Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Притчи и метафоры, используемые в активном обучении




Духовные переживания и преобразования по самой своей природе зачастую бывают тонкими и неопределимыми, но существует множе- ство их метафоричных описаний. Притчи, метафоры и истории иллю- стрируют какие-то аспекты духовного развития и являются хорошим средством формирования содержательного контекста в группе и ре- гулирования эмоциональной атмосферы.

Н. Пезешкиан выделяет следующие функции историй:

Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их содержание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию

с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует собственным психическим структурам.

Функция модели. Истории – это по своей сути модели. Они могут отображать конфликтные ситуации и предлагают возможные способы

их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток раз-

решения ситуации. Таким образом, они помогают учиться при помо-

щи модели. При этом модели в историях не являются чем-то застыв-

шими. Они дают возможность человеку по-разному интерпретировать

содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это

содержание с собственной ситуацией.

Функция опосредования. Участники тренинга порой с трудом рас-

стаются со своими жизненными принципами, духовными ценностями,

индивидуальными мифологиями, несмотря на то, что они мешают им

конструктивно справляться со своими конфликтами. Так, как не уме-

ющий плавать боится отпустить спасательный круг, человек боится рас-

статься с привычными для него способами самопомощи. История ста-

новится своеобразным защитным буфером, позволяющим участникам

выразить свои мысли через свое понимание истории.

Функции хранения опыта. Благодаря своей образности, истории

легко запоминаются и, будучи связанными с опытом, помогают со-

хранять его.


Функция – носитель традиций. В историях запечатлены культур- ные и семейные традиции, традиции определенной социальной общ- ности и индивидуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле истории направляют мысль за пределы индивидуально- го жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, раз- мышлений, ассоциаций.

История как помощник в возращении на более ранние этапы инди- видуального развития. Использование в ходе психотерапевтической работы восточных историй, сказок, притч помогает снять напряжен- ность в группе, атмосфера становится теплее, в отношениях появля- ются непринужденность, приветливость и доверительность. Истории обращены к интуиции и фантазии.

Используя притчи и метафоры, ведущий может управлять внима- нием группы, утилизировать возникающие в ней ситуации, актуали- зировать нужный содержательный контекст. Правильно и в нужный момент рассказанные истории практически не встречают сопротивле- ния в группе. Из них человек извлекает то понимание, к которому он готов в настоящий момент, которое имеет свое отражение в его Мо- дели мира.

Рассмотрим некоторые притчи метафоры, которые могут с успехом применяться в тренинге:

 

«Однажды пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы донести до жителей свое учение. Один из встре- чавших пророка сторонников обратился к нему с такими словами:

«Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы, как ослы и не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих людей». Пророк выслушал его и

ответил благосклонно: «Ты прав!» Вскоре другой член общины с си-

яющим от радости лицом подошел к пророку: «Господин! Ты в бла-

гословенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и

открыть сердца твоему слову». Мухаммед благосклонно улыбнулся

и опять сказал: «Ты прав!»

«О господин, – обратился тогда к Мухаммеду его спутник, – од-

ному ты говоришь, что он прав. Другому, который утверждает об-

ратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же чер-

ное быть белым».

Мухаммед ответил: «Ни один из них не сказал мне ничего лож-

ного, а всего лишь неполную правду. Каждый видит мир таким, ка-

ким он хочет его видеть. Зачем мне им возражать».

 

* * *


«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за одним все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повели- тель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь од- ного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев власте- лина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого тол- кователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих род- ных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это пред- сказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они. На что последо- вал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только оттого, что сказать, но и оттого, как сказать».

 

* * *

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о

великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности до-

быть огромные богатства, заслужить достойное положение в об-

ществе и жениться на прекрасной женщине.

Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ниче-

го не произошло, и, в конце концов, он умер в одиночестве и нище-

те. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посе-

тил его много лет назад, и заявил ему: «Ты обещал мне огромные

богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену.

Всю свою жизнь я ждал... но ничего не произошло».

«Я не это тебе обещал, – ответил ангел. – Я обещал тебе воз-

можности богатства, высокого положения в обществе и встречи

с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а

ты их пропустил».

Человек был озадачен.

«Я не представляю, о чем ты говоришь», – сказал он.

«Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммер-

ческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действо-

вать?» – спросил ангел.

Человек кивнул.

«Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была че-

рез несколько лет дана другому человеку, который не позволил стра-

хам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в царстве».

«И еще, помнишь, – сказал ангел, – был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возмож-


 

ность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома».

Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.

«Это была твоя великолепная возможность спасти сотни чело-

веческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в жи-

вых в городе», – сказал ангел.

«Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, ко-

торая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну дру-

гую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что

она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, бо-

ясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»

Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.

«Да, мой друг, – сказал ангел, – она стала бы твоей женой, с

ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».

 

Всех нас каждый день окружают различные возможности, но час- то, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасе- ниям помешать нам использовать их.

 

* * *

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.