Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Загадки жизни и личности




X x x

X x x

Для теософии было в высшей степени важным найти указания нареинкарнацию в Евангелии. Единственным местом в нем, которое на первыйвзгляд может быть истолковано в этом смысле, являются слова Христа об ИоаннеКрестителе: "Если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти" (Мф11, 14). Но, во-первых, как мы говорили, Библия разумеет здесь не реинкарнациюИлии, а явление неумиравшего пророка. Во-вторых, сам Иоанн отрицал своетождество с Илией (Ин 1, 21). В-третьих, приведенные выше слова Христа имеютсовершенно иной смысл: согласно пророчествам, пришествие Мессии должно бытьпредварено появлением пророка Илии, призванного помазать Избавителя наслужение. Этот аргумент книжники выставляли против мессианского достоинстваИисуса (см.: св. Юстин. Диалог с Трифоном, IX). Поэтому Христос и указываетна Крестителя-Предтечу как на пророка, выполнившего миссию Илии. (см.: С.Булгаков. Друг Жениха. Париж, 1927, с. 161 сл.). I; Кроме этих слов, вЕвангелии нет больше ни одного изречения, которое могло бы дать повод кистолкованию в духе учения реинкарнации. Теософия признает Христа великим учителем человечества. Но она не можетобъяснить, почему в таком случае Он не только ничего не говорил остранствиях душ, но и указывал на единичный характер жизни каждого человекана земле (ср.: Лк 16, 19). Для теософов так и остается непостижимойзагадкой, как могло Евангелие умолчать о перевоплощении. Апостол Павел,например, говорит о трансформации цельного человеческого существа в концемировой истории, но не о метемпсихозе. Он учит не о смене тел, но обизменении самой природы тела: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное"(1 Кор 15, 44). А в Послании к евреям прямо сказано, что "человекам положенооднажды умереть" (Евр 9, 27). Один из первых христианских богословов Афинагор (II в.), продолжаябиблейскую традицию, решительно отклоняет платоновско-спиритуальнуюантропологию. Для него человек - это не только "душа", но - целостноесущество, в состав которого входит и телесная природа (Афинагор. Овоскресении, 14). Залогом бытия человека в вечности он считает не бессмертиелишь души, а воскресение, то есть возрождение человека как многоплановогосоздания. "Если нет воскресения, - говорит он, - то не останется природачеловеков как человеков" (там же, 15). Разумеется, будущее тело Афинагор непредставляет как точное повторение тленного тела. Оно соответствует особомупросветленному состоянию материи: это - "сома пневматикон", тело духовное,по терминологии апостола Павла. Естественно, что учение о восхождениичеловека в вечность несовместимо с теорией метемпсихоза, которая решительноотделяет телесную природу человека от духовной. Теософия ссылается на учителя Церкви Оригена для доказательства того,что в первые века своей истории христианство принимало идею реинкарнации(см., например: А. Каменская. Что такое теософия? 1912, с. 5). Но на самомделе Ориген высказывал лишь предположение о том, что до рождения душипредсуществуют в высших сферах. Это мнение Ориген не считал догматическим ивыдвигал его лишь как частную гипотезу (Ориген. О началах, II, 8, 3; 9,2).Как бы не оценивать подобную гипотезу, ее нельзя отождествлять сметемпсихозом, против которого Ориген высказывался довольно ясно (Ориген.Против Цельса, III, 75; IV, 17. См. библиографию вопроса во втором тометруда: J. Quasten, Patrologu, 1964, р. 92). Это неприятие реинкарнации, вытекающее из христианского виденияцелостного человека, было свойственно и всему святоотеческому богословиюэпохи Вселенских Соборов. Так, св. Григорий Богослов мнение о том, "будто быдуша постоянно меняет разные тела, каждое сообразно прежней жизни", считал"пустой книжной забавой" (св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные.Слово 7-е. О душе). И в заключение остается добавить, что и последняя по времени мироваярелигия. Ислам, так же как и христианство, не признает теории переселениядуш. Таким образом, мы убеждаемся в том, что среди "исторических" религий(если не считать некоторых частных направлений греческой мысли) доктринареинкарнации исповедуется только религиями Индии. Но и в Индии она заявила о себе сравнительно поздно и далеко не сразустала всеобщей. Ее не было у древних арьев, по воззрениям которых душиправедных попадали в светлые обители богов (см.: Р. Deussen. The Philosophyof the Upanishades, p. 323). Ранневедическая религия знала о загробномвозмездии за грехи. "Мы слышим, - говорит Радхакришнан, - о Варуне,низвергающем грешника в мрачную бездну, откуда нет возврата" (Радхакришнан.Индийская философия, т, I, с. 93). Появление среди индо-арьев учения о сансаре можно приурочить ко временимежду XV и IX вв. до н. э., т. е. к столетиям, отделявшим Риг-Веду от раннихУпанишад. Первое упоминание о сансаре, как уже было отмечено, мы находим вБрихадараньяке (III, 2, 13; IV, 4, 5). С тех пор эта доктрина настолькоукоренилась в индийском мышлении, что стала его неотъемлемой чертой. ДажеБудда не смог отказаться от нее, несмотря на то что она вступала в некотороепротиворечие с его собственным учением. Отрицая устойчивое "я", он тем неменее сделал уступку идее сансары, допустив кармическое перерождение потоковдхарм. Откуда же пришло к индо-арьям учение о перевоплощении? Существует предположение, что оно было заимствовано ими у доарийскогонаселения Индии. Вполне возможно, что у дравидских племен оно сохранилось спервобытных времен. Это косвенно подтверждается тем, что в примитивныхкультах вера в перевоплощение встречается гораздо чаще, чем среди"исторических религий". Наиболее яркую форму она имеет у австралийцев,этнически родственных коренным обитателям Индостана.Весьма вероятно, что на возникновение этого верования у первобытныхплемен повлияло сходство между потомками и предками. Особенно должны былипоражать воображение древнего человека общие черты у родственников в третьемколене. Рождение человека, разительно похожего на умершего деда, невольномогло приводить к мысли, что в новорожденного перевоплотился усопший. Так, вафриканском племени Иоруба родившегося ребенка было принято встречатьсловами: "Ты вернулся!" (см.: Э. Тэйлор. Первобытная культура. М., 1939, с.302). Другим источником верования в переселение душ мог быть тотемизм, т. е.понятие о мистической связи племени с животным-предком. У некоторыхавстралийских кланов существовало поверье, будто их члены - воплощениетотемистических предков (см.: Е. Durghim. The Elementary Forms of theReligious Life, 1961, p. 197). Считалось также, что тотем может воплощатьсяи в священных животных. Обладая острым чувством одухотворенности природы,первобытные люди плохо осознавали качественное различие между духом человекаи психикой животного. Это питало веру в оборотней и вело кбеспрепятственному перенесению человеческого "я" в звериную оболочку (см.:А. С. Bouquet. Comparative Religion, 1958, р. 39). Тотемизм и анимизм, однако, несут в себе еще только зародыши теорииреинкарнации. Как подчеркивал С. Франк, существует принципиальная разницамежду этими верованиями и теорией сансары. Вера в возможность для человекаперевоплотиться в другое существо еще не тождественна учению о переселениидуш в строгом смысле слова. "Под ним, - говорит Франк, - разумеется вера,что нормальной и необходимой формой посмертного существования души являетсяее переход в другое живое тело - в тело другого человека, животного илирастения, вера в странствование, "блуждание" (таков смысл индусского слова"сансара") души - от одной телесной смерти к другой через разныеорганические тела. Такого рода вера составляет в истории религиозныхпредставлений скорее исключение, чем общее правило" (С. Франк. Учение опереселении душ. - ПД, с. 9-10). Действительно, даже в своей зачаточной форме вера в реинкарнацию носитвесьма ограниченный, местный характер: в самой Австралии, где она наиболеераспространена, она является всеобщей. А у полинезийцев, ведда, бушменов,пигмеев Африки, почти у всех индейцев и многих других народов, сохранившихчерты первобытной культуры - она отсутствует (см. сб. "Религии наименеекультурных племен", М., 1931). Нередко, когда старые исследователиутверждали, будто они обнаружили эту веру у того или иного племени, потомоказывалось, что они были введены в заблуждение тотемистическими мифами,неверно истолкованными. Подведем теперь окончательный итог. Учение о реинкарнации свойственнонекоторым "первобытным" племенам (в зачаточной форме), индийцам идионисическо-орфической традиции Греции. Всем же остальным национальным имировым религиям, возвышенность и истинность которых теософия не отрицает,это представление чуждо. Здесь есть над чем задуматься. Как могло случиться,что тысячелетние верования, жрецы, учители и пророки человечества моглиотрицать реинкарнацию, если бы она являлась всеобщим и непреложным закономчеловеческого бытия? Не получив опоры в мировом религиозном сознании, сторонники доктриныссылаются на другой аргумент: на таинственные явления и загадки жизни,которые, по их мнению, могут быть объяснены якобы только с позиции ихтеории.Мы не собираемся здесь "опровергать" гипотезу реинкарнации. К каким бырациональным доводам ни прибегали ее сторонники, она все же принадлежит кобласти веры, где рационалистические доказательства неуместны, аопровержения бесплодны. Наша задача - лишь показать, что в религиозномсознании, отличном от индийского и теософского, имеется совершенно инаяинтерпретация тех фактов, которые выдвигаются для доказательствареинкарнации, и отметить те принципы христианства, которые не позволяютвключить в него доктрину перевоплощения. Обратимся теперь к самим фактам. 1) Будда, Пифагор, Рамакришна и другие имели, как говорят, способностьвспоминать свои прежние жизни. Но это легко объяснить тем, что они (пусть ипо-разному) верили в перевоплощение. В глубинах подсознания человека, какпоказал Юнг, скрыта своего рода "коллективная память" многих поколений (см.:К. G. Jung. Psychologie et Religion, 1958, р. 29 сл.). Люди, отличающиесяособо напряженной духовной жизнью, могут оказаться способными проникать вэту сферу "родовой памяти", могут выходить далеко за пределы своеголичностного сознания и в свете собственных убеждений истолковывать это каквоспоминание о "прежних жизнях". Наличие "коллективной памяти" вполнеподтверждается учением о духовном единстве человечества как "целокупногоАдама" (см.: т. 2, "Магизм и Единобожие", приложение "Библия и учение огрехопадении"). 2) Перевоплощение, утверждают теософы, придает эволюции "благой смысл"(Е. Сисарева. Цит. соч., с. 3), ведь большинство людей не успевает полностьюреализовать свои возможности; только перевоплощение дает простор дляразнообразной деятельности на протяжении многих жизней. Здесь, между прочим, обнаруживается еще одно отличие теософии отклассических индийских религий. Для последних сансара есть зло, онапродолжает то бытие, которое следует угасить; для теософии же и антропософиипереселение душ - это, напротив, эволюционный, "прогрессивный" принцип,содействующий самоискуплению человечества. Эта эволюционистская черта,чуждая пессимизму Будды и брахманов, возникла под прямым воздействиемдарвинизма и западной веры в прогресс. Но если человечество уже десятки тысяч лет развивается, перевоплощаясь,то оно давно должно было бы взойти на большую духовную высоту. Между темтрудно согласиться с тем, что такой прогресс имел место. Даже "техническаяреволюция" есть локальное явление, занимающее ничтожно малый отрезок времениво всеобщей истории: двести-триста лет на фоне пятидесяти тысяч лет. (Причеминтересно, что этот прогресс происходил как раз не в тех странах, где верилив перевоплощение.) Приверженцы реинкарнации отрицают возможность того, что раскрытиебогатств человеческого духа может протекать в иных мирах (там же, с. 9),хотя существование таких миров признают. Возникает вопрос: какие жеоснования не верить в возможность развития духа за пределами земного планажизни? Не должен ли именно там открыться новый простор длясовершенствования? "Существование человека в этом плане мира, - справедливоговорит Бердяев, - есть лишь момент его духовного пути... Популярное учениеоб одноплановом перевоплощении, в сущности, остается в этом времени, котороемыслится бесконечным и не знает выхода в вечность" (Н. Бердяев. Опытэсхатологической метафизики. Париж, 1947, с. 208). 3) Человек, согласно теософскому учению, страдает из-за последствийсвоей кармы: грехи, совершенные в предшествующих инкарнациях, отражаются напоследующих. Такой взгляд примиряет человека с любым страданием и с любойнесправедливостью. Но если принять его, то становится ясным, что кармическийзакон лишает человека свободы и, следовательно, нравственнойответственности. Личность может сознавать, что несет последствия своихошибок, или же, по принципу "солидарности", - свою причастность к "грехамотцов", но если обычные люди не помнят о своих прежних инкарнациях, то онине могут сознательно отвечать за поступки существ, о которых ничего незнают. "Что хорошего, сударь, было бы, - говорил Лейбниц, - если бы вы сталикитайским императором, при условии, что вы забудете, кем вы были? Разве этобыло бы не то же самое, как если бы Бог в момент, когда уничтожил вас,создал в Китае императора?" Иными словами, даже если и признатьперевоплощение, то отсутствие памяти о прежних жизнях наглухо отделяетчеловека от его предыдущей жизни и тем самым снимает с него ответственностьза нее. И таким образом человек превращается из свободного существа в слепуюигрушку закона. Библия не только отвергает такое понимание судьбы человека, но и непозволяет видеть в его страданиях обязательно "кару". Именно об этом говориткнига Иова, которая вся посвящена теме страдания и возмездия. Теория перевоплощения упрощает эту проблему, заключая трагичность бытияв рамки рационально понятой схемы. Перевоплощенец не может вместе с Иовомвосстать против зла, а будет скорее на стороне его друзей, которые упорнонастаивали на том, что бедствия всегда есть лишь наказание за грех. Человек, по учению христианства, приходит в падший мир, мир, который"во зле лежит", и приходит как активно действующее существо, участник борьбыдобра и зла. Даже реальность высшего Промысла не парализует его свободы.Трагичность несовершенного мира есть та среда, в которой выявляется ипризвано возрастать духовное начало человека. Говоря о Промысле, современныйхристианский философ пишет: "Цепь вещей, событий и требований смыкаетсявокруг тебя и на тебя смотрит. Смотрит на тебя "оно" - положение - да нетже: это совсем не "оно", а Он!.. Ни в чем не старайся себя уговорить,оставайся правдивым, но будь пробужденным, прислушивайся, и в одинпрекрасный день тебе станет ясно: это Он смотрит на тебя, к тебе обращаетсяи ждет твоего ответа. И теперь ты вступаешь живым в это единство идействуешь на этом основании вследствие того обращения к тебе и тогоожидания твоего ответа. Вот это и есть Промысл. Тут уже ты не толькодумаешь, но и действуешь. Тут открытость и готовность... Это значит, чтоПромысл - не готовый заведенный механизм; он совершается творчески, изновизны свободы Божией, но "также" и из новизны нашей маленькой человеческойсвободы" (Р. Гуардини. О Боге Живом. Брюссель, 1962, с. 15). Другойсовременный христианский писатель, касаясь рассказа Ивана Карамазова о том,как помещик затравил собаками мальчика, говорит, что от Ивана ускользнулосамое важное: все это событие происходило среди людей и осуществлялось волеймногих людей, которые знали, что они должны делать и чего не должны; но ониили остались пассивными, или же приняли участие в злом деле. Свобода - нелегкий дар, ее даже называли даром страшным. Но без нееневозможно осуществление подлинного человека. 4) Выдвигают еще один аргумент как доказательство реальностипереселения душ. "Нельзя сказать, - писал Р. Штейнер, - что различия людей вдуховном отношении происходят только от различия окружающей их обстановки,их воспитания и т. д. Вовсе нет; ибо два человека развиваются в одинаковыхусловиях среды и воспитания и т. д. совершенно различным образом. Поэтомунеобходимо признать, что они вступили на жизненный путь с совершенноразличными задатками" (Р. Штейнер. Теософия. Введение в сверхчувственноепознание мира и назначения человека. М., 1915, с. 51). Действительно, казалось бы, чем, если не перевоплощением, объяснитьраннюю одаренность таких, скажем, людей, как Паскаль или Моцарт? Тем неменее вывод этот не столь безусловен, как представляется на первый взгляд. Неравномерность дарований среди людей очевидна, однако она взначительной степени может быть объяснена без помощи реинкарнации, в свететого, что нам известно о комбинациях генов и других биологических факторахнаследственности. Это, впрочем, внешняя, чисто природная сторона дела.Неравномерность даров и способностей имеет и духовный смысл. Именноблагодаря ей становится возможной тесная органическая солидарность ивзаимосвязь между людьми. В живом организме специализация,взаимодополняемость и координация частей и функций есть признаквысокоразвитой структуры. Человечество не только как идея, но и какреальность есть организм. Нет человека, который мог бы быть абсолютнонезависимым от единого Адама. Это, в частности, подтверждается темислучаями, когда дети, вскормленные животными, вырастали вне общества: дажепосле своего возвращения к людям полноценными они не могли уже стать. От самого рождения своего люди нуждаются друг в друге, нуждаются в тех,кто производит их на свет, воспитывает, учит, оказывает то или иное влияние,доставляет радость, приобщает к своему опыту. Даже те, кто, казалось бы,сами ничего не могут дать другим (например, тяжелобольные), имеют своюмиссию в мире, так как нужны тем, кто о них заботится. Разумеется, внутри этого всечеловеческого организма отношения могутносить аномальный характер. Но это есть лишь болезнь организма, а не егоестественная природа. Задача религии и нравственности как раз и заключаетсяв том, чтобы бороться: этими искажениями первозданного облика человечества. Поэтому когда мы сталкиваемся с фактом неравномерности и разнообразияталантов, совершенно излишне объяснять его перевоплощением. К тому же еслипредположить, что задатки ребенка есть наследие минувших жизней, тонеизбежно встанет вопрос: как же появились те или иные задатки у первыхчеловеческих существ на земле? Ведь они не могли быть совершенно идентичнымиво всех отношениях: точных повторений природа не знает. А разнеравномерность существовала с самого начала, то, следовательно, причины еенужно искать не в процессе перерождений. 5) Говорят, что на перевоплощение указывает смутное ощущение,возникающее иногда у людей, будто место или ситуация, в которых ониоказались, были уже знакомы им прежде (см.: И. Рамачарака. Основымиросозерцания индийских йогов. СПб., 1913, с. 186). Но это явлениепсихологи объясняют особым ассоциативным процессом, при котором однанапоминающая о прошлом деталь способна вызвать комплекс воспоминаний,создающих иллюзию, будто мы уже однажды были в этой обстановке. С другойстороны, это явление "объясняется тем, что человеческий дух, отражающийсясейчас на земном сознании человека, живет вне времени и пространства ипотому может как вспоминать бывшее, так и предвидеть будущее, ибо всеземное, как бывшее, так и будущее, есть в то же время и единый мирнастоящего, т.е. вечного. И поэтому очень часто в жизни у человекаобостряется "память будущего", т. е. он во сне или даже наяву, сознательноили чаще всего бессознательно запоминает будущее и потом, конечно, легко"вспоминает" его" (арх. Иоанн Шаховской. О перевоплощении. Диалог. Париж, с.17). 6) Указывают на то, что гипнотические эксперименты могут обнаруживать вчеловеке как бы вторую, а иногда и третью, четвертую личность (см.: А.Порошин. Новый человек. Приложение. СПб., 1914). Однако этот факт может бытьобъяснен телепатией, которую защитник идеи перевоплощения Рамачаракаопределяет как "получение каким-нибудь лицом, сознательно илибессознательно, колебаний или волн мысли, посылаемых, сознательно илибессознательно, умами других людей" (Рамачарака. Ук. соч., с. 70). 7) Современные буддисты ссылаются на физический закон сохранения как надоказательство перевоплощения (см.: Е. С. Baptist. A Catechism of BuddhistDoctrine. Colombo, 1963, p. 23). Но, во-первых, если принять эту аналогию,переход человеческого духа из одной формы бытия в другую совсем необязательно должен означать новое воплощение на земле. А во-вторых,указанный закон действует в уже сотворенном мире; сам же творческий актстоит за пределом тварных законов, он сверхрационален и неподведомственнаучному знанию. Поэтому какую бы из христианских теорий происхождения душимы ни приняли, сам момент создания неразрушимого человеческого "я" выпадаетиз общего естественного процесса, и аналогии из физического мира к немунеприложимы. Таким образом, мы видим, что аргументы, приводимые апологетамиреинкарнации, далеко не носят обязательного характера и предполагают уженаличие веры в переселение душ. Нам остается лишь показать, как эта верасоотносится с христианским Откровением.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.