КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе
Тренинговая группа является и средством и средой для преднаме- ренных изменений участников тренинга. Различными авторами выде- ляются следующие факторы, обеспечивающие изменения участников в группе. 1.Членство в группе. Само членство в группе может эффективно воздействовать и вызывать изменения. Осознание принадлежности к группе позволяет человеку прочувствовать, что его проблемы не уни- кальны и что он не один со своими проблемами. 2.Эмоциональная поддержка группы. Эмоциональная поддерж- ка в группе, атмосфера взаимной заинтересованности, доверия созда- ют предпосылки для ослабления защитных механизмов. Ощущение поддержки снимает напряжение, придает уверенность и активизирует человека. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее по- ложительное воздействие на самооценку, повышает степень самоува- жения, способствует позитивной переоценке отношения к себе. 3.Помощь другим участникам группы. Помощь остальным учас- тникам, ощущение сопринадлежности повышают чувство собственной необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть болезнен- ную фиксацию на своих проблемах, укрепляет чувство уверенности в себе, в своих возможностях справляться со своими трудностями. 4. Возможность эмоционального реагирования. Возможность сво- бодного выражения эмоций позволяет снять накопленное эмоциональ- ное напряжение, что в сочетании с эмоциональной поддержкой группы способствует раскрытию личностных проблем участников, связанных с соответствующими переживаниями, и последующей их переработке. 5. Обратная связь. Одним из важнейших факторов, образующих и корректирующих «Я» человека, является информация о нем, полу- чаемая от группы. Обратная связь может быть вербальной или невер-
бальной, общей или специфической, оценочной или просто описыва- ющей, эмоционально окрашенной или нейтральной, но именно она яв- ляется для участника «его видением себя со стороны». 6. Наблюдение и осмысление. Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения в группе, мотивов, лежащих в реализации данного поведения, собственных форм эмоци- онального реагирования в различных ситуациях, своей роли в проис- хождении конфликтных ситуаций, и др.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте сущность понятия «социально-психологический тренинг». 2. Проанализируйте исторические аспекты развития тренинговой де- ятельности. 3. В чем заключается сущность гуманистического направления в тренинге? 4. Какие основные пять типов тренинга представлены М. Форвергом? 5. В чем сущность когнитивно-поведенческой модели тренинга? 6. Назовите факторы, обеспечивающие возможность изменения уча- стников в тренинговой группе.
Задания для самостоятельной работы 1. Разработайте историческую модель развития социально-психоло- гического тренинга. 2. Определите общие признаки и различия в направлениях тренин- говой работы. 3. Проведите анализ понятия «тренинг», сопоставляя его с опытом, развитием и преднамеренным изменением. 4. Проанализируйте необходимость и важность факторов, способ- ствующих изменению личности в тренинге. Какие факторы на Ваш взгляд являются приоритетными? 5. Какие задачи определяют В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении?
Список литературы Основная: 1. Андреева Г.И. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 120. 2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из- дательство «Речь», 2007. – 256 с. 3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1989. 4. Кондаурова О.П. Тренинг общения с сотрудниками МОБ. Дис. канд. психол. Наук. – 2001. 5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
Дополнительная: 1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. – СПб, 1996. – С.10. 2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000. 3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001. 4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. 5. Социально-психологический тренинг профессионального обще- ния сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |