КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологического обучения
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педа- гога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитатель- ных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаи- модействия субъектов. Методы активного обучения – методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и спо- собности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыс- лить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектичес- ким методом анализа и решения сложных проблем, развитая рефлек- сия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности. Методы активного социально-психологического обучения – мето- ды активного обучения, целенаправленно реализующие социально-пси- хологические закономерности активной учебной деятельности обучае- мого в учебной или иной целевой группе. Емельянов Ю.Н. под активным групповым методом понимает лю- бой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе (независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач). Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить в три основных блока: а) дискуссионные методы (груп- повая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций мо- рального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творчес- кие игры, в том числе деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникатив- ного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально- психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию. Применение методов активного социально-психологического обу- чения конкретизируется в следующих задачах: 1. овладение психолого-педагогическими и специальными знания- ми (знаниями изучаемого предмета); 2. формирование личностных и профессиональных умений и навы- ков, особенно в сфере общения; 3. коррекция и развитие установок, необходимых для успешной де- ятельности и общения; 4. развитие способности адекватного и полного познания себя и дру- гих людей; 5. коррекция и развитие системы отношений личности. При активном социально-психологическом обучении ведущим в той или иной мере применяются все методы психологического воздей- ствия на обучаемых: заражение, внушение, убеждение, подражание. Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие ка- кой-то информации или образцов поведения, а через передачу опре- деленного эмоционального состояния. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократ- ного взаимного усиления их эмоционального воздействия. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчи- няясь ему. При заражении большая масса людей испытывает общее психическое состояние, кроме речевого воздействия используются иные средства (восклицание, ритмы и пр.). Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументи- рованное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, ос- нованный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что че- ловек, принимающий информацию, в случае внушения не спосо- бен на ее критическую оценку.
Внушение вызывает определенное психическое состояние, не нуж- даясь в доказательстве и логике, это преимущественно эмоциональ- но-волевое воздействие. При внушении достигается не согласие, а про- сто принятие информации, основанное на готовом выводе. Внушение имеет одностороннюю направленность – это персонифи- цированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер. Больше всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утом- ленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочув- ствием. Экспериментальными исследованиями выявлено, что решающим условием эффективности внушения служит авторитет суггестора (че- ловека, осуществляющего внушение), поскольку он создает особый, доверительный фактор воздействия – доверие к источнику информации. Авторитетность суггестора выполняет функцию так называемой «кос- венной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения. Как фактор внушения может рассматриваться предшествующая вос- приятию в общении заданная (или сложившаяся) социальная установка. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обо- снования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При убеждении выводы человеком, принимающим информацию, де- лаются самостоятельно. Убеждение представляет собой преимуще- ственно интеллектуальное воздействие. Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного поведения, хотя его роль в группах также достаточно велика. При подражании осуществ- ляется не простое принятие внешних черт поведения другого челове- ка или массовых психических состояний, но воспроизведение инди- видом черт и образцов демонстрируемого поведения. В результате подражания формируются групповые нормы и ценно- сти. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются нововведения, которым подражают массы. Эти откры- тия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого как «род гипнотизма». Подражание у взрослых наблюдается, как правило, в тех случаях, когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присут- ствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно элементар- ным профессиональным действием. В группе подражание в большей степени, чем заражение или вну- шение, включено в групповой контекст. Поскольку речь идет об ус- воении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае проблема под- ражания тесно смыкается с проблемой конформности, иными слова- ми, с проблемой давления группы на индивида. Эффективность воздействия данных методов воздействия во мно- гом определяется авторитетностью ведущего для обучаемых, уровнем его профессионально-психологической компетентности.
Вопросы для самоконтроля 1.Обоснуйте сущность и содержание активного социально-психо- логического обучения. 2. Осуществите классификацию методов активного социально-пси- хологического обучения. 3. Назовите методы активного социально-психологического обуче- ния, их назначение и содержание. 4. Назовите и обоснуйте преимущества работы обучаемых в группе. 5. Какие недостатки присущи групповому обучению и как они мо- гут быть компенсированы? 6. Раскройте технику групповой работы в процессе обучения. 7. Какие методы психологического воздействия существуют в пе- дагогической практике и как они используются в социально-психоло- гическом обучении?
Задания для самостоятельной работы 1. Обоснуйте основные понятия, используемые в активном соци- ально-психологическом обучении. 2. Определите общие признаки и различия между традиционными и активными методами обучения. 3. Определите социально-психологические закономерности, из которых вытекают принципы активного социально-психологического обучения. 4. Составьте таблицу с достоинствами и недостатками работы обу- чаемых в группе и проведите сопоставительный анализ. 5. Охарактеризуйте различия в технике групповой работы при ис- пользовании дискуссионных, игровых и тренинговых методов актив- ного социально-психологического обучения. 6. Раскройте диалектичность взаимосвязи форм и методов обучения. 7. Обоснуйте взаимосвязь методов и форм активного социально- психологического обучения (на примере дискуссионных методов). 8. Охарактеризуйте использование в социально-психологической практике индивидуальных методов активного обучения. 9.Определите приоритетность в использовании методов психологичес- кого воздействия в активном социально-психологическом обучении.
10.Обоснуйте роль и значение курса «Методы активного социаль- но-психологического обучения» для профессиональной подготовки педагога-психолога.
Основная:
Список литературы 1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. – М., 2000. – 240 с. 2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу- чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 185 с. 4. Краткий психологический словарь. – М., 1985. – С. 10–11. 5. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002. – 176 с.
Дополнительная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. 2. Исурина Г.Л. Групповые методы. – Л., 1993. 3. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного со- циального обучения в странах Запада // Психологический журнал. – 1989. – № 1. – С. 127–136. 4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 2001. 5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991. 6. Петровская Г.А. Теоретические и методические вопросы соци- ально-психологического тренинга. - М., 1982. 7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М., 1994. 8. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993. 9. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. – М., 2001.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |