Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные процессы по приёмке товаров в магазинах




Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Предметом труда является товар.

Оперативные процессы в розничной торговле: понятия составляющих операций

Технологические процессы в предприятиях розничной торговли

Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения това­ров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы.

ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» включает следующие определения:

§ торгово-технологический процесс — последовательность операций, обеспе­чивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения;

§ операция торгово-технологического процесса — отдельная законченная од­нородная часть торгово-технологического процесса.

 

Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Осо­бенность этого процесса состоит в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание поку­пателей, а покупатели участвуют в торговом процессе.

Совокупность торговых и технологических процессов образуют оперативные процессы.

Таким образом, оперативные процессы(торгово-технологические процессы – ТТП) в магазине представляют собой сово­купность торговых и технологических процессов, последователь­но взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребите­лей с наименьшими затратами труда и времени.

С целью систематизации выполняемых в магазине операций, их можно разделить по пяти показателям и соответствующим образом классифицировать.

1. По степени участия покупателей операцииторгово-технологическогопроцесса в магазинеподразделяютна торговые и технологические (соответственно – торговый и технологический процессы).

Торговый процесс осуществляется при участии покупателей и включает непосредственно организацию продажи товаров и обслуживание покупателей. Однако, обеспе­чивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает такие виды организации коммер­ческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и реклама товаров, оказание покупателям допол­нительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др.

Технологический процесс организуют без участия покупателей, представ­ляет собой последовательность операций по доведению товаров до покупателей и включает:

• транспортировку и разгрузку товаров;

• приемку поступающих товаров по количеству и качеству;

• хранение товаров;

• подготовку к продаже;

• размещение товаров в торговом зале;

• выкладку на торговом оборудовании;

• внутримагазинное перемещение.

2. По значимости все операции торгово-технологического процесса делят на основные и вспо­могательные.

К основным операциям относятся продажа товаров и обслужи­вание покупателей. Сюда входят: показ товара, консультации, организация покупательских потоков и информация о товаре, отбор, взвешивание, упаковка, расчет с покупателями, оказание различных услуг.

Вспомогательные операции способствуют осуществлению ос­новных операций. К ним относятся операции технологического процесса по доведению товаров до покупателя:

• приемка товаров по количеству и качеству;

• хранение товаров;

• подготовка товаров к продаже;

• размещение товаров в торговом зале;

• выкладка товаров в торговом зале.

3. По этапу в технологической цепи товародвижения различают три основные части торгово-технологического процесса магазина:

• операции с товарами до предложения их покупателям (включают все операции технологического процесса);

• операции непосредственного обслуживания покупателей в прцессе продажи товаров;

• дополнительные операции после продажи товаров – послепродажное обслуживание (гарантийное обслуживание, доставка, монтаж, раскрой ткани и т.д).

Наиболее ответственную часть представляют операции непосредственного обслуживания покупателей, так как оно связано с межличностными психологическими контактами и отражает сложные экономические отношения распределения и обмена.

Принципиальное значение имеет подготовительная работа по обслуживанию покупателей в самом магазине. Если проведена необходимая подготовка товаров к отпуску покупателям, напри­мер, товар поступает с собственного распределительного центра уже подготовленным к продаже (расфасован, обеспечен марки­ровкой и т.д.), процесс непосредственного обслуживания покупа­телей существенно облегчается. Роль подготовительных операций для товаров особенно воз­растает для магазинов самообслуживания.

Торговый процесс в магазине является завершающей стади­ей всего торгово-технологического процесса. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса подключаются потребители, которые в за­висимости от применения методов продажи товаров могут иг­рать в нем весьма активную роль. Так, при самообслуживании роль покупателей в торгово-технологическом процессе весомее, чем при традиционном методе продажи. Покупатели более самостоятельны в выборе покупки, могут сами осмотреть и выбрать нужный товар.

4. По объему операций структура торгово-технологического процесса, а также последовательность вы­полнения различных операций зависят:

- от степени хозяйствен­ной самостоятельности торгового предприятия,

- метода продажи товаров,

- типа и формата магазина,

- размера, состава и структуры площадей,

- численности и квалификации персонала.

В торговой практике сложились три основные схемы торгово-технологических процессов:

Схема I: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа.

В данной схеме отсутствуют операции подготовки товаров к продаже и организации их хранения. Применение на практике схемы I имеет место при в следующих условиях:

- небольшой по размеру магазин, в котором отсутствуют помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

- в магазине реализуют товары простого ассортимента, не требующие дополнительной подготовки к продаже;

- при реализации скоропортящихся товаров;

- магазин является единицей торговой сети и организовано ритмичное товароснабжение с распределительного склада;

- принятый от поставщика товар доведён до потребительской готовности к продаже и не требует особых условий для сохранности качества.

Схема II: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) – хранение - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа.

При второй схеме, среди прочих операций 1-ой схемы, организовано хранение товаров в кладовых. Обязательными условиями для организации торгово-технологического процесса по этой схеме выступают:

- наличие оборудованных стеллажами, подтоварниками, поддонами, контейнерами и другим оборудованием кладовых для хранения товаров;

- техническая возможность создания надлежащих температурно-влаж-ностных, световых, вентиляционных режимов при хранении товаров, для сохранности их качества;

- при условии, если товар не скоропортящийся;

- в случае, если товар не требует подготовки к продаже;

- при условии не организованных, неритмичных поставок (закупок);

- при необходимости создания резервных запасов в достаточных коли-чествах, ограниченных ёмкостью кладовых.

Схема III: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) – хранение – подготовка к продаже - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа. Данная схема является наиболее насыщенной по объёму выполняемых с товаром операций, и трудоёмкой. Работа в магазине по третей схеме организуется при условиях, характерных для схемы № II, а также при наличии:

- оборудованных соответствующим инвентарём и оборудованием помещений для подготовки товаров к продаже;

- работы со сложным по видовому разнообразию товаром;

- недостаточной производственной готовности товара для реализации конечному потребителю;

- достаточной численности работников, осуществляющих подготовку товаров к продаже;

- реализации товаров методами открытой выкладки, самообслу-живания.

Исходя их вышеизложенного материала, целесообразно выделить основные факторы, влияющие на содержание торгово-технологических процессов в магазине:

§ размер магазина и состав надлежащим образом оборудованных помещений;

§ общетехническое оснащение магазина системами вентиляции (кондиционирования), отопления;

§ степень производственной готовности товаров к продаже;

§ методы и формы продажи товаров;

§ тип и формат торгового предприятия;

§ физико-химические свойства товаров, определяющие сроки их реали-зации и хранения;

§ особенности организации товароснабжения магазина;

§ вид интеграции (торговая цепь, корпоративная сеть, производственно-торговая компания и др.);

§ численность и профессионализм персонала;

§ уровень или качество торгового обслуживания, предусматривающий определённый набор дополнительных услуг.

Приведённые схемы организации торгово-технологических процессов упрощены и обобщены. Для каждого предприятия розничной торговли, в зависимости от указанных факторов, характерны различные варианты набора и последовательности выполняемых операций (рис. 23).

Расчет за закупленные товары
Прием посуды от покупателей
Погрузка и отправ-ка тары и посуды
Сдача выручки в банк
Упаковка
Продажа товаров: помощь в выборе, консультация покупателей
Подача в торговый зал
Оформление приходных документов
Выкладка товаров в торговом зале
Распаковка
Разгрузка транспорта
Поступление товаров

 

 

Приемка товаров по количеству

 

 

       
   
Перемещение в кладовые хранения
 
 
   
Подготовка к продаже, фасовка

 

 


Рис. 23 Примерная схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания

 

Операции торгово-технологического процесса тесно увязаны с другими видами деятельности, что прослеживается по схеме: операциями хозяйственного ведения (уход за оборудованием, инвентарём, уборка помещений), организационными работами по охране объекта, ведением документооборота (оформление приходных документов), организацией дополнительных услуг (приём посуды), транспортно-экспедиционными работами (поступление товара, погрузка и отправка тары и посуды).

Торгово-технологические процессы в магазинах постоянно изменяется и совершенствуется. Внедряются новые технологии, способствующие автоматизации процессов, облегчению труда персонала и повышению культуры обслуживания.

Основными принципами организации торгово-технологических процессов в магазинах являются:

- дове­дение товаров до покупателей с наименьшими затратами труда при высоком уровне культуры обслуживания,

- создание условий для использования средств механизации и автома-тизации трудо­вых процессов,

- обеспечение сохранности потребительских свойств товаров и соблю-дение сроков реализации,

- высокий уро­вень эффективности работы торгового предприятия.

 

 

Проверка количества и качества товара составляет важную стадию в процессе исполнения договора поставки.

Цель: выявить соответствие фактически прибывшего количества товаров данным заявке магазина и товарно-сопроводительных документов, проверить доброкачественность товаров.

Порядок приемки товара в торговле регулируется правовыми актами:

§ положениями главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации (далее — ГК РФ);

§ Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-техни­ческого назначения и товаров народного потребления по количест­ву, утвержденной Постановлением Госарбитража при СМ СССР от 15.06.1965 г. № П-6 (далее — П-6, Инструкция о приемке по количеству);

§ Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-тех­нического назначения и товаров народного потребления по качес­тву, утвержденной Постановлением Госарбитража при СМ СССР от 25.04.1966 г. № П-7 (далее — П-7, Инструкция с приемке по качеству);

§ Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по коли­честву и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.1990 (далее — Инструкция о приемке импортных товаров);

§ Методическими рекомендациями по учету и оформлению опера­ций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации);

§ действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи (поставки).

В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-про­давец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельнос­ти или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

 

Подготовительные организационные мероприятия для проведения операций приёмки товаров :

- подготовка требуемого оборудования и инвентаря;

- подготовка соответствующих помещений (зон): освобождение зоны приёмки, подготовка мест в кладовых для размещения на хранение принятых товаров, подготовка мест в торговом зале;

- обеспечение достаточности грузчиков для маневренной разгрузки транспорта;

- обеспечить отсутствие посторонних лиц в зоне приемки, где могут нахо­диться только водители и экспедиторы машин, разгрузка которых нача­лась;

- подготовка печати (штампа) для документального оформления приёмки.

При разгрузке машин, ответственный за приёмку товара работник, обязан постоянно находится в зоне приемки, контролировать процесс разгрузки, правильность работы товароведа и грузчиков, выборочно пересчитывать отдельные товарные позиции, следить за тем, как сотрудники магазина, принимающие товар, общаются с поставщиками. Важно своевременно заполнять журнал учета прихода товара, вноси­ть в него выявленные расхождения.

Виды оборудования, используемого при приёмке товаров:

- погрузо-разгрузочные механизмы и устройства (тележки ручные, гидравлические тележки, подъёмники, уравнительные площадки);

- весоизмерительное оборудование (при приёмке весовых товаров);

- вспомогательное оборудование и офисный инвентарь (сканеры для считывания штрих-кодов, калькуляторы).

 

Грамотное проведение операций приёмки товаров в магазине требует от материально-ответственных работников знаний соответствующей информации о документах, сопровождающих товар (товарно-сопроводительных документах), порядке их оформления, возврата, хранения и учёта.

Товарно-сопроводительные документы (ТСД) — документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. ТСД предназначены для изготовителей-продавцов и покупателей-магазинов (предприятий оптовой торговли и др.), поэтому относятся к коммерческой информации. В зависимости от назначения и характеристик товара ТСД подразделяют на следующие виды: по качеству (табл.3.14), по количеству, расчетные и комплексные.

Таблица 3.14

Основные виды товарно-сопроводительных

документов по качеству

 

Документ Сущность документа
Сертификат соответствия Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров1, документ, выданный по правилам системы сертификации ГОСТ Р для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. На продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации, должен быть получен сертификат соответствия по показателям безопасности
Санитарно-эпиде-миологическое заключение (гигие-нический серти-фикат, гигиени-ческое заключение) Сертификат, подтверждающий, что продукция соответствует установленным гигиеническим нормам и санитарным правилам принятым в РФ. Гигиенические сертификаты обязательны для продукции, способной оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации2
Декларация соответствия Документ, где производитель или импортер подтверждает, что произведенная (продаваемая) им продукция отвечает условиям действующих нормативных документов. Декларация соответствия выступает альтернативным гарантийным документом со стороны производителя или продавца. Декларирование соответствия это способ доказательства соответствия продукции действующим в данное время стандарта3
Удостоверение качества и безопа-сности пищевых продуктов, мате-риалов и изделий Документ, в котором изготовитель удостоверяет соответствие качества и безопасности каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов4
Паспорт качества Документ предприятия — изготовителя установленной формы — удостоверяющий качество продукции (в соответствии с техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, ОСТами на отдельную продукцию). Сопровождает продукцию, выпускаемую на терри-тории РФ. На товар импортного производства паспорт качества не предусмотрен
Сертификат пожар-ной безопасности Документ, подтверждающий, что продукция соответствует нормативам пожарной безопасности (НПБ)5
Ветеринарные сопроводительные документы (свиде-тельства, сертифи-каты и справки) Документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации6

Примечание 1: В редакции Закона РФ №184 от 27.12.02г «О техническом регулировании». Сертификация продукции осуществляется в органах по сертификации на основании требований Постановления Госстандарта РФ от 30.06.2002 г. № 64 (с изм.), в соответствии с которым в системе сертификации ГОСТ Р введена в действие «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация». Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Примечание2:

Перечень товаров, требующих обязательной гигиенической сертификации включён в приказ Минздрава № 776 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции» от 21.11. 2005 года, и откорректирован Приказом № 224 от 19 июля 2007 года.

В перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, входят:

- продукты питания;

- детские товары;

- товары, оборудование и материалы, использующиеся при строительстве системы водоснабжения;

- косметика и парфюмерия;

- бытовая химия;

- зубные пасты и другая стоматологическая продукция;

- текстиль и трикотаж;

- синтетика, в том числе и синтетическая кожа и волокна;

- техническая продукция для производства, медицины или применяемая в быту;

- печатная продукция;

- продукция, имеющая ионное излучение;

- радиоактивные товары;

- табак;

- пестициды и ядохимикаты;

- средства индивидуальной защиты;

- продукция, которая является тарой и упаковкой для продуктов питания;

- товары для производства воздухоочистителей;

- строительные товары.

Примечание 3: Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.07.2002г. № 64 «Номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия». Процесс оформления декларации почти ничем не отличается от сертификации. Различие состоит в формах бланков, которые используют при оформлении указанных документов. Сертификат соответствия заполняется на бланке строгой отчетности установленного образца. Форма бланка декларации соответствия произвольная и оформляется на обычной бумаге без всяких голограмм и других существующих степеней защиты. Декларирование соответствия может осуществляться двумя способами. Первый способ - это подача производителем собственных доказательств на соответствие продукции определенным ГОСТам и ТУ. Второй – вышеуказанные доказательства получаются с участием органа по сертификации или уполномоченной лаборатории. Примечание4: Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г. (в ред. от 31.03.2006г.) Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий (ст.17 п.6). Удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий не оформляется на продукцию общественного питания. Примечание5: Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности разработан МЧС (Приказ МЧС № 320 от 08.07.2002 г.): средства обеспечения пожарной безопасности, вещества и материалы строительные, конструкции и изделия (устройства) электротехнические, приборы электрические (силовой кабель, бытовые холодильники и отопительные приборы, гирлянды), аппараты теплогенерирующие.

Примечание6: Приказ Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. N 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Ветеринарные свидетельства выдаются в трех формах:

-форма 1 - при перевозке живых животных, а также биологических объектов, используемых для их размножения;

-форма 2 - на пищевые продукты и продовольственное сырье животного происхождения;
-форма 3 - на непищевые продукты, техническое сырье и корма животного происхождения.
Ветеринарные сертификаты выдаются государственными ветеринарными врачами на погранветпунктах при вывозе грузов за пределы Российской Федерации (кроме стран СНГ). При экспорте ветсертификат выдается владельцу груза в обмен на ветеринарное свидетельство, выданное госветслужбой по мосту выхода груза, при наличии разрешения главного госветинспектора России на вывоз данного груза. Право выдачи ветеринарных свидетельств, сертификатов и справок предоставляется ветеринарным врачам и фельдшерам установленных Приказом служб.

В ходе приёмки импортируемых товаров, необходимо проверять полноту комплекта соответствующих таможенных документов, основные виды которых приведены в таблице 3.15.

Таблица 3.15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.