Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологического тренинга




Структурные характеристики социально-

В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга многими авторами выделяется повышение компетентности в обще- нии. Однако в настоящее время связать СПТ лишь с общением мож- но, но только если расширить данное понятие. Человек формирует- ся и развивается как личность в обществе, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Коммуникативные способности человека являются и условием для его развития, и результатом это- го развития. Повышение компетентности в общении в широком смысле невозможно без изменения комплекса личностных качеств человека, его социальных установок, а также пересмотра его обще- го отношения к социальному миру и к себе. Многие из раннее част- ных задач социально-психологического тренинга в настоящее время выделились в самостоятельные направления.

В общем можно выделить следующие направления работы в СПТ

и соответствующие задачи:

1. Развитие коммуникативной компетентности.

2. Развитие межличностной чувствительности.

3. Общее личностное развитие участников.

4. Развитие самосознания.


5. Развитие психических процессов.

6. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психичес-

кого здоровья.

Также СПТ можно использовать для обеспечения оптимального функционирования групп (служебных и производственных коллекти-

вов, учебных групп и т. п.) и людей в данных группах. Работа тренин-

говых групп в данных направлениях может быть направлена на:

- сплочение коллективов;

- разрешение внутригрупповых конфликтов;

- снятие психоэмоционального напряжения в группе;

- облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям де-

ятельности;

- освоение социальных и профессиональных ролей.

Она может включать как коррекционную работу (коррекция неадап-

тивных социальных и личностных установок), так и развивающую,

направленную на:

- развитие профессионально значимых качеств и психических про-

цессов;

- развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе;

- развитие эмоциональной устойчивости;

- развитие навыков саморегуляции.

Социально-психологический тренинг строится в соответствии с определенными принципами, под которыми следует понимать ос-

новные положения, особенности руководства и правила реализации тренинга как метода.

С. И. Макшанов разделяет принципы тренинга на несколько групп:

1. организационные принципы (принцип комплектования групп;

принцип физической закрытости; этические принципы);

2. принципы создания среды тренинга (принцип системной детер-

минации; принцип реалистичности, принцип избыточности);

3. принципы поведения участников (принцип моделирования, прин-

цип активности; принцип искренности; принцип «здесь и теперь»; прин-

цип исследовательской позиции; принцип объективации поведения);

4. этические принципы (принцип конфиденциальности, принцип не-

нанесения ущерба; принцип соответствия заявленных целей тренинга

его содержанию).

Ведущий тренинг, его личностные особенности, профессиональные

знания и умения являются в определенном смысле средством разви-

тия как личности каждого участника, так и группы в целом. В конеч-

ном итоге сам ведущий группы, его индивидуальный стиль в сово-

купности со знаниями и опытом определяют успешность его работы.

Упражнения, игры и совокупность всех психологических техник и при-


 

емов являются не более чем инструментом в руках мастера. Результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от личности мастера, от его профессионализма и только во вторую очередь – от

«качества» этих «инструментов». И не важно, парадигмы какого пси-

хологического направления или какой психологической школы он при-

держивается. Именно ведущий как профессионал и как личность оп-

ределяет успешность своей работы. Ему нужно точно представлять,

что он делает, какой результат ожидает и что будет делать с этим ре-

зультатом. Это особенно важно в группах с доминирующей ролью ру-

ководителя. При этом позиция ведущего, его стиль и методы работы в группе не обязательно должны быть в течение всего тренинга одно-

образными. Они могут изменяться в зависимости от потребностей уча-

стников, групповой ситуации и уровня развития групп.

В процессе психологического тренинга ведущий выполняет несколь-

ко функций. Н. В. Клюева выделяет следующие:

1. Руководящая функция. Тренинг является структурированной мо-

делью работы. Ведущий определяет цели работы группы, разрабаты-

вает и осуществляет соответствующую программу действий, устанав-

ливает (фиксирует) нормы и правила в группе, обеспечивает методи-

ческое сопровождение занятий.

2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобщает и

комментирует происходящее в группе.

3. Экспертная функция. Экспертиза осуществляется через предо-

ставление актуальной информации по сложившейся ситуации или про-

блеме. Ведущий помогает участникам разбирать и оценивать сложив-

шуюся ситуацию в группе. Помогает каждому участнику оценить свое

поведение и понять, как оно повлияло на других.

4. Посредническая функция. Она заключается в организации груп-

повых процессов. Ведущий может вмешиваться в групповые процес-

сы в случаях, когда группа испытывает затруднения.

Работа ведущего тренинг должна быть осмысленной. В каждый мо-

мент времени он должен осознавать, что, как и зачем он делает. При

этом можно выделить два основных направления деятельности ве-

дущего в тренинговой группе, которые постоянно пересекаются, –

это работа с личностью и работа с группой. То, какое из этих на-

правлений является основным, определяется целями создания каж-

дой группы. В одних случаях ведущий более ориентирован на рабо-

ту с группой в целом. Например, если тренинг проводится с изна-

чально заданным и так или иначе сформированным коллективом (слу-

жебным, производственным, профессиональным и т. п.). В этом слу-

чае работа нацелена в первую очередь на обеспечение дальнейшего

эффективного функционирования коллектива и более направлена на


сплочение коллектива, разрешение внутригрупповых конфликтов и т. п. Ориентация работы в данной группе на личностный рост участ- ников и решение их личностных проблем происходит в первую оче- редь в контексте улучшения дальнейшего функционирования данной группы как коллектива.

В других группах деятельность ведущего изначально ориентирова- на на развитие личности участников, их совершенствование и работу с их проблемами. Но и в этом случае ведущий проводит работу, на- правленную на развитие группы, так как в тренинге именно группа яв- ляется основным средством работы с личностью.

Стиль работы ведущего может располагаться между свободным

и директивным (программным) ведением группы. Крайняя форма сво-

бодного ведения может проявляться как внешне пассивная до чрез-

вычайности. При этом ведущий не предлагает участникам ни целей,

ни средств их достижения. Внешняя «пассивность» тренера порой мо-

жет быть настолько выражена, что даже вызывать раздражение уча-

стников. Ведущий вроде как бездействует, «он только слушает». В

группе могут возникать довольно продолжительные паузы. Ведущий

при этом никого не убеждает и ничего не объясняет. Он может мяг-

ко уходить от вопросов-нападений или требований участников. В

группе может возникать напряженность и неопределенность, из ко-

торых группа выбирается вроде как самостоятельно. Это очень слож-

ная форма управления группой, требующая от ведущего высокого

профессионализма, владения в совершенстве техникой эмпатического

слушания, способности замечать невербальную информацию, исхо-

дящую от каждого участника, способности воспринимать и «чувство-

вать» группу в целом и управлять ею. Иначе участники могут по-

просту разойтись, так и не поняв, зачем они собирались. Но именно данная форма (как техника) порой позволяет достичь такого резуль-

тата, который в иных условиях труднодостижим. Она дает возмож- ность выкристаллизовать проблемы группы и ее участников. Если данная форма используется как техника, то все усилия ведущего и участников сосредоточиваются на ней только после того, как про- блема определена. Также возможна такая форма ведения и в неко-

торых тематических или профессиональных группах, когда ведущий

с самого начала берет на себя роль консультанта, к которому обра-

щаются по мере необходимости. При этом группе предоставлена сво-

бода для выбора проблем и способа их решения.

Другая крайняя форма – это программированный, жестко заданный

директивный стиль ведения группы. Она подразумевает наличие у ведущего детально продуманного плана проведения занятий. Ведение

группы в данном стиле вроде как проще, но это только на первый


взгляд. Эта форма позволяет не отвлекаться на групповую динамику и максимально эффективно использовать время для обучения. Мину- сы данной формы могут заключаться в том, что не всегда можно за- ранее предугадать настроение группы и особенности прохождения про- цедуры (что в конечном итоге может являться показателем недоста- точного опыта ведущего). Кроме того, запрограммированные занятия в непрофессиональной директивной форме могут выхолащивать со- держание и гасить активность участников. Поэтому использование дан- ной формы также требует от тренера большого профессионализма, а именно: «способности провести за собой группу, несмотря на все воз- никающие препятствия».

 

Ко-тренерство (Совместное проведение группы)

Есть реальные преимущества работы тренеров в команде, особенно при наличии у них различных стилей ведения группы. Хорошая коман- да тренеров не только полезна для участников, но и может быть огром- ным источником обратной связи и личностного роста, по мере того как тренеры, дополняя друг друга, учатся друг у друга. При этом важно спланировать действия, согласовать подходы и обеспечить взаимную обратную связь относительно своей работы. Тренеры, работающие в ко- манде, должны действовать на дополнение и поддержку друг друга.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что составляет структурную характеристику социально-психоло-

гического тренинга?

2. Какие направления работы в социально-психологическом тренинге

существуют?

3. Какие принципы выделяет С.И. Макшанов?

4. Чем характеризуются организационные принципы?

5. В чем проявляется специфика этических принципов?

6. Какие функции выполняет ведущий тренинга?

7. Какие стили работы в группе существуют?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Представьте структуру социально-психологического тренинга в виде схемы, таблицы или модели.

2. Определите приоритетность направлений работы в социально-пси-

хологическом тренинге.

3. Проведите анализ принципов в тренинговой работе, ранжировав их по приоритетности.

4. Какая функция ведущего тренинг наиболее приоритетна? Почему?

5. Какого стиля ведения групповой работы придерживаетесь вы?

Почему?


 

6. Составьте таблицу, раскрывающую основные функции ведущего тренинг, оцените каждую функцию по приоритетности.

 

Список литературы

Основная:

1. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А. Основы психотерапии. – К.: Ника-

Центр, 2001. – С.135–161.

2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: «Ось-89», 2000.

3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из-

дательство «Речь», 2007. – 256 с.

4. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. –

Л., 1989.

5. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологичес-

ких тренингов. – Я.: НПЦ «Психодиагностика», 1992.

6. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И., Сидоренко Е.В. Психогимнас-

тика в тренинге. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001.

 

Дополнительная:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения,

игры. – СПб, 1996. – С.10.

2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред.

Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001.

4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. –

СПб.: Речь, 2002.

5. Социально-психологический тренинг профессионального обще-

ния сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.