КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы принятия статистического решения
Принятие статистического решения разбивается на этапы или шаги. 1. Формулировка нулевой и альтернативной гипотез. 2. Определение объема выборки N. 3. Выбор соответствующего уровня значимости или вероятности отклонения нулевой гипотезы. Это может быть величина меньшая или равная 0,05 (5% уровень значимости). В зависимости от важности исследования можно выбрать уровень значимости в 1% или даже в 0,1%. 4. Выбор статистического метода, который зависит от типа решаемой психологической задачи. 5. Вычисление соответствующего эмпирического значения по экспериментальным данным согласно выбранному статистическому методу. 6. Нахождение критических значений, соответствующих уровню значимости для р = 0,05 и для р = 0,01, по таблице критических значений для выбранного статистического метода из приложения какого-либо учебника по статистике. 7. Построение оси значимости и нанесении на нее табличных критических значений и эмпирического значения Чэмп. Для этого целесообразно каждый раз пользоваться приведенными выше рисунками. 8. Формулировка принятия решения (выбор соответствующей гипотезы Н0или Н1). Классификация исследовательских задач, решаемых с помощью статистических методов
Подчеркнем еще раз, что, прежде чем выполнить любой психологический эксперимент, необходимо четко сформулировать его задачи, определить экспериментальную гипотезу и все этапы её статистической проверки, а также выбрать соответствующий статистический метод, наиболее эффективный для решения поставленных в исследовании задач. Подавляющее большинство задач, решаемых психологом в эксперименте, предполагает те или иные сопоставления. Это могут быть сопоставления одних и тех же показателей в разных группах испытуемых или, напротив, разных показателей в одной и той же группе. Для определения степени эффективности каких-либо воздействий (обучение, тренировка, тренинг, психотерапия и т.п.) сравниваются показатели «до» и «после» этих воздействий. Например, сравниваются показатели уровня тревожности у подростков до и после психотренинга, что позволяет определить его эффективность. Или в лонгитюдном исследовании сопоставляются результаты у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разном возрасте, что позволяет выявить временную динамику анализируемых показателей. Иногда возникает задача сравнить индивидуальные показатели, полученные при различных внешних условиях, для выявления связи между показателями и факторов, объединяющих эти связи. Два выборочных распределения сравниваются между собой или с теоретическим законом распределения, чтобы выявить различия или, напротив, сходство в типах распределений. Например, сравнение распределений времени решения простой и сложных задач позволит построить классификацию задач и типологию испытуемых. В общем, психологические задачи, решаемые с помощью методов математической статистики, условно можно разделить на несколько групп. 1. Задачи, требующие описать в целом результаты, полученные на выборке или в генеральной совокупности. 2. Задачи, требующие установления зависимости между признаками. 3. Задачи, требующие установления сходства или различия. 4. Задачи, требующие группировки и классификации данных. 5. Задачи, ставящие целью анализ источников вариативности получаемых психологических признаков. 6. Задачи, предполагающие возможность прогноза на основе имеющихся данных. Эта неполная классификация носит предварительный характер. По мере ознакомления с методами математической статистики, излагаемыми в курсе, вы получите более детальное представление о типологии задач и главное — методов, которые могут быть адекватно использованы для их решения. С методами решения первой и второй задачи вы уже познакомились в предыдущих темах.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |