КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологического обучения. Дискуссионные методы активного социально-
Дискуссионные методы активного социально- Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швей- царского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благо- даря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и млад- шими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учит- ся принимать точку зрения другого человека. Дискуссионные методы – это вид методов активного социально- психологического обучения, основанных на организационной комму-
никации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе пуб- личного спора системы логически обоснованных доводов воздейство- вать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Эти методы применяются при обсуждении сложных теоретических и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточ- нения и согласования позиций участников дискуссии, выработки еди- ного подхода к исследованию определенного явления и др. Метод групповой дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защи- щать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не толь- ко специально сформулированные проблемы, но и случаи (по специаль- ной терминологии – казусы, или кейсы) из профессиональной практики. Предметом дискуссии могут быть межличностные отношения са- мих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоот- ношений выступает как реальная учебная модель, с помощью ко- торой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процес- сов групповой динамики, расширяя свои возможности самоопре- деления и понимания других. Психологический механизм использования дискуссионных методов обучения позволяет: – сопоставив противоположные позиции, дать возможность его уча- стникам увидеть проблему с разных сторон; – уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление вос- приятию новой информации; – нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе откры- тых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров; – выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы; – используя механизм возложения и принятия ответственности, спо- собствовать вовлечению участников дискуссии в последующую реа- лизацию групповых решений; повысить эффективность отдачи и за- интересованность участников дискуссии в решении групповой зада- чи, предоставив им возможность проявить свою компетентность, тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении. Дискуссия является одним из значений слова «спор». В современ- ной научной литературе оно служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Спор – это словесное состязание, об- суждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при ко- тором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Дру- гие разновидности спора – диспут, полемика, дебаты и прения. Дискуссия (лат. diskussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление различ- ных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффек- тивным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Слово «диспут» (лат. disputare – рассуждать, disputatio – прения) первоначально означало публичную защиту науч- ного труда, написанного для получения ученой степени. В настоящее время под диспутом понимают публичный спор на научную или об- щественную тему. Полемика (греч. рolemika – воинствующий, враждебный) – борь- ба принципиально противоположных мнений по тому или иному воп- росу, публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам. Прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Под этими словами, как правило, подразуме- вают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообще- ний, выступлений на собраниях и т.д. В социально-психологическом обучении чаще других применяется такая разновидность публичного спора, как дискуссия. Метод груп- повой дискуссии может быть положен в основу всего занятия («се- минар-дискуссия», «практическое занятие-дискуссия»), а также мо- жет использоваться фрагментарно во всех видах учебных занятий, при- давая им диалоговую форму. Методика подготовки и проведения групповой дискуссии вклю- чает в себя несколько этапов. 1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дис- куссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присут- ствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли ком- петентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии. Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задумать- ся над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды могут быть предложены следующие темы: «Как стать профессиона- лом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студенческой жизни?» и др. 2. Разработка вопросов для обсуждения. Успех предстоящего раз- говора во многом зависит от того, как будут оставлены эти вопросы. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышле- ния. В формулировках могут содержаться мнения, которые не явля- ются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки. 3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, вклю- чает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дис- куссии); вопросы, вынесенные на обсуждение, условия ведения дис- куссии; приемы активизации обучаемых (наглядные пособия, техничес- кие средства и др.); список литературы, необходимой для изучения. 4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учеб- ном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения. После вводного слова ведущий начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствую- щих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предо- ставляет слово желающим выступить, активно содействует естествен- ному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников. Вводная часть – важный и необходимый элемент в любой дискус- сии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональ- ный настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты орга- низации вводной части могут быть и иные: - заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу вы- ступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим поста- новку проблемы; - кратко обсудить вопрос в малых группах; - использовать краткий опрос по теме. Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы мож- но было быстрее перейти к дискуссии. Руководитель может задавать вопросы участникам, ограничивать их, если они выходят за рамки об- суждаемой темы. Он может применять специальные приемы для по- вышения активности аудитории: подбадривать «противников»; заост- рять противоположные точки зрения; использовать противоречия, раз- ногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего про- тив него самого; предупреждать возможные возражения со стороны спорящих; создавать затруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных точек зрения. При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез и идей повышается, если ведущий: – дает время на обдумывание ответов; – избегает неопределенных двусмысленных вопросов; – обращает внимание на каждый ответ; – изменяет ход рассуждения участников – расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Какие еще факторы могут оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.); – побуждает участников к углублению мысли (например, с помо- щью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»). Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реп- лики, как: «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «да- вайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступаю- щим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нуж- но уходить от неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения частных проблем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии. По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сде- лать вывод и переходить к следующему вопросу. 5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спо- ра, подчеркивает основные моменты правильного понимания пробле- мы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятель- ность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыс- лей, глубину и научность аргументов, правильность употребления по- нятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискус- сии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой про- блемы, совершенствованию полемических навыков и умений. Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуж- дение вынесенной для спора проблемы. При этом может быть рекомен- довано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе: – ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекая в него всех членов группы; – аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения пробле- мы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки; – протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы представить мнение, позицию своей группы; – наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.
Как свидетельствует практика проведения дискуссий, их успех во многом зависит от соблюдения участниками правил ведения дискус- сии, которые зачастую вывешиваются на плакате перед участниками спора. Приведем формулировки некоторых из них. Правила ведения дискуссии (по М.В. Кларину, Н. Энкельманну): - дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее; - выступления должны проходить организованно, каждый участник мо- жет выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками; - каждое высказывание должно быть подкреплено фактами; - в обсуждении следует предоставить каждому участнику возмож- ность высказаться; - каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рас- смотрены; - необходимо внимательно слушать выступления других, размыш- лять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уве- ренность, что каждое ваше слово будет сказано по делу; - в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», наве- шивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.; - отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение; - при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняй- те спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать одинаковым мнением; - любое выступление должно иметь целью разъяснение разных то- чек зрения и примирение спорящих; - говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполез- ных уклонений в сторону; - говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии прида- ют точные высказывания; - ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «дискуссия», чем она отличается от полемики и дебатов? 2. Каковы особенности проведения дискуссионного методы актив- ного социально-психологического обучения? 3. Каковы организация и методика проведения групповой дискус- сии в учебно-воспитательных целях? 4. Раскройте правила ведения дискуссии её участниками. 5. Как распределяются роли и функции участников дискуссии? Задания для самостоятельной работы 1. Изучите формы проведения дискуссионной работы. Охарактери- зуйте их. 2. Обоснуйте различия в целях использования различных дискус- сионных методов в социально-психологическом обучении. 3. Подготовьте название и перечень вопросов (6–8) групповой дискуссии в студенческой аудитории по психолого-педагогической проблематике. 4. Подготовьте план проведения практического занятия со студента- ми психолого-педагогического факультета с использованием метода ана- лиза конкретных ситуаций по психолого-педагогической проблематике. 5. Отработайте план подготовки и проведения семинарского заня- тия со студентами методом «круглого стола» по проблемам психоло- гического консультирования. 6. Подготовьте план проведения практического занятия со студента- ми методом «мозговой атаки» по проблеме управления образователь- ной системой школы.
Основная:
Список литературы 1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. – М., 2000. – 240 с. 2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу- чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 185 с. 4. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002. – 176 с.
Дополнительная: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. 2. Исурина Г.Л. Групповые методы. – Л., 1993. 3. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного со- циального обучения в странах Запада // Психологический журнал. – 1989. – № 1. – С. 127–136. 4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 2001. 5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991. 6. Петровская Г.А. Теоретические и методические вопросы соци- ально-психологического тренинга. – М., 1982. 7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М., 1994. 8. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993. 9. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. – М., 2001.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |