Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 25 страница. Глава тридцать третья предтеча 1




Глава тридцать третья ПРЕДТЕЧА 1. Рhilо. Legatio ad Caium, 38. Пилат непосредственно подчинялся легатуСирии. Будучи прокуратором (Тацит. Анналы, XV, 44), он ведал в основномналогообложением, но надпись, найденная в Кесарии в 1961 г., называет его"префектом Иудеи". Следовательно, он имел больше полномочий, чем простойпрокуратор. Новый Завет и Флавий дают лишь греческие эквиваленты римскихзваний. О надписи Пилата см.: М. Кубланов. Новый Завет. Поиски и находки.М., 1964, с. 141; М.А. Саlderini. L'Inscription de Ponce Pilate aCasaree.-ВТS, 1963, Э 7, р. 8. 2. См.: И. Флавий. Арх. XVIII, 3, 1-2; 4, 1; 6, 5; Иуд. война, II, 9,2-4; Лк 13, 1-2. О том, что Пилат был назначен по рекомендации Сеяна,сообщает Филон (Legatio ad Caium, 38). 3. Светоний. Тиберий, 61, 2-3. 4. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы евангелий обесноватых. Талмудические тексты изобилуют описаниями злокозненных духов.См.: Ф. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. Приложение 7 и статью "Демонология" вЕЭ, т. VII, с. 76-82. 5. Книга Адама и Евы, ХШ-ХVП. Этот апокрифический мидраш был написанок. 20-50 гг. н.э. См.: АРОТ, V. II, р. 123. 6. Там же, XXIX, 8-9. 7. Лк 3, 15. 8. И. Флавий. Арх. XVIII, 5, 2. В антирелигиозной литературе долгоотрицали подлинность сообщения историка о Крестителе, поскольку сам пророкбыл объявлен существом мифическим (см., например: Н. Румянцев. Миф об ИоаннеКрестителе. М., 1929). Но постепенно вынуждены были отказаться от этогоутверждения. Так, историк античности Ковалев, отвергавший историческуюреальность Христа, признал ее за Иоанном и считал свидетельство о нем Флавияподлинным. См.: С. Ковалев. Основные проблемы происхождения христианства.М., 1964, с. 164; см. также: М. Кубланов. Возникновение христианства. М.,1974, с. 59. 9. Мф 14, 5. 10. Мф 3, 4; Мк 1, 6; Лк 1, 15; 7, 33; Иустин. Диалог с ТрифономИудеем, 88, 7. Рехабиты и назореи (назириты) в ту эпоху еще не исчезлиокончательно (Евсевич. Церк. История, П, 23). Они не стригли волос и не пиливина. Иоанн Креститель дал, по-видимому, подобный обет, или он былпроизнесен за него родителями. Акриды (саранча) как вид пищи упоминаются вДамасском документе (XII, 14, 15). Бедуины и позднее питались ими. См.: К.Гейки. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с. 79. В древнем"Евангелии эбионитов" сказано, что дикий мед "вкусом похож был на манну,испеченную на масле" (Епифаний. Панарион, 30). 11. Мк 6, 20. 12. Лк 7, 28. Слова "среди рожденных женами" не относятся к Богоматери,поскольку в речи Христа употреблен мужской род. См.: С. Булгаков. ДругЖениха. Париж, 1927, с. 149. 13. Лк 1, 80. В рассказе Луки о рождении Иоанна нет указания на егороль как Предтечи Мессии, из чего можно заключить, что предание исходило неиз христианских кругов, а заимствовано у учеников Крестителя. См.: J.Steinmann. St Jean-Baptiste et la Spiritualite du desert. Paris, 1957, р.51. 14. Евангелие Иакова, ХХII-ХХIV. 15. J. Steinmann. St Jean-Baptiste..., р. 135. Городом, в котором жиласемья Иоанна (Лк 1, 39), предание считает Айн-Карим. 16. И. Флавий. Автобиография, II, 8, 2; ср. Лк 1, 68-79 и Устав, XI,15-16. См.: еп. Михаил [Чуб]. Иоанн Креститель и община Кумрана.-ЖМП, 1958,Э 8, с. 66. 17. См.: еп. Михаил. Ук. соч., с. 67; И. Амусин. Рукописи Мертвогоморя, с. 241; J. Steinmann. St Jean-Baptiste..., р. 58-61; J. Danielou. Lesmanuscrits de la Mer Morte et les origines du Christianisme. Paris, 1957, р.155; J. Danielou. Jean-Baptiste Temoin de l'Agneau. Paris, 1964, р. 43, s. 18. Устав, VIII, 13-14; IX, 19-20; ср. Мф 3, 3. 19. См.: 4 Цар 5, 10-14; J. Starky. St Jean-Baptiste et lesesseniens.-ВТS, 1976, Э 180, р. 68. 20. И. Флавий. Автобиография, II, 11-12. Пер. И. Амусина.-ТК, I, с.348; Егезипп. У Евсевия. Церк. История, IV, 22; Епифаний. Панарион, кн. I;см.: Н. Gаzelles. Naissance de l'Eglise, р. 89-95. Вода как символ очищенияот грехов не раз упоминается в Ветхом Завете (например, Исх 29, 4; 40, 12.См.: И. Франк-Каменецкий. Вода и огонь в библейской поэзии.Яфетическийсборник, 1925, т. III, с. 127 сл.). 21. Овидий. Фасты, II, 35-46. 22. Песахим, VI, 8; Герим, II, 6; Иевамот, 46; см.: J. Тhomas. Lemouvement baptiste en Palestine et Syrie. Gembloux, 1935, р. 357-368 23. Лк 3, 9. 24. Устав. IV, 20-21. 25. Бетания (Вифания)-"дом переправы". Упоминание Энона (Ин 3, 23), чтозначит "Источник", поселка совершенно незначительного, есть одно издоказательств точности евангельской топографии. См.: W. Аlbright. ТheArchaeology of Palestine, р. 220; А.М. Hunter. Saint Jean temoin du Jesus del'histoire. Paris, 1970, р. 65; А. Brunot. Sur les pays deJean-Baptiste.-ВТS, 1976, Э 180, р. 15. 26.См. ТК, I, с. 304 сл. 27. Мф 9, 14; Мк 2, 18; Лк 5, 33; 11, I. 28. Ин 1, 35-41; 18, 16; Мк 1, 16-20; 3, 17. В евангельском текстепрозвище, данное Христом Иоанну и его брату Иакову, передано как Воанергес,и там же дается перевод "Сыны грома". Арамейским эквивалентом слова"Воанергес" является Банайрегез, что буквально означает "Сыны возмущения"(ярости, грозы). О влиянии на Иоанновы писания кумранитов см.: R.Brown. NewTestament Essays. New York, 1968, р. 138 ff. Что же касается ИоанноваАпокалипсиса, то даже те библеисты, которые отказываются признать апостолаего автором, согласны с тем, что он вышел из круга влияния Иоанна. См.: W.J. Harrington. Тhе Apocalypse of Saint John, 1969, р. 3-7. 29. Епифаний. Панарион, XIII; Евсевий. Церк. История, IV, 22; Ориген.Против Цельса, I, IV; На Матфея, 33. Данные о Досифее смутны ипротиворечивы. Однако в том, что о нем сообщается, есть сходство скумранской идеологией. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte...,р. 93. 30. "И многое иное внушал Он народу, благовествуя ему" (Лк 3, 18). 31. Мф 3, 9; Лк 3, 8. 32. И. Флавий. Арх. XX, 8, 6; Иуд. война, II, 13, 4-5; Деян 21, 38. 33. Лк 3, 9-14. 34. Н. Мещерский. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусскомпереводе. М.-Л., 1958, с. 250. 35. Лк 3, 19. Ирод Антипа был женат на дочери набатейского царя АретыIV и развелся с ней, чтобы жениться на Иродиаде. Иродиада была внучкой ИродаВеликого, дочерью казненного в 7 г. до н. э. Аристобула. Ее выдали за Ирода,прозванного Филиппом, жившего в Риме как частное лицо (И. Флавий. Арх.XVIII, 5, 4; этого Ирода не следует смешивать с тетрархом Филиппом). Такимобразом, она приходилась Антипе одновременно свояченицей и племянницей.Антипа женился на ней при живом муже, хотя такие браки осуждались. УпрекиИоанна вызвали ненависть Иродиады, и она добилась смерти пророка. 36. Я.Мещерский. Цит. соч., с. 250. Не следует удивляться тому, что наСовете присутствовал ессей. Были отдельные случаи, когда члены сектыучаствовали в общественной жизни. В частности, Ирод Великий включил ессеяМенахема в состав Синедриона (см.: И. Флавий. Арх. XV, 10, 5; Хагига, II,2). 37. Мф 3, 7. В кумранских текстах есть выражение, близкое по смыслу:"яйца змеи" (Дд, VIII). 38. Ин 1, 19-28. 39. Лк 7, 24-27. 40.Ин 3, 26. 41. В Деяниях (19, 1-5) есть указание на то, что некоторые иоаннитыпоселились в Александрии. Другие, по-видимому, ушли в Месопотамию, гдепозднее слились с гностической сектой мандеев. Эта секта, существующая ипоныне, относится к Крестителю как к пророку, а Христа отвергает. См.: В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910, т. II, с. 230 сл.; J.Steinmann. St Jean-Baptiste..., р. 126-131; Ch. Dodd. The Interpretation ofthe Fourth Gospel, р. 115 ff. 42. Ин 1, 33. В данном контексте слова "Сын Божий" не обязательноуказывают на Мессию, но могут означать Посланника Господня. 43. Мф 11, 2-6; Лк 7, 18-23. Многие древнехристианские толкователиполагали, что Иоанн послал учеников для того, чтобы утвердить именно их ввере в Иисуса. Но уже Тертуллиан заметил, что такое толкование противоречитпрямому смыслу текста. См.: М. Поснов. Иудейство, с. 255; С.Булгаков. ДругЖениха, с. 121 cл. 44. Мф 11,11; Лк 7, 28. Эти слова содержат недвусмысленное указание нато, что Иоанн принадлежал еще к ветхозаветному миру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.