Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические аспекты развития социально-психологического тренинга




Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга начали по- являться в начале XX века как средство преодоления ограничений, на- кладываемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «бе- зопасного» приобретения трудовых навыков. В то же время начали раз- виваться разнообразные формы психической саморегуляции, направ- ленные на снятие психоэмоционального напряжения специалистов про- фессий, имеющих экстремальную специфику деятельности или связан- ных с высокой сложностью организации труда (операторов). В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон предложил систему прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напря- жения. В 1932 г. И. Г. Шультц разработал классический вариант ауто-


генной тренировки, основанной на эффекте снятия внутреннего напря-

жения внушенным расслаблением.

Возникновение групповых форм тренинга относят к 1945 году и свя-

зывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брадфорта, Р. Липпи-

та. В этот период в США создается Центр по изучению групповой ди-

намики. В результате исследований в мастерской межгрупповых от-

ношений К. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство

эффективных изменений в установках личности происходит в груп-

повом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для того

чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, людям необходимо видеть себя такими, ка-

кими их видят окружающие. Разработанные К. Левином и К. Роджер- сом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренин- га. В результате успешной работы мастерской межгрупповых отноше- ний в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга. По-

явившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предше-

ственниками современных видов психологической работы с группами,

большинство из которых объединяются у нас понятием «социально-пси-

хологический тренинг». Одна из причин популярности Т-групп заклю-

чается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в пси-

хологически безопасных условиях тренинговой группы.

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руко-

водством М. Форверга был разработан и научно обоснован социаль-

но-психологический тренинг. Его практической областью приложе-

ния была социально-психологическая подготовка руководителей про-

мышленного производства. Основными средствами тренинга стали

ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации. Значительный

опыт социально-психологического тренинга, накопленный М. Фор- вергом и его учениками, представлен в пяти основных типах тренин- га, к которым относились:

1. Группы, нацеленные на усвоение необходимых для конкретной профессии моделей социального поведения. Основой изменений вы-

ступала коррекция когнитивных структур, ответственных за регуляцию

поведения. Данный тип тренинга не ориентирован на проработку лич-

ных проблем участников, за исключением тех, которые могут быть свя-

заны с непосредственными профессиональными затруднениями.

2. Группы, ориентированные на подготовку к управленческой дея-

тельности и направленные на развитие отдельных психологических ка-

честв личности, решение частных психопрофилактических задач сред-

ствами аутогенной тренировки. В данном типе тренинга применяется


 

направленное стимулирование групповой динамики с целью вскрытия ее закономерностей и развития навыков ее управлением.

3. Группы психогигиены и психопрофилактики, ориентированные на работу с руководителями с повышенным риском по отношению к пси- хогенным и психическим заболеваниям. Данные группы формирова- лись исключительно добровольно и проводились специалистами в об- ласти психотерапии и клинической психологии.

4. Группы развития личностного роста и компетентности в обще- нии. Профессиональные проблемы в данном тренинге затрагивались только в случае их тесной связи с личностными особенностями учас- тников тренинга.

5. Цель тренинга пятого типа – развитие социальной компетентнос-

ти для работы в особо сложных ситуациях межличностного общения и частичное формирование новых целей жизни (С.И. Макшанов, 1997).

Широкое распространение в отечественной практике социально-психо- логический тренинг начинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была опубликована первая в стране монография Л.А. Петровской, посвящен-

ная теоретическим и методическим аспектам социально-психологическо- го тренинга. Л.А. Петровская предложила под единым термином «соци- ально-психологический тренинг» обозначить практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы.

В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в обще- нии. Л. А. Петровская под компетентностью в общении предлагает рассматривать развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в обще-

нии определяют в качестве необходимости решение следующих задач:

- Приобретение знаний в области психологии личности, группы, об-

щения.

- Приобретение умений и навыков общения.

- Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения.

- Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.

- Развитие системы отношений личности.

В соответствии с ведущей направленностью работы и целями тре-

нинговых групп их можно разделить на пять типов.

«Я – Я» – группы, направленные на изменения на уровне личнос-

ти, личностный рост участников; главные источники преобразований –

внутриличностные.

«Я – Другие» – группы, направленные на изменения в межличнос-

тных отношениях и исследование процессов межличностного влияния

и взаимодействия в зависимости от используемых способов.


 

«Я – Группа» – группы, направленные на исследование особеннос- тей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной об- щности и развитие эффективности этого взаимодействия.

«Я – Организация» – группы, ориентированные на изучение и раз-

витие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в

организациях.

«Я – профессия» – группы, ориентированные на субъектов конк-

ретной профессиональной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.