Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и проведение ролевой игры




Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обу- чаться на собственном опыте путем специально организованного и ре- гулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (иден-

тификация) с ней помогает обучающемуся:

1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людь-

ми в личностных и профессионально значимых ситуациях;

2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партне- ров по общению;

3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями пове-

дения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначению они подразделяются на ролевые игры:

– по диагностике личностных качеств;

– по тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с эле-

ментами психо- и социодрамы);

–по развитию коммуникативных и организаторских качеств.

В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры диф-

ференцируются на игры:

– со слабо обозначенным сюжетом;

– с достаточно полно обозначенным сюжетом;

– с жестко заданным сюжетом.

Характерные признаки ролевой игры:

– наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры

получает определенную роль;

– различие ролевых целей при решении поставленных задач. Учас-

тники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемы-

ми им социальными ролями;

– взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;

– наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия


осознанных ответственных решений в процессе совместной деятель-

ности и в межличностном общении;

– многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам прихо-

дится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, воз-

можных вариантов дальнейшего развития ситуаций;

– наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возни-

кает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровож-

дается вынужденной активностью игроков;

– система индивидуального и/или группового оценивания деятель-

ности игроков.

Процедура проведения ролевой игры:

1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть ме-

тода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излага-

ется сценарий и организуется игровое пространство.

2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре вопло-

щают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые ов-

ладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обу- чаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определен-

ным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа – осмысление

«пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками

игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, воз-

никавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между

участниками игры.

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации уча-

стниками ролевой игры могут быть такие.

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой си-

туации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках

компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, если да, то в каких

обстоятельствах реальной жизни?

Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя са-

моанализ ее участников и «обратную связь» (мнения, комментарии) в

их адрес от других членов группы.

В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни

его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь


 

не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может при- сутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим:

«Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется

желание прервать нашу беседу».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.