Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты теории




Теория перевоплощения не представляет собой чего-то единого. Мывстречаем ее в трех аспектах или формах: брахманской, буддийской итеософской (или популярной). 1) В понимании брахманизма сансара (sansara), как было уже сказано (см.гл. IV), неотделима от признания единосущия "я" с "Я" вселенским. Это учениекардинально отличается от библейского. Последнее не только настаивает натрансцендентности Божества (что является аксиомой в индийских религиях), нои утверждает онтологическую нетождественность Творца и творения. С другой стороны, Упанишады, в сущности, не говорят о перевоплощенияхличных "я", ибо личные "я" - лишь всплески единого Атмана. Именно он, а некто другой, входит в мир, дробясь на индивиды, с тем чтобы в конце концоввернуться в изначальное нерасчлененное Единство. Верховное начало, Брахман(он же Атман), является, по словам ведантистского философа Шанкары, "вечнымзрителем того, что происходит в трех временах (настоящем, прошедшем ибудущем)" (Шанкара. Таттва-Бодха, VIII). Здесь также выявляется существенное различие между индийским иевангельским пониманием личности. В христианстве каждая личность, хотя и неявляется "частицей" Абсолюта, а только - тварью, обладает безусловнойценностью. Это ясно выражено в притче Христа о Пастыре, взыскующем однупропавшую овцу (Мф 18, 12). Для брахманизма и Бхагавад-Гиты личность, в силуее тождества с Абсолютом, сама по себе теряет ценность (см., например:Брихадаранъяка, IV, 5, 6). Этим тождеством, повторяем, фактически сводится на нет сама идеяперевоплощения конкретных личных "я", ибо в космических циклах есть толькоодно действующее Начало: Атман-Брахман. 2) Согласно буддийской теории, личность есть не субстанция, а лишьизвестное сочетание дхарм. Такая скандха есть, строго говоря, толькообманчивый феномен. Скандхи образуют нечто подобное океанским течениям: онинесутся в безначальном бытии, и их движение определяется законом кармы.Личности здесь нет. Приведем еще раз уже цитированные слова Розенберга о буддийской теорииперевоплощения: "Не какая-либо "душа", - говорит он, - переходит из одноготела в другое или из одного мира в другой, а... один и тот же внеопытныйкомплекс дарм*, проявляющийся в данное время как одна личность-иллюзия,после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей,четвертой и т.д.- до бесконечности. Следовательно, ничего, собственно, неперерождается, происходит не трансмиграция, а безначальная трансформациякомплекса дарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов, наподобиетого как в калейдоскопе те же частицы группируются в новые, более или менеепохожие друг на друга фигуры" (О. Розенберг. Проблемы буддийской философии,с. 229). --------------------------------------------------------------- * Дарма = Дхарма = Дамма = Дхамма Из этого, по словам известного буддолога А. Пятигорского, вытекает идеяоб "отсутствии памяти как у конкретного живого существа (отождествляемого вбуддизме с отдельным потоком сознания) - о "начале" психического процесса(то есть самого себя), так и у мира живых существ - о начале своегосуществования". Но если так, то следует признать, что с человека снимается нравственнаяответственность за предшествующие состояния потока дхарм; сохраняется лишьневедомое простым смертным проявление слепых кармических законов. Междуиндивидами, на время образованными одним и тем же потоком, нет, по сутидела, никакой живой связи. Типологически буддийское учение о сансаре близко к брахманскому: вобеих версиях нет места личности, а есть лишь "воплощения" некоеговнеэмпирического целого (Брахмана - Атмана или потока чистых непроявленныхдхарм). И тут и там перед нами чисто философские гипотезы, пытающиесяобъяснить феномен человеческих судеб. Увязать эти теории с христианским подходом к личности, посмертию ивоздаянию едва ли возможно, невзирая на то что Евангелие не дает никакойразработанной доктрины о составе человека и его "я". В Церкви существует несколько равноправных концепций относительноприроды человека, но единственное, что является для нее безусловным, - этопризнание за личностью субстанциальной цельности и духовной ценности, ибоона создана по образу и подобию Творца. Об этом говорят слова Христа,относящиеся к "малым сим" и "меньшим братьям". Именно ввиду этого высокогодостоинства личности на вопрос, можно ли включить в евангельскоемиросозерцание доктрину сансары в ее брахманском и буддийском вариантах, мывынуждены дать отрицательный ответ. 3) Но те, кто все же пытается соединить Евангелие с перевоплощением,исходят, как правило, не из классической индийской метафизики, а изпопулярного понятия о перерождении, которое было широко распространено вИндии и оттуда заимствовано оккультными и теософскими школами XIX и XX вв.Речь идет о неоиндуистском оккультизме, о теософии Блавацкой-Безант иантропософии Рудольфа Штейнера. Они действительно в прямом смысле исповедуютдоктрину о многократных воплощениях индивидуальной души. Одной из характерных черт этих учений является также попытка соединитьтеорию сансары с эволюционной. Они усматривают в реинкарнации восхождениеистинного "я" к высшим ступеням. "Бессмертная суть человека, - утверждаетодин из этих авторов, - проявляясь на низших планах вселенной, проходя черездлинный ряд изменяющихся личностей, то мужских, то женских, развивает в себе- благодаря разнообразию приобретенных опытов - два ясно различимые видадобродетелей. Все добродетели более мужественные, более энергичные, какхрабрость, смелость, развиваются во время мужских воплощений. Добродетелиболее мягкие, нежные и в то же время более глубокие и сильные - плод женскихвоплощений" (С. Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии, 1906, с.65). Свойственная человеку приземленность духа препятствует ему вообразитьреальность каких-то иных измерений бытия, поэтому теософская теорияреинкарнации привлекает многих тем, что таинственное и трудно представимоепосмертие вводится ею в рамки привычного и осязаемого. К тому же в светеэтой доктрины тайны жизни якобы становятся объяснимыми и понятными. "Мракнеизвестности, - утверждает Леон Дени, - рассеивается перед доктриной омногочисленных существованиях. Существа, которые отличаются от других своейинтеллектуальной силой или добродетелями, более жили, более работали,приобрели более опыта, более глубокие свойства и познания" (Л. Дени. Жизньпосле смерти. СПб., 1909, с. 70). Особенно соблазнительна простота, с какойтут решается вопрос о причинах страданий и одаренности. Легко можетпоказаться, что адепт учения о реинкарнации получил в руки ключ от всехзагадок бытия. И поэтому справедливо замечание Бердяева, считавшего, что"популярность теософии и антропософии связана именно с учением оперевоплощении" (Н. Бердяев. Учение о перевоплощении и проблема человека. -ПД, с. 65). Отсюда понятно, почему все учители "тайноведения" делают особоеударение на реинкарнации. Сквозь ее призму рассматривается и история духа, исамо мироздание. Так, антропософия распространяет перевоплощение напланетарную эволюцию: перевоплощаются уже не только люди, но и все живыесущества, и земля, и луна, и солнце (см.: Р. Штейнер. Очерк тайноведения.М., 1916, с. 127 сл.). Если принять такую универсальность реинкарнации, то следовало быожидать, что это учение исповедуют приверженцы многих или, по крайней мере,основных религий. Для теософов это особенно важный аргумент, так как ониучат о единой истине, содержащейся во всех верованиях мира. "Идея Кармы иПеревоплощения, - говорят они, - составляет основу морали во всех древнихсв. писаниях Востока" (Е. Сисарева. Перевоплощение, 1913, с. 16). Поэтомунеобходимо подробнее остановиться на этом утверждении и проверить, насколькооно соответствует действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.