КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об активном социально-психологическом обучении
Психологическая наука до конца XIX столетия развивалась как пси- хология отдельно взятого индивида. На рубеже XIX–XX вв. в эмпи- рическое поле исследований человеческого поведения вошли соци- альные (групповые) переменные. Одной из ведущих проблем был вопрос о том, изменяется ли деятельность индивида под влиянием присутствия других лиц. Экспериментально подтвержденный ответ на этот вопрос дал аме- риканский исследователь Н. Триплетт (1898), который, изучая резуль- таты соревнований по велосипедному спорту, обратил внимание на то, что скорость велогонщиков, находившихся в поле зрения болельщи- ков, на 20% превышала их же скорость на безлюдных участках трас- сы. В Германии педагог А. Майер (1903) изучал успешность усвое- ния материала учащимися в школе и дома. Его данные подтвердили более высокую результативность формы занятий в классе по сравне- нию с индивидуальной учебной подготовкой. В начале XX в. начинает складываться экспериментальная техника исследования малых групп, межличностного взаимодействия. К это- му периоду относятся экспериментальные исследования В.М. Бехте- рева по общественной психологии (1911), позже названной им «кол- лективной рефлексологией». Ученый впервые эмпирически показал эффект изменения суждений индивидуального характера в результате групповой дискуссии, а также сформулировал принципы целесообраз- ности коллективного труда. Он писал: «Общий интерес и единство цели обуславливают связь отдельных членов коллектива, причем чем больше общих интересов, тем, очевидно, и больше сплоченность кол- лектива. Очевидно, что только общность интересов и задач являют- ся тем стимулом, который побуждает коллектив к единству действий и придает самый смысл существованию коллектива. В этом отноше- нии на коллектив нужно смотреть как на лучшее средство осуще- ствления определенной задачи. То, что неосуществимо в полной мере для индивида, может быть осуществимо с помощью согласованной коллективной работы, и это-то обстоятельство и оправдывает необ- ходимость создания коллективов».
В начале XX в. начинает развиваться коллективная (групповая) пси- хотерапия. Врачи стремились интегрировать средства искусства, фак- торы совместного общения людей и традиционные методы в борьбе за психическое здоровье человека. Особый вклад в рассматриваемую проблематику внесли достиже- ния отечественных педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Су- хомлинского, научно применявших обучающий и воспитывающий эф- фект группы в теории и практике формирующего воздействия коллек- тива на личность. В целом активные групповые методы обязаны своей разработ- кой не только экспериментальной психологии, но и обобщению раз- нообразного практического опыта по линии активных форм и группо- вого характера учебного, творческого, управленческого, терапевтичес- кого и других видов взаимодействия людей. Современные методы активного обучения и прогрессивные пе- дагогические технологии в значительной мере основаны на интен- сивном вовлечении глубинного группового социально-психологи- ческого потенциала. В комплексном понятии «активное социально-психологическое обу- чение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих харак- теристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих. Во-первых, активное обучение. Активность – собственная дина- мика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологи- ческом словаре дано такое определение понятия «активность личнос- ти»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры». Видный отечественный психолог Д.Н. Узнадзе писал по этому по- воду: «Активность, возникающая в процессе учения, имеет не толь- ко значение средства, но и свою независимую ценность; основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в каче- стве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося. Основное в учении – не конкретный навык или знание, а развитие сил, участву- ющих в процессе учения». Зависимость эффективности процесса усвоения знаний от соб- ственной интеллектуальной активности – одна из закономерностей процесса обучения. Эта зависимость подтверждается эмпирическими исследованиями, согласно которым в памяти человека запечатле- вается до 10% того, что он слышит, до 50% того, что он видит, и до 90% того, что он делает. Во-вторых, социально-психологическое обучение, т.е. явление соци- альной психологии, использующее и опирающееся на ее закономер- ности и понятийно-терминологический аппарат. Напомним, что соци- альная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включе- ния в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Следовательно, социально-психологическое обучение – это обязательно обучение в группе, и этим оно принципиально отличается от индивидуального обучения. Однако активное использование совре- менных групповых форм и методов не только не противоречит инди- видуализации обучения, но и является необходимым для педагогичес- ки целесообразного развития личности обучаемых. Как показывает опыт социально-психологического обучения, рабо- та обучаемых в группе имеет следующие преимущества: - при разработке решений односторонние интересы не превращаются в решающие; - сводится к минимуму риск неверного решения; - над выполнением одного задания работает достаточно большое коли- чество людей, что уменьшает опасность упустить определенные детали; - обеспечивается более интенсивная готовность и способность каж- дого отдельного члена группы к сотрудничеству; - складываются условия для более полной реализации интеллекту- ального потенциала; - оказывается исключительное воспитательное воздействие; - вырабатываются терпимость, готовность подчиняться общим ин- тересам, признавать мнение других, честно дискутировать, благодаря чему устраняется резко выраженный индивидуализм. Вместе с тем нельзя не отметить и недостатки работы обучаемых в группе: - выполнение учебных заданий может потребовать более продолжитель- ного времени по сравнению с работой отдельного человека. Время, в те- чение которого члены группы подстраиваются друг под друга и устраня- ют возможные недоразумения, может быть достаточно длительным; - группа трудноуправляема, особенно если велика по составу; - отсутствует стимул личных амбиций, так как участникам группо- вой работы достигнутые ими результаты не ставятся в заслугу; - анонимность членов группы может оказать отрицательное влия- ние на стремление к результатам и готовность к работе. Каждый член группы может скрывать свою низкую интеллектуальную производи- тельность за спинами других участников. При применении методов активного обучения используются также приемы парной, триадной, микрогрупповой работы обучаемых на учеб- ных занятиях. Как правило, при применении дискуссионных и игро- вых методов активного социально-психологического обучения среди обучаемых организуются 2–4 рабочие группы (подгруппы). Руково- дителей групп обучаемые выбирают сами из общего состава участни- ков. Получив задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. После выполнения задания результаты решения (доклады групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют ведущий и все группы обучаемых. Используется также прием организации соревнования между груп- пами, который позволяет добиться активности и личной заинтересо- ванности со стороны обучаемых. В конце каждого занятия ведущий объявляет две оценки: за правильность решения группы и за актив- ность участия обучаемых в коллективной работе.
Общая характеристика методов активного социально-
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |