КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и особенности подготовки и проведения организационно-деятельностной игры
Организационно-деятельностная игра – игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профес- сиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теорети- ческие и практические проблемы, развивается рефлексивный компо- нент творческого мышления. В отличие от деловой игры, цель которой – решение актуальной пе- дагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры яв- ляется решение теоретической или практической проблемы. Задача – это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого ал- горитма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что иг- роки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, ка- кие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п. Технология подготовительной части организационно-деятельностной игры сводится к следующему. Прежде всего выбирается тема, кото- рая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практичес- кую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональ- ной деятельности специалистов. В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близ- ких областей деятельности. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами. Заблаговременная подготовка обучаемых к организационно-деятель- ностной игре включает в себя: – предметно-содержательную подготовку (изучение литературы, про- читанных лекций, решение контрольных задач); – схемографическую подготовку (освоение символов и знаков); – рефлексивно-психологическую подготовку (продумывание лич- ностных стратегий действий на занятиях). Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, про- водится в течение пяти дней и делится на следующие этапы: само- определение; анализ проблемы; определение системы ценностей и це- лей деятельности; определение системы средств осуществления дея- тельности; построение проекта измененной деятельности. Управление организационно-деятельностной игрой требует от орга- низаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготов- ки и проведения.
Вопросы для самоконтроля 1. Обоснуйте сущность и содержание игровых методов активного социально-психологического обучения. 2. Назовите игровые методы активного социально-психологическо- го обучения, их отличия друг от друга. 3. Охарактеризуйте метод ролевой игры как игровой метод актив- ного социально-психологического обучения. 4. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по диагностике личностных качеств. 5. Охарактеризуйте метод деловой игры как игровой метод актив- ного социально-психологического обучения. 6. Каковы организация и методика проведения учебной деловой игры? 7. Раскройте этапы конструирования деловой игры и их содержание. 8. Охарактеризуйте методические особенности проведения органи- зационно-деятельностной игры.
Задания для самостоятельной работы 1. Определите общие признаки и различия в сущности и назна- чении между игровыми методами активного социально-психологи- ческого обучения: ролевой, деловой и организационно-деятельнос- тной играми. 2. Проведите сопоставительный анализ различий в методике прове- дения различных игровых методов активного обучения. 3. Подготовьте план проведения фрагмента практического занятия со студентами психолого-педагогического факультета с использованием метода ролевой игры по диагностике личностных качеств. 4. Разработайте план проведения фрагмента практического занятия со студентами психологического факультета с использованием метода ролевой игры по тренировке социально-ролевого поведения. 5. Подготовьте план проведения фрагмента семинарского занятия со студентами психологического факультета с использованием метода ро- левой игры по развитию коммуникативных и организаторских качеств. 6. Отработайте план подготовки и проведения практического заня- тия со студентами психологического факультета методом деловой игры по проблемам психологического консультирования. 7. Подготовьте план подготовки и проведения семинарского заня- тия со студентами методом деловой игры по конфликтологии. 8. Обоснуйте реализацию принципа двуплановости в конструиро- вании имитационной и игровой моделей деловой игры. 9. Осуществите сравнительный анализ общих и отличительных ха- рактеристик в применении метода анализа конкретных ситуаций и де- ловой игры. 10.Составьте логическую цепочку психологических механизмов (фаз) участия игроков в организационно-деятельностной игре.
Основная: Список литературы 1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. – М., 2000. 2. Борисова Н.В. Конструирование деловых игр. – М., 1989. – С. 54–78. 3. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу- чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. 5. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002.
Дополнительная: 1. Исурина Г.Л. Групповые методы.– Л., 1993. 2. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. – 1982. – № 3. – С. 129–142. 3. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1992. 4. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. – СПб., 2002. 5. Сыроежин М.М., Вербицкий А.А. Методика разработки и использо- вания деловых игр как формы активного обучения студентов. – М., 1981. 6. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. – М., 2005. 7. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. – М., 1991. 8. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в выс- шей школе. – М., 1996.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |