Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология. 1 страница




Запрос классного руководителя: «Необщительна, уклоняет­ся от участия во внеурочных мероприятиях».

Данные, приведенные учителями.

Учителя-предметники немного могли сообщить о Свете. В учебе ничем не выделяется, пожалуй, только аккуратно­стью ведения записей в тетрадях. Отметки- «3», «4». Она не любит выступать с докладами, ее не отличают оригиналь­ность мышления или развитая фантазия, но чувствуется, что к занятиям девочка всегда готовится. На уроках ведет себя спокойно, практически не получает замечаний. Классный

руководитель обратила внимание на то, что Света держится на некоторой дистанции от других девочек, на переменах часто пребывает в одиночестве. Однако тихоней ее никак не назо­вешь: если она видит несправедливость, то обязательно будет с ней бороться, вплоть до применения кулаков. Конфликты у нее бывают как с девочками, так и с мальчиками. Особенно настораживает классного руководителя то, что Света, побы­вав на первых классных «огоньках», на последующие пере­стала ходить, хотя все остальные дети эти мероприятия лю­бят. Девочка имеет свою точку зрения по многим вопросам и практически разубедить ее невозможно.

Данные, сообщенные мамой.

Мама не удивилась приглашению к психологу: характер дочери всегда ее беспокоил: «она одинока». Во дворе не гуля­ет, говорит, что ей не интересно, рассказывает матери о недос­татках детей, живущих в их доме. На ее возражения, что не бывает людей без недостатков, дочь упрямо молчит. Мама отчаялась ее переубедить. Все свободное время она проводит дома, читает, занимается рукоделием, смотрит телевизор. Очень аккуратна, сама следит за чистотой в своей комнате, обижается на мать, если та что-нибудь переставляет или за­бывает какую-либо вещь у дочери. Света трепетно относится к своей комнате, чувствует там себя хозяйкой. Девочка лю­бит проводить свободное время с отцом, они вместе занима­ются физкультурой: ходят на лыжах, бегают трусцой, игра­ют в бадминтон. Правда, времени у папы мало: он увлечен ра­ботой (преподает физику в вузе). Дружбу с отцом мама объясняет сходством характеров: «Муж такой же «правиль­ный»: чистюля, домосед, не пьет, не курит». По ее мнению, единственный его недостаток - то, что он молчалив. «Они за­мечательные, - признается она, - но мне с ними иногда скуч­но». С матерью Света советуется по поводу рукоделия (мама -швея), а также рассказывает о всех событиях в школе за день, так что она заочно знает весь класс, ей известны все Светины переживания. Устав после работы, мама не всегда в состоянии выслушать ежевечерние рассказы дочери и обсуждать собы­тия в классе. «Тебе бы с подружкой об этом поговорить», —час­то говорит она девочке. С другой стороны, мама, конечно, до­вольна, что дочь полностью ей доверяет. Света очень принци­пиальная, максималистка, всегда жалеет и защищает слабых,

обиженных. Мама смирилась с замкнутостью дочери, объяс­няя этнаследственной предрасположенностью (отец и дед по отцовской линии).

Наблюдение и беседа с ребенком.

Света - крепкая, физически развитая девочка, довольно рос­лая. К беседе с психологом отнеслась настороженно, но отвечать на вопросы не отказывалась. Света хотела учиться в гимназиче­ском классе, но, получив «3» по русскому языку, не прошла по конкурсу. Новый класс не нравится. Не устраивают ее и отно­шения между детьми: мальчики часто дерутся, некоторое де­вочки «задаются». На недостойное поведение одноклассников она предпочитает не реагировать, старается не замечать его. Са­мое неприятное в школе, по ее мнению, неаккуратность ребят. Если бы Свете разрешили, она сидела бы одна за партой, чтобы сосед не отвлекал. Общественных поручений иметь не хочет, объяснить это не смогла. Больше всего девочке нравится жить летом в деревне, где родители купили дом. Она с удовольствием работает на приусадебном участке, занимается хозяйством: при­носит воду из колодца, топит печь и т. д. В деревне есть ребята ее возраста, они ей ближе, чем одноклассники: «не воображают», однако и с ними Света не каждый день видится. Самое интерес­ное - хозяйственные хлопоты. Когда вырастет, хочет стать юри­стом, чтобы устанавливать справедливость. В речи употребляет много слов-паразитов: «вот», «это» и т. д.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель: «Возможно, это психическое забо­левание». Припоминает одну свою ученицу, которая на всех «огоньках» сидела около взрослых и не принимала участие в детских играх, та девочка стояла на учете у психоневролога.

Мама: «Наследственная особенность характера».

Самодиагноз: «Дети слишком плохо себя ведут, чтобы с ними Дружить».

Резюме по феноменологическим данным.

Замкнутость, отсутствие дружеских и приятельских отно­шений как в школе, так и за ее пределами, конфликтность из-за повышенной требовательности к другим.

^Случай 5.

Саша Ш., 10 лет, 5-й класс. Ноябрь 1992г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя.

«Очень неблагополучный ребенок: по основным предметам двойки, на уроках расторможен, классный коллектив его пол­ностью отвергает. Как помочь ребенку?»

Данные, приведенные учителями.

Саша - младший ребенок в семье, его сестры учились в этой же школе. Старшая - сводная сестра - старательная, тихая де­вочка, училась без троек, никаких проблем с ней не было. Сей­час Лена - студентка престижного гуманитарного вуза. Родная же сестра Саши с трудом закончила 9 классов и доучивается в ве­черней школе. Являясь неглупой девочкой, в средних классах она много прогуливала, домашние задания не всегда выполня­ла, поэтому ее едва дотянули до выпуска. Кроме того, она отли­чалась неуравновешенным характером, могла нагрубить учите­лям в ответ на замечания. Учителя считают, что в отношении средней дочери родители заняли неправильную позицию, стара­ясь всячески оправдывать ее выходки. Родителей учителя так­же считают «трудными»: мать занята хозяйством, воспитанием детей, и контактами со школой ведает отец, у которого есть свое представление о содержании и методах обучения и воспитания. Школа, где учились дочери, а сейчас учится сын, далека от его идеала, о чем он неоднократно заявлял им. Принять его замеча­ния, как правило, нельзя, так как они затрагивают содержание учебников и требуют пересмотра сложившейся методики препо­давания. Сашин отец - прораб. С его слов, имеет два высших об­разования, увлекается оккультизмом, религиозен. «Витает в об­лаках, с ним трудно обсуждать конкретные вопросы воспитания сына», - жалуются педагоги. В семье практикуется вегетариан­ство, что, по мнению учителей, плохо отражается на самочувст­вии мальчика, классный руководитель рассказывает, что он с жадностью съедает школьный завтрак. В первой четверти у Саши двойки по русскому языку и математике. Учителя гово­рят, что даже «натянутая» тройка по этим предметам - невоз­можна: слишком значительны пробелы в знаниях. Во второй четверти, скорее всего, будет «2» и по английскому языку. Учи­тельница считает, что ребенок не может отвечать в присутствии других детей, слишком нервничает. Однако, по ее мнению, у Саши есть некоторые способности к языку: он хорошо схваты­вает интонацию, ему легко дается фонетика, он вполне справ-

лялся бы со школьной программой, находясь на индивидуаль­ном обучении. На всех уроках мальчик крайне не усидчив: постоянно отвлекается, вертится, с кем-нибудь разговаривает, мешая учителю. Складывается впечатление, что такое поведе­ние - не злой умысел, а следствие двигательной расторможенно-сти, которую Саша не может произвольно контролировать. «Это и понятно, он родился, когда матери было за сорок», - вздохну­ла одна учительница. Одноклассники очень не любят Сашу. Классный руководитель не может понять причину такой непри­язни: мальчик не обзывается, не дерется, не ябедничает... Мно­гие дети просили ее перевести Сашу из их класса, объясняя это тем, что он подводит коллектив: слабо учится, плохо ведет себя на уроках. На замечание учительницы, что таких ребят в классе несколько, они не могут что-либо убедительно ответить. Друзей или приятелей у мальчика в классе нет, сидеть за одной партой с ним все отказываются.

Данные, сообщенные родителями.

Беседа с отцом (ноябрь). Он уверен в правильности своей пе­дагогической теории, трудности со средней дочерью не связы­вает с ошибками в семейном воспитании, считает, что это «судьба». Для общения с детьми у него выдается 15-20 мин. в день: он возвращается с работы около 10 часов вечера, неред­ко приходится ездить в командировки. Конечно, они требуют большего времени, но, чтобы обеспечить семью материально, папа вынужден соглашаться на такие условия работы. Пер­вые два года учеба сына мало интересовала его, больше волно­вало нравственное развитие человека, чем конкретные жиз­ненные события. Жалобы Саши на несправедливое отношение к нему одноклассников он воспринимал спокойно: люди часто не ценят душевные качества других, придавая огромное зна­чение внешним атрибутам. Отец советовал Саше быть со все­ми дружелюбным, ни на кого не обижаться, ни в коем случае не платить обидчикам той же монетой: не драться, не драз­ниться и т. д. «Надо ко всем относиться хорошо, независимо от их отношения к тебе», - вот главный его принцип в обще­нии с людьми, который он старается передать сыну. Однако На третьем году Сашиной школьной жизни отец отказался от политики невмешательства в отношения сына и школы. Как-то на собрании его поразила фраза учительницы: «Ваш саша делает так много ошибок, что мы над ним смеемся всем

классом*. Жаловаться на педагога администрации папа не стал - он принципиально ни на кого не жалуется, - но выска­зал свое возмущение, сильно напугав ее. С тех пор он стал кри­тически оценивать и стиль общения с детьми данного педаго­га, и ее критерии оценки знаний учеников. Свое мнение отец в тактичной форме старался высказывать на собраниях, что­бы побудить учительницу задуматься о правильности ее вос­питательных и дидактических установок. Он с сожалением замечал, что не находит поддержки у других родителей. Соб­ственно успеваемости мальчика в семье не стали уделять боль­ше внимания: оценки - личное дело каждого. Кроме того, папа надеялся, что у других педагогов Саша будет лучше учиться, и с удивлением отметил, что, хотя в средней школе все они вызывают у него уважение, оценки остались прежни­ми, более того, если учительница начальной школы после многих двоек все-таки выводила в итоге «удовлетворитель­но», то теперь появились неуды в четвертях. Отец находится в состоянии некоторой растерянности, так как дела у сына очень неблагополучны. Неприятности со средней дочерью на­чались с 7-го класса, а тут, как он теперь понимает, дело приня­ло нежелательный оборот чуть ли не с первого... Тем не менее папа надеется еще на что-то хорошее, то, что он закладывает в сыне, рано или поздно проявится и даст свои плоды.

Беседа с матерью (декабрь). Мама пришла к психологу, ко­гда стало ясно, что во второй четверти у мальчика будет три двойки - по русскому, английскому и математике. Она до-вольна своей семьей: муж - работящий, высоконравственный человек, без вредных привычек, у них общие взгляды по ос­новным жизненным вопросам. То, что семья большая - трое детей, - ее гордость, в малодетной семье «меньше жизни, скучно». По ее словам, дома Саша совершенно иной, чем в школе: веселый, живой ребенок, с ней и сестрами очень лас­ков, иногда, правда, может вспылить, но тут же отходит, пере­живает за свою несдержанность. Маме странно слышать, что сына не принимает классный коллектив: некоторые мальчи­ки из класса приходят к ним в гости, с удовольствием играют вместе, дом всегда открыт для друзей. Любимое занятие сына - просмотр телепередач, прежде всего мелодраматических те­лесериалов. В последнее время она стала использовать телеви­зор как стимул для выполнения домашних заданий: сначала -

уроки, а затем просмотр очередной серии. Если же не контро­лировать мальчика, то к домашним заданиям он приступает в десятом часу вечера, непосредственно перед приходом отца. Мама обратилась с просьбой поговорить с учительницей анг­лийского языка. Она же преподавала язык у средней дочери, по ее мнению, она недолюбливала девочку и теперь перенесла негативное отношение на сына. Интересно, что мама никогда не знала имени и отчества учительницы, и вопрос психолога, с кем же именно из преподавателей английского надо погово­рить, поставил ее в тупик. «Дети всегда звали ее «Черепахой Тортиллой», - сказала она. Старшая дочь, умница, хорошо знающая язык, занимается дома с братом и считает, что он мо­жет иметь положительные оценки. Лена была на нескольких уроках, но Сашу тогда не спрашивали, она вообще, как пока­залось сестре, недостаточно обращает на него внимания. Это подтвердило мамины опасения. Мама была вынуждена при­знать, что в двойках по русскому и математике учителя не ви­новаты, дело в Сашиных знаниях.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Саша - худенький, подвижный мальчик, выглядит немно­го моложе своих лет, типичное выражение лица при общении со взрослыми - виноватая улыбка. В первые минуты беседы с психологом выглядел испуганным, но, убедившись в добро­желательном отношении к себе, успокоился, охотно отвечал на вопросы и выполнял психодиагностические методики. Лю­бимое его занятие - гулять во дворе. Отношения с ребятами у него хорошие. Одно время мальчик учился играть на трубе в Доме детского творчества, у него хорошо получалось, но вскоре кружок из-за ухода руководителя перестал существо­вать. Два месяца Саша ездил на тренировки по восточным еди­ноборствам, но секция находилась далеко - на дорогу в оба конца уходило 2 часа. Отец, возивший его на занятия, часто Уезжает в командировки, поэтому от тренировок пришлось от­казаться. Восточные единоборства нравились ему потому, что дают навыки самообороны. Другие виды спорта меньше при­влекают мальчика. Сашина мечта - завести собаку, обяза­тельно большую, и выдрессировать так, чтобы она надежно за­щищала хозяина. Мечта вряд ли скоро осуществится: дома Живут кошка и попугай (он очень их любит), мама и слышать Не хочет еще об одном животном. Саша не может объяснить

причину неприязни одноклассников к себе. Кажется, что он привык к этому и смирился. Говоря об оценках, мальчик заве­рил, что старается, но по некоторым предметам ничего не по­лучается. Тут же вызвался рассказать стихотворение по анг­лийскому, был очень доволен, что вспомнил его без ошибок. На учителей не жаловался. На вопрос о поведении на уроках заметил, что у них в классе многие вертятся и разговаривают друг с другом. Саша не считает, что ведет себя хуже всех, а от­влекается он неумышленно — «так получается*.

Диагноз непсихологов.

Учителя: «Педагогическая запущенность со стороны родите­лей, нежелание последних прислушиваться к советам педаго­гов, большие пробелы в знаниях, возможно, ослаблена нервная система (расторможенность), вероятно, не развиты нравствен­ные качества». Учительница замечает: «Значит, что-то в нем есть нехорошее, раз дети не любят».

Родители: «Необъективное отношение некоторых препода­вателей, последствия нетактичного отношения к ребенку учи­теля начальных классов^ недостаточное развитие нравствен­ного сознания для установления гармоничных отношений со сверстниками и ответственного отношения к учебе».

Самодиагноз: сформулировать затрудняется.

Резюме по данным феноменологии.

Двигательная расторможенность на уроках, отвержение со стороны классного коллектива, неуспеваемость по основным предметам.

S Случай 6.

Лена Н., 10 лет, 5-й гимназический класс.

Ноябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос педагогического коллектива. «Лена несколько раз била одноклассников. Посоветуйте, как прекратить это без­образие».

Данные, приведенные учителями.

Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из парал­лельного класса. В начальной школе она была в группе «лиде­ров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее пове­дением в начальной школе трудностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на

гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справ­ляется с учебной нагрузкой, преобладающие оценки — «4»и«5», всегда готова к уроку. Преподавателей и родительскую общест­венность возмутили две драки с ее участием, происшедшие в начале второй четверти с разницей в несколько дней. Первый инцидент начался с игры в снежки перед школой. Лене показа­лось, что две девочки объединились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет *, а именно в нее. Она ударила одну из них кулаком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учи­тельница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомстила другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повто­рится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее сло­вам, он не дал ей линейку. После звонка он подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик неробкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился головой о стену и проплакал всю перемену. В школу срочно вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учи­телей, они вели себя вызывающе: выслушали педагогов с ка­менными лицами и даже не извинились перед пострадавшими. В классном коллективе у нее пока нет подруг, но нельзя сказать, чтобы она держалась обособленно.

Данные, сообщенные мамой.

Лена живет с родителями и младшей сестрой-погодком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва пообедав, она с сестрой идет в музыкальную школу, где зани­мается уже шестой год. Мама намеренно загружает дочерей после уроков, чтобы приучить их заниматься делом и огра­дить от нежелательных компаний. По ее мнению, Лену отли­чают сентиментальность, увлечение романтической литера­турой, любовь к домоводству. Девочка всегда говорит то, что думает, не терпит унижения, «очень уж горда», - заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкаль­ной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание родителей). Плачет редко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую пози­цию одобряет. Сама мама закончила школу с медалью, 10 лет

занималась в музыкальной школе, хорошо училась в МВТУ им. Баумана, водит машину, сейчас работает на трех работах, так как муж, по ее словам, не обладает необходимой энергией, чтобы обеспечивать семью. В этом учебном году Лена беспоко­ит маму своей неорганизованностью: плохо планирует время, может забыть выполнить домашнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлежно­стей. (Интересно, что учителя считают ее очень организован­ной.) Дело в том, что когда дочь училась в начальной школе, то мама работала на дому и полностью контролировала девочек, сейчас она целый день в разъездах, и дочери столкнулись с не­обходимостью самоорганизации. То, что Лена пустила в ход кулаки, шокировало маму: «Я всегда учила ее, что за себя надо уметь постоять, иначе не проживешь, но делать это циви­лизованно». После вызова к директору с ней серьезно погово­рили дома. «Я знаю свою дочь, она больше ничего подобного не допустит», - заверила она. В прежнем классе у Лены была подруга, они вместе занимались и музыкой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. «У меня в шко­ле тоже несколько лет не было подруг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хоте­лось», - рассказала мама, так что к некоторой изолированно­сти дочери в классном коллективе она относится спокойно.

Наблюдение и беседа с ребенком.

Лена - миловидная девочка, среднего роста, пропорциональ­но сложена, с густой длинной косой, в одежде придерживается романтического стиля: оборки, кружева. К беседе отнеслась на­стороженно, видимо, догадываясь о том, что приглашение к пси­хологу связано с недавними инцидентами (рукоприкладством), вела себя корректно, от обследования не уклонялась, но держа­лась очень беспокойно, что-то теребила в руках, вертелась на стуле. Активна, ориентирована на социальный престиж. Особо значимыми являются ситуации, связанные со статусом в класс­ном коллективе. В свободное время Лена любит рисовать, чи­тать. Любопытно, что школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хором, и она не может показать свои вокальные дан­ные, слушать же пение других ей не интересно. Расстроена оцен­ками в первой четверти: «Полно четверок, есть тройки, а хочет­ся быть лучшей ученицей в классе», - говорит она, вздохнув. Девочка объясняет снижение успеваемости в средней школе

возросшими требованиями. Лена считает, что, став серьезнее от­носиться к учебе, сможет исправить положение. Подруг у нее нет - ни'в музыкальной школе, ни в гимназии, - но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет. Гимназический класс нравится тем, что дает хорошие зна­ния. Музыка пригодится в жизни: будет учить своих детей и иг­рать для гостей.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель: «Злая, бездушная девочка, совер­шенно нравственно не воспитана».

Мама: «Неадекватная, «дикая» реакция на враждебный дет­ский коллектив».

Самодиагноз: «Когда тебя обижают, унижают, надо давать

отпор».

Резюме по феноменологии.

Агрессивное поведение по отношению к одноклассникам, неудовлетворительная адаптация к новому коллективу гим­назического класса.

S Случай 7.

Алеша П., 12 лет, 7-й класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя:

«Объясните странности в поведении Алеши и дайте реко­мендации учителям, как с ним обходиться».

Данные, приведенные учителями.

Отмечаются следующие странности в поведении: в началь­ной школе после замечания учительницы: «Что ты стоишь, как памятник?», поставил стул на парту, залез на него и про­стоял неподвижно до конца урока, не обращая внимания на уговоры учительницы, завуча и директора. В 5-м классе умышленно оставил открытым кран в туалете, в результате затопило целое крыло школьного здания. Объяснить этот по­ступок Алеша не смог. Дерется редко, только когда «доведут», но тогда он находится в ярости, совершенно не контролирует себя и успокоить его невозможно. Обычно мальчик добрый, Дисциплинированный, но учителя боятся того, что он может «взорваться» из-за пустяка и совершить нечто непредсказуе­мое. С одноклассниками у него нормальные отношения, хотя

физически сильных мальчиков он побаивается. У Алеши в классе один близкий друг - Андрей С., - мальчик, по мне­нию некоторых учителей, со сниженными умственными спо­собностями, очень неорганизованный и неряшливый. Алеша объясняет ему материал, иногда дает списать, выручает, ко­гда Андрей забывает дома что-то из учебных принадлежно­стей. Алеша любит внимание окружающих, о своих способно­стях он высокого мнения, хотя учителя считают, что у него средние способности. Родители мальчика разведены, он жи­вет с мамой, бабушкой и сестрой. Мама и слышать не хочет о визите к психоневрологу, это предложение учителей она со­чла личным оскорблением. Дело дошло до того, что уже год мама принципиально не ходит на родительские собрания, хотя дневник сына регулярно просматривает. Наблюдение и беседа с подростком.

Физическое развитие Алеши соответствует возрасту, тело­сложение пропорциональное. Одет аккуратно, всегда тща­тельно причесан, вежлив со старшими. К обследованию отнес­ся настороженно. Алеша считает, что может учиться лучше, мечтает попасть на будущий год в гимназический класс. Сей­час у него тройки и четверки. Скромные результаты вызваны, по признанию мальчика, его недостаточной старательностью. В свободное время он гуляет с друзьями во дворе или ходит к ним в гости, читает фантастику, смотрит телевизор. Собира­ется заняться вольной борьбой, когда-то он недолго посещал секцию, и ему очень нравилось. Объяснения своим странным поступкам дать не может: «Что-то на меня находит, а потом, когда ребята вспоминают какую-нибудь мою «историю?, ясме-юсь вместе с ними». Алеша осуждает драчунов - «Драться не­хорошо», - хотя потом признается, что предпочитает не свя­зываться с ними, потому что слабее некоторых и опасается быть побитым. Отчасти этим обстоятельством и объясняется интерес к спортивной борьбе. Диагноз непсихологов.

Классный руководитель: «Подозрение на психическое за­болевание 9.

Самодиагноз: «Что-то на меня находит». Резюме по данным феноменологии.

Странности в поведении, внезапные неконтролируемые вспышки отрицательных эмоций.

S Случай 8.

Слава С., 13 лет, 7-й гимназический к ласе.

Март 1993г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя.

«Как помочь Славе избавиться от «комплексов»? Мальчик не может отвечать у доски перед всем классом, малейшая не­приятность приводит к стрессу».

Данные, приведенные учителями.

Учится хорошо, преимущественно на пятерки, к его пове­дению в школе никаких претензий нет. С одноклассниками хорошие, ровные отношения, правда, настоящего друга в клас­се у него нет. Слава не проявляет инициативы в установлении дружеских отношений со сверстниками, внеклассные меро­приятия обычно игнорирует, редко ездит на экскурсии, объяс­няя это тем, что не хочет волновать маму. Ребята уважают его за знания. Слава пишет прекрасные сочинения, очень хорошо занимается по иностранному языку. Тем не менее учителей беспокоит будущее мальчика, его неподготовленность к жиз­ни, незащищенность перед невзгодами. Устные ответы у дос­ки представляют для Славы тяжкое испытание: он краснеет, запинается, на глаза наворачиваются слезы, в связи с этим учитель вынужден давать ему письменное задание, с кото­рым он, тут же успокоившись, прекрасно справляется. Пово­дом обращения учителей к психологу послужил случай на го­родской межпредметной олимпиаде. По условиям конкурса задания по всем предметам выполняются участниками пись­менно, поэтому Славу, как сильного ученика, включили в со­став команды без колебаний. Но произошло досадное недора­зумение. Ему дали карточку с заданием не по французскому языку, который он изучает, а по английскому. Мальчик взял карточку, не сказав ни слова. Сидевшая рядом с ним одно­классница уговаривала его подойти к организаторам, объяс­нить ситуацию и попросить заменить задание, она даже хоте­ла сделать это сама, но Слава категорически отказался и сдал в комиссию чистый лист. По физике и математике он выпол­нил задания лучше остальных ребят из своей гимназии, но суммарный балл из-за иностранного языка оказался низким. Свое поведение при получении не того задания мальчик объяс­нил боязнью показаться невоспитанным, нахальным и тем

самым подвести гимназию. Учителя связывают Славины «странности» с трагической гибелью его отца. Мать до сих пор переживает случившееся, и это сказывается на сыне. Данные, сообщенные мамой.

Отец мальчика, зоолог, погиб в экспедиции, когда сыну шел третий год, отца он не помнит. Все их родственники жи­вут в других городах, так что мать и сын постоянно вдвоем. Разлучались только во время отдыха Славы в летнем оздоро­вительном лагере, но последние два сезона мальчик отказы­вался, ссылаясь на однообразие жизни в лагере и отсутствие интересных для себя занятий. Никаких конфликтов с сыном у матери нет, живут они дружно. Слава подробно рассказыва­ет о новостях школьной жизни, мама - о своих делах на рабо­те и различных бытовых проблемах. Если она расстроена, то мальчик утешает и успокаивает ее. До сих пор, и это маму очень радует, у нее с сыном доверительные отношения. Слава всегда хорошо учился, коллектив ему нравится, на одно­классников никогда не жаловался. В начальной школе мама по его просьбе объясняла трудные темы. Сейчас сын не обра­щается к ней за помощью, успешно осваивает материал само­стоятельно. Днем он гуляет во дворе с ребятами, любит иг­рать в футбол. Близких друзей у него нет, как правило, домой их не приглашает, хотя мама не возражает против гостей. Любимое занятие мальчика - чтение и шахматы, он может часами разбирать шахматные партии и решать задачи. Маме 48 лет, она конструктор, работает «от звонка до звонка», за­тем спешит по магазинам и к 7-8 часов вечера приходит до­мой, где ее ждет сын. В последние годы семья с трудом сводит концы с концами из-за инфляции, а пособие по потере кор­мильца мизерно. На дополнительный заработок у нее нет вре­мени, да и предприимчивостью она не отличается. Единст­венное подспорье семейному бюджету - шитье и вязание, этим она и занимается дома после работы. Иногда они ходят в гости к маминой подруге, та тоже воспитывает одна сына. Вопрос о повторном браке у матери не возникал: надо было заниматься маленьким сыном, а когда он подрос, подходя­щий, с ее точки зрения, для замужества возраст миновал. Со­циальный опыт Славы очень скромен: это школа и булочная, где он каждый день покупает хлеб. Мама понимает, что для взрослеющего сына этого недостаточно, но так трудно что-то

изменить! Шахматного кружка поблизости нет, а долгая до­рога небезопасна, а также может оставаться недостаточно времени на уроки. В компанию сверстников Славу не зама­нить, на школьные вечера мальчик не ходит, ссылаясь на не­умение танцевать, а мамины предложения научить его тан­цам было встречено иронически: «Сейчас так не танцуют». Выяснилось, что на экскурсии с классом он не ездит по собст­венной инициативе, мама никогда не возражала против них. Случай на олимпиаде имел неожиданные последствия: маль­чик задался целью самостоятельно изучить английский. Мама принесла с работы учебник и уже месяц Слава штуди­рует второй иностранный язык, по-прежнему получая пятер­ки по французскому. Готовность заплакать из-за любой мело­чи присуща ему всю жизнь. «Такой уж он уродился, да и я сама такая, а кроме меня он никого и не видит», - заключила мама.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.