КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные процессы по приёмке товаров в магазинах
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Предметом труда является товар. Оперативные процессы в розничной торговле: понятия составляющих операций Технологические процессы в предприятиях розничной торговли Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» включает следующие определения: § торгово-технологический процесс — последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи товаров и товародвижения; § операция торгово-технологического процесса — отдельная законченная однородная часть торгово-технологического процесса.
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса состоит в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а покупатели участвуют в торговом процессе. Совокупность торговых и технологических процессов образуют оперативные процессы. Таким образом, оперативные процессы(торгово-технологические процессы – ТТП) в магазине представляют собой совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени. С целью систематизации выполняемых в магазине операций, их можно разделить по пяти показателям и соответствующим образом классифицировать. 1. По степени участия покупателей операцииторгово-технологическогопроцесса в магазинеподразделяютна торговые и технологические (соответственно – торговый и технологический процессы). Торговый процесс осуществляется при участии покупателей и включает непосредственно организацию продажи товаров и обслуживание покупателей. Однако, обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и реклама товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др. Технологический процесс организуют без участия покупателей, представляет собой последовательность операций по доведению товаров до покупателей и включает: • транспортировку и разгрузку товаров; • приемку поступающих товаров по количеству и качеству; • хранение товаров; • подготовку к продаже; • размещение товаров в торговом зале; • выкладку на торговом оборудовании; • внутримагазинное перемещение. 2. По значимости все операции торгово-технологического процесса делят на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся продажа товаров и обслуживание покупателей. Сюда входят: показ товара, консультации, организация покупательских потоков и информация о товаре, отбор, взвешивание, упаковка, расчет с покупателями, оказание различных услуг. Вспомогательные операции способствуют осуществлению основных операций. К ним относятся операции технологического процесса по доведению товаров до покупателя: • приемка товаров по количеству и качеству; • хранение товаров; • подготовка товаров к продаже; • размещение товаров в торговом зале; • выкладка товаров в торговом зале. 3. По этапу в технологической цепи товародвижения различают три основные части торгово-технологического процесса магазина: • операции с товарами до предложения их покупателям (включают все операции технологического процесса); • операции непосредственного обслуживания покупателей в прцессе продажи товаров; • дополнительные операции после продажи товаров – послепродажное обслуживание (гарантийное обслуживание, доставка, монтаж, раскрой ткани и т.д). Наиболее ответственную часть представляют операции непосредственного обслуживания покупателей, так как оно связано с межличностными психологическими контактами и отражает сложные экономические отношения распределения и обмена. Принципиальное значение имеет подготовительная работа по обслуживанию покупателей в самом магазине. Если проведена необходимая подготовка товаров к отпуску покупателям, например, товар поступает с собственного распределительного центра уже подготовленным к продаже (расфасован, обеспечен маркировкой и т.д.), процесс непосредственного обслуживания покупателей существенно облегчается. Роль подготовительных операций для товаров особенно возрастает для магазинов самообслуживания. Торговый процесс в магазине является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса подключаются потребители, которые в зависимости от применения методов продажи товаров могут играть в нем весьма активную роль. Так, при самообслуживании роль покупателей в торгово-технологическом процессе весомее, чем при традиционном методе продажи. Покупатели более самостоятельны в выборе покупки, могут сами осмотреть и выбрать нужный товар. 4. По объему операций структура торгово-технологического процесса, а также последовательность выполнения различных операций зависят: - от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, - метода продажи товаров, - типа и формата магазина, - размера, состава и структуры площадей, - численности и квалификации персонала. В торговой практике сложились три основные схемы торгово-технологических процессов: Схема I: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа. В данной схеме отсутствуют операции подготовки товаров к продаже и организации их хранения. Применение на практике схемы I имеет место при в следующих условиях: - небольшой по размеру магазин, в котором отсутствуют помещения для хранения и подготовки товаров к продаже; - в магазине реализуют товары простого ассортимента, не требующие дополнительной подготовки к продаже; - при реализации скоропортящихся товаров; - магазин является единицей торговой сети и организовано ритмичное товароснабжение с распределительного склада; - принятый от поставщика товар доведён до потребительской готовности к продаже и не требует особых условий для сохранности качества. Схема II: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) – хранение - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа. При второй схеме, среди прочих операций 1-ой схемы, организовано хранение товаров в кладовых. Обязательными условиями для организации торгово-технологического процесса по этой схеме выступают: - наличие оборудованных стеллажами, подтоварниками, поддонами, контейнерами и другим оборудованием кладовых для хранения товаров; - техническая возможность создания надлежащих температурно-влаж-ностных, световых, вентиляционных режимов при хранении товаров, для сохранности их качества; - при условии, если товар не скоропортящийся; - в случае, если товар не требует подготовки к продаже; - при условии не организованных, неритмичных поставок (закупок); - при необходимости создания резервных запасов в достаточных коли-чествах, ограниченных ёмкостью кладовых. Схема III: разгрузка транспорта – приёмка (по количеству, качеству, комплектности) – хранение – подготовка к продаже - перемещение в торговый зал - выкладка на оборудовании – продажа. Данная схема является наиболее насыщенной по объёму выполняемых с товаром операций, и трудоёмкой. Работа в магазине по третей схеме организуется при условиях, характерных для схемы № II, а также при наличии: - оборудованных соответствующим инвентарём и оборудованием помещений для подготовки товаров к продаже; - работы со сложным по видовому разнообразию товаром; - недостаточной производственной готовности товара для реализации конечному потребителю; - достаточной численности работников, осуществляющих подготовку товаров к продаже; - реализации товаров методами открытой выкладки, самообслу-живания. Исходя их вышеизложенного материала, целесообразно выделить основные факторы, влияющие на содержание торгово-технологических процессов в магазине: § размер магазина и состав надлежащим образом оборудованных помещений; § общетехническое оснащение магазина системами вентиляции (кондиционирования), отопления; § степень производственной готовности товаров к продаже; § методы и формы продажи товаров; § тип и формат торгового предприятия; § физико-химические свойства товаров, определяющие сроки их реали-зации и хранения; § особенности организации товароснабжения магазина; § вид интеграции (торговая цепь, корпоративная сеть, производственно-торговая компания и др.); § численность и профессионализм персонала; § уровень или качество торгового обслуживания, предусматривающий определённый набор дополнительных услуг. Приведённые схемы организации торгово-технологических процессов упрощены и обобщены. Для каждого предприятия розничной торговли, в зависимости от указанных факторов, характерны различные варианты набора и последовательности выполняемых операций (рис. 23).
Рис. 23 Примерная схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания
Операции торгово-технологического процесса тесно увязаны с другими видами деятельности, что прослеживается по схеме: операциями хозяйственного ведения (уход за оборудованием, инвентарём, уборка помещений), организационными работами по охране объекта, ведением документооборота (оформление приходных документов), организацией дополнительных услуг (приём посуды), транспортно-экспедиционными работами (поступление товара, погрузка и отправка тары и посуды). Торгово-технологические процессы в магазинах постоянно изменяется и совершенствуется. Внедряются новые технологии, способствующие автоматизации процессов, облегчению труда персонала и повышению культуры обслуживания. Основными принципами организации торгово-технологических процессов в магазинах являются: - доведение товаров до покупателей с наименьшими затратами труда при высоком уровне культуры обслуживания, - создание условий для использования средств механизации и автома-тизации трудовых процессов, - обеспечение сохранности потребительских свойств товаров и соблю-дение сроков реализации, - высокий уровень эффективности работы торгового предприятия.
Проверка количества и качества товара составляет важную стадию в процессе исполнения договора поставки. Цель: выявить соответствие фактически прибывшего количества товаров данным заявке магазина и товарно-сопроводительных документов, проверить доброкачественность товаров. Порядок приемки товара в торговле регулируется правовыми актами: § положениями главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ); § Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при СМ СССР от 15.06.1965 г. № П-6 (далее — П-6, Инструкция о приемке по количеству); § Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража при СМ СССР от 25.04.1966 г. № П-7 (далее — П-7, Инструкция с приемке по качеству); § Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.1990 (далее — Инструкция о приемке импортных товаров); § Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации); § действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи (поставки). В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Подготовительные организационные мероприятия для проведения операций приёмки товаров : - подготовка требуемого оборудования и инвентаря; - подготовка соответствующих помещений (зон): освобождение зоны приёмки, подготовка мест в кладовых для размещения на хранение принятых товаров, подготовка мест в торговом зале; - обеспечение достаточности грузчиков для маневренной разгрузки транспорта; - обеспечить отсутствие посторонних лиц в зоне приемки, где могут находиться только водители и экспедиторы машин, разгрузка которых началась; - подготовка печати (штампа) для документального оформления приёмки. При разгрузке машин, ответственный за приёмку товара работник, обязан постоянно находится в зоне приемки, контролировать процесс разгрузки, правильность работы товароведа и грузчиков, выборочно пересчитывать отдельные товарные позиции, следить за тем, как сотрудники магазина, принимающие товар, общаются с поставщиками. Важно своевременно заполнять журнал учета прихода товара, вносить в него выявленные расхождения. Виды оборудования, используемого при приёмке товаров: - погрузо-разгрузочные механизмы и устройства (тележки ручные, гидравлические тележки, подъёмники, уравнительные площадки); - весоизмерительное оборудование (при приёмке весовых товаров); - вспомогательное оборудование и офисный инвентарь (сканеры для считывания штрих-кодов, калькуляторы).
Грамотное проведение операций приёмки товаров в магазине требует от материально-ответственных работников знаний соответствующей информации о документах, сопровождающих товар (товарно-сопроводительных документах), порядке их оформления, возврата, хранения и учёта. Товарно-сопроводительные документы (ТСД) — документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. ТСД предназначены для изготовителей-продавцов и покупателей-магазинов (предприятий оптовой торговли и др.), поэтому относятся к коммерческой информации. В зависимости от назначения и характеристик товара ТСД подразделяют на следующие виды: по качеству (табл.3.14), по количеству, расчетные и комплексные. Таблица 3.14 Основные виды товарно-сопроводительных документов по качеству
Примечание 1: В редакции Закона РФ №184 от 27.12.02г «О техническом регулировании». Сертификация продукции осуществляется в органах по сертификации на основании требований Постановления Госстандарта РФ от 30.06.2002 г. № 64 (с изм.), в соответствии с которым в системе сертификации ГОСТ Р введена в действие «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация». Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Примечание2: Перечень товаров, требующих обязательной гигиенической сертификации включён в приказ Минздрава № 776 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции» от 21.11. 2005 года, и откорректирован Приказом № 224 от 19 июля 2007 года. В перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, входят: - продукты питания; - детские товары; - товары, оборудование и материалы, использующиеся при строительстве системы водоснабжения; - косметика и парфюмерия; - бытовая химия; - зубные пасты и другая стоматологическая продукция; - текстиль и трикотаж; - синтетика, в том числе и синтетическая кожа и волокна; - техническая продукция для производства, медицины или применяемая в быту; - печатная продукция; - продукция, имеющая ионное излучение; - радиоактивные товары; - табак; - пестициды и ядохимикаты; - средства индивидуальной защиты; - продукция, которая является тарой и упаковкой для продуктов питания; - товары для производства воздухоочистителей; - строительные товары. Примечание 3: Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.07.2002г. № 64 «Номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия». Процесс оформления декларации почти ничем не отличается от сертификации. Различие состоит в формах бланков, которые используют при оформлении указанных документов. Сертификат соответствия заполняется на бланке строгой отчетности установленного образца. Форма бланка декларации соответствия произвольная и оформляется на обычной бумаге без всяких голограмм и других существующих степеней защиты. Декларирование соответствия может осуществляться двумя способами. Первый способ - это подача производителем собственных доказательств на соответствие продукции определенным ГОСТам и ТУ. Второй – вышеуказанные доказательства получаются с участием органа по сертификации или уполномоченной лаборатории. Примечание4: Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000г. (в ред. от 31.03.2006г.) Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий (ст.17 п.6). Удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий не оформляется на продукцию общественного питания. Примечание5: Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности разработан МЧС (Приказ МЧС № 320 от 08.07.2002 г.): средства обеспечения пожарной безопасности, вещества и материалы строительные, конструкции и изделия (устройства) электротехнические, приборы электрические (силовой кабель, бытовые холодильники и отопительные приборы, гирлянды), аппараты теплогенерирующие.Примечание6: Приказ Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. N 422 «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Ветеринарные свидетельства выдаются в трех формах: -форма 1 - при перевозке живых животных, а также биологических объектов, используемых для их размножения; -форма 2 - на пищевые продукты и продовольственное сырье животного происхождения; В ходе приёмки импортируемых товаров, необходимо проверять полноту комплекта соответствующих таможенных документов, основные виды которых приведены в таблице 3.15. Таблица 3.15
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |