КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аналитическая профессиограмма психолога (образец)
Задание 1. Заполнить выделенные столбцы
|
1екционно-прос ве-
| Троведение раз-
| i
| Знать, объ-
| Интерак-
| Мышление репродуктивное
| | гительские, актив-
| личных видов
|
| яснять, об-
| тивные,
| и продуктивное, речь, произ-
| | ного обучения (пе-
| учебных занятий,
|
| суждать, от-
| коммуни-
| вольное внимание, восприятие,
| | дагогика, педагоги-
| чтение лекций,
|
| вечать, изу-
| кативные,
| оперативная память, трудолю-
| | ческая психология,
| выбор средств
|
| чать, приме-
| когнитив-
| бие, эмоционально-волевая ре-
| | методика препода-
| и методов обуче-
|
| нять, разра-
| ные
| гуляция, самостоятельность, ра-
| | вания психологии,
| ния, подготовка
|
| батывать,
|
| ботоспособность, энтузиазм,
| | методика СПТ, тре-
| занятий, их ана-
|
| планиро-
|
| добросовестность, эмоциональ-
| | нинги, психология
| лиз, проведение
| .
| вать, моде-
|
| ная лабильность, самоорганиза-
| | общения, логика,
| бесед, социаль-
|
| лировать,
|
| ция, способность обучать дру-
| | этика)
| но-психологиче-
|
| анализиро-
|
| гих, склонность к разнообразию
| |
| ских тренингов,
|
| вать, фаси-
|
|
| |
| ролевых игр
|
| литировать
|
|
| | Лрофориентацион-
| Диагностика, бе-
| Юридические, ме-
| Оценивать,
| Когнитив-
| / " "
| | ные и профкон-
| седа, чтение лек-
| дицинские, квали-
| познать,
| ные (сопос-
|
| | сультационные
| ций, проектирова-
| фикационные, эр-
| спрогнози-
| тавление,
|
| | психология труда,
| ние профессио-
| гономические, со-
| ровать, мо-
| обобще-
|
| | практическая пси-
| нальной деятель-
| циально-экономи-
| делировать
| ние), ком-
|
| | хология в организа-
| ности, разработка
| ческие, техни-
| и проекти-
| муникатив-
|
| | ции, основы психо-
| профессиограмм,
| ко-технологиче-
| ровать, ин-
| ные (побу-
|
| | диагностики, осно-
| проведение проф-
| ские, микроклима-
| формиро-
| ждение
|
| | вы консультирова-
| отбора
| тические и соци-
| вать, акти-
| к общению
|
| | ния)
|
| ально-психологи-
| визировать
| и дейст-
|
| |
|
| ческие нормативы,
|
| вию)
|
| |
|
| должностные инст-
|
|
|
| |
|
| рукции, техника
|
|
|
| |
|
| безопасности, пер-
|
|
|
| |
|
| спективные планы
|
|
|
| |
|
| развития организа-
|
|
|
| |
|
| ций, региональные
|
|
|
| |
|
| положения, ин-
|
|
|
| |
|
| формация службы
|
|
|
| |
|
| занятости
|
|
| | ___
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Обсуждение: высказать свое мнение, обосновать его и аргументировать. | Человек — человек (Климов Е. А.) Цель:развивать ориентацию в мире профессий (сравнение и сопоставление), более глубоко понимать специфику своей профессии. Участники знакомятся с обобщенной и неколичественной психологической характеристикой представителей профессий типа «человек-человек». После описания (обобщенной профес-сиограммы) приводится небольшой алфавитный перечень названий разных профессий. Задание: распределить эти названия сообразно приведенной характеристике профессии. Поскольку профессии являются сложными многопризнаковыми объектами, целесообразно делать так: указывать профессию, которая к данному типу относится, скажем, в первую очередь, «на пять баллов», какая, по вашему мнению, тоже относится, но во вторую очередь - «на четыре балла», какая - «на три балла» и т. д. Субъект в профессиях типа «человек - человек, человеческие общности, социальные системы» (сокращенный вариант). Работник усматривает мир (и мир волнует его) прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разными, разнообразными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного отображения на первых планах самосознания. Это какой-то далекий смутный фон. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества. Цивилизация, культура, история человечества в представлении таких специалистов - это прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. А международные отношения - это прежде всего деловые - политические, торгово- экономические, общекультурные - взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами. Деятельность человечества, людей - это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительская деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (и дети, и взрослые, и обезличенные «лица», и индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству» и пр.). Работники - представители профессий данного типа - умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных). Испольнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без рече-двигательных навыков...). Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды. Особенности познавательной деятельности представителей профессии этого типа во многом определяются чудовищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать стороннего человека, понимать именно его внутренний мир, а не мерить его своим аршином (не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении). Профессионал рассматриваемого типа должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателей темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Самое главное в области познавательных процессов представителей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам. И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать все лучше и лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен. Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться). Итак, соотнесите оговоренным в начале текста способом названные ниже профессии, специальности с охарактеризованным выше типом. 1. Агроном 5...4...3...2...1...0 2. Ветеринарный фельдшер 5...4...3...2...1...0 3. Воспитатель дошкольных учреждений 5...4...3...2...1...0 4. Делопроизводитель 5...4...3...2...1...0 5. Корректор типографии 5...4...3...2...1...0 6. Медицинская сестра 5...4...3...2...1...0 7. Менеджер по персоналу 5...4...3...2...1...0 8. Наладчик машин и технологического оборудования 5...4...3...2...1...0 9. Нотариус 5...4...3...2...1...0
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |