КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендуемые величины коэффициентов установочной и экспозиционной (демонстрационной) площади в магазинах
Показателем эффективности использования выставочного пространства торгового зала является коэффициент ёмкости оборудования: чем он выше, тем эффективнее используется торговая мебель и все пространство торгового зала, доступное для выкладки товаров. Оптимальное значение коэффициента ёмкости выставочного оборудования составляет 2,5-3. Объем оборудования (например, горки) равен сумме объемов для выкладки товаров каждой полки. Коэффициент емкости показывает, насколько эффективно используется номинальная емкость оборудования. Сопоставление рекомендуемых и фактически достигнутых значений коэффициентов установочной и демонстрационной площади, коэффициента ёмкости выкладки позволяет оценить эффективность технологической планировки торгового зала магазина и при необходимости разработать мероприятия по ее совершенствованию. Таким образом, расчёт выше представленных показателей позволяет оценить эффективность технологической планировки торгового зала и эффективность использования оборудования для выкладки товаров. Предприниматели могут расширять торговые помещения за счет других помещений в том случае, если система товароснабжения будет четко отрегулирована. Поставщики товаров (производственные предприятия, склады оптовых предприятий) должны изыскивать возможности полной подготовки товаров к продаже (фасовка, упаковка, укладка в тару-оборудование) и осуществлять централизованную доставку партий товаров по часовому (дневному) графику на основе АСУ товарными запасами в соответствии с заказами (заявками) магазинов. При рационально организованной системе товароснабжения появится возможность увеличения доли торговых площадей магазина за счёт уменьшения площадей, предназначенных для подготовки товаров к продаже, их хранения, подсобных помещений. Другие мероприятия по повышению эффективности использования общей площади магазина приведены в п.3.1.1 настоящего пособия. Нижеперечисленные мероприятия способствуют увеличению коэффициента установочной площади. Продуманная система расстановки оборудования в торговом зале. Выбор способа размещения оборудования зависит от конфигурации торгового зала, от методов обслуживания покупателей, от расположения колонн, выступов и т.д. В торговых залах «вытянутой формы» наиболее рациональна линейная расстановка оборудования и его размещение вдоль стен - по периметру. Если форма торгового зала приближена к квадрату, то рекомендуется применять свободную систему расположения торгового оборудования, в том числе и островную. В крупных магазинах и при продаже товаров через прилавок целесообразен боксовый способ размещения оборудования или смешанный, предполагающий комбинации линейной и боксовой расстановки. В магазинах, реализующих товары через прилавок, выделяют площадь для организации рабочих мест продавцов. Зачастую глубина такого места велика, что приводит, во-первых, к нерациональному использованию торговой площади, во-вторых, к быстрой утомляемости работников прилавка. Следовательно, сокращение площади для рабочего места продавца позволит увеличить площадь для установки демонстрационного оборудования. Установочный коэффициент можно увеличить за счёт сокращения числа контрольно-кассовых прилавков.Для российской торговли считается оптимальным, если на один расчётный узел приходится 80кв.м. площади торгового зала. Однако, в действительности, этот показатель намного ниже. В большинстве магазинов города Оренбурга на один контрольно-кассовый аппарат приходится 15-25кв.м. торговой площади. Для сравнения, в магазинах США этот показатель составляет 160-320кв.м. на один расчётный узел. Массовое применение сканирующих устройств, встроенных или подключённых к контрольно-кассовым аппаратам, позволит сократить число контрольно-кассовых прилавков, тем самым увеличить площадь для установки демонстрационного или другого торгового оборудования. В торговом зале имеется площадь, предназначенная для покупателей. Ширина магистральных и второстепенных проходов нередко больше норм, установленных требованиями ГОСТом, приведение ширины проходов к стандартным значениям освободит часть пространства для установки торгового оборудования. Свободные части торгового зала можно использовать более рационально, организовав дополнительные услуги для покупателей (копировальные работы, проявка фотоплёнки и печать фотографий, организация стола упаковок и т.д.). Повысить значение демонстрационного (экспозиционного) коэффициента позволит увеличение установочной площади, использование более высокого и ёмкого оборудования, применение рациональных способов выкладки товаров на полках, вешалах и других несущих плоскостях торгового оборудования. Поскольку спрос покупателей подвержен сезонным колебаниям, необходимо маневрировать экспозиционными площадями для различных групп товаров в зависимости от сезона. Площади магазина могут принести больший экономический эффект за счет удлинения рабочего времени и работы без выходных дней. Однако, экономически целесообразно изменение режима работы магазина лишь в том случае, если будет использована передовая технология товароснабжения, рационально организован торгово-технологический процесс, и осуществление расчетов с покупателями будет производиться посредством использования современных системных контрольно-кассовых машин, применения сканирующих устройств для считывания штрих-кодов с товаров (сканирование позволяет увеличить производительность труда кассиров-контролеров примерно на 30% и повышать пропускную способность магазина). Вышеперечисленные мероприятия позволят повысить показатели эффективности использования торговой площади, удельный вес торговой площади в общей площади магазина, увеличив его товарооборот, а следовательно, валовой доход и прибыль.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Укажите нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к составу помещений и площадей магазина. 2. Назовите группы помещений магазина и их функциональное назначение. 3. Охарактеризуйте виды стандартных площадей магазина. 4. Для каких видов дополнительных услуг установлены нормативы расчётов площадей для их оказания? 5. Принцип расчёта площадей для приёмки, хранения товаров в магазине. 6. Укажите процентное распределение площадей между функциональ-ными группами помещений для магазинов самообслуживания. 7. Определите структуру строительных требований к технологической планировке магазина. 8. Перечислите строительные требования к площадкам для разгрузки товаров и размещению пандусов. 9. Назовите строительные требования к размещению подсобных и тех-нических помещений. 10. Сущность строительных требований к размещению администра-тивно-бытовых помещений? 11. Назовите строительные требования к расположению помещений для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже. 12. Какие строительные требования предъявляются к организации территории, примыкающей к торговому объекту? 13. Перечислите санитарно-эпидемиологические требования к органи-зации территории, примыкающей к торговому объекту? 14. Назовите санитарно-эпидемиологические требования к планировке, размещению и устройству помещений магазина. 15. Определите общие принципы размещения неторговых помещений относительно торговых. 16. Приведите понятие планировки торгового зала и принципы его рационального использования. 17. Зонирование торгового зала по назначению площадей? 18. Рассмотрите стандартные варианты систем расстановки оборудо-вания в торговых залах. 19. Какие факторы влияют на выбор варианта организации технологи-ческой планировки торгового зала? 20. Назовите строительные требования, предъявляемые к планировке торговых залов магазинов. 21. Сущность строительных требований к размещению площадей для оказания дополнительных услуг в магазине. 22. Перечислите технологические показатели для оценки эффектив-ности использования площадей магазина, приведите их сущность и формулы для расчётов. 23. Какие социальные и экономические показатели позволяют оценить эффективность использования площадей магазина? 24. Определите пути повышения эффективности использования общей площади магазина. 25. Назовите пути повышения эффективности использования торговой площади магазина. 26. Рассчитайте технологические показатели и структуру помещений магазина по предложенным вариантам, заполнив соответствующие таблицы, и сформулируйте обоснованные выводы. Вариант 1 Таблица 1 – Расчёты демонстрационной и установочной площадей в магазине ХХ
Таблица 2 - Распределение площадей между помещениями магазина ХХ
Таблица 3 – Показатели эффективности использования площадей магазина ХХ
Вариант 2 Таблица 1 – Расчёты демонстрационной и установочной площадей в магазине ХХ
Таблица 2 – Распределение площадей между помещениями магазина ХХ
Таблица 3 – Показатели эффективности использования площадей магазина ХХ
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 7019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |