КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения для улучшения взаимоотношений с коллегами в педагогическом коллективе
В общении с подростками и старшеклассниками, вступая в комму- никативный контакт с другими учителями, педагог должен гибко и опе- ративно перестроиться: из позиции «над» перейти в позицию «наравне». Предлагаем несколько упражнений, помогающих такой перестройке.
Упражнение 1. «Давление» Предложите одному из учителей, с которым у вас сложились хо- рошие взаимоотношения, поиграть в психотехническую игру «Давле- ние». Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони свое- го партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давле- ния на ладони партнера по игре. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер да- вил на ваши ладони? Возможно вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ла- донями рук – так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт). Почувствовали ли вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Осуществление совместной деятельности в общении с коллегой дает больше положительных эмо- ций, нежели противостояние и борьба за то, кто первым захватит ком- муникативное лидерство и реализует позицию «над». Кроме этого, не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а воз- мущения, как в описанном выше примере. И вместо помощи он про- сто откажется от контакта с вами. Подумайте, что лучше? Упражнение 2. «Поставь себя на место другого» Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в кото- ром вы заняли позицию «над». А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того учителя, с кем вы разговаривали. Представили? Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатле- ния он получил от общения с вами? Продумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким обра- зом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что прежде всего изменилась ваша внут- ренняя позиция? Если раньше осознанно или неосознанно вы начина- ли беседу с коллегой по работе так же, как вы говорите с вашими учениками на уроке, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая под- готовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стрем- лением к полноценному диалогу.
Упражнение 3. «Второй план» В общении с коллегой по работе старайтесь сформировать для себя «второй план» беседы: как ваш собеседник воспринимает вас, что он ду- мает о вас, что он говорит и что он не говорит, что он чувствует. Стройте беседу с учителем так, чтобы представленный вами «второй план» был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствии своих слов. Упражнение развивает способность к осознанию своей собственной позиции в общении.
Список литературы Основная: 1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2001. 2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу- чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. 3. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.; «Ось-89», 2000. 4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из- дательство «Речь», 2007. – 256 с. 5. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001. 6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Ака- демия, 2001. 7. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С.289. 8. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – М.: Пси- хотерапия, 2006. – 192 с. Дополнительная: 1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. – СПб, 1996. – С.10. 2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000. 3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001. 4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. 5. Социально-психологический тренинг профессионального обще- ния сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под общей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |