КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и проведение ролевой игры
Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обу- чаться на собственном опыте путем специально организованного и ре- гулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации. Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (иден- тификация) с ней помогает обучающемуся: 1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людь- ми в личностных и профессионально значимых ситуациях; 2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партне- ров по общению; 3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями пове- дения в аналогичных ситуациях. Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям. По назначению они подразделяются на ролевые игры: – по диагностике личностных качеств; – по тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с эле- ментами психо- и социодрамы); –по развитию коммуникативных и организаторских качеств. В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые игры диф- ференцируются на игры: – со слабо обозначенным сюжетом; – с достаточно полно обозначенным сюжетом; – с жестко заданным сюжетом. Характерные признаки ролевой игры: – наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль; – различие ролевых целей при решении поставленных задач. Учас- тники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемы- ми им социальными ролями; – взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали; – наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятель- ности и в межличностном общении; – многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам прихо- дится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, воз- можных вариантов дальнейшего развития ситуаций; – наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возни- кает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровож- дается вынужденной активностью игроков; – система индивидуального и/или группового оценивания деятель- ности игроков. Процедура проведения ролевой игры: 1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть ме- тода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излага- ется сценарий и организуется игровое пространство. 2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре вопло- щают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые ов- ладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обу- чаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определен- ным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники. 3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа – осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, воз- никавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры. Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации уча- стниками ролевой игры могут быть такие. 1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему? 2. Какие переживания вы испытали в ходе игры? 3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой си- туации, и что именно? 4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса? 5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни? Далее следует анализ ролевой игры, который включает в себя са- моанализ ее участников и «обратную связь» (мнения, комментарии) в их адрес от других членов группы. В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь
не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может при- сутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |