КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы организации тренинговых занятий
Подготовка тренинга Можно выделить два различных подхода в подготовке тренинга. В одном варианте первоначально определяется модель тренинга в соответствии со спецификой прорабатываемых проблем, разраба- тывается программа и под нее набирается соответствующая груп- па. В социально-психологическом тренинге программа, как прави- ло, более структурирована и предметно направлена (например, тре- нинг развития коммуникативной компетентности, тренинг личност- ного роста, тренинг сплочения и др.), что требует от психолога сформированной компетентности в специфике и проблематике про- рабатываемой области.
В другом варианте первоначально определяются проблемы имею- щейся социальной или профессиональной группы и в соответствии с ними планируется и организуется соответствующий тренинг. В данном случае алгоритм организации тренинга может быть следующим: - оформление заказа; - работа с заявленной проблемой, которая включает в себя: 1. Определение проблемы и поиск ее причин, а также анализ лите- ратуры по данной проблематике. 2. Ознакомление с личностными, демографическими и другими осо- бенностями участников тренинга, их количеством и т. п. 3. Определение возможности и успешности применения тренинго- вой формы для решения данной проблемы. 4. Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения тренинга). 5. Постановка задач. 6. Определение наиболее эффективных методических средств, ис- пользуемых в данном тренинге. 7. Определение формы организации тренинговых занятий. 8. Планирование программы тренинга. 9. Составление плана занятий.
До начала планирования программы тренинга и составления пла- на занятий необходимо определиться с формой организации тренин- говых занятий. Н. В. Дзен и Ю. В. Пахомов выделяют три основные формы орга- низации тренинговых занятий: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизодические встречи. Эти формы отличаются прежде всего объе- мом и плотностью работы. Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по 3–8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Интенсивный тренинг является, несомненно, более мощным сред- ством воздействия и изменения личности. Он способствует более глу- бинной проработке Я-концепций участников и более быстрому ус- воению навыков и умений. В общем, в процессе интенсивного тре- нинга ведущему приходится затрачивать меньше времени на погру- жение участников в групповую действительность, уменьшается их со- противляемость и увеличивается восприимчивость к «психологичес- кому материалу». Однако следует обратить внимание на то, что, в связи с тем, что полученные во время интенсивного курса измене- ния являются более глубинными, участники могут оказаться негото- выми выйти с ними в прежнюю действительность. В результате дан- ные изменения могут оказаться менее устойчивыми без дальнейше- го сопровождения и закрепления. Регулярные занятия обычно проводятся 1–2 раза в неделю по 3– 4 часа в день. Они позволяют более систематически и последователь- но производить изменения. При этом важно, чтобы ведущий выстраи- вал занятия на принципах преемственности и последовательности. Не- обходимо в начале занятия уделять время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече. Порой при- ходится утилизировать и события, происшедшие с участниками в про- межутке между занятиями. Эпизодические встречи – наиболее свободная из всех форм организации тренинга. Занятия могут происходить 1–2 раза в месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хотя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стре- миться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и за- вершенным событием. В данных группах может изменяться количе- ственный состав участников и общая направленность занятий. Воз- можна организация эпизодических встреч с участниками тренинга, проходившего ранее в форме интенсивного курса, для подкрепле- ния и сохранения полученных изменений.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |