КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели тренинговой работы и виды групп
Основы психологического тренинга Основные определения, таблицы, схемы Специфические черты тренинга (Вачков И., 2008): ü соблюдение ряда принципов групповой работы; ü нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии; ü наличие более или менее постоянной группы (от 7 до 15 человек); ü определенная пространственная организация; ü акцент на взаимоотношениях между участниками группы; ü применение активных методов групповой работы; ü объективация субъективных чувств и эмоций участников; ü атмосфера раскованности и свободы общения. Парадигма – система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период (Психолого-педагогический словарь, 2006). Парадигмы тренинга (Вачков И., 2008): - тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего; - тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; - тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача психологических знаний, развитие необходимых умений; - тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения психологических проблем.
Рис.2 Задачи тренинга (Вачков И., 2008): ü мотивирование и формирование позитивных отношений к новой деятельности; ü формирование системы определенных представлений участника группы; ü формирование конкретных умений. Предмет тренинга – следствие профессионального мировоззрения специалиста, проистекающее из разных теоретических концепций ведущих тренинговых групп (Пахальян В.Э., 2006). Нормы и принципы тренингового общения (Прутченков А.С., 2001): 1. Общение по принципу «здесь и теперь». Ориентация участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа были процессы, чувства, мысли, происходящие в группе в данный момент, а не проекции в прошлое и будущее. 2. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Вместо высказываний: «считается…», «некоторые считают, что …», в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что …» и т.п.. 3. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно данному принципу участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказывать словами свои чувства. 4. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя. 5. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверчивость поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать». 6. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, т.к. участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал. Преимущества групповой формы работы (Рудестам К., 2006): ü групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; ü группа отражает общество в миниатюре; ü возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; ü в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; ü в группе участники могут идентифицировать себя с другими; ü взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; ü группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; ü групповая форма предпочтительней в экономическом плане. Роль (в социальной психологии) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений (Психолого-педагогический словарь, 2006). Социальная роль – единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995). Игровая роль – единица анализа свободных, но временных общностей (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995).
Табл.1
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |