КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческое консультирование
Историческая справка. Консультирование в управлении становится возможным, когда процесс общения и структурации управленческого опыта достигает относительно развитой стадии (вторая половина XIX в.). Консультирование, которое возникло на основе движения научного управления, концентрировалось в основном на вопросах производительности и эффективности работы фабрик, рациональной организации труда, изучения трудовых движений и затрат времени, устранения отходов и снижения издержек производства. Формировалось представление о консультанте как человеке, способном находить новые возможности для сбережения ресурсов и повышения производительности труда даже в тех случаях, когда другие не видели выхода. Одна из первых консультантских фирм современного типа была основана в Чикаго в 1914 г. Эдвином Вузом под названием «Служба деловых исследований». В 20-е годы Э. Майо, проводивший готорнский эксперимент, дал импульс исследованиям по консультированию в области межличностных взаимоотношений между членами коллектива. Начало важной консультативной работе по управлению людскими ресурсами, изучению их мотивации положила Мэри Паркер Фол-лет. Интерес к более эффективному сбыту и маркетингу был пробужден такими людьми как англичанин Гарольд Уайтхед, автор книги «Принцип торговли». В 20-е годы был основан ряд консультантских фирм. Быстро стало развиваться консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и финансовый контроль над операциями. В XIX в. - начале XX в. объем и области консультирования оставались ограниченными, обслуживая в основном запросы правительства и армии. Расцвет управленческого консультирования начинается во второй половине XX в., он связан со значительными качественными происшедшими изменениями, такими как: • многообразие услуг; • учет достижений НТР; • агрессивная стратегия стимулирования деловой активности; • создание «большой восьмерки»; • интернационализация консультативных услуг; • развитие внутреннего консультирования; • прогресс в методологии консультирования; • повышение компетентности клиентов в использовании консультантов. Диапазон оказываемых услуг так же расширился и к настоящему времени включает в себя: • области и функции управления (общее руководство, управление финансами, организация и управление производством, управление маркетингом и сбытом, управление кадрами и трудовыми ресурсами и их подготовка); • эффективный подход к организационным изменениям; • отраслевой уклон; • новые типы услуг (подготовка кадров, компьютеризация, психологическое тестирование, реклама, упаковка, опрос общественного мнения, для коньюктурных исследований, отраслевые исследования экономики и рынка, рекомендации по инвестиционным возможностям, статистические программы, патенты и.лицензии и др.). Что такое управленческое консультирование сегодня? Различают два подхода к определению управленческого консультирования. 1 подход (Фриц Стееле): Под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которых сам консультант не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. 2 подход (Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер): Управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений. Управленческое консультирование в нынешних условиях понимается и функционирует либо как профессиональная служба, либо как метод, обеспечивающий практическую помощь. Профессиональные консультанты должны обладать навыками, необходимыми для: • решения проблем и обмена опытом; • выявления проблем организаций; • нахождения нужной информации; • анализа проблем и синтеза фактов; • разработки предложений по совершенствованию работы; • общения с людьми; • планирования изменений; • преодоления сопротивления изменениям; • помощи клиентам в накоплении опыта; • передачи методов управления из одной страны в другую. Мастерство и искусство управленческого консультанта сводится к тому, чтобы правильным образом дать правильный совет нужному лицу и в нужное время. Клиенту следует научиться принимать и использовать совет консультанта по Управлению. Услуги консультантов являются востребованными, т. к. ценятся: • их особые знания и навыки; • интенсивная профессиональная помощь на временной основе; • беспристрастный взгляд со стороны; • обоснование решений, принятых руководством; • обучение посредством консультирования; • доходы не должны превышать расходы. Процесс управленческого консультирования. Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных задач и осуществления желаемых изменений в организации-заказчике (клиенте). Наиболее распространенной является пятифазная модель управленческого консультирования, в которой выделяют этапы подготовки, диагноза, планирования действий, внедрения и завершения. Эту модель иногда называют моделью изменений. На каждом этапе консультант должен решить определенные задачи и осуществить соответствующие действия. Рассмотрим это подробнее.
Актуальной и быстро развивающейся сферой для отечественной практической психологии явилась область управленческого консультирования - консультирование в организациях. Возникший в 70-е годы данный вид психологической помощи включает в себя широкое поле деятельности для психолога-консультанта: помощь в принятии управленческих решений, вопросы кадрового подбора и организации производства, отслеживание и разрешение конфликтов, различные виды и формы работы с персоналом и т.д. Понятие «управленческое консультирование» нередко выходит за рамки традиционного понятия консультирования в связи со спецификой целей и задач, которые должны быть достигнуты в результате его использования. К ряду консультантов «управленцев» часто относят психологов-консультантов в области рекламы, пропаганды, торговли и пр. Как правило, профессиональные обязанности этих специалистов достаточно далеки от практики оказания психологической помощи. Более того, прикладная психология часто в их руках выступает в качестве инструмента манипулирования человеком.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |