Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема лидерства в тренинговой группе




С самого начала существования тренинговой группы в ней про- исходит активное распределение ролей между участниками. В боль- шинстве тренинговых групп в ходе их развития появляются один или более лидеров. В случае возникновения в группе нескольких лиде- ров неизбежно их более интенсивное взаимодействие, возможно, и конфликты. Человек, претендующий на место лидера, психологически стремится к превосходству и, как правило, действительно в чем-то превосходит остальных. Лидер по сравнению с другими участника- ми тренинга обычно более активен и в большинстве случаев являет- ся источником ценностей и норм, составляющих групповое миро- воззрение. Поскольку лидер отражает интересы группы, он является и своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные дей- ствия каждого из его членов не противоречили общим интересам и не подрывали единства группы.

Руководство и лидерство – два основополагающих понятия, с ко- торыми связано управление группой. В отличие от руководства лидер- ство имеет психологическую природу и занимает особое место в струк- туре неформальных отношений в качестве внутригруппового феноме- на. Следует развести понятия лидерство и руководство.

Сравнивая понятия лидерства и руководства, Б. Д. Парыгин отмечает следующие общие и отличающие черты позиции лидера и руководителя.

Лидер выдвигается неофициально и в основном осуществляет ре- гуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руково- дитель назначается либо избирается официально и призвано осуществ-

лять регуляцию официальных отношений группы.

Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей

степени зависит от жизнедеятельности группы и настроения в ней, в

то время как руководство более стабильно.

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе

является представителем группы вовне. Деятельность лидера ограни-

чивается рамками внутригрупповых отношений и взаимодействий.

4. Руководство группой, в отличие от лидерства, обладает гораздо

более определенной системой различных санкций, которых в руках

лидера нет.

5. Руководителю даны права, и он несет ответственность за деятель-

ность группы и ее результаты, в том числе перед законом.

6. Лидер не обладает подобными правами и полномочиями и не несет

подобной ответственности за работу группы, за все, что в ней происходит.

В социальной психологии существуют различные подходы к опи-

санию и классификации типов лидерства. В рамках одного из них об-

щий психологический тип лидера складывается из следующих основ-


ных компонентов: эмоциональность, деловитость и информированность.

Соответственно лидеры разделяются на три крайних типа:

- эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому

каждый член группы может обратиться за сочувствием, поддержкой;

- деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, нала-

дить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;

- информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с

вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нуж-

ную информацию.

В рамках другого подхода выделяются десять типов лидерства,

во многом подходящих для описания групповых процессов тренин-

говой группы:

Суверен – иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе

строгого, но любимого отца. Способен подавлять отрицательные эмо-

ции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры

на основе любви и почитают.

Вожак – в нем последователи видят выражение своих желаний, со-

ответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака

– носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.

Тиран – становится лидером, потому что внушает последователям чув-

ство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран – это доминирую-

щая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются ему.

Организатор – объединяет последователей, выступает как сила для

поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого.

Умеет снимать чувство вины, тревоги. Его уважают.

Соблазнитель – становится лидером, играя на слабостях других.

Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмо-

циям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение.

Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.

Герой – лидер, жертвующий собой ради других. Часто выразительно

проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объеди-

няет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедли-

вости. А он умеет увлечь за собой других.

Дурной пример – выступает как источник заразительности для бес-

конфликтной личности, заряжает других эмоционально.

Кумир – влечет, притягивает, заряжает последователей положитель-

ной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.

Изгой и «козел отпущения» – это, по существу, антилидеры. Они

служат объектом агрессивных тенденций, из-за чего развиваются груп-

повые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером,

но в случае его исчезновения группа распадается, если нет других об-

щегрупповых стимулов.


Процесс образования лидеров во многом определяется ролевыми потребностями группы, на которые во многом влияет стиль руковод- ства ведущего. В тренинговой группе процессы лидерства участни- ков проявляются обратно пропорционально степени директивности уп- равления группой ведущим. Если ведущий берет на себя не только ру- ководящие функции, но и лидерские, то неизбежно и его более ин- тенсивное взаимодействие с другими участниками, претендующими на роль лидеров. На некоторых этапах развития группы возможно даже стремление лидеров группы вызвать ведущего на откровенное проти- востояние, чтобы отстоять свой лидерский статус.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность понятия «групповая динамика».

2. Какие фазы развития группы существуют?

3. Чем характеризуется фаза сплоченности и напряженности? Ка-

кие внутренние процессы ей соответствуют?

4. В чем проявляется необходимость сплоченности и напряженнос-

ти в тренинговой группе?

5. Чем отличается руководство от лидерства? Какие типы лидеров

существуют?

6. Кто такие антилидеры? Какова их роль в коллективе?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Представьте схематично проблему групповой динамики, обозна-

чив ключевые понятия и процессы.

2. Проведите анализ сплоченности и напряженности, указав поло-

жительные и отрицательные моменты каждого из процессов.

3. Определите общие признаки и различия руководства и лидерства.

Что на Ваш взгляд наиболее стабильно в группе, а что более автори-

тетно? Почему?

4. Какие типы лидеров наиболее часто встречаются в студенческом

коллективе, в педагогических системах, коммерческих предприятиях?

5. Может ли один человек содержать в себе три типа лидерства: эмо-

циональный, деловой, информационный? Почему?

 

Список литературы

Основная:

1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И. и др. Социология и психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С.404–405.

2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из-

дательство «Речь», 2007. – 256 с.

3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. –

Л., 1989.


4. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Ека-

теринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997.

5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Ака-

демия, 2001. – С. 244.

6. Макшанцев Р.И., Макшанцева А.В. Социальная психология. – М.:

ИНФРА-М., 2001 – С. 289.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

 

Дополнительная:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения,

игры. – СПб, 1996 – С.10.

2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред.

Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. –

СПб.: Речь, 2002.

5. Социально-психологический тренинг профессионального общения

сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под об-

щей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.