Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая эра - новая борьба




(Вместо эпилога) Если Меня гнали, и вас будут гнать, если слово Мое соблюли, и ваше соблюдут. Евангелие от Иоанна Наш долгий путь окончен. Впереди три года - едва различимый в веках миг, который ускользнет отвнимания большинства современников. Но после него что-то коренным образомизменится в мире. По дорогам Галилеи и Иудеи пройдет таинственный Человек. Не философ, нежрец, не отшельник. Народный Учитель, говорящий о зернах в борозде и рыбакахна озере. Однако слова Его, простые и естественные, как сама природа, будутжечь, подобно прикосновению к огню. Еретик в глазах церковных авторитетов, мятежник в глазах властей, Онбудет осужден и казнен; и лишь немногие в те дни поймут, что Его крест ипобеда над смертью-это явление Царства Божия среди сумрака земной жизни... На протяжении истории две великие революции потрясли культуру:проповедь мировых Учителей, пришедших к вере в бесконечное Божество, исветский Гуманизм, который поставил на Его место человека. Оба движениявозникли одновременно во многих странах. В отличие от них "евангельскийпереворот" уникален. В эпоху Августа и Тиберия никто, даже отдаленно, ненапоминал Иисуса Назарянина. Его приход нельзя поэтому считать только частьюобщего духовного процесса. Если и религиозные реформаторы, и все те, кто утверждал культ человека,были искателями истины, вопрошавшими бытие, то Сын Человеческий принес людямответ. Ответ, заключенный в Нем Самом. Ось христианства-это не просто вера в сокровенное верховное Начало и негорделивое самоутверждение твари; центр его Богочеловек, откровение Сущегочерез конкретную Личность, Мессию, "распятого за нас при Понтии Пилате". Такого не знала ни одна религия, ни одно учение. Пусть Будда Гаутамадействительно достиг просветления Нирваны, пусть Платон познал "Отцавсяческих" как предельное Благо, а Магомет как абсолютную Мощь, но тольконазаретский Учитель сказал, "видевший Меня видел Отца"... Дохристианский мир сделал все доступное человеку, чтобы постичь смыслжизни и обрести Бога. Отныне же ему явлен Сам Неизреченный, и явлен воистинубожественным образом-без насилия над разумом и волей людей. Отверженный и гонимый, "не имеющий, где приклонить голову", Христосвлечет к Себе лишь тех, кто свободно полюбил и принял Его, кто узнал Его под"обликом раба". Как белый цвет поглощает спектр, так Евангелие объемлет веру пророков,буддийскую жажду спасения, динамизм Заратустры и человечность Конфуция. Оноосвящает все лучшее, что было в этике античных философов и в мистикеиндийских мудрецов. При этом христианство- не новая доктрина, а весть ореальном факте, о событии, совершившемся в двух планах-земном и небесном.Ограниченное местом и эпохой, оно выходит за пределы временного. К нему сходятся все дороги, им измеряется и судится прошлое, настоящееи будущее. Любой порыв к свету богообщения есть порыв ко Христу, хотязачастую и неосознанный. Климент Александрийский сравнивал Логос с животворной влагой, котораяорошает поднимающиеся из почвы растения. Он утверждал, что божественноеСлово пребывало в истории всегда, будя в людях высшие стремления. "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вампокой",-говорит Христос. Значит ли это, что Он обещает мертвую зыбь грез,дремотную успокоенность? Всякий, кто захотел бы так понять Его, рискуетпревратить Евангелие Царства в "опиум", в своего рода духовную анестезию. Ноэто совсем не похоже на замысел Иисуса, Который "принес огонь на землю,Иисуса, чье служение было постоянной борьбой. И если Он обещал быть сверными "до скончания века", то не должны ли они делить с Ним Его крестныйпуть? История Церкви есть продолжение этого пути, продолжение евангельскойистории. У людей, которые обрели для себя христианство впервые, иногда возникаетиллюзия, будто крутизна кончилась и все преграды остались позади. Ихприводит в ужас необходимость новых усилий и нового преодоления. Они искалитихой гавани, а нашли поле боя. Нечто подобное мы видим и в истории. Казалось бы, Царство Божиевозвещено, врата спасения открыты, искупительная жертва соединила Небо сземлею, но постепенно выясняется, что предстоит еще немало бурь и испытаний. По словам Элиота, чем выше религия, тем труднее она для человека. Кхристианству это относится в полной мере. Для многих окажется непосильнымбременем свобода Христова. Она будет страшить, словно выход в открытое море.Отсюда желание спрятаться под сенью авторитаризма, избавляющего отответственности. Камнем преткновения станет и сама тайна Богочеловечества, что видно напримере главных церковных ересей. Одни сочтут Христа только тварнымСуществом, другие - только Богом. Успехи ислама лишний раз подтвердят,насколько сильным осталось искушение вернуться к более простой религии, гдеБог - все, а человек - ничто. С давних пор люди колебались между национальной замкнутостью иобезличивающей нивелировкой. Христиане в свою очередь будут поставлены передэтой нелегкой альтернативой. Как совместить слова апостола "нет ни эллина,ни иудея" с реальной многоликостью культур и психологических типов? Желание сберечь отечественное наследие будет нередко выливаться вовражду ко всему чужому. Истинным захотят считать только одно из земныхвоплощений христианства, то есть свое. Разрушая духовное соцветие церквей,вспыхнут распри, соперничество, расколы. Противоположная уравнительнаятенденция поведет к попытке умалить или игнорировать неповторимую красотукаждого исторического облика Церкви. В действительности же вселенское христианство подобно горе, опоясаннойлесами, кустарниками, лугами и ледниками, которые вместе составляют еецельное одеяние. Нельзя ждать, что свет Евангелия будет преломлятьсяодинаково. Проходя через толщу различных народов, он станет создавать всеновые и новые ландшафты духовности. Знаменательно, что христианство не породит единой культуры, какуюпородили, например, буддизм или ислам. Теология Августина и Фомы, русскаяикона и готика - только грани христианского творчества, соответствующиеопределенной среде и эпохе. Впрочем, плюрализм не упразднит и принципа единства. Напротив, чембогаче и разнородней станет жизнь Церкви, тем настоятельней окажетсяпотребность в связующем ее стержне. Эту роль будут выполнять вероучительныеформулы и канонический строй общин. Еще одна проблема христианства: его отношение к религиозному прошлому.Новый Завет признает Ветхий как свое лоно и фундамент и даже в язычественайдет предчувствие и предвосхищение Благой Вести. Недаром апостол Павелотправной точкой своей проповеди в Афинах сделает алтарь "неведомому Богу".Однако такого рода диалог будет нередко подменяться компромиссом с чуждымиЕвангелию сторонами древних верований. В результате, как показал Вл.Соловьев, возникнет "тот двойственный полуязыческий строй понятий и жизни,который сложился и господствовал в Средние века как на романо-германскомЗападе, так и на Византийском Востоке". Один из признаков этого компромисса - просачивание в церковную мысльдревнего взгляда на космос как на неизменную иерархию сфер. ТрудыАреопагита, в которых образ статической Вселенной почти заслонит веру вдвижение твари к Царству Божию, наложат огпечаток на все средневековоемиросозерцание, особенно в Византии. Нелегко будет преодолевать и инерцию старой религиозной психологии. Задве тысячи лет многоголовая гидра язычества не раз оживет в самой оградеЦеркви. В эту ограду хлынет волна суеверий, заражая молитвумеханически-заклинательным духом, внося в почитание святых оттенокмногобожия, а в обряды- натуралистический магизм. Начнется засильеприземленного, домостроевского понимания веры. Ритуальные и каноническиеформы будут рассматривать как нечто незыблемое, данное навсегда. Евангелие отнюдь не отметает обрядов. Ритуал - это живая плоть таинств,русло духовной жизни, ритм, объединяющий людей и освящающий повседневность.Он соответствует самой природе человека*. Угрозой и тормозом обрядстановится только тогда, когда в нем начинают видеть самодовлеющую ценность,когда за вечное и Божие выдают то, что - само по себе - имеет земноепроисхождение. ----------------------------------------------------------------------- * Нечто подобное обрядам известно уже в мире животных, где "ритуалы"(брачные танцы и пр.) служат регуляторами эмоциональной жизни Это касается и традиции в широком смысле слова. Религиозные (икультурные) каноны играют в обществе роль, сходную с ролью стойкойнаследственности в жизни организмов. Никакое новаторство не бываетплодотворным, если до конца отрывается от традиции. Самые смелыепроповедники-от Амоса до ап. Павла или св. Франциска- укоренены в Предании. Опасность для Церкви создадут христиане-законники, которые превратятПредание в фетиш и повторив грех наиболее консервативных фарисеев, навяжутцерковному сознанию мертвящий юридизм и казуистику. Завороженные прошлым,они будут смотреть на него как на единственный идеал. Они пойдут еще дальше, уподобившись не только фарисеям, но и зелотам:поверят, что в религии допустимо насилие. Когда Карл Великий или Добрыняначнут крестить народы "огнем и мечом", станет ясно, что христиане забыли,"какого они духа". Люди будут убивать друг друга из-за несходства обычаев,пытать и жечь на кострах тех, кто исповедует иные богословские взгляды илииначе совершает крестное знамение. Страшно не то, что Церковь подвергнется гонениям врагов, но что самихристиане станут гонителями... Кроме магизма, фарисейства, зелотства христианский мир познает исаддукейский соблазн. Одни "князья" Церкви, вопреки словам Христовым,присвоят себе политическую власть, а другие-научатся служить Кесарю с ещебольшей угодливостью, чем архиереи Иерусалима. Наконец, появится и тенденция, которую условно можно назвать ессейской. Мы уже видели, насколько велика была дистанция между Евангелием иКумраном, где со злорадством ждали гибели мира. Но пустынники с береговМертвого моря-предтечи не только манихейства, проклявшего творение Божие. Уних найдутся последователи и среди христиан. Новый Завет аскетичен в том смысле, что учит самоотвержению, борьбе сгрехом, чистоте мыслей, чувств и поступков. Аскетизм есть противоядие отнравственных недугов и средство для победы над эгоистической самостью. Приэтом Евангелие отнюдь не отворачивается от земной жизни*. Однако со временемпоявятся христиане манихейского толка, ненавидящие все земное, похожиескорее на брахманов-самоистязателей, чем на учеников Христовых. Служениелюдям будет казаться им помехой к совершенствованию, хотя евангельское слово"любовь" останется у них на устах. "Хочешь приобрести любовь кближнему?-скажет один сирийский монах.-Удались от него, и тогда возгорится втебе пламень любви... Бегай от людей и спасешься". Это уже полнаяметаморфоза, делающая христианство сектой анахоретов. ----------------------------------------------------------------------- * Напомним, что, когда апостол Иоанн говорит, "не любите мира", под"миром" он разумеет царство греха. О мире же как творении Божием тот жеапостол говорит, что Господь возлюбил его и отдал Сына для его спасения Равнодушие или даже отвращение к телесной природе человека (которую ап.Павел назовет "храмом Духа Святого") объясняет, почему многие члены Церквибудут так легко мириться с положением обездоленных, с несправедливымиобщественными порядками. Они станут лицемерно (или искренне) указывать нанебо, напоминая о блаженстве за гробом, тогда как суровая притча Евангелияоб овцах и козлищах требует именно земных дел, активной самоотдачи в этойжизни. Говоря, что человек живет "не хлебом единым", Христос, однако,повелевает "накормить голодного", в лице которого верующий служит СамомуБогу. Когда же христиане под благовидными предлогами откажутся исполнять этузаповедь, их постигнет неизбежное возмездие. Заботу о нуждающихся исоциальной правде узурпируют враги веры.. Суд над избранным народом не раз совершался в Ветхом Завете; не сможетего избегнуть и новый народ Божий. Если дважды пал Храм Иерусалимский, тоедва ли случайно, что многие христианские святыни, начиная с храма св.Софии, будут отданы в руки иноверцев, запустеют или погибнут. Некогда орудиями "вразумления Господня" были ассирийцы и халдеи, и вистории Церкви ее противники также, сами того не ведая, исполнят волюПровидения. Христианское сознание, по словам Бердяева, "одухотворяется,очеловечивается через кризисы и катастрофы, которые, видимо, могутпроизводить впечатление смерти самого христианства. Можно в конце концовпризнать, что и Спиноза со своей борьбой с антропоморфизмом, и злыеиздевательства Вольтера, и критика Канта, и диалектика Гегеля, иантропологизм Фейербаха, и обличение классовой лжи Марксом, и библейскаякритика, и мифологическая теория, и восстание против христианства Ницше, ипровокации Розанова - были обогащающим опытом, были очистительным огнем.Революции, как бы они ни были ужасны, какой бы они ни принималибогоборческий характер, имели очистительный характер, повышали качестворелигиозной жизни". Христианство упрекают в том, что оно мало улучшило жизнь общества запериод внешнего господства Церкви, то есть в средние века. Но правильно лисчитать эту эпоху "веками веры"? Ведь компромиссов, измен, отступничества вто время было куда больше, чем подлинного осуществления воли Христовой. Евангелие не могло быть усвоено античным и средневековым человеком вовсей полноте. Только отдельные, хотя и многочисленные, ручьи личной святостипробивали плотину непросветленного сознания. К тому же цель, поставленнаямиру Христом, сдишком велика; она превосходит возможности отдельных культур.Нужны наверно, еще сотни и тысячи лет, чтобы закваска сделала своевселенское дело. Итак, приход на землю Богочеловека не означает конца борьбы междусветом и тьмой, а поляризует их с удвоенной силой. И поляризация эта будетвозрастать во всех измерениях, как предсказал Сам Господь в Своемпророчестве на Елеонской горе. Каждая мировая религия переживает три этапа: исток, распространение иконсервацию. Этому закону, на первый взгляд, должно будет подчиниться ихристианство. Однако, застывая и угасая на время, оно будет постоянновоскресать к новой жизни. Мир попытается истребить его во имя Олимпа,Кесаря, Империи; он вынесет Церкви смертные приговоры от лица Разума, Науки,Прогресса и других богов неоязычества. С ней будут расправляться философы идиктаторы. Христианство выдержит, наконец, самое мучительное испытание -незрелость и недостоинство своих исповедников. Его учение будут упрощать иискажать. И все же оно не сломится. Цивилизация нового времени, усвоив лишь частные выводы избогочеловеческой веры и порвав с ее корнями, познает горечь несбывшихсянадежд. Сооружая вместо Царства Божия вавилонскую башню, она придет к томуже плачевному итогу, что и древние ее строители. Мечты о свободе обернутсяновыми видами порабощения, победы разума поставят под угрозу жизнь на Земле,речи о братстве кончатся террором и мировыми войнами. Но и после этого бессилию Запада и одичанию Востока, бездуховности иморальному оскудению будет противостоять Евангелие Иисуса. В преследованияххристианство окрепнет, скованное "лжебратиями" разорвет цепи. Как говорилИоанн Златоуст, вера Христова- "вечно обновляется". Происходит это потому, что Сын Божий реально присутствует в жизниЦеркви. В Нем Ее сверхчеловеческая сила. Поэтому в каждой эпохе мы найдемдинамичное, живое, открытое христианство, чающее Царства Божия. Ононесокрушимо, хотя бы все полчища ада пытались убить его или сделатьзастывшим, рабским, безжизненным. "Облеченное во Христа", оно будетпродолжать свой путь, зная, что воля Отца должна осуществляться "на земле,как на небе". Наличие двух полюсов внутри эмпирического христианства легкопочувствовать на примере, взятом из области искусства. ЕслиХристос-Пантократор, грозно взирающий со стен древних соборов, в чем-то естьпроекция затаенных страхов и надежд, желания укрыться за спиной карающего имилующего Владыки, то изображения Распятия говорят совсем о другом. На нихмы видим Сына Человеческого, прошедшего через все страдания мира и зовущегоза Собой всех истинных крестоносцев (а не тех, что грабили города иистребляли их жителей). В Нем, по слову пророка, "нет ни вида, ни величия".Он отдает всего Себя, торжествуя в муке и побеждая в смерти... Он обещал, что верные Ему будут творить знамения большие, чем те,которые творил Он Сам во дни земной жизни. Он обещал им полную власть надзаконами природного мира. Но достичь этого невозможно без исполнения "новойзаповеди" Христовой, заповеди о самоотверженной любви. С первых же своихшагов Церковь осознает ее центральное значение, о чем свидетельствует гимнапостола Павла: Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и все знания, и если имею всю веру, так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, - я ничто. И если я раздам все имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, - нет мне никакой пользы. Подвиг самоотдачи принесет христианству обильные плоды. Подобно жизни,восстающей против распада материи, любовь поведет сражение с демоническимистихиями, которые обуревают людей. Вот почему религия будущего заключена вЕвангелии. "Христианская любовь,- говорит Тейяр де Шарден, - есть нечтонепостижимое для тех, кто не пережил ее в опыте. Многим людям, которых язнаю, кажется невероятным, почти фантастическим, что можно любитьБесконечное и Неисследимое, что сердце человека может биться истиннойлюбовью к своему ближнему. И однако... это чувство существует, и ононеобычайно сильно. Разве можно сомневаться в этом, если окинуть взором, хотябы поверхностно, результаты, которые оно не перестает давать вокруг нас?Разве это не реальный факт, что вот уже двадцать веков тысячи мистиковчерпают в его огне такое пламенное рвение, что оно оставляет далеко позади -по свету и чистоте - порывы и преданное служение любой чисто человеческойлюбви? И еще разве не факт, что другие тысячи мужчин и женщин, испытав этулюбовь, отказываются ежедневно от всякою иного стремления и от всякой инойрадости и вверяют себя ей, вопреки любым трудностям?" Такова природа явления, которое Иоганн Арндт, а за ним св. ТихонЗадонский назовут "истинным христианством". В истории оно обнаруживается безтруда. Когда Церковь как совесть общества встанет на защиту слабого и будетбороться с бесправием и войнами, когда она будет сохранять духовное наследиенародов, утверждая человеческое достоинство женщины, раба, крепостного,- онаявится подлинным орудием Господним. Когда апостол Павел и другие миссионеры,вплоть до наших дней, одолевая бесчисленные преграды, понесут людям весть о"свободе чад Божиих", когда Климент Александрийский или Фома Аквинат скажут,что вера-не враг разума, когда апологеты первых веков провозгласят принциптерпимости, а св. Мартин и преп. Нил Сорский осудят казни инакомыслящих,когда св. митрополит Филипп или Дитрих Бонхоффер сложат головы в борьбе стиранией, когда Отцы Церкви назовут богачей грабителями, а государство,пренебрегшее правом,- шайкой разбойников, когда мученики всех стран и времен- от Рима до Японии, России, Мексики, Германии, Эфиопии и Албании -запечатлеют своей кровью верность Христу, - то все они будут представлятьсобой истинное христианство. Свидетельницей Богочеловека на земле станет каждая душа, избравшаятернистый путь святости. Но при этом святость меньше всего будеттождественна сухому морализму. Она ознаменует жизнь со Христом и во Христе.Ее средоточие Чаша Господня, от которой струятся благодатные потоки,озаряющие Церковь. Христианская святость неотделима от молитвы и служения. Молясь за мир,подвижники будут очищать его нравственную атмосферу, создадут очагидуховности, роль которых невозможно переоценить. Эти люди победятманихейский соблазн мироотрицания. На протяжении веков бесчисленные шедеврыискусства, научные и философские труды выйдут из монастырей. И это будутделать не ради уступки "миру". По словам Хуана де ла Крус, испанскогосвятого, Воплощение "возвело человека, а в нем и всю тварь, к красотеБожественной". Св. Франциск Ассизский- странник, "обрученный сбедностью",-возвестит радость и любовь ко всей природе и после веков страхакак бы заново откроет Евангелие Европе. Преп. Серафим Саровский, повторив всвоих лесах путь пустынников Сирии и Египта, останется свободным отизуверской мрачности. "Веселость не грех, она отгоняет уныние,-будет учитьон. Нет нам дороги унывать потому, что Христос победил все". Многие иноки, отрекшись от себя, явят великие образцы жертвенной любви.Мистическое горение не будет отдалять их от ближнего. "Если ты вознесен доседьмого неба, а брат твой голоден,-скажет фламандец Рейсбрук,-спустись наземлю и приготовь ему пищу". Избрав жизнь среди прокаженных Полинезии, Дамиан де Вестер станет лишьодним из целого сонма "подражателей Христу", которые во всех концах светабудут лечить больных, воспитывать сирот, спасать преследуемых, утешатьстраждущих, которые пойдут, как Тереза Калькуттская и последователи Фуко, втрущобы, к преступникам, к презираемым и изгоям. То, что в XX веке героями Церкви признают таких людей, как МаксимилианКольбе или мать Мария, погибших в концлагерях за своих братьев и сестер,будет свидетельством неистощимой нравственной энергии христианства и дажебольше: ее роста в сравнении с минувшими эпохами. Источник этой жертвенности кажется непостижимой загадкой. Ведь человекутак трудно выйти из замкнутого кольца самости, подняться над эгоизмом идругими болезнями своей души. Но Благая Весть именно в том и заключается,что с приходом Христа мир вступил в новую эру, когда люди могутпреображаться благодатью Духа, даруемой через Иисуса Христа. Христианство-религия спасения. Однако спасение не сводится для него кпосмертной участи отдельных душ. Оно должно охватить все творение Божие. Итолько единение со Христом делает людей носителями высшего бытия, помогаетим не отвергнуть, но освятить мир, приобщить его к божественной жизни,вернуть Творцу "умноженные таланты". Задача эта неисчерпаема, она открывает бесконечные просторы запределами нашего мира и нашей истории. Мы начали странствие по векам, которые вели ко Христу, молитвой бл.Августина. В ней выражен главный смысл человеческой судьбы и призвания. Итеперь закончим повесть о поисках Пути, Истины и Жизни теми же словами: Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аватар, или Автора (санскр.) - Бог, пришедший к людям в обликесмертного существа (в индуистской мифологии) Авгур (лат.) - римский жрец, предсказывающий будущее по приметам (пополету птиц и пр.) Автаркия (греч.) - освобождение личности (в терминологии киническойшколы) Агада (евр.) - назидательное сказание, легенда Антиномия (греч.) - парадоксальное утверждение, выходящее за пределыформальной логики Апатия (греч.) - термин, обозначающий в философии скептиков полноебесстрастие Апокалиптика (греч.) - род литературы (преимущ. иудейской), написаннойв форме откровения тайн истории (от греч. апокалипсис-откровение) Апокрифы (греч.) - буквально "потаенные" (книги). Произведениярелигиозной литературы, претендовавшие на роль бо-гооткровенных, но невключенные в Библию. В протестантской традиции А. называют неканонические(см.) книги Апофатизм (греч.) - учение о Божестве как о превосходящем все тварное.Согласно А. подлинная природа Бога может быть определена толькоотрицательными терминами ("что Он не есть") Ауспиции (лат.) - гадание по поведению птиц и по молниям (в римскойрелигии) Бодисатва (санскр.) - существо, достигшее просветления и пекущееся олюдях (махаянистский буддизм) Брахман (санскр.) - наименование Божества в ведической религии, а такженазвание касты (варны) жрецов Бхакти (санскр.) - благочестие, набожность, любовь к Богу в индийскихрелигиях Бхикшу (санскр.) - буддийский монах Веды (еанскр.) - "знание"; древнейшие сборники священных книг в Индии Галаха (евр.) - те части Закона (устного и письменного), которыеотносятся преимущественно к правовым и каноническим нормам Гаруспик (лат.) - римский жрец, в обязанности которого входило гаданиепо внутренностям животных (гаруспиции) Гемара (евр.) - толкование на Мишну. Часть Талмуда (см.). Одна Г былазаписана в Вавилоне, другая-в Иерусалиме Гносеология (греч.) - наука о возможностях и пределах человеческогопознания Гомилия (греч.) - назидательная проповедь. Жанр возник в ВизантийскойЦеркви Гуны (санскр.) - элементы, из которых соткана природа Гуру (санскр.) - духовный наставник Демиург (греч.) - Божество, образовавшее мир из хаотического вещества Джатаки (санскр.) - сказание о перевоплощениях Будды Диадохи (греч.) - преемники Александра Македонского, унаследовавшие егоразделенную империю Дхамма (санскр.) - в буддийской религии - синоним вероучения и этики Империя (лат.) - первоначально термин, обозначавший властьглавнокомандующего (императора). Позднее словом И. стали называтьмногонациональную державу и соответственно ее главу - императором Ишвара (санскр.) - личный Бог в терминологии индийских религий (иногда- Бог-Творец) Кодом (евр.) - определение "святости" Бога в ВЗ, которая означает Егополную иноприродность твари Корибанты - жрецы экстатического культа Кибелы Креационизм (лат.) - учение о творении мира Богом Кундалини (санскр.) - центр жизненной энергии, скрытый в теле человека(в крестце) по учению йоги Кшатрии (санскр.) - каста (варна) воинов в древней Индии Манихейство - синкретическая религия, возникшая в Иране (III в. н.э.).Названа по имени своего основателя Мани. Усвоив заратустрийский дуализм игностические идеи, М. резко противопоставило дух и материю Масоретский текст (от евр. масора, предание) - текст ВЗ, переписанный вVI в. н. э. с употреблением накудот, знаков, заменявших гласные буквы.Составителей МТ называют масоретами. Мессия (евр. машиах, арам. мешиха) - помазанник. В ВЗ-наименованиечеловека (царя, пророка, священника), посвященного Богу посредством обрядапомазания. В тесном смысле слова М.- это обетованный Избавитель,предреченный ВЗ-ны-ми пророками Мицвот (евр.) -свод заповедей Закона(устного и письменного) Миддот (евр.) - правила толкования Писания, принятые законниками Мидраш (евр.) - толкование Библии, назидательный рассказ на библейскуютему, легенда, притча Мишна - см. Талмуд Мокша (санскр.) - освобождение от уз тленного мира, спасение (виндийских религиях) Неканонические книги - книги, включенные в ВЗ лишь некоторыми иудейск.общинами. В Правосл. и Католич. Церкви они считаются авторитетными, но неравноценными каноническим. В окончательный иудейск. канон не вошли.Протестанты также не включили НК в ВЗ и относят их к апокрифам Нумен (лат.) - общее наименование Божества в латинской религии Олам (евр.) - термин, означающий одновременно Вселенную (в ее движениик Грядущему) и Вечность Пешарим (евр.) - отрывки из Писания, истолкованные применительно кактуальным событиям. Этот род комментариев был разработан в Кумране Пневма (греч.) - термин, означающий дыхание, дух, космическую энергию Понтифик (лат.) - римский жрец, ведавший календарем и общественнымпорядком Прана (санскр.) - термин, близкий к понятию пневма (см.) Решаим (евр.) - библейский термин, которым обозначались люди,равнодушные к вере, нечестивцы Руах (евр.) - термин, близкий по смыслу к понятиям пневма (см.) и прана(см.) Септуагинта (греч.) - так наз. "Перевод Семидесяти". Греческий переводВЗ, осуществленный в Александрии (начат в III в. до н. э.). По преданию, онбыл сделан семьюдесятью двумя учеными Синкретизм (греч.) - механическое слияние различных культов Слава (евр. Кавод) - образ Богоявления в ВЗ (облако, огонь, свет ит.д.) Софер (евр.) - ВЗ-ный книжник. Первоначально С. называли летописцев,секретарей и переписчиков книг. Позднее это наименование стали прилагать ккомментаторам Писания Ступа (санскр.) - культовое сооружение над останками Будды Талмуд (евр.) - свод юридических, богослужебных, канонических иэтических правил иудаизма. Сложился в первые века н. э. Главные разделы Т.-а) Мишна (преимущественно обрядовые и правовые законы), одна из древнейшихее частей - Авот (изречения отцов); б) Гемара, которая записана в двухвариантах (в Иерусалиме и Вавилоне). См. перечень талмудических трактатов нас. 597. Таргумы (арам.) - арамейские интерпретированные переводы книг ВЗ Тевила (евр.) - священное омовение, употреблявшееся среди иудеев вразных случаях: а) при вступлении иноплеменника в ВЗ-ную общину, б) вкачестве ежедневного очистительного обряда (у ессеев), в) как знак покаяния(Иоанн Креститель) Теодицея (греч.) - "богооправдание". Богословская концепция, целькоторой сочетать веру в благость Творца со страданиями мира Теософия (греч.) - религиозно-философская система, построенная насинкретическом (см. Синкретизм) соединении различных верований Теофания (греч.) - Богоявление Тосефта (евр.) - комментарий к Мишне (см. Талмуд) Тримурти (санскр.) - понятие о трояком проявлении Божества (Брама,Шива, Вишну) в индуизме Фламины (лат.) - римские жрецы-служители отдельных богов Хакамы (евр.) - ВЗ-ные мудрецы. Ряд библейских книг (Иов, Притчи, частьПсалмов и др.) созданы хакамами Хокма (евр.) - Божественная Премудрость. Одна из Теофаний (см.).Премудростью совершалось творение; она же открывается человеку. Близким к X.является понятие Слова Божия Чарваки (санскр.) - материалисты древней Индии Экзегетика (греч.) - толкование Библии Эманация (от лат. эманаре, вытекать, изливаться) - в пантеистическойфилософии понятие о происхождении мира путем излияния из недр Божества Эпигоны (греч.) - наследники диадохов (см.) Эсхатология (греч.) - учение о посмертной участи человека и конечныхсудьбах мира



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.