Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реинкарнация и религии мира




Известный теософский писатель Эдуард Шюре в своей книге "Великиепосвященные" проводит ту мысль, что все основатели религий былипровозвестниками одной и той же истины. Более того, нередко можно слышатьутверждение, будто Моисей и Кришна, Будда и Христос являются "аватарами",воплощениями единого духовного существа. "Тот, кто есть Кришна, в то жевремя - и Шива, и Божественная Мать, и Христос и Аллах" (ПровозвестиеРамакришны. СПб., 1914, с. 20). Встанем на эту точку зрения, сколь бы спорной она ни представлялась.Приняв ее, естественно было бы ожидать, что в таком кардинальном вопросе,как посмертная участь человека, религиозные вожди и учения являютединодушие. Пусть с разными оттенками и с разной степенью приближения, онидолжны были бы учить о реинкарнации или хотя бы содержать прямые намеки нанее. Так, например, истина монотеизма, открытая в Ветхом Завете, в той илииной степени брезжила и в других религиях цивилизованных и "примитивных"народов. Но теория перевоплощения находится в совершенно ином положении. РелигииШумера, Египта, Вавилона, Хетты, Ассирии, Финикии, Ханаана, Ирана, Рима иКитая ничего не знают о реинкарнации. Мы слышим о райской стране египтянЯлу, об обителях умерших: Куре, Шеоле, Аиде, Елисейских Полях, но оперевоплощении или хотя бы о возможности его древние тексты этих народов неговорят ни слова. Это, разумеется, не могло не смущать теософов и побуждало их тщательновыискивать в древних учениях хотя бы малейший намек на свою излюбленнуютеорию. Результаты их поисков оказались поистине ничтожными. Так, ониссылаются на слова Геродота, считавшего Египет родиной доктрины метемпсихоза(Геродот. История, II, 123). Однако египтологи установили, что Геродотошибочно истолковал некоторые египетские тексты. В 76-88-й главах КнигиМертвых упоминается о том, что душа во время своих загробных скитанийпревращается в различных животных: барана, крокодила, ястреба. Но указанныесущества в глазах египтян были воплощениями богов, и превращение в них людейесть не инкарнация, а обожествление, вхождение в блаженную жизнь. Такимобразом, как говорит Ланге, "мы ни в коем случае не должны видеть в этомстранствия души" (Ланге. Египтяне. - П. Шантепи де ла Соссей.Иллюстрированная история религии, т. I. СПб., 1913, с. 179). Средимногочисленных памятников религиозной письменности Египта, касающихсяпосмертия, мы не находим ни одного указания на веру в переселение душ. Всюдуговорится лишь о загробном мире, о суде над душой и о ее странствиях впотусторонних обителях (см.: Д. Брэстед. История Египта, т. I. M., 1915, с.66 сл.). Более того, египтяне связывали бессмертную часть человека с еематериальной оболочкой - отсюда мумификация статуэтки-двойники и особеннотщательная забота о гробницах. Все это было бы бессмысленно при вере вперевоплощение. Кроме египетской религии, пытались найти учение о реинкарнации и вВетхом Завете. Полагали, что о нем свидетельствует несколько мест Библии. Так, Бог, посылая на проповедь пророка Иеремию, говорит ему: Прежде,нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя *, И прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя **. Иер I, 5. ---------------------------------------------------------------- * То есть возлюбил, избрал для себя. ** То есть сделал посвященным Богу. Но, как явствует из текста, речь здесь идет вовсе не о перевоплощении,а о божественном предведении: Бог предназначил Иеремию к служению еще дотого, как тот родился. В псалме 89 мы читаем: Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! В этом также усматривалинамек на реинкарнацию. На самом же деле приведенные слова лишь перифраздругого библейского изречения (Быт 3,19), касающегося смертности человека,который, умирая, "возвращается в землю". (Древнеизраильские представления опосмертии изучали след. авторы: П. Юнгеров. Учение Ветхого Завета обессмертии души и загробной жизни. Казань, 1882; А. Темномеров. Учение Св.Писания о смерти, загробной жизни и воскресении, 1899; П. Страхов.Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философскомсознании. M., 1916; J.Z. McKenzie. The two-edged sword, N 5, 1966, р.275-294.) Далее, в книге пророка Малахии есть такие слова Божии: "Вот Я пошлю квам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал4,5). Однако и здесь напрасно видят указание на перевоплощение. Из Библииявствует, что в Израиле существовала вера в то, что пророк Илия не умирал, абыл взят Богом с земли. О вторичном явлении пророка перед Судным днем иговорит текст пророка Малахии. Итак, все усилия найти в Ветхом Завете учение о реинкарнации оказалисьтщетными. Нет его и в ортодоксальном иудействе послехристианского периода.Так, в Талмуде развивается учение, близкое к мнению Отцов Церкви,относительно того, что вплоть до всеобщего воскресения сохраняется некаясвязь души с элементами распавшегося тела (см: И. Троицкий. Талмудическоеучение о посмертном состоянии и конечной участи людей. СПб., 1904). Сложнее обстоит дело с греческой религией. В отличие от верованийКитая, Рима и Передней Азии, она действительно в некоторые периоды и внекоторых школах признавала метемпсихоз. Но, как справедливо подчеркивал С.Франк, вера в переселение душ среди греков "была всегда лишь случайным иисключительным явлением" (С. Франк. Учение о переселении душ. - ПД, с. 29). В ахейскую и гомеровскую эпохи мы не обнаруживаем еще никаких следовучения о метемпсихозе и даже вообще о воздаянии; посмертная судьба человекане связывается с его поступками. Царям и героям сооружают гробницы, полагая,что участь могучих и смелых после смерти будет более счастливой. Постепеннопоявляется представление о блаженной стране, где живут "герои", избегшиепреисподней (см.: Ю. Кулаковский. Смерть и бессмертие в представлениидревних греков. Киев, 1899, с. 56). Но для большинства людей единственнымконцом оставалось пребывание в царстве Аида, откуда нет возврата (см.:Илиада, XXIII, 75; M.P.Nilsson. A History of Greek religion. Oxford, 1972,p. 138). Около VI в. до н. э. в Греции распространяется экстатический культДиониса, в котором впервые явственно звучит мотив бессмертия души (см.: Р.Кнопф. Происхождение и развитие христианских верований в загробную жизнь,СПб., 1908, с. 36. Подробнее об этой религии будет сказано в следующем, IVтоме цикла). Теософия Орфической секты питалась духом и идеями дионисизма, ив ней уже вполне недвусмысленно принимается метемпсихоз (см.: Н.Новосадский. Орфические гимны. Варшава, 1900, с. 56). Орфизм развивается вучение Пифагора, которое давно поражало исследователей сходством синдийскими учениями. Пифагор проповедует "неубиение живых существ", телоименует гробницей, "вспоминает" свои прежние жизни, как Будда, современникомкоторого он был. Существовали легенды, согласно которым Пифагор побывал наВостоке и принес оттуда свое учение. В связи с этим нередко высказывалосьпредположение, что метемпсихоз пифагорейцев есть прямое заимствование изИндии (см., например: Л. Шредер. Пифагор и индийцы. Исследование опроисхождении пифагорейского учения. - "Журнал Министерства НародногоПросвещения", 1888, Э10, 11.) Вне всякого сомнения, Платон склонялся к метемпсихозу под влияниемпифагорейской теософии. Но уже Аристотель отказался от идеи переселения душ,и после него она надолго исчезает из греческого мышления. Только тогда,когда началось прямое проникновение восточных религий на Запад, когдабуддийские миссионеры пришли в Афины (III в. до н. э.), доктринареинкарнации вновь появляется на свет, на этот раз уже в теософии гностиков.Один из основателей этого учения, Аполлоний Тианский (I в. н. э.),путешествовал в Индию и беседовал с брахманами (см.: М. Корелин. Падениеантичного миросозерцания. М., 1898, с. 228; Ю. Николаев. В поисках заБожеством. Очерки истории гностицизма. СПб., 1913, с. 59 сл.; П.Милославский. Древнее языческое учение о странствиях и переселениях души иследы его в первые века христианства. Казань, 1879, с. 255). Но и в эту эпоху, как и в классическую, доктрина метемпсихоза неполучила большого влияния в античном мире и редко выходила за пределы узкихфилософских кругов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.