Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологического обучения




Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педа- гога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитатель- ных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаи- модействия субъектов.

Методы активного обучения – методы обучения, направленные на

развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и спо-

собности квалифицированно решать нестандартные профессиональные

задачи. Цель обучения – не только вооружить знаниями, навыками и

умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыс-

лить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам

присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектичес-

ким методом анализа и решения сложных проблем, развитая рефлек- сия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.

Методы активного социально-психологического обучения – мето-

ды активного обучения, целенаправленно реализующие социально-пси-

хологические закономерности активной учебной деятельности обучае-

мого в учебной или иной целевой группе.

Емельянов Ю.Н. под активным групповым методом понимает лю-

бой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в

учебной или целевой группе (независимо от содержания поставленных

учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач).

Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно

объединить в три основных блока: а) дискуссионные методы (груп-

повая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций мо-


рального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творчес- кие игры, в том числе деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникатив- ного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально- психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.

Применение методов активного социально-психологического обу-

чения конкретизируется в следующих задачах:

1. овладение психолого-педагогическими и специальными знания-

ми (знаниями изучаемого предмета);

2. формирование личностных и профессиональных умений и навы-

ков, особенно в сфере общения;

3. коррекция и развитие установок, необходимых для успешной де-

ятельности и общения;

4. развитие способности адекватного и полного познания себя и дру-

гих людей;

5. коррекция и развитие системы отношений личности.

При активном социально-психологическом обучении ведущим в той или иной мере применяются все методы психологического воздей-

ствия на обучаемых: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение можно определить как бессознательную, невольную

подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Она проявляется не через более или менее осознанное принятие ка-

кой-то информации или образцов поведения, а через передачу опре-

деленного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное

состояние возникает в массе людей, действует механизм многократ-

ного взаимного усиления их эмоционального воздействия. Индивид

здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он

бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчи-

няясь ему. При заражении большая масса людей испытывает общее психическое состояние, кроме речевого воздействия используются

иные средства (восклицание, ритмы и пр.).

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументи-

рованное воздействие одного человека на другого или на группу.

При внушении осуществляется процесс передачи информации, ос-

нованный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что че-

ловек, принимающий информацию, в случае внушения не спосо-

бен на ее критическую оценку.


 

Внушение вызывает определенное психическое состояние, не нуж- даясь в доказательстве и логике, это преимущественно эмоциональ- но-волевое воздействие. При внушении достигается не согласие, а про- сто принятие информации, основанное на готовом выводе.

Внушение имеет одностороннюю направленность – это персонифи-

цированное, активное воздействие одного человека на другого или на

группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер.

Больше всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утом-

ленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочув-

ствием. Экспериментальными исследованиями выявлено, что решающим условием эффективности внушения служит авторитет суггестора (че-

ловека, осуществляющего внушение), поскольку он создает особый, доверительный фактор воздействия – доверие к источнику информации. Авторитетность суггестора выполняет функцию так называемой «кос- венной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.

Как фактор внушения может рассматриваться предшествующая вос-

приятию в общении заданная (или сложившаяся) социальная установка.

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обо-

снования добиться согласия от человека, принимающего информацию.

При убеждении выводы человеком, принимающим информацию, де-

лаются самостоятельно. Убеждение представляет собой преимуще-

ственно интеллектуальное воздействие.

Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга

в условиях преимущественно внеколлективного поведения, хотя его

роль в группах также достаточно велика. При подражании осуществ-

ляется не простое принятие внешних черт поведения другого челове-

ка или массовых психических состояний, но воспроизведение инди-

видом черт и образцов демонстрируемого поведения.

В результате подражания формируются групповые нормы и ценно-

сти. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе

совершаются нововведения, которым подражают массы. Эти откры-

тия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь

осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого как «род гипнотизма».

Подражание у взрослых наблюдается, как правило, в тех случаях, когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присут- ствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно элементар- ным профессиональным действием.

В группе подражание в большей степени, чем заражение или вну-

шение, включено в групповой контекст. Поскольку речь идет об ус-


воении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае проблема под- ражания тесно смыкается с проблемой конформности, иными слова- ми, с проблемой давления группы на индивида.

Эффективность воздействия данных методов воздействия во мно- гом определяется авторитетностью ведущего для обучаемых, уровнем его профессионально-психологической компетентности.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Обоснуйте сущность и содержание активного социально-психо-

логического обучения.

2. Осуществите классификацию методов активного социально-пси-

хологического обучения.

3. Назовите методы активного социально-психологического обуче-

ния, их назначение и содержание.

4. Назовите и обоснуйте преимущества работы обучаемых в группе.

5. Какие недостатки присущи групповому обучению и как они мо-

гут быть компенсированы?

6. Раскройте технику групповой работы в процессе обучения.

7. Какие методы психологического воздействия существуют в пе-

дагогической практике и как они используются в социально-психоло-

гическом обучении?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Обоснуйте основные понятия, используемые в активном соци-

ально-психологическом обучении.

2. Определите общие признаки и различия между традиционными

и активными методами обучения.

3. Определите социально-психологические закономерности, из которых

вытекают принципы активного социально-психологического обучения.

4. Составьте таблицу с достоинствами и недостатками работы обу-

чаемых в группе и проведите сопоставительный анализ.

5. Охарактеризуйте различия в технике групповой работы при ис-

пользовании дискуссионных, игровых и тренинговых методов актив-

ного социально-психологического обучения.

6. Раскройте диалектичность взаимосвязи форм и методов обучения.

7. Обоснуйте взаимосвязь методов и форм активного социально-

психологического обучения (на примере дискуссионных методов).

8. Охарактеризуйте использование в социально-психологической

практике индивидуальных методов активного обучения.

9.Определите приоритетность в использовании методов психологичес-

кого воздействия в активном социально-психологическом обучении.


 

10.Обоснуйте роль и значение курса «Методы активного социаль- но-психологического обучения» для профессиональной подготовки педагога-психолога.


 

 

Основная:


 

Список литературы


1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв.

ред. В.В. Дударев. – М., 2000. – 240 с.

2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу-

чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. –

Л., 1985. – 185 с.

4. Краткий психологический словарь. – М., 1985. – С. 10–11.

5. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического

обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002. – 176 с.

 

Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

2. Исурина Г.Л. Групповые методы. – Л., 1993.

3. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного со-

циального обучения в странах Запада // Психологический журнал. –

1989. – № 1. – С. 127–136.

4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 2001.

5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

6. Петровская Г.А. Теоретические и методические вопросы соци-

ально-психологического тренинга. - М., 1982.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. –

М., 1994.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993.

9. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. – М., 2001.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.