Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы расстановки оборудования в торговых залах




Стандартные системы расстановки торгового оборудования

 

В торговых залах магазинов применяются различные системы размещения оборудования. Стандартные варианты определены ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (табл. 3.11):

§ боксовая планировка

§ выставочная планировка оборудования

§ линейная планировка (решетка)

§ поперечная линейная планировка (прямая решетка)

§ продольная линейная планировка (решетка поперек)

§ диагональная линейная планировка (решетка-колосок)

§ радиальная линейная планировка

§ островная планировка

§ свободная (произвольная) планировка

§ смешанная планировка

Выбор вариантов организации технологической планировки торговых залов магазинов зависит от множества факторов, среди которых можно вы­делить:

- конфигурацию и площадь торгового зала;

- организационные методы обслуживания покупателей;

- тип и формат предприятия;

- ценовая политика (бутик, сток, Cash and carry, дискаунт и др.);

- специализация магазина: вид, широта и глубина ассортимента, его отличительные физические, механические, микробиологические и др. свойства, габариты товаров;

- размещение систем (ы) «вход-выход» (количество, совмещённость);

- систему естественного освещения, расположение и площадь оконных проёмов;

- размещение системы отопительных устройств;

- способы установки (монтажа) оборудования и возможности его подключения к источникам электроэнергии;

- размещение узлов расчета;

- последовательность размещения отделов, секций и товаров;

- способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудо­вании;

- специфические особенности клиентуры;

- психологические особенности и другие составляющие природы человека.

 

Таблица 3.11

Стандартное название Вид
   
Боксовая планировка— расстановка оборудования в виде обособлен­ных отделов и секций; обычно представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько входов в маленькие секции, ко­торые похожи на отдельные бутики (рис.12)
Линейная планировка (решетка) торгового зала — схема размещения то­варов и проходов для покупателей (в виде параллельных линий)     (рис.13)
Поперечная линейная планировка (прямая решетка) — размещение тор­гового оборудования параллельно движению основного потока по­купателей   (рис.14)
Продольная линейная планировка (решетка поперек) — размещение торгового оборудования перпендикулярно движению основного потока покупателей (рис.15)

 

Продолжение таблицы 3.11

   
Диагональная линейная планировка (решетка- колосок) — размещение торгового оборудования параллельными рядами под острым или ту­пым утлом по отношению к основному потоку покупателей (рис.16)
Радиальная линейная планировка— размещение торгового оборудова­ния радиально под острым или тупым углом по отношению к ос­новному потоку покупателей   (рис.17)  
Свободная (произвольная) планировка— расстановка оборудования без геометрической системы, по свободному рисунку     (рис.18)
Островная планировка— размещение товаров и оборудования вокруг рабочих мест продавцов   (рис.19)

 

 

Продолжение таблицы 3.11

   
Выставочная планировка оборудованияприменяется при продаже това­ров по образцам с использованием специальных подиумов   (рис.20)
Смешанная планировка— комбинация различных способов плани­ровки (н-р, линейная и боксовая)   (рис.21)
Смешанная планировка: а). решётка поперёк;б) решётка прямая; в1) решётка-колосок, увлекающая посетителя вглубь торгового зала;в2) решётка-колосок, выводящая покупателя к выходу (рис.22)  

Строительные требования к планировке торгового зала:

1. к оптимальным размерам и положению торгового зала в плане следует отнести квадрат или прямоугольник с отношением сторон 1:1,5. Эти соотношения могут меняться в пределах до 1:2;

2. к торговому залу примыкают (преимущественно по длинной стороне) группы кладовых (помещения для хранения товаров) и площадей для подготовки товаров к продаже (в составе кладовых);

3. предусматривать входы-выходы в торговый зал через тамбуры, которые, в зависимости от климатических условий, могут быть одинарными и двойными;

4. эвакуационные выходы располагать с внешней относительно торгового зала стороны расчетного узла (в неконтролируемой зоне);

5. на каждом этаже размещать единый централизованный узел;

6. при площади торгового зала более 1,5 тыс. м2 возможно размещать 2 (и более) расчетных узлов или предусматривать (в двух- и более этажных зданиях) на площади первого этажа единый для всех торговых залов расчетный узел;

7. при организации централизованного расчетного узла торговое оборудование может расставляться по линиям, перпендикулярным расчетному узлу или основным эвакуационным проходам;

8. расчетный узел может проектироваться как по линейной системе, так и двойным рядом (шведский узел) с условием обеспечения расчетной ширины основных эвакуационных выходов;

9. не занятое оборудованием пространство между линиями касс и выходами из торгового зала следует отделять свободно стоящими ограждениями, цветочницами или рекламными указателями, которые не должны препятствовать свободному выходу из зала;

10. в продовольственных магазинах торговой площадью не менее 1000 м2 и в непродовольственных торговой площадью 3500 м2 и более рекомендуется предусматривать место для администратора;

11. в магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следует принимать соответственно площади торгового зала (табл. 3.8), без учета площади отделов заказов и кулинарии, кафетерия и помещений для других видов услуг, расчет в которых производится через отдельные кассы;

12. площадь для расчетного узла должна составлять не более 15 % площади торгового зала;

13. расстояние между рассредоточенными эвакуационными проходами определяется в зависимости от площади торгового зала:

- до 150 м2 - не менее 10,5 магазин;

- при площади 1500 и более м2 - не менее 20 м.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.