ониостерегались "взыскивать больше положенного" (33). Экстремистам такие слова, вероятно, были не по душе. Но Иоанн ждал отлюдей не шумных героических подвигов, а подвига незаметного, повседневного ипотому трудного. Что же в таком случае могло вызвать недовольство властей? Ради чегоАнтипа пошел на риск и бросил в тюрьму человека, которого чтил весь народ?Флавий этого не объясняет. Создается даже впечатление, что он намереннозатушевал какие-то стороны учения Иоанна, которые Ирод счел опасными.Евангелия указывают на личные мотивы тетрарха. Креститель открыто осуждалего незаконный брак с женой брата. Но это, скорее всего, был повод, а непричина ареста. Сохранилась древнерусская версия книги Иосифа Флавия, в основу которой,по мнению некоторых историков, был положен ее арамейский вариант, недошедший до нашего времени. В этой версии Крестителю приписаны следующиесмелые слова: "Бог послал меня, чтобы показать вам путь Закона, которым выизбавитесь от множества владык; и никто не будет господствовать надсмертными, кроме Всевышнего, пославшего меня" (34). Если бы Иоанндействительно хоть раз произнес нечто подобное, Антипа имел бы уже причинудля беспокойства. Однако сомнительно, чтобы пустынник разделял воинственныеидеи Иуды Гавлонита. Даже если приведенные слова подлинны, ясно, что Иоаннне имел в виду свободу, добываемую насилием. И все же скопление людей у Иордана само по себе казалось тревожнымсимптомом. Тетрарх мог бояться, что проповедь Крестителя примет политическоенаправление. Тем более что проповедник, по примеру других пророков, неколеблясь говорил правду о сильных мира сего. Согласно Луке, Иоанн "обличал"правителя "за все, что он сделал дурного", в частности за женитьбу наИродиаде (35). Славянский перевод "Иудейской войны" упоминает также о появленииКрестителя в столице, где он резко выступил против клерикальной знати. Навопрос старейшин, кто он и откуда, Иоанн будто бы ответил: "Я человек и жилтам, где водил меня Дух Божий, питая меня кореньями и побегами древесными".Когда же ему начали угрожать пытками, если он не перестанет возмущать народ,он заявил: "Это вам надо перестать творить свои гнусные дела и прилепиться кГосподу Богу своему". Присутствовавший на собрании ессей по имени Симонвозмутился: "Мы ежедневно читаем священные книги, а ты ныне вышел из леса,как зверь, и смеешь нас учить и соблазнять людей своими мятежными речами!".После этого спора пророк удалился обратно на Иордан, предсказав кару,которая падет на головы преступных вождей нации (36). Эта живая сцена выглядит подлинной; но пусть перед нами только легенда,следует помнить, что и евангелия говорят о конфликте Иоанна с церковнымикругами. Еще в самом начале, когда молва о проповеднике дошла до блюстителейЗакона, они появились у реки, смешавшись с толпой богомольцев. У большинствафарисеев Иоанн не вызывал доверия, но некоторые все же пожелали креститься.Вероятно, по их мнению, лишний благочестивый обряд не мог повредить, и онибыли готовы принять тевилу "на всякий случай". Однако учитель, едва увидев их на берегу, словно прочел их мысли:"Отродье змеиное!- воскликнул он.-Кто указал вам бежать от будущего гнева?"(37) В другой раз из Иерусалима к Иоанну пришла целая делегация, посланнаяСинедрионом. Ему прямо был задан вопрос: - Кто ты? Мессия ли? - Я не Мессия, - ответил он. - Что же, ты Илия? - Я не Илия. - Пророк? - Нет. - Тогда кто ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что ты говоришь осамом себе? - Я - глас вопиющего в пустыне: выпрямите дорогу Господу, как сказалпророк Исайя. Посольству этого было достаточно: потомственный священник, забывшийХрам и отвлекающий народ пустыми словами, не может быть человеком Божиим.Никто из сведущих в Торе не примет этого самозванца. - Что же ты крестишь, - язвительно спросили Иоанна, - если ты неМессия, и не Илия, и не пророк? Им все же хотелось уточнить, как он понимает свое призвание. И тогдаКреститель объявил посланным самое главное: - Я крещу водою; посреди вас стоит Тот, Кого вы не знаете: Идущий замною, Который впереди меня стал, Кому я не достоин развязать ремень обувиЕго... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, иОн очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а мякину сожжетогнем неугасимым (38). Все поняли, что Иоанн говорит о себе как о Предтече Мессии, тогда какПомазанник, неузнанный, находится где-то рядом. Он грядет сокрушить царстводьявола и исполнить все обетования... Люди, которые становились совестью народа, - такие, как Иероним, Лютер,Аввакум, - обычно чувствовали величие принятой на себя роли, их наполнялосознание собственной значительности. Иоанн Креститель, напротив, былсвободен от соблазна гордыни. Он не щадил лицемеров и, говоря с ними, невыбирал выражений, но его благородная душа сохраняла при этом подлинноесмирение. Ничего не искал пророк для себя, довольствуясь скромной ролью"привратника" в Царстве Божием. Именно такого человека Христос поставил вышевсех мужей Ветхого Завета. Что смотреть ходили вы в пустыню? Не тростник же, ветром колеблемый? Что же ходили вы смотреть? Человека, облеченного в мягкие одеяния? Но в пышных нарядах и в роскоши живущие находятся в царских дворцах. Так что же вышли вы смотреть? Пророкаﴠﴠ Да, говорю вам, и больше чем пророка. Это тот, о ком написано: Вот Я посылаю вестника Моего перед лицом Твоим, Который приготовит путь Твой пред Тобою" (39) Когда позднее вокруг Иисуса Назарянина стала вырастать новая Община,иоанниты были неприятно поражены и задеты. "Равви,-жаловались они,-Тот,Который был с тобой по ту сторону Иордана, о Котором ты засвидетельствовал,вот Он крестит, и все идут к Нему" (40). Но эти люди плохо знали своегоучителя. Иоанн был уже готов отойти в тень. Он называл себя лишь "другомЖениха", тем, кто радуется радостью Другого. Ему было немногим большетридцати, но он уже чувствовал себя слугой, завершившим начатое дело. "Емунужно расти, а мне умаляться",- сказал он опечаленным ученикам. Нередко эти слова объясняют уверенностью пророка в том, что Иисус естьМессия. Но против такого взгляда говорит многое. Почему Иоанн со своимипоследователями не влился в новую Общину? Почему иоанниты и после смертинаставника сохранили независимость от христиан? Мы слышим о них еще позднее,в годы служения апостола Павла. Все это доказывает, что у Иоанна оставалисьнедоумения относительно личности Иисуса. Но, невзирая на них, он уступил Емудорогу (41). Что же в таком случае произошло в момент крещения Господня? Ведь Иоаннговорил: "Пославший меня крестить водою, Тот сказал мне: на ком увидишьДуха, сходящего и пребывающего на Нем, Он есть Крестящий Духом Святым. И яувидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий" (42). И разве не былготов пророк сам принять крещение от Иисуса, и разве не он потом назвал ЕгоАгнцем, то есть Служителем Господним, о Котором писал Исайя. Но слова"Мессия" Иоанн не произнес ни разу, ожидая, вероятно, каких-то новыхзнамений. Он самоотверженно и смиренно склонился перед Назарянином, однакодо самого конца не получил полной уверенности. Ведь Иисус мог оказатьсяИлией или другим посланником Небес... Уже из Махеронской темницы, накануне смерти, Креститель отправилучеников спросить Иисуса: "Ты ли Грядущий, или ожидать нам другого?" (43) Втомительные, последние дни жизни он был все тем же скромным привратником. Призванный возвестить Избавление, Иоанн, подобно Моисею, остановился нарубеже Земли Обетованной, на границе Нового Завета, не перейдя ее. В силуэтого Христос и назвал его меньшим самого малого в Царстве (44). Нотрагическая судьба пророка делает его еще более прекрасным. Последнийправедник Ветхого Завета, он пребывает отныне в вечной радости небесногоЖениха. Недаром на старинных иконах мы видим Предтечу рядом с Девой Марией,ближе всех ко Христу... В последний раз бросим теперь взгляд на Иордан. По глинистому склонуспустимся вниз, к самой воде, которая отражает облака и живую стенукустарника. Холмы соседней пустыни уже не видны отсюда. Расположившаяся наберегу толпа окружила человека в порыжевшей власянице. Его худое лицоопалено солнцем. Он говорит горячо, страстно, как будто торопится высказатьвсе, что лежит у него на сердце. Эхо вторит ему с другой стороны реки.Догадываются ли люди, как мало, как недолго придется им слышать голоспророка?.. А мир тем временем идет своими путями. Далеко на Капри повелительнародов в перерывах между пьяными оргиями диктует указы, которым предстоитразойтись по всей империи. В Кесарии Пилат выслушивает отчеты, а его солдатыобходят вечерним дозором улицы. В Александрии справляют праздник Исиды, а Филон пишет трактаты,соединяющие Слово Божие с любомудрием Эллады. В Риме молодой Сенека бьетсянад загадкой жизни и смерти. В бесчисленных храмах звучат гимны во славубогов Востока и Запада. Человек размышляет и буйствует, страдает и томится. Как обрестипоследнюю Истину? Как утолить вечную жажду духа? Бежать ли в пещеры и леса,затвориться ли в царстве чистой мысли, ждать ли Суда над грешной землей? Пока еще никто не знает, что Истина незаметно уже вошла в мир, чтоскоро она откроет Себя так, как никогда не открывалась людям. Только душаиудейского пустынника охвачена дивным предчувствием, и его уверенностьзаражает учеников. Не нужно больше всматриваться в неуловимую даль:обетование совершается ныне. "Я не знаю Его,-говорит Иоанн,-но Он здесь,рядом с вами..." Когда Креститель замолкает, воцаряется тишина, как перед грозой.Замерли небо, деревья, река. И слышатся шаги. Они приближаются. По толпепроходит движение и шепот. Шаги остановились. Иоанн поднимает глаза. Иисус Назарянин стоит перед ним...
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава тридцать третья ПРЕДТЕЧА 1. Рhilо. Legatio ad Caium, 38. Пилат непосредственно подчинялся легатуСирии. Будучи прокуратором (Тацит. Анналы, XV, 44), он ведал в основномналогообложением, но надпись, найденная в Кесарии в 1961 г., называет его"префектом Иудеи". Следовательно, он имел больше полномочий, чем простойпрокуратор. Новый Завет и Флавий дают лишь греческие эквиваленты римскихзваний. О надписи Пилата см.: М. Кубланов. Новый Завет. Поиски и находки.М., 1964, с. 141; М.А. Саlderini. L'Inscription de Ponce Pilate aCasaree.-ВТS, 1963, Э 7, р. 8. 2. См.: И. Флавий. Арх. XVIII, 3, 1-2; 4, 1; 6, 5; Иуд. война, II, 9,2-4; Лк 13, 1-2. О том, что Пилат был назначен по рекомендации Сеяна,сообщает Филон (Legatio ad Caium, 38). 3. Светоний. Тиберий, 61, 2-3. 4. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы евангелий обесноватых. Талмудические тексты изобилуют описаниями злокозненных духов.См.: Ф. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. Приложение 7 и статью "Демонология" вЕЭ, т. VII, с. 76-82. 5. Книга Адама и Евы, ХШ-ХVП. Этот апокрифический мидраш был написанок. 20-50 гг. н.э. См.: АРОТ, V. II, р. 123. 6. Там же, XXIX, 8-9. 7. Лк 3, 15. 8. И. Флавий. Арх. XVIII, 5, 2. В антирелигиозной литературе долгоотрицали подлинность сообщения историка о Крестителе, поскольку сам пророкбыл объявлен существом мифическим (см., например: Н. Румянцев. Миф об ИоаннеКрестителе. М., 1929). Но постепенно вынуждены были отказаться от этогоутверждения. Так, историк античности Ковалев, отвергавший историческуюреальность Христа, признал ее за Иоанном и считал свидетельство о нем Флавияподлинным. См.: С. Ковалев. Основные проблемы происхождения христианства.М., 1964, с. 164; см. также: М. Кубланов. Возникновение христианства. М.,1974, с. 59. 9. Мф 14, 5. 10. Мф 3, 4; Мк 1, 6; Лк 1, 15; 7, 33; Иустин. Диалог с ТрифономИудеем, 88, 7. Рехабиты и назореи (назириты) в ту эпоху еще не исчезлиокончательно (Евсевич. Церк. История, П, 23). Они не стригли волос и не пиливина. Иоанн Креститель дал, по-видимому, подобный обет, или он былпроизнесен за него родителями. Акриды (саранча) как вид пищи упоминаются вДамасском документе (XII, 14, 15). Бедуины и позднее питались ими. См.: К.Гейки. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с. 79. В древнем"Евангелии эбионитов" сказано, что дикий мед "вкусом похож был на манну,испеченную на масле" (Епифаний. Панарион, 30). 11. Мк 6, 20. 12. Лк 7, 28. Слова "среди рожденных женами" не относятся к Богоматери,поскольку в речи Христа употреблен мужской род. См.: С. Булгаков. ДругЖениха. Париж, 1927, с. 149. 13. Лк 1, 80. В рассказе Луки о рождении Иоанна нет указания на егороль как Предтечи Мессии, из чего можно заключить, что предание исходило неиз христианских кругов, а заимствовано у учеников Крестителя. См.: J.Steinmann. St Jean-Baptiste et la Spiritualite du desert. Paris, 1957, р.51. 14. Евангелие Иакова, ХХII-ХХIV. 15. J. Steinmann. St Jean-Baptiste..., р. 135. Городом, в котором жиласемья Иоанна (Лк 1, 39), предание считает Айн-Карим. 16. И. Флавий. Автобиография, II, 8, 2; ср. Лк 1, 68-79 и Устав, XI,15-16. См.: еп. Михаил [Чуб]. Иоанн Креститель и община Кумрана.-ЖМП, 1958,Э 8, с. 66. 17. См.: еп. Михаил. Ук. соч., с. 67; И. Амусин. Рукописи Мертвогоморя, с. 241; J. Steinmann. St Jean-Baptiste..., р. 58-61; J. Danielou. Lesmanuscrits de la Mer Morte et les origines du Christianisme. Paris, 1957, р.155; J. Danielou. Jean-Baptiste Temoin de l'Agneau. Paris, 1964, р. 43, s. 18. Устав, VIII, 13-14; IX, 19-20; ср. Мф 3, 3. 19. См.: 4 Цар 5, 10-14; J. Starky. St Jean-Baptiste et lesesseniens.-ВТS, 1976, Э 180, р. 68. 20. И. Флавий. Автобиография, II, 11-12. Пер. И. Амусина.-ТК, I, с.348; Егезипп. У Евсевия. Церк. История, IV, 22; Епифаний. Панарион, кн. I;см.: Н. Gаzelles. Naissance de l'Eglise, р. 89-95. Вода как символ очищенияот грехов не раз упоминается в Ветхом Завете (например, Исх 29, 4; 40, 12.См.: И. Франк-Каменецкий. Вода и огонь в библейской поэзии.Яфетическийсборник, 1925, т. III, с. 127 сл.). 21. Овидий. Фасты, II, 35-46. 22. Песахим, VI, 8; Герим, II, 6; Иевамот, 46; см.: J. Тhomas. Lemouvement baptiste en Palestine et Syrie. Gembloux, 1935, р. 357-368 23. Лк 3, 9. 24. Устав. IV, 20-21. 25. Бетания (Вифания)-"дом переправы". Упоминание Энона (Ин 3, 23), чтозначит "Источник", поселка совершенно незначительного, есть одно издоказательств точности евангельской топографии. См.: W. Аlbright. ТheArchaeology of Palestine, р. 220; А.М. Hunter. Saint Jean temoin du Jesus del'histoire. Paris, 1970, р. 65; А. Brunot. Sur les pays deJean-Baptiste.-ВТS, 1976, Э 180, р. 15. 26.См. ТК, I, с. 304 сл. 27. Мф 9, 14; Мк 2, 18; Лк 5, 33; 11, I. 28. Ин 1, 35-41; 18, 16; Мк 1, 16-20; 3, 17. В евангельском текстепрозвище, данное Христом Иоанну и его брату Иакову, передано как Воанергес,и там же дается перевод "Сыны грома". Арамейским эквивалентом слова"Воанергес" является Банайрегез, что буквально означает "Сыны возмущения"(ярости, грозы). О влиянии на Иоанновы писания кумранитов см.: R.Brown. NewTestament Essays. New York, 1968, р. 138 ff. Что же касается ИоанноваАпокалипсиса, то даже те библеисты, которые отказываются признать апостолаего автором, согласны с тем, что он вышел из круга влияния Иоанна. См.: W.J. Harrington. Тhе Apocalypse of Saint John, 1969, р. 3-7. 29. Епифаний. Панарион, XIII; Евсевий. Церк. История, IV, 22; Ориген.Против Цельса, I, IV; На Матфея, 33. Данные о Досифее смутны ипротиворечивы. Однако в том, что о нем сообщается, есть сходство скумранской идеологией. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte...,р. 93. 30. "И многое иное внушал Он народу, благовествуя ему" (Лк 3, 18). 31. Мф 3, 9; Лк 3, 8. 32. И. Флавий. Арх. XX, 8, 6; Иуд. война, II, 13, 4-5; Деян 21, 38. 33. Лк 3, 9-14. 34. Н. Мещерский. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусскомпереводе. М.-Л., 1958, с. 250. 35. Лк 3, 19. Ирод Антипа был женат на дочери набатейского царя АретыIV и развелся с ней, чтобы жениться на Иродиаде. Иродиада была внучкой ИродаВеликого, дочерью казненного в 7 г. до н. э. Аристобула. Ее выдали за Ирода,прозванного Филиппом, жившего в Риме как частное лицо (И. Флавий. Арх.XVIII, 5, 4; этого Ирода не следует смешивать с тетрархом Филиппом). Такимобразом, она приходилась Антипе одновременно свояченицей и племянницей.Антипа женился на ней при живом муже, хотя такие браки осуждались. УпрекиИоанна вызвали ненависть Иродиады, и она добилась смерти пророка. 36. Я.Мещерский. Цит. соч., с. 250. Не следует удивляться тому, что наСовете присутствовал ессей. Были отдельные случаи, когда члены сектыучаствовали в общественной жизни. В частности, Ирод Великий включил ессеяМенахема в состав Синедриона (см.: И. Флавий. Арх. XV, 10, 5; Хагига, II,2). 37. Мф 3, 7. В кумранских текстах есть выражение, близкое по смыслу:"яйца змеи" (Дд, VIII). 38. Ин 1, 19-28. 39. Лк 7, 24-27. 40.Ин 3, 26. 41. В Деяниях (19, 1-5) есть указание на то, что некоторые иоаннитыпоселились в Александрии. Другие, по-видимому, ушли в Месопотамию, гдепозднее слились с гностической сектой мандеев. Эта секта, существующая ипоныне, относится к Крестителю как к пророку, а Христа отвергает. См.: В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910, т. II, с. 230 сл.; J.Steinmann. St Jean-Baptiste..., р. 126-131; Ch. Dodd. The Interpretation ofthe Fourth Gospel, р. 115 ff. 42. Ин 1, 33. В данном контексте слова "Сын Божий" не обязательноуказывают на Мессию, но могут означать Посланника Господня. 43. Мф 11, 2-6; Лк 7, 18-23. Многие древнехристианские толкователиполагали, что Иоанн послал учеников для того, чтобы утвердить именно их ввере в Иисуса. Но уже Тертуллиан заметил, что такое толкование противоречитпрямому смыслу текста. См.: М. Поснов. Иудейство, с. 255; С.Булгаков. ДругЖениха, с. 121 cл. 44. Мф 11,11; Лк 7, 28. Эти слова содержат недвусмысленное указание нато, что Иоанн принадлежал еще к ветхозаветному миру.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление