Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятые сокращения




ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ

И УВИДЕЛ Я НОВОЕ НЕБО И НОВУЮ ЗЕМЛЮ,

ИБО ПРЕЖНЕЕ НЕБО И ПРЕЖНЯЯ ЗЕМЛЯ МИНОВАЛИ, И МОРЯ УЖЕ НЕТ. Откр 21,1 В этом новом мире падшее, раздавленное и рассеянное возрождается квечности. Нам понятно, почему апостол говорит, что море исчезло: ведь мореэто не что иное, как библейский образ демонических сил. Мир ("небо и земля"Книги Бытия) обретает через Богочеловека высшую гармонию. Все те законы,которые раздирали и умерщвляли его, исчезают. Так раскрывается в Библии от Бытия до Апокалипсиса вселенская драма,завершающаяся в Царстве Света. Она позволяет видеть в космическомВосхождении как бы конус с острием, уходящим вниз, к истокам творения,свободы и борьбы, а основание которого открыто в беспредельность. Но Становление существует лишь ВО ВРЕМЕНИ. А вне временного потокапредвечный взор Сущего созерцает тварь уже в ее свершении и полноте. Поэтомуи сказано о мире, что он "прекрасен весьма" (Быт 1,31). Поэтому и дляпророка Царство Божие зримо и как бы УЖЕ ЕСТЬ: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни, ИБО ПРЕЖНЕЕ ПРОШЛО. Откр 21.3,4 Что можно сказать перед лицом этого ослепительного видения? Не есть линынешний наш мир лишь младенец в утробе в сравнении с полнотойобожествленного творения? Но, тем не менее, мы можем уже сегодня статьпричастны Царству Грядущего. Уже сегодня вера и любовь воспламеняют надеждуи ожидание, выраженные в евангельских словах:Краткая библиографияОбщие труды по истории и изучению религии 1. Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религии. СПб., 1906 2. Боголюбов Н. Философия религии, т. 1. Киев, 1918. 3. Боголюбский Н. Богословие в апологетических чтениях. М., 1913. 4. Брикнер М. Страдающий бог в религиях древнего мира. СПб., 1909. 5. Буткевич Т. Религия, ее сущность и происхождение (Обзор гипотез).Харьков, 1902-4. 6. Вундт В. Элементы психологии народов. СПб., 1913. 7. Глаголев С. Из чтений по истории религий, ч. 1. Сергиев Посад, 1902. 8. Геффдинг Г. Философия религии. СПб., 1909. 9. Ельчанинов А. История религии. М., 1909. 10. Мензис А. История религии. СПб., 1899. 11. Мюллер М. Религия как предмет сравнительного изучения. Харьков,1887. 12. Его же. Сравнительная теология. - "Век", 1883, Э 7, 8. 13. Прайс Е. История религии. СПб., 1904. 14. Пфлейдерер О. О религии и религиях. СПб., 1909. 15. Религиозные верования. Сборник статей. Пер. В. Тимирязева. СПб.,1900. 16. Страхов П. Воскресение. Идея воскресения в дохристианскомрелигиозном сознании. М., 1916. 17. Токарев С. Религия в истории народов мира. М., 1964. 18. Хрисанф. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб.,1873. 19. Шантепи де ла Соссей П. Иллюстрированная история религии, т. 1-2.СПб., 1913. 20. Dawson Ch. Progress and Religion. London, I960. 21. Gaster Th. The Oldest Stories in the World. N. Y., 1959. 22. Glasenap H. von. Die Nichtchristliche Religionen. Halle, 1957. 23. Kramer S. N. [ed]. Mythologies of the Ancient World. N. Y., 1961. 24. Lagrange P. M. J. Etudes sur les Religions semitiques. Paris, 1905. 25. Muller M. Essaes. B. 1-2. Leipzig, 1865. 26. Eliade M. Traite d'histoire des Religions. 1946. 27. Eliade M. The Myth of the Eternal Return. 1965. 28. Pike. Encyclopedia of Religion and Religions. London, 1951. 29. Tiele. Elements of Science of Religion. 1-2. 1857-59. 30. Schmidt W. Der Ursprung der Cottesidee, b. I-XII. Munster inWestfalen, 1940. Доисторический мир 1. Абрамова 3. Изображение человека в палеолитическом искусствеЕвразии. М., 1966. 2. Анисимов А. Религия эвенков. М., 1958. 3. Его же. Этапы развития первобытной религии. М., 1967. 4. Анохин А. Материалы по шаманству у алтайцев. - Сб. Музеяантропологии и этнографии, т. IV, в. 2, 1924. 5. Бьерре И. Затерянный мир Калахари. М., 1963. 6. Богораз (Тан) В. Эйнштейн и религия. Применение принципаотносительности к исследованию религиозных явлений. В 1. М.-Пг., 1923. 7. Ефименко П. Первобытное общество. Изд. 3. Киев, 1953. 8. Ксенофонтов Г. Легенды и рассказы о шаманах. М., 1930. 9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. 10. Его же. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. 11. Липпс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. М.,1954. 12. Михайловский В. Шаманство. М., 1892. 13. Обермайер Г. Доисторический человек. СПб., 1913. 14. Расмуссен К. Великий санный путь. М., 1958. 15. Религии наименее культурных племен. Сборник. М., 1931. 16. Религиозные верования народов СССР. Сборник, 1-2. М., 1931. 17. Соловьев В. Мифологический процесс в древнем язычестве. - Собр.соч., т. 1. СПб., 1914. 18. Его же. Первобытное язычество. - Собр. соч., т. VI, с. 174-233. 19. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. 20. Токарев С. Сущность и происхождение магии. - ТИЭ, т. 52. М., 1959. 21. Его же. Первоначальные формы религии. М., 1963. 22. Формозов А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М,1966. 23. Фрэзер Д. Золотая ветвь. В. 1-4. М., 1928. 24. Хайтун Д. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душанбе, 1958. 25. Харузина В. Этнография. В. 1. Верования малокультурных народов. М.,1909. 26. Шебеста П. Среди карликов Малакки. Л., 1928. 27. Шредер Л. Сущность и начало религии. 1909. 28. Штернберг Л. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. 29. Элькин А. Коренное население Австралии. М., 1952. 30. Burton W. G. P. Luba Religion and Magic in Custom and Belief. 1961. 31. Beth К. Religion und Magic bei den Naturvolkern. 1914. 32. Dikshit. The Mother Goddess. Poona, 1943. 33. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. N. Y.,1961. 34. Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. 1962. 35. Howitt A. The natives Tribes of South-East Australia. London, 1904. 36. Koppers W. Urmensch und sein Weltbild. Wien, 1950. 37. Lang A. Magic and Religion. London, 1901. 38. Radin P. Die Religionserfahrung der Naturvolker. 1951. 39. Schmidt W. Geschichte der Gottesidee. В I. 1912. Общие труды по истории Востока и Греции Источники 1. Геродот. История, в девяти книгах. Пер. Г. Стратоновского. M., 1972. 2. Древний мир Востока. Под ред. Б., И. Бороздина. M., 1917. 3. Зовы древности. Гимны, песни и замыслы древних. Пер. К. Бальмонта.СПб., 1908. 4. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В. Струве, Д.Редера. M., 1963. 5. Хрестоматия по истории древнего мира, т. 1-2. Под ред. В. Струве.M., 1950. 6. Хрестоматия по истории древней Греции. M., 1964. 7. Pritchard J. В. Ancient Near Eastern Text. Princeton, 1950. 8. Pritchard J. В. Ancient Near East in Pictures. Princeton, 1954. Литература 1. Всемирная история, т. 1. M., 1956. 2. Виппер Р. Древний Восток и эгейская культура. M., 1916. 3. Гоммель, История древнего Востока. СПб., 1905. 4. Масперо Г. Древняя история народов Востока. M., 1911. 5. Сергеев В. История древней Греции. 1948. 6. Струве В. История древнего Востока. M., 1940. 7. Струве В. (ред.) Древняя Греция. 1956. 8. Тураев Б. История древнего Востока, т. 1-2. Л., 1935. 9. Корош Ф. Всеобщая история литературы, т. 1-2. 10. Карьер M. Искусство в связи с общим развитием культуры, т. 1-2. 11. Морэ А. и Дави Ж. На заре истории. M., 1923. 12. Чайлд Г. Древний Восток при свете новых раскопок. M., 1956. 13. Cambridge. Ancient History. 1-4, 1926-28. 14. Duvernoy Claude. Le sionisme de Dieu. Paris, 1970. 15. Meyer A. Geschichte des Altertums. I-II. Berlin, 1925. 16. Moret A. Histoire de Г Orient. 1-2. Paris, 1936. История археологических находок 1. Бузескул В. Открытия XIX и начала XX в. в области истории древнегомира. 1-2. 1923-24. 2. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. M., 1963. 3. Косидовский 3. Когда солнце было богом. M., 1968. 4. Керам К. Боги, гробницы, ученые. M., I960. 5. Мильчик М., Борейко Б. Город крылатых быков. M., 1967. 6. Монгайт А. Археология и современность. М., 1963. 7. Рубинштейн Р. Новейшие археологические открытия в Египте. М., 1962 8. Чабб М. Город в песках. М., 1965. 9. Церен Э. Библейские холмы. М., 1966. Египет Источники 1. Лирика древнего Египта. М., 1965. 2. Франк-Каменецкий И. Памятники египетской религии в фиванский период.Т. 1-2. М., 1917. 3. Матье М. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956. 4. Breasted J. H. Ancient Records of Egypt. I-IV. N. Y., 1906. 5. Budge E. The Book of the Dead. London, 1888. 6. Sandann M. Texts from the Time of Akhetaton. 1930. Литература 1. Авдиев В. Древнеегипетская реформация. М., 1924. 2. Брэстед Д. История Египта, т. 1-2. М" 1915. 3. Матье М. Во времена Нефертити. М., 1965. 4. Его же. Искусство древнего Египта. М., 1964. 5. Морэ А. Во времена фараонов. М., 1913. 6. Его же. Цари и боги Египта. М, 1914. 7. Перепелкин Ю. Переворот Амен-Хотепа IV, т. 1. М., 1967. 8. Его же. Тайна золотого гроба. М., 1968. 9. Тураев Б. Египетская литература. М., 1920. 10. Его же. Древний Египет. Пг., 1922. 11. Budge E. The Gods of the Egyptians. London, 1904. 12. Baikie J. The Amarna Age. London, 1926. 13. Breasted J. H. Development of Religion and Thought in AncientEgypt. N. Y., 1912. 14. ErmanA. The Literature of the Ancient Egyptians. London, 1927. 15. Leeuwenburg J. Echnaton. 1946. 16. Schafer H. Amarna in Religion und Kunst. 1931. 17. Vandier. La religion egyptienne. Paris, 1944. Двуречье Источники 1. Гильгамеш. Вавилонский эпос. Пер. Н. Гумилева. СПб., 1919. 2. Волков Н. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. 3. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965. 4. Эпос о Гильгамеше. Пер. И. Дьяконова. М., 1961. 5. Струве В. Диалог господина и раба. - Сб. "Религия и общество", 1926. 6. Шилейко В. Из поэзии Вавилона. - "Восток", 1922, Э 1. 7. Редер Д. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965. 8. Heidel. The Babylonian Genesis. 1951. Литература 1. Бецольд. Ассирия и Вавилония. СПб., 1904. 2. Вулли Л. Ур Халдеев. М., 1961. 3. Дьяконов И. Общественный и государственный строй древнего Двуречья.Шумер. М., 1959. 4. Его же. Реформы Урукагины в Лагаше. - ВДИ, 1951, Э 1. 5. Никольский Н. Древний Вавилон. М., 1913. 6. Рагозина 3. История Халдеи. М., 1905. 7. Редер Д. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965. 8. Струве В. Государство Лагаш. XXV-XXIV вв. до н.э. М., 1961. 9. Его же. Основные вехи войны Уракагины и Лугальзаггиси. - ВДИ, 1958,Э 4. 10. Флиттнер Н. Культура и искусство Двуречья. М., 1958. 11. Bielicki M. Zapomniany swiat sumerow. Warszawa, 1966. 12. Dijk J. van. Sumerische Gotterlieden. 1960. 13. Klima J. Gesellschaft und Kultur des alten Mesopotamien. Praha,1964. 14. Dhorme E. Les Religions de Babylone et d'Assyrie. Paris, 1945. 15. Kramer S. Sumerian Mythologie. 1944. 16. Zamarowsky. Am Anfang war Sumer. Leipzig, 1968. Сирия и Финикия Источники 1. Gordon С. Ugaritic Manual. 1955. Литература 1. Виролло Ш. Рас-Шамра или вновь найденная финикийская литература.ВДИ,1937, Э 1. 2. Никольский Н. Этюды по истории финикийских общественных иземледельческих культов. 1948. 3. Корелин М. Финикияне-мореплаватели и их культура. М., 1896. 4. Тураев Б. Очерк истории изучения финикийской древности. - "Истор.обозрения", 1893, Э 6. 5. Его же. Остатки финикийской литературы. СПб., 1903. 6. Его же. финикийская литература. - Сб. "Литература Востока", в. 2,1920 7. Driver G. R. Canaanite Myths and Legends. 1956. 8. Kapelrud A. S. Baal in the Ras Shamra Texts. 1952. 9. Pope M. H. El in the Ugaritic Texts. 1955. 10. Schmidt W. KonigtumGottes in Ugarit und Israel. Bonn, 1961. Индия Источники 1. Веды. Восемь гимнов Риг-Веды. Казань, 1879. 2. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963. 3. Из области Ведийской поэзии. Пер. Б. Ларина. - "Восток", 1924, Э 4. 4. The Vedic Hymns. SBE, w. 32, 46. Литература 1. Барт А. Религии Индии. М., 1897. 2. Беттани, Дуглас. Великие религии Востока. М, 1899. 3. Введенский А. Религиозное сознание язычества, т. 1. М., 1902. 4. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968. 5. Луния Б. История индийской культуры. М., 1960. 6. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951. 7. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1901. 8. Овсянико-Куликовский Д. Ведийские этюды. - ЖМНП, 1892. 9. Рагозина 3. История Индии времен Риг-Веды. СПб., 1905. 10. Радхакришнан С. Индийская философия, т. 1. М., 1956. 11. Сингха Н., Барнерджи А. История Индии. М., 1954. 12. Deussen P. Allgemeine Geschichte der Philosophic. B. I. 13. Gomperz. Die Indische Theosophie. Jena, 1955. 14. Keith A. B. Religion and Philosophy of the Veda and Upanishads.Camb., 1925. 15. Macdonell A. Vedic Mythology. Strassburg, 1897. Крит и Греция Источники 1. Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. 2. Эллинские поэты, пер. В. Вересаева. М., 1963. 3. Павсаний. Описание Эллады. Т. 1-2. 1938. 4. Эсхил. Трагедии. М., 1937. Литература 1. Альтман М. Греческая мифология. М., 1937. 2. Блаватская Т. Ахейцы. М., 1966. 3. Богаевскчй Б. Крит и Микены. М. - Л., 1924. 4. Боннар А. Греческая цивилизация, т. I-III, 1958. 5. Властов Г. Теогония Гесиода и Прометей. СПб., 1897. 6. Зелинский Ф. Древнегреческая религия. Пг., 1918. 7. Златковская Т. У истоков европейской культуры. М., 1961. 8. Иванов Вяч. Древний ужас. - Сб. "По звездам", 1909. 9. Его же. Дионис и прадионисийство. Баку, 1922. 10. Его же. Эллинская религия страдающего бога. - "Новый путь", 1904. 11. Кулаковский Ю. Смерть и бессмертие в представлении древних греков.Киев, 1899. 12. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 13. Лурье С. Язык и культура Микенской Греции. М., 1957. 14. Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962. 15. Флоренский П. Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917. 16. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества.Доисторический Эгейский мир. М., 1958. 17. Nilsson M. A History of Greek Religion. 1925. 18. Nilsson M. The Mycenaen Origin of Greek Mythology. 1932. 19. Green W. Moira, Fate, Good and Evil in Greek Thought. 1948. 20. Rohde E. Psyche. Tubingen, 1925. Библиографические замечания к Ветхому Завету 1. Из русских переводов Св. Писания прежде всего следует указать насинодальный перевод, который появился в 1876 г. Перевод этот был сделан поинициативе митр. Филарета и поныне является общепринятым русским переводом.Он широко пользуется Септуагинтой для передачи темных мест Писания. До этогобыли сделаны переводы, более буквально придерживающиеся масоретского текста(проф. СПб. Дух. академии Г. Павского и архим. Макария Глухарева). В 1871-72гг. в Берлине вышел перевод Л. Мандельштама. Этот перевод тоже стремился кбуквальности, но местами довольно свободно интерпретировал текст.Мандельштам перевел только Пятикнижие и Псалтирь. Другим полным переводомбыл перевод Библейского общества, сделанный с масоретского текста (о русскихпереводах см.: Н. Астафьева. Опыт истории Библии в России. СПб., 1886). Изпереводов отдельных книг укажем: Песнь Песней, пер. Л. Эфроса. СПб., 1909;переводы Л. Сева и М. Соловейчика, данные в "Очерках по еврейской истории икультуре", сост. Соловейчиком. СПб., 1912; ХДВ. 2. Вопросы библейской критики в литературе на русском языке освещенымало. Переведена книга В. Спинозы. Богословско-политический трактат. М.,1935; труды основателей библейской критики Ж. Астрюка, де Ветте и др.полностью и в отрывках собраны в книге "Происхождение Библии", М., 1964.Переведена классическая книга Ю. Велльгаузена, Введение в историю Израиля,СПб., 1909. Лучшие изложения проблем библейской критики: М. Соловейчик.Основные проблемы библейской науки. СПб., 1913; Л. Карташев. О ветхозаветнойбиблейской критике. Париж, 1947. Этим же вопросам посвящены компилятивныеочерки: Н. Никольский. Царь Давид и псалмы. СПб., 1908; И. Сендерленд.Библия или Священные книги Ветхого и Нового Завета. 1907 (крайнеповерхностная книга). Из зарубежных книг можно рекомендовать прежде всеговеликолепный учебник Р. Ellis, The Men and the Message of the Old Testament(Liturgical Press), London, 1963. В этом вводном курсе читатель находитосновные выводы библейской критики, изложенные с блестящей лаконичностью иясностью. История проблемы хорошо освещена в RPIB, т. 1. Введение втекстуальную критику Библии можно найти в классической книге Л. Weiser.Einleitung in das Alte Testament, Gottingen, 1966. История библейскоготекста: E. Wurtwein. Einleitung in das Alte Testament. В коллективной работеЛ. Robert, A. Tricot. Initiation Biblique, Paris, 1954 дается обзорбиблейской критики, истории текста, проблемы боговдохновенности, очерки обархеологии, истории религии древних народов и др. материалы, помогающиепониманию Библии. 3. Общий комментарий на весь Ветхий Завет начал выходить у нас в 1904г. под названием Толковая Библия (ред. Л. Лопухин). Первые 7 томов посвященыВетхому Завету, 1904-1910. Из зарубежных отметим великолепно составленныекниги серии Old Testament reading Guide (Liturgical Press); E. Sutcliffe andR. Orchard. A catholic Commentary on Holy Scripture. London. Nelson andSons. Современное состояние католической библеистики отражено вмонументальном толковании Св. Писания: R. E. Brown, J. A. Fitzmyer, R. E.Murphy (ed). The Jerome Biblical Commentary. London, 1968. 4. История израильского народа и ветхозаветной религии освещается вряде старых работ: Л. Лопухин. Библейская история, т. 1-2. СПб., 1897; Г.Гретц. История евреев, т. 1-3, Одесса; Э. Ренан. История израильскогонарода, т. 1-2. СПб., 1908. Книга Лопухина отличается многословием иконсервативным направлением, Гретц устарел и слишком полемичен, Ренануделяет много места своим произвольным гипотезам, однако представляетбольший интерес, чем две предыдущие книги. Гораздо более ценными являютсякниги: М. Лер. История Израильского народа. М., 1902 (сжатый, очень удачныйочерк); К. Корниль. Пророки. М., 1915; Валетон. Израильская религия (в кн.П. Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религии, т. 1, 1913); Г.Соден. Палестина и ее история. М., 1909; Н. Никольский. Древний Израиль, 2-еизд., 1922; Ю. Велльгаузен. Израильско-иудейская религия (в сб. "Общаяистория европейской культуры", т. V). Самой лучшей книгой порассматриваемому периоду можно считать работу Р. Киттеля. История еврейскогонарода, М., 1917. Из зарубежных работ современное состояние исторической науки дают книгизнаменитого археолога Олбрайта: W. Albright. From the Stone Age toChristianity. New York, Doubleday Anchor Book, 1957 и /. Bright. A Historyof Israel. Philadelphia, Westminster Press, 1967. Яркостью и живостьюизложения отличается книга итальянского историка Д. Риччиотти "ИсторияИзраиля", которая переведена на все европейские языки. Английский перевод еевышел в 1955 г. (С. Ricciotti. The History of Israel. Milwaukee, Wis, Bruce,1955). Мы назвали лишь эти книги, т. к. западная литература по ВетхомуЗавету необозрима, а названные труды могут лечь в основу знакомства сбиблейской историей. 5. Библейской археологии до революции на русском языке было посвященовсего несколько книг, преимущественно переводных. Среди них укажем нанашумевшую в конце 19-го века книгу Ф. Делича "Библия и Вавилон" (русскоеизд. СПб., 1912; более полное изд. вышло уже в 1909). Опровержению немецкогоизд. этой книги посвящен апологетический очерк "Библия и Вавилон" (СПб.,1904), составленный несколькими авторами. Кроме Делича следует указать накнигу Роулинсона, Библия и наука, 1899 и курс И. Троицкого, Библейскаяархеология, СПб., 1913. Материалы по библейской археологии дореволюционноговремени приведены у Ф. Вигуру, Руководство к чтению и изучению Библии, т. 1,М., 1916. После революции вышла единственная сводная работа - это перевод спольского: 3. Косидовский. Библейские сказания. М., 1966. Зарубежные: история открытий в области библейской археологии визвестной книге W. Keller. Una die Bible hat doch Recht, 1958. Естьфранцузский, английский, польский, болгарский и др. переводы; на английскомона носит название The Bible as History. Основные книги по библейскойархеологии: W. Albright. The Archaeology of Palestine. London, 1949; J.Finegyn. Light from the Ancient Past. N. Y., 1959; G. E. Wright. BiblicalArchaeology. N. Y., 1957. 6. Богословские проблемы Ветхого Завета получили более широкоеосвещение в русской литературе, хотя многие авторы исходили из старыхвзглядов на происхождение Закона. Наибольший интерес представляют книги: Вл.Соловьев. История и будущность теократии. - Собр. соч., т. IV; М. Тареев.Искушение Христа. - Основы христианства, т. 3; М. Поеное. Идея Завета сИзраильским народом в Ветхом Завете, 1902; Г. Ключарев. Историяветхозаветного священства. 1902; Д. Введенский. Учение Ветхого Завета огрехе, 1901; тема мессианизма очень хорошо разобрана в книге С. Трубецкого.Учение о Логосе, М., 1906. Попытка рассмотреть природу библейской этикисделана М. Гершензоном. Ключ веры, Пг., 1922. Из недавно изданных книг особоотметим глубокую и содержательную работу Л. Буйе "О Библии и Евангелии",выпущенную в 1965 г. издательством "Жизнь с Богом", Брюссель. Ряд сложных проблем библейского богословия освещен в интересной книгеE. Galbiati-A. Piazza, Pagine Difficili della Biblia (есть французскийперевод: Mieux comprendre la Bible, 1956). Большой известностью пользуетсякнига протестантского богослова G. v. Rad. Theologie des Alten Testament,1962 (есть английский перевод 1968). Из католических работ следует указать:A. Gelin. The Key Concepts of the Old Testament. N. Y., 1955; J. L.McKenzie. The Two-Edged Sword. N. Y., 1966. Ветхозаветному учению о Боге,проявляющемся в истории, посвящены книги: G. E. Wright. God who Acts, 1952;Danielou. The Lord of History, 1958. 7. География Палестины и атласы: А. Соколов. Библейская география.СПб., 1884; К. Гейки. Святая земля и Библия. СПб., 1894; Н. Елеонский.Очерки библейской географии, 1-2. 1896; М. Соловейчик.Историко-географический атлас Палестины. СПб., 1913; L. Grollenberg. Atlasof the Bible. 1956; G. R. Condor. Illustrated Bible Geography; G. E. Wright.The Westminster historical Atlas to the Bible. 1956; W. Keller. The Bible asHistory in Pictures. 1964. 8. Из русских дореволюционных словарей следует отметить "Симфонию" ккнигам Ветхого и Нового Завета, "Богословскую энциклопедию", "Еврейскуюэнциклопедию" и энциклопедию Брокгауза ("Новый словарь" Брокгауза вышел дослова "Отто"); арх. Никифор. Иллюстрированная Библейская энциклопедия, 1-4,М., 1892. Одним из лучших католических однотомных словарей можно считать J.McKenzie. Dictionary of the Bible. Библейскому богословию посвящены: X.Leon-Dufour. Vocabulaire de Theologie biblique. 1969 (есть американское,английское, голландское, испанское, итальянское, русское (Брюссель, 1971) ихорватское издания этого словаря); В. Bauer. Bibeltheologisches Worterbuch.1967. Из протестантских однотомников высокий научный уровень отличаетHastings Dictionary of the Bible (R. ed. Grant, Rowley), 1963. Популярен,научен, богато иллюстрирован, хорошо освещает быт библейских времен М. S.and L. Miller Harper's Bible Dictionary, N. Y., 1961. Мы перечислили здесь лишь некоторые книги, посвященные Ветхому Завету(особенно периоду от XIX до IX в. до н. э.). К сожалению, большая частьдореволюционной русской литературы долгое время не считалась с критическойбиблеистикой, что делает ее во многих отношениях устаревшей. По совершенноиной причине мы опустили почти все, что было написано у нас о Ветхом Заветеза последние 45 лет. Это были исключительно памфлеты, ставившие перед собойчисто пропагандистские задачи. Поэтому книги Ярославского и Крывелева,Румянцева и Рановича не могут быть упомянуты в числе книг по библейскойнауке



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.