КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменология. 2 страница
Наблюдение и беседа с подростком. Слава - худой, долговязый паренек с угловатыми движениями. Встречи с психологом испугался. Когда он вошел в кабинет, у него на глазах были слезы. Отношение к обследованию можно охарактеризовать как послушно-обреченное, иногда подростка удавалось вывести из этого состояния, но как только разговор заходил о чем-то неприятном, Слава тут же возвращался в исходную позицию, опять появлялись слезы. Беседы не получилось, так как отвечал мальчик односложно, об инциденте на олимпиаде сожалеет, теперь он понимает, что надо было разобраться в этой ситуации и, если ему не хватило смелости самому выяснить это недоразумение, то надо было бы воспользоваться помощью одноклассницы. Единственной темой, на которую удалось с ним свободно поговорить, - шахматы. Славе не скучно играть одному, но он понимает, что под руководством специалиста обучение было бы эффективнее. Хотелось бы подружиться с ребятами -любителями шахмат и проверить свои силы. Занимаясь в кружке, легче получить разряд. В районном Доме детского творчества нет шахматной секции, а куда можно обратиться - он не знает. В конце беседы, как бы извиняясь, подросток сказал, что догадывается, почему его пригласили к психологу, что он часто не знает, как правильно себя вести и добавил, Что он не возражает против встречи психолога с мамой. Диагноз непсихологов. Классный руководитель: «Собственная реакция на потерю отца + влияние матери, так и не оправившейся после трагической гибели мужа». Мама: «Наследственные особенности характера (такой же, как я), усиленные воспитанием в неполкой семье и крайне ограниченным социальным опытом», Самодиагноз: выяснить не удалось. Резюме по данным феноменологии: чрезмерная застенчивость, слезливость. S Случай 9. АндрейМ., 13 лет, 8-й гимназический класс литературного профиля. Ноябрь 1992 г. Феноменология. Запрос зам. директора гимназии по воспитательной работе: «Как объяснить расторможенность Андрея на уроках и переменах?» Данные, приведенные учителями. Андрей вызывал беспокойство учителей еще в начальной школе: учился неровно, хорошо усваивал интересные для себя темы, а «скучный, ненужный» материал учил только под сильным нажимом учителя и родителей, часто возникали стычки между ним и одноклассниками из-за пустяков. Иногда мальчик так мешал вести урок, что учительница отправляла его в кабинет биологии, где он сразу успокаивался и принимался рисовать с натуры аквариумных рыбок. Педагогическое воздействие на ребенка через семью затруднялось тем, что бабушка и родители придерживались разных воспитательных позиций. В средней школе у Андрея появились любимые предметы - биология и литература, - по ним пятерки, по остальным дисциплинам преобладают тройки: мальчик недоучивает материал, ленится. В 8-м классе гимназисты распределяются по физическому и литературному профилям обучения. Андрей выбрал литературный класс. По наблюдениям учителей, многие мальчики, попадая в «девичьи» классы, испытывают некоторый дискомфорт, с Андреем же в начале обучения «произошло что-то немыслимое»: его поведение стало непредсказуемым, само присутствие мальчика на уроке ставит занятие под угрозу срыва, не унимается он и на перемене. Вот что он «натворил» в течение одной недели: вбежал в 9-й класс, выхватил у девочки блокнот и вырвал из него страницу, зашел в кабинет, где были шестиклассники, схватил портфель какой-то девочки, бросил его на другом этаже, после чего она пол-урока искала портфель; при виде вошедшего на перемене в кабинет завуча, забрался под парту, а на его недоуменный вопрос, улыбаясь, ответил, что хотел с ней поиграть. На уроке без видимой причины вскочил со стула, залез под парту, затем стал копаться в шкафу для учебных пособий, потом объяснил, что искал свой ластик. Единственный способ обеспечить удовлетворительное поведение Андрея на уроке - дать ему индивидуальное задание, а итоги выполнения самостоятельной работы одобрительно прокомментировать при всем классе. Со сверстниками у Андрея плохие отношения: он надоедает одноклассникам, пристает к ним, обижает более слабых, открыто радуется неудачам других. Учителя расценивают его способности как средние, выделяют лишь неослабевающий интерес к зоологии беспозвоночных и нетривиальные сочинения по литературе. (Интересно, что по результатам школьного теста умственного развития, проводившегося фронтально в параллели 8-х классов в начале учебного года, Андрей показал хороший результат.) Родители подростка постоянно бывают в школе, очень обеспокоены низкой успеваемостью сына, плохим поведением и возможностью перевода в негимназический класс. У некоторых учителей родители Андрея вызывают симпатию и сочувствие, но большинство из них считают, что именно они виноваты в неприемлемом поведении сына: они внушают сыну мысль о его выдающихся способностях, не дают однозначную оценку его выходкам, высокомерно относятся к учителям, что не ускользает от внимания мальчика. Данные, сообщенные родителями. На прием к психологу пришли и папа, и мама. Мама - экономист, начальник отдела в крупной коммерческой структуре, папа - юрист. Родители обижены на педагогический коллектив, они считают, что учителя несправедливы к их сыну, не хотят искать индивидуального подхода к ребенку. Уровень преподавания некоторых предметов их не устраивает. Родители практически отдают сыну все свободное время. Вечером, придя с работы, они тщательно проверяют выполнение всех его домашних заданий: гуманитарные предметы курирует папа, точные науки и естествознание - мама. Интересно, что дочь-первоклассница занимается самостоятельно, на проверку ее уроков у родителей не остается времени. Если хоть один день не контролировать сына, то он непременно получает «2» или «3». Родители объясняют это крайней невнимательностью Андрея, из-за нее он делает массу ошибок в домашних заданиях, да и в классных работах. Отец неоднократно просил учителей в конце каждого урока персонально напоминать ему о записи домашнего задания, так как они часто вынуждены сами звонить его одноклассникам и выяснять, что задано на дом. Большинство учителей, однако, без понимания относится к их пожеланиям, заявляя, что такие напоминания если и уместны, то только в начальной школе. Родители измучены, они не могут после работы посмотреть телевизор или поговорить со знакомыми по телефону, но не могут допустить плохой учебы сына: хочется, чтобы Андрей получил хорошее образование, окончил престижный вуз. Плохие отношения сына со сверстниками они объясняют агрессивностью и низким уровнем культуры других ребят. По мнению родителей, «странное» поведение Андрея в школе вызвано тем, что он не чувствует себя комфортно из-за необъективного отношения учителей и агрессивности сверстников.. Основной педагогический метод в семье - разъяснение. Андрея не только ни разу не наказывали физически, но и никогда не кричали на него, в этом, по их мнению, они реализуют уважение к личности сына. Мысль о необходимости разнообразить педагогические воздействия при отсутствии эффекта от практиковавшихся ранее методов, никогда не приходила родителям. Единственное отступление от своих педагогических принципов, которые они иногда допускают, - это покупка дополнительных раковин морских моллюсков для коллекции сына как поощрение за хорошие оценки. «Да, сейчас с ним много сложностей, но наше правильное воспитание рано или поздно принесет свои плоды», -такова позиция родителей. Выходные дни Андрей, как правило, проводит в гостях у друзей родителей. В обществе взрослых мальчик словно преображается, друзья семьи отмечают его начитанность и интеллект. После настоятельных советов учителей показать ребенка врачам год назад Андрею сняли электроэнцефалограмму в хозрасчетном медицинском центре. Заключение по ЭЭГ было сформулировано в терминах физиологии высшей нервной деятельности, и результат обсле-дования остался для родителей загадкой, но на словах врач до-бавила: «Ребенок как ребенок». Обращаться к районному психоневрологу родители категорически отказываются, боятся необъективности врача из-за давления на него со стороны школы. Наблюдение и беседа с подростком, Отношение к обследованию: заинтересованное, внимание психолога Андрею было явно приятно, с нетерпением ждал результатов обследования. В росте мальчик значительно отстает от сверстников, худощав, телосложение пропорциональное. Андрей понимает, что своим поведением на уроках мешает учителю и одноклассникам, но ничего не может с собой поделать. На перемене пристает к ребятам. Признает, что с коллективом не ладит: «Такой я вредный». Во дворе гуляет мало - по полчаса с приятелем младше себя. Непродолжительное время прогулки объясняет невразумительно: «Сейчас быстро темнеет (ноябрь), холодно, мерзнут руки». Об учебе: оценки очень неровные, хорошо подготовлен к урокам, только когда есть настроение. Понимает, что посредственная учеба может привести к отчислению из гимназического класса, но не может заставить себя учиться ровно, систематически заниматься. Говоря о возможном отчислении, очень расстраивается. Родители принимают свои меры для стимулирования успеваемости: задабривают, проверяют уроки, собираются нанять учителя по английскому языку. Свободное время в основном проводит за чтением фантастики. Много времени мальчик отдает своей коллекции морских беспозвоночных, которую собирает с 9-ти лет. Сейчас коллекция насчитывает около 50 единиц. Отец записал Андрея в секцию дзюдо, но подросток намерен прекратить тренировки из-за потери интереса: на соревнованиях он часто проигрывает и к тому же не выносит физической боли. Диагноз непсихологов. Родители: «Реакция на недостаток внимания учителей и неблагополучное окружение сверстников». Большинство учителей: «Результат неправильного воспитания в семье». Учитель биологии: «Неправильное воспитание в семье + задержка развития волевой сферы». Учитель английского языка: «Возможно психическое заболевание». Самодиагноз: затрудняется ответить. Резюме по данным феноменологии: расторможенность, инфантилизм/стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание, нарушение отношений со сверстниками. •S Случай 10. Наташа К., 15 лет, 10-й гимназический класс физического профиля. Март 1993 г. Феноменология. Запрос зам. директора гимназии по науке: «Девочка недооценивает свои способности, не решается участвовать в межшкольных олимпиадах для старшеклассников, хотя по ряду предметов могла бы весьма успешно выступить. Как придать ей уверенность в своих силах?» Данные, приведенные учителями. В этом классе подобрался сильный состав. Наташа - «генератор идей?, из девочек самая способная в своем классе. Ребята уважают ее не только за знания и ум, но и за справедливость, доброту, отзывчивость, веселый характер, обаяние. В классе у нее лучший друг - Марина Б. - отличница, воспитанная, обаятельная девушка. Подруги всегда вдвоем, учителя не помнят случая, чтобы они повздорили или просто не смогли о чем-то договориться. Трудно выделить в этой диаде ведущую и ведомую, похоже, их отношения строятся на равноправной основе. Возможно, такая крепкая дружба связана с тем, что Наташа живет с мамой, деловой женщиной, до позднего вечера пропадающей на работе, а Марину воспитывают бабушка с дедушкой: отец погиб, а у матери другая семья. Поводом для обращения к психологу явился внезапный отказ Наташи участвовать в олимпиаде для учащихся гимназий и лицеев. Программа включала задания по всем основным школьным предметам, поэтому команду формировали из сильных учащихся. Наташа - не лучшая ученица в своей параллели по физике и математике, но, учитывая ее хорошие результаты по гуманитарным предметам, учителя решили включить ее в команду. После некоторых колебаний она согласилась и участвовала в тренировках, но накануне олимпиады внезапно отказалась, предложив кандидатуру своего одноклассника. Учителям ничего не оставалось, как согласиться на замену. Свой отказ девочка объяснила слабыми знаниями по истории. Аргумент учителей, что и ее одноклассники не сильны в этой науке, не помог. Преподаватель истории - опытный педагог, свой предмет знает хорошо, но отношения с ребятами строит на формальных принципах, ведет уроки сухо, требует почти дословного пересказа учебника. Большинство гимназистов не любят историю, и это сказывается на качестве их знаний по данному предмету. Преподавателя географии поразил такой эпизод. Однажды на уроке она предложила учащимся деловую игру, моделирующую работу банка. По жребию Наташе досталась роль управляющего. Девочка обрадовалась - роль ведущая, по-хозяйски уселась за воображаемый начальственный стол, обвела глазами очередь ждущих приема посетителей, важно пригласила первого из них в свой кабинет и... Тут произошло неожиданное: в диалоге с первым же «клиентом* обычно спокойная, жизнерадостная Наташа превратилась в беспомощное создание. Кому из посетителей предоставить кредит, а кому - нет, оказалось непосильной для нее задачей. Казалось, что необходимость принятия решения доставляет ей определенные трудности. Учителю пришлось ввести второго банкира, чтобы игра продолжалась. После окончания гимназии Наташа собирается поступать в финансовую академию. По мнению учителей, она сможет стать хорошим экономистом. Весь вопрос в том, не испугается ли она вступительных экзаменов и не подаст ли документы в другой институт, где конкурс меньше. Как-то в беседе с классным руководителем девочка призналась, что так не уверена в своих знаниях и географии, что сомневается, сможет ли подготовиться к экзаменам по этим предметам даже с помощью репетиторов. Наблюдение и беседа с Наташей. Наташа - миниатюрная девушка с внимательным открытым взглядом, с длинными, распущенными светлыми волосами. Была бы очень симпатичной, если бы не угри на лице. К беседе с психологом девочка отнеслась заинтересованно, охотно выполнила психодиагностическую методику, внимательно слушала интерпретацию результата, кое-что записала себе для памяти. Она довольно подробно и откровенно отвечала на вопросы, с удовольствием рассказывала о своих мечтах. Ее позицию можно охарактеризовать как активное сотрудничество с психологом. Маму Наташа очень любит. Неразрешимых проблем в семье не возникает, хотя минутные обиды'нередко вспыхивают. «Характер у мамы непростой, но я и нему приспособилась», - рассказывает девочка. Самое тяжелое время для нее - два летних месяца, которые она проводит в оздоровительном лагере. Зато потом с мамой уезжают в отпуск. Ожидание этого путешествия и согревает Наташу в лагере. Третий член семьи - трехлетний пудель. Девочка очень привязана к нему, она даже уверяет, что такой замечательной собаки (а также кошки, попугая и т, д.) не может быть на свете. Прогулки с пуделем, часто в компании Марины, - основное ее занятие в свободное время. Уроки она делает долго, не торопясь, немного помогает маме по дому (больше всего любит готовить), рассказывает маме о школьных новостях, смотрит телевизор. Как правило, девочка не пропускает ни одного фильма, особенно нравятся ей мелодрамы. Читает она мало: даже произведения, входящие в школьную программу, иногда не осиливает, ограничиваясь беглым просмотром. Пятерки по литературе объясняются ее понятливостью и тем, что она внимательно слушает на уроках свою любимую учительницу - блестящего филолога и добрейшего человека. Интересно, что в детстве девочка рано овладела грамотой и много читала, «считалась умным ребенком», - как она выразилась. Наташа никогда не посещала кружки: во-первых, не испытывала интереса к предлагаемым внешкольным занятиям, а во-вторых, надо было осваиваться в новом коллективе, привыкать к руководителю. Физический класс Наташа с Мариной выбрали по двум причинам: их устраивают учителя и интересный коллектив, большую часть которого составляют мальчики, «Они всегда что-нибудь придумывают, у нас в классе не соскучишься*, -с гордостью говорит она. Девочка удовлетворена отношением к ней одноклассников, она считает, что ребята по достоинству оценивают ее положительные качества. По ее мнению, последних у нее немало. Дорожит своей репутацией у одноклассников. В будущем Наташа видит себя прежде всего женой и матерью: Ей хотелось бы, чтобы муж занимал солидное общественное положение, хороню обеспечивал семью материально, а сама она с удовольствием займется хозяйством и детьми. Торопиться с замужеством она не собирается, до этого надо закончить институт. Диагноз непсихологов. Учитель литературы: «Нерешительность как стабильная черта характера». Самодиагноз: «Не переношу ответственных ситуаций». Резюме по данным феноменологии: трудности в принятии решения, дезорганизация деятельности в ситуации повышенной ответственности. 2.5. ДИСТАНТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Существует два вида заочного консультирования: телефонное консультирование и письменное консультирование. Введение последней формы психологической помощи было обусловлено тем, что по некоторым причинам использование телефонного консультирования может быть затруднено. В отечественной литературе достаточно часто отмечается, что эпистолярный жанр очень эффективен. Ведь написанное убеждает и внушает сильнее, чем сказанное. В письме, особенно написанном от руки, - символика и некая магия. Письмо читают уединившись, и оно воздействует как внушение в состоянии аутогенной релаксации. Более того, оно способно воздействовать и на уровне внушения в гипнотическом состоянии. Адресат сам выбирает время его прочтения и темп его восприятия. Письмо читают неспешно, на чем-то задерживаясь, к чему-то вновь и вновь возвращаясь, его берут с собой в дорогу, хранят и перечитывают. Наставления юношеству в письмах к нему практиковались веками. В практической психологии существует много терминов для обозначения работы психолога с письмом - «психотерапевтическое письмо», «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «терапия домашней перепиской с врачом» (БурноМ.Е.), «терапияписьмом», что вносит разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины метода. Исходя из этого, Меновщиков В. Ю. предлагает ввести новое наименование - скрибо-терапия (от лат.: scribio - «писать» и therapia - «лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консультанта на клиента, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента. Работу психолога с письмом можно разделить на два этапа: 1) психодиагностика и 2) консультирование или психотерапия. Коротко остановимся на каждом из них. Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию: а) подробнейшее изложение истории психологического страдания, причин, мотивов, действий разных лиц и т. д., нередко в нескольких письмах, что раскрывает проблемы клиента и его личность больше, чем телефонный контакт или единичная очная консультация; б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику; в) зачастую в письмах имеются прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрических учреждениях. Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы: проективные техники, исследование продуктов творчества - рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т. п., дающие вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах. Контент-анализ может быть использован как вспомогательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положительного плана может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии. Второй частью обсуждаемой проблемы является консультативное (психотерапевтическое) действие, в свою очередь включающее следующие моменты. Предоставление обратной связи дает клиенту подтверждение того, что его поймут, разделят неприятности, обсудят проблемы и т. п. Выделим несколько конкретных приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку: 1) пересказ - цитирование того, что было написано клиентом;. 2) уточнение ~ обращение к клиенту с просьбой что-то дополнить и разъяснить. Возможно использование 12 вопросов метамодели, типа: «как?», «что именно?» и т. п.; 3) дальнейшее развитие мысли собеседника - письменное изложение подтекста сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...»; 4) сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: «Видимо, Вы этим очень огорчены. »; 5) сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами ...»; 6) замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы». Эти приемы мало отличаются от тех, что используются в социально-психологическом тренинге и очном консультировании. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные ключевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдельным частям текста. Широко используется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т. п. Принцип психологической поддержки клиента, обязательного предоставления ему обратной связи необходимо использовать в письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следует конкретная рекомендация обратиться к соответствующему специалисту (юристу, терапевту и т. п.) с указанием нескольких конкретных адресов и телефонов. Следующим моментом является выбор и применение конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психотерапевтических направлений. В последнее время психологи больше склоняются к терапевтическому эклектизму, к синтетическому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной интенции. Стоит обратить внимание на отличие консультативного письма от письма обычного или делового. Письмо обязательно должно писаться от руки - это делает контакт между клиентом и консультантом доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант может прочитать и внести необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное при получении повторного письма. Использование скриботерапии чрезвычайно перспективно, так как расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-терапевтическая методика имеет ряд ограничений. 1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений. 2. При осуществлении переписки затрудняется рефлексия консультантом своих собственных действий; часто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента. 3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия врача или психолога. Переписка в этом случае служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной - к работе лицом к лицу. I «Письмо психолога» Задание: напишите письмо, выбрав возможного адресата из следующего списка. 1. Любительнице чистоты (38 лет), которую раздражает любой непорядок. 2. Девушке (17 лет), которая страдает от заикания. 3. Мальчику (13 лет), который не знает, как познакомиться с девочкой. 4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей. 5. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая, и поэтому никто не обращает на нее внимания. 6. Бабушке (63 лет), которая одна воспитывает 8-летнюю внучку и терпение ее уже на пределе. 7. Девочке (11 лет), которая дома украла деньги и накупила на них гостинцы всему классу. 8. Молодому директору школы (32 лет), который не знает, как завоевать авторитет у педагогов. 9. Женщине (29 лет), которая считает, что излишняя откровенность ей вредит. 10. Отцу семейства (39 лет), который потерял работу и мучительно это переживает. 11. Девочке (8 лет), которую оставил ее отец. 12.Женщине (28 лет), которой не хватает уверенности в себе. 13.Предпринимателю (40 лет), который страдает от своей неорганизованности, вечно суетится и спешит. 14. Женщине (36 лет), которую оставил муж. Можно привести другие исходные ситуации и проблемы, а также добавить других адресатов.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |