КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игровые упражнения для оптимизации взаимодействия в коллективе
В процессе тренинговой работы очень часто используются игровые упражнения, направленные на умения приходить к эффективному ре- шению, находить компромисс и отстоять свои позиции. Для этой цели предложены следующие игры.
«Стол переговоров» Игру рекомендуется использовать как наглядный пример при изу- чении участниками методов принятия коллективных решений и свя- занных с этим проблем. Участники: число участников – 30 человек. Возраст участников – не менее 13 лет. Место проведения: помещение, позволяющее свободно переме- щаться всем участникам, в котором имеется не менее 10 стульев. Реквизит: карточки с игровыми целями. Исходное положение участников: участники разбиты на 10 групп. Группы располагаются так, чтобы не мешать работе друг друга. В цен- тре зала кругом стоят 10 стульев. Каждой группе выдается карточка с игровой целью. Проведение: игра проходит в 6 этапов. Первый, третий, пятый эта- пы – обсуждение тактики переговоров в группах: Второй, четвертый, шестой этапы – «стол переговоров» (по одному участнику от каждой группы садятся в центре зала на стулья). Время каждого этапа обсуждения – 2 минуты. Время каждого этапа переговоров – 7 минут. Во время перегово- ров разговаривать могут только участники, находящиеся за «столом переговоров». Задание всем группам: по окончании всех этапов игры сформули- ровать ведущему общее решение. Если решение не будет объявлено ведущему, по установке игры считается, что все участники погибают. Задание каждой группе (дается каждой группе в тайне от других, одновременно с сообщением ее игровой цели): принять решение, учи- тывающее игровую цель группы. Общая игровая установка: вы потерпели кораблекрушение и по- пали на необитаемый остров. У каждого из вас разные мнения о том, что делать дальше. Вы должны принять совместное решение, цель ко- торого – определить, как вам выжить на острове. Игровые цели: 1. Вы считаете, что необходимо построить корабль. 2. Вы считаете, что необходимо построить дом. 3. Вы считаете, что необходимо построить несколько лодок и выби- раться с острова группами отдельно. 4. Вы считаете, что необходимо съедать слабых и умирающих и ждать помощь с суши. 5. Вы считаете, что необходимо разжечь по всему острову сигналь- ные костры. 6. Вы считаете, что необходимо остаться на острове, вдали от циви- лизации: 7. Вы – злой человек. Вы должны сорвать переговоры, не дать всем договориться. 8. Вы – миротворец. Вы должны помочь всем прийти к общему ре- шению. 9. Вы – религиозный человек. Вы считаете, что все попали на ост- ров за свои грехи, поэтому надо молиться, молиться. 10. Вы сошли с ума на острове. Предлагайте бредовые идеи, весе- литесь. Анализ игры: после игры участники каждой группы знакомят дру- гих участников со своей игровой целью. Ведущий организует обсуж- дение игры по следующим вопросам: Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах? Какие аргументы, доводы, варианты предлагались? Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»? Как вели себя участники во время «стола переговоров»? Какие трудности испытывали при выработке общего решения? Как участники пришли к общему решению? (Что помешало уча- стникам прийти к общему решению?) Как надо принимать коллективные решения? Какой опыт вынесли из игры?
«Катастрофа в пустыне» В данном случае участникам сообщается, что все они – пассажи- ры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную
Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета вспых- нул пожар, и авиалайнер совершил вынужденную посадку в пусты- не. Они точно не знают, на каком расстоянии от них находится бли- жайший населенный пункт и в какой стороне. Под обломками само- лета им удалось обнаружить только 15 неповрежденных предметов. Каждый участник получает бланк, на котором перечислены эти пред- меты. Задача каждого из них – самостоятельно проранжировать эти предметы, в соответствии с их значимостью для спасения. После завершения индивидуального ранжирования группе также предлагается посредством обсуждения прийти к общему мнению от- носительно порядка расположения предметов. Список предметов • Полтора литра воды на каждого. • Пачка соли. • Магнитный компас. • Летная карта окрестностей. • Легкое полупальто на каждого. • Солнечные очки на каждого. • Литр водки на всех. • Карманный фонарь. • Полиэтиленовый плащ. • Охотничий нож. • Ружье с патронами. • Карманное зеркало. • Определитель съедобных животных и растений • Парашют красно-белого цвета. • Переносная газовая плита с баллоном. Комментарии: Данный сюжет интересен тем, что выбор необходи- мых предметов зависит от стратегии спасения: либо двигаться по пу- стыне к людям, либо ждать помощи от спасателей.
Ролевая игра «Прием на работу» Представьте, что вы – работники фирмы, в которой действует совет по приему новых работников. В совет входят представители разных подразделений. Каждый выбирает одну из ролей по душе – замести- теля директора по кадрам, главного инженера, председателя местко- ма, психолога и т.д. Вы задаете претенденту на работу соответствую- щие вашей должности вопросы. Вопросы, определения и оценки фор- мулируются таким образом, чтобы они давали возможность претен- денту высказать свое отношение к сути предмета. Претендент занимает место в центре. Все остальные сидят на своих местах. Претендент может встать, выйти и зайти как положено, чтобы занять свое место в центре.
Комиссия задает вопросы и выносит вердикт, берет претендента на предлагаемую работу или нет. Ролевая игра повторяется несколько раз с перераспределением ро- лей между участниками.
Ролевая игра «Шериф и убийца» Описание: Для игры готовятся билеты соответственно числу учас- тников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Дру- гие билеты – пустые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не были видны, и складываются в темный пакет. Каждый уча- стник выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам. Участник, выполняющий роль «убийцы», должен взглядом «уби- вать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он должен ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он оп- ределяет «убийцу» по глазам. Во-вторых, другие игроки, почувство- вав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показывая «ше- рифу», кто в группе играет роль «убийцы». Следует учитывать, что «убийца» может быть найден сразу, но мо- жет также быть невыявленным до конца игры. Оптимально повторение игры 4–5 раз со сменой игроков, играю- щих роли «шерифа» и «убийцы». После каждой игры организуется общее обсуждение: по каким признакам «шериф» определил «убий- цу», и если он не сумел это сделать, то почему.
Список литературы Основная: 1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2001. 2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу- чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 3. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.; «Ось-89», 2000. 4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из- дательство «Речь», 2007. – 256 с. 5. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001. 6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Ака- демия, 2001. 7. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С.289. 8. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: Пси- хотерапия, 2006. – 192 с.
Дополнительная: 1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. – СПб, 1996. – С.10. 2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000. 3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001. 4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. 5. Социально-психологический тренинг профессионального обще- ния сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |