КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование программы тренинга
Структура построения тренинговой программы во многом зависит от модели тренинга и особенностей решаемых задач. Однако существует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планирова- нии программы. Среди них выделяются принцип преемственности тре- нинговых действий и занятий и принцип поэтапности развития группы. Принцип преемственности подразумевает, что каждое действие и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего. В процессе тренинга в случае со- держательного разрыва выполняемого действия и планируемого далее ведущему следует провести дополнительную работу, направленную на формирование содержательного контекста и обеспечивающую возмож- ность выполнения следующего упражнения, или изменить план работы. Принцип поэтапности развития группы подразумевает необхо- димость учета закономерностей групповой динамики при составлении программы тренинга, а также планирование работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа прохо- дит определенные стадии своего формирования и развития. Каждая стадия предъявляет определенные требования к процедурам и упраж- нениям. Поэтому неадекватное включение упражнений оказывается неэффективным, а может приводить и к повышению групповой напря- женности. Обычно на первых этапах планируются процедуры, направ- ленные на знакомство участников, их ориентацию в специфике тре- нинга, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ведущий организует работу, направленную на: формирование норм и правил ра- боты группы; развитие мотивации; формирование работоспособности участников; сплочение группы и др. При планировании программы ведущему следует учитывать, что любой групповой психологический тренинг состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового. - содержательный слой включает в себя программу тренинга в со- ответствии с основными целями и в совокупности используемых в нем процедур; - личностный слой состоит из реальных личностных ситуаций каж- дого участника группы, которые заранее могут быть не известны; - групповой слой проявляется в социально-психологической атмос- фере в группе, степени ее развитости и протекающих в ней межлич- ностных процессах. Все события содержательного слоя разворачиваются на фоне лич- ностного и группового слоев. Поэтому эффективность использования в тренинге процедур во многом зависит от адекватного включения их в личностный, групповой и содержательный контексты группы. Вы- полнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному, и сложно предусмотреть все детали до начала тренинга. Иногда по окончании первого занятия приходится изменять последую- щий план работы, подстраивая его под индивидуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержательное продвиже- ние. Однако это не значит, что не нужно планировать программу тре- нинга, скорее это может сигнализировать о недостаточной подготов- ленности ведущего к тренингу. Перед каждым занятием ведущему сле- дует иметь план работы. При свободном ведении он может состоять из списка основных вопросов, которые, вероятно, будут обсуждать- ся, и предположительных упражнений. В случае программного веде- ния нужно спланировать и определить время, отводимое на разные виды работы. Но и в этом случае ведущий должен быть профессио- нально гибким и иметь в запасе достаточный выбор процедур (упраж- нений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |