КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум. повешенной, автономной функцией
ПП Q7 повешенной, автономной функцией. Для того чтобы достичь этого, аналитик должен иметь свободный или гибкий образ Я. Для того чтобы эмпатия вознаграждалась, аналитику следует иметь богатый запас своих собственных личных переживаний, он должен прийти к миру со своими материнскими компонентами. Эмпатия требует постоянного самбнаблюдения. Ригидные обсессивные характеры не позволяют себе эмпатировать, а характеры с подавленными побуждениями будут иметь тенденцию переходить от эмпатии к идентификации, что приведет к отыгрыванию в отношениях с пациентом. Р. Гринсон подчеркивает наличие хороших вербальных способностей. Способность использовать разговорный язык живо и экономично. Уметь молчать. Аналитик должен иметь желание помогать и лечить пациента, он должен беспокоиться о благоденствии пациента, не теряя при этом из виду своих отдаленных целей. Аналитик должен обладать высоким уровнем эмоциональной мобильности и гибкости. «Высокий интеллектуальный и культурный уровень действительно требуется от аналити ка, но всесторонний, легко схватывающий разум является даже более важным» (выделено - Р. Гринсон). Как отмечает Г. А. Миккин, вторая волна гуманистической и экзистенциальной психотерапии вызвала и смену взглядов на самого терапевта. Идеалы самоактуализации, диалогично-сти и недирективности подкреплялись образами психотерапевта как «мудреца», «гуру». При подготовке специалистов внимание сосредотачивалось на развитии личности специалиста, его конгруэнтности, открытости для опыта, готовности олицетворять собой идеи гуманизма и толерантности. Профессиональные психологи этих направлений обладали сильно развитым экзистенциальным образом Я. Рассмотрим это подробнее. К. Роджерс отмечает некоторые принципы и внутренние ощущения, способности и взгляды, которыми должен руководствоваться психотерапевт: быть надежным, заслуживающим доверия, правдивым человеком, быть «соответствующим», или конгруэнтным. «Терапист» по Роджерсу свободно и глубоко принимает себя, переживает свои чувства и реакции и осознает их, как только они появляются и изменяются; ему свойственна прозрачность чувств; отсутствие дистанции в виде безличного профессионального отношения; самодостаточность, непохожесть на других, что позволяет гораздо оя глубже понимать и принимать другого человека, т. к. нет боязни потерять самого себя; безопасность, безусловное положительное отношение к клиенту, его эмпатическое понимание. Кроме психоаналитической и гуманистической, уместно было бы упомянуть и другие парадигмы. В частности, юнги-анский аналитик, помимо всего прочего, должен обладать обширной эрудицией в области этнографии, мифологии, истории религий, литературно-художественного творчества. Трудно представить специалиста по НЛП, не владеющего основами лингвистики и ораторского искусства. Телесно-ориентированные подходы предъявляют повышенные требования к физической форме терапевта, его гибкости, пластичности, изяществу движений. Ф. Перлз указывает, что в основе мастерства гештальт-терапевта лежит умение руководствоваться разумом и здравым смыслом. Третья волна развития психотерапии, давшая о себе знать с появлением психотехнологий, эриксоновского гипноза и различных направлений в семейной терапии, по мнению Г. А. Миккин, сделала общедоступными психологические знания и сконцентрированный в технологиях чужой опыт. Технологизация раскрыла для практиков совершенно новые перспективы: краткосрочность, эксцентричность, многообразие групповых форм работы и т. д. Вопросы об индивидуальном своеобразии практикующих психологов остаются актуальными и сейчас, однако локус профессиональной подготовки сместился к технологическому звену, связывающему между собой функциональный и экзистенциальный образ Я современного специалиста. Рассмотрим это подробнее на примере группового консультанта. Во многих работах ставится вопрос о том, какими качествами должен обладать такой специалист и как найти способы оценки качества его работы. Некоторые авторы идут здесь «от противного», сравнивая опытных и умелых консультантов с неопытными и анализируя причины неудач в проведении групп молодыми специалистами. Опытные консультанты пользуются тремя когнитивными шкалами (доминантный - подчиненный, Дружелюбный - недружелюбный, способствующий работе - мешающий), а новички - только двумя (доминантный - подчиненный, высокая степень участия - низкая степень участия). Кроме того, у опытных консультантов имеет место большой разброс оценок, их когнитивные шкалы более дифференцированы. Конин с соавторами (известные эксперты по работе с группами) приходят к общим выводам: хороший групповод должен обладать гибкостью, хорошей профессиональной подготовкой, способностью создать в группе терапевтический климат, умением осуществлять вмешательство в критические моменты и умело использовать тактики совместного решения проблем. Корей с соавторами обсуждают влияние системы личностных ценностей ведущего на работу группы. Недопустимо «давить» своими ценностными ориентациями. Де Люций и Боумэн выделяют четыре фактора, определяющих качество работы с группой: умение осуществлять вмешательство в групповой процесс, умение создавать условия для раскрытия и роста личности, владение теорией, профессионализм. Таким образом, эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства, определенный навык организатора и широкий спектр творческих умений. При современной систематизации поведения групповых психологов обычно используют такие категории, как «роль», «ориентация», «терапевтический стиль» (Т. Высокиньска-Гонсер). Понятие «роль» сводится к положению, которое занимает специалист в структуре группы. И. Ялом выделяет две основные роли - технический эксперт и эталонный участник. Выступая в качестве эксперта («социальный инженер» по М. Либерман), терапевт планомерно и целенаправленно использует свои навыки и знания для достижения терапевтических целей, в нужный момент применяя соответствующие методы. В качестве эталонного участника группы он может преследовать двоякую цель: демонстрация желательных образцов целесообразного поведения, либо ускорения процесса социального научения. С. Кра-тохвил выделяет пять основных ролей группового психолога: «активный руководитель», «аналитик», «комментатор», «посредник», «член группы». М. Либерман выделил четыре основных стиля группового специалиста: эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация, исполнительская функция. Выделены следующие характеристики поведения группового консультанта: прагматические, целевые аспекты, проявляющиеся в вербальной активности, и экспрессивные, связанные с личностью психолога как переживающего и самовыражающегося субъекта. Первым свойственны следующие характеристики: директивность - недирективность, определенность - не- определенность высказывания, а также степень активности; вторым - анонимность-самораскрытие, а также выражение положительных или отрицательных отношений. К. Рудестам выделяет такие позиции, как эксперт, катализатор, дирижер и образец участника. Похожие роли разобраны Ю. М. Жуковым: эксперт, учитель и консультант. Таким образом, в данном случае в соответствии с теоретическими пристрастиями психолога и выбором основного концептуального направления, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, проявляются профессио-нально-парадигмальные и профессионально-ролевые или профессионально-инструментальные свойства практического психолога. Их появление и проявление в образе Я связано с парадигмальным и инструментальным самоопределением в структуре профидентичности. Обратим внимание на следующее: чем дальше психолог от употребления собственно психотерапевтического воздействия (психодиагност, например), тем менее актуализировано парадигмальное самоопределение, а наиболее выражено инструментальное и ситуативное, чем ближе к психотерапевтическому процессу, тем менее значимым становится собственно инструментальное самоопределение, парадигмальное же становится приоритетным. Но во всех случаях профессиональной деятельности практического психолога в его образе ярко выражены личностные свойства.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |