Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология. 2 страница




Наблюдение и беседа с подростком.

Слава - худой, долговязый паренек с угловатыми движе­ниями. Встречи с психологом испугался. Когда он вошел в кабинет, у него на глазах были слезы. Отношение к обследо­ванию можно охарактеризовать как послушно-обреченное, иногда подростка удавалось вывести из этого состояния, но как только разговор заходил о чем-то неприятном, Слава тут же возвращался в исходную позицию, опять появлялись сле­зы. Беседы не получилось, так как отвечал мальчик одно­сложно, об инциденте на олимпиаде сожалеет, теперь он по­нимает, что надо было разобраться в этой ситуации и, если ему не хватило смелости самому выяснить это недоразуме­ние, то надо было бы воспользоваться помощью одноклассни­цы. Единственной темой, на которую удалось с ним свободно поговорить, - шахматы. Славе не скучно играть одному, но он понимает, что под руководством специалиста обучение было бы эффективнее. Хотелось бы подружиться с ребятами -любителями шахмат и проверить свои силы. Занимаясь в кружке, легче получить разряд. В районном Доме детского творчества нет шахматной секции, а куда можно обратить­ся - он не знает. В конце беседы, как бы извиняясь, подросток сказал, что догадывается, почему его пригласили к психоло­гу, что он часто не знает, как правильно себя вести и добавил, Что он не возражает против встречи психолога с мамой.

Диагноз непсихологов.

Классный руководитель: «Собственная реакция на потерю отца + влияние матери, так и не оправившейся после трагиче­ской гибели мужа».

Мама: «Наследственные особенности характера (такой же, как я), усиленные воспитанием в неполкой семье и крайне ог­раниченным социальным опытом»,

Самодиагноз: выяснить не удалось.

Резюме по данным феноменологии: чрезмерная застенчи­вость, слезливость.

S Случай 9.

АндрейМ., 13 лет, 8-й гимназический класс литературного профиля.

Ноябрь 1992 г. Феноменология.

Запрос зам. директора гимназии по воспитательной работе: «Как объяснить расторможенность Андрея на уроках и пе­ременах?»

Данные, приведенные учителями.

Андрей вызывал беспокойство учителей еще в начальной школе: учился неровно, хорошо усваивал интересные для себя темы, а «скучный, ненужный» материал учил только под силь­ным нажимом учителя и родителей, часто возникали стычки ме­жду ним и одноклассниками из-за пустяков. Иногда мальчик так мешал вести урок, что учительница отправляла его в каби­нет биологии, где он сразу успокаивался и принимался рисовать с натуры аквариумных рыбок. Педагогическое воздействие на ребенка через семью затруднялось тем, что бабушка и родители придерживались разных воспитательных позиций. В средней школе у Андрея появились любимые предметы - биология и ли­тература, - по ним пятерки, по остальным дисциплинам преоб­ладают тройки: мальчик недоучивает материал, ленится. В 8-м классе гимназисты распределяются по физическому и литера­турному профилям обучения. Андрей выбрал литературный класс. По наблюдениям учителей, многие мальчики, попадая в «девичьи» классы, испытывают некоторый дискомфорт, с Ан­дреем же в начале обучения «произошло что-то немыслимое»: его поведение стало непредсказуемым, само присутствие маль­чика на уроке ставит занятие под угрозу срыва, не унимается он

и на перемене. Вот что он «натворил» в течение одной недели: вбежал в 9-й класс, выхватил у девочки блокнот и вырвал из не­го страницу, зашел в кабинет, где были шестиклассники, схва­тил портфель какой-то девочки, бросил его на другом этаже, по­сле чего она пол-урока искала портфель; при виде вошедшего на перемене в кабинет завуча, забрался под парту, а на его недо­уменный вопрос, улыбаясь, ответил, что хотел с ней поиграть. На уроке без видимой причины вскочил со стула, залез под пар­ту, затем стал копаться в шкафу для учебных пособий, потом объяснил, что искал свой ластик. Единственный способ обеспе­чить удовлетворительное поведение Андрея на уроке - дать ему индивидуальное задание, а итоги выполнения самостоятель­ной работы одобрительно прокомментировать при всем классе. Со сверстниками у Андрея плохие отношения: он надоедает од­ноклассникам, пристает к ним, обижает более слабых, открыто радуется неудачам других. Учителя расценивают его способно­сти как средние, выделяют лишь неослабевающий интерес к зоологии беспозвоночных и нетривиальные сочинения по ли­тературе. (Интересно, что по результатам школьного теста ум­ственного развития, проводившегося фронтально в параллели 8-х классов в начале учебного года, Андрей показал хороший результат.) Родители подростка постоянно бывают в школе, очень обеспокоены низкой успеваемостью сына, плохим пове­дением и возможностью перевода в негимназический класс. У некоторых учителей родители Андрея вызывают симпатию и сочувствие, но большинство из них считают, что именно они виноваты в неприемлемом поведении сына: они внушают сыну мысль о его выдающихся способностях, не дают однозначную оценку его выходкам, высокомерно относятся к учителям, что не ускользает от внимания мальчика.

Данные, сообщенные родителями.

На прием к психологу пришли и папа, и мама. Мама - эко­номист, начальник отдела в крупной коммерческой структу­ре, папа - юрист. Родители обижены на педагогический кол­лектив, они считают, что учителя несправедливы к их сыну, не хотят искать индивидуального подхода к ребенку. Уровень преподавания некоторых предметов их не устраивает. Родите­ли практически отдают сыну все свободное время. Вечером, придя с работы, они тщательно проверяют выполнение всех его домашних заданий: гуманитарные предметы курирует

папа, точные науки и естествознание - мама. Интересно, что дочь-первоклассница занимается самостоятельно, на провер­ку ее уроков у родителей не остается времени. Если хоть один день не контролировать сына, то он непременно получает «2» или «3». Родители объясняют это крайней невнимательно­стью Андрея, из-за нее он делает массу ошибок в домашних за­даниях, да и в классных работах. Отец неоднократно просил учителей в конце каждого урока персонально напоминать ему о записи домашнего задания, так как они часто вынуждены сами звонить его одноклассникам и выяснять, что задано на дом. Большинство учителей, однако, без понимания относит­ся к их пожеланиям, заявляя, что такие напоминания если и уместны, то только в начальной школе. Родители измучены, они не могут после работы посмотреть телевизор или погово­рить со знакомыми по телефону, но не могут допустить плохой учебы сына: хочется, чтобы Андрей получил хорошее образо­вание, окончил престижный вуз. Плохие отношения сына со сверстниками они объясняют агрессивностью и низким уров­нем культуры других ребят. По мнению родителей, «стран­ное» поведение Андрея в школе вызвано тем, что он не чувству­ет себя комфортно из-за необъективного отношения учителей и агрессивности сверстников.. Основной педагогический метод в семье - разъяснение. Андрея не только ни разу не наказыва­ли физически, но и никогда не кричали на него, в этом, по их мнению, они реализуют уважение к личности сына. Мысль о необходимости разнообразить педагогические воздействия при отсутствии эффекта от практиковавшихся ранее методов, никогда не приходила родителям. Единственное отступление от своих педагогических принципов, которые они иногда до­пускают, - это покупка дополнительных раковин морских моллюсков для коллекции сына как поощрение за хорошие оценки. «Да, сейчас с ним много сложностей, но наше пра­вильное воспитание рано или поздно принесет свои плоды», -такова позиция родителей. Выходные дни Андрей, как прави­ло, проводит в гостях у друзей родителей. В обществе взрос­лых мальчик словно преображается, друзья семьи отмечают его начитанность и интеллект. После настоятельных советов учителей показать ребенка врачам год назад Андрею сняли электроэнцефалограмму в хозрасчетном медицинском цен­тре. Заключение по ЭЭГ было сформулировано в терминах

физиологии высшей нервной деятельности, и результат обсле-дования остался для родителей загадкой, но на словах врач до-бавила: «Ребенок как ребенок». Обращаться к районному пси­хоневрологу родители категорически отказываются, боятся необъективности врача из-за давления на него со стороны школы.

Наблюдение и беседа с подростком,

Отношение к обследованию: заинтересованное, внимание психолога Андрею было явно приятно, с нетерпением ждал ре­зультатов обследования. В росте мальчик значительно отстает от сверстников, худощав, телосложение пропорциональное. Андрей понимает, что своим поведением на уроках мешает учителю и одноклассникам, но ничего не может с собой поде­лать. На перемене пристает к ребятам. Признает, что с кол­лективом не ладит: «Такой я вредный». Во дворе гуляет мало - по полчаса с приятелем младше себя. Непродолжи­тельное время прогулки объясняет невразумительно: «Сейчас быстро темнеет (ноябрь), холодно, мерзнут руки». Об учебе: оценки очень неровные, хорошо подготовлен к урокам, только когда есть настроение. Понимает, что посредственная учеба может привести к отчислению из гимназического класса, но не может заставить себя учиться ровно, систематически зани­маться. Говоря о возможном отчислении, очень расстраивает­ся. Родители принимают свои меры для стимулирования успе­ваемости: задабривают, проверяют уроки, собираются нанять учителя по английскому языку. Свободное время в основном проводит за чтением фантастики. Много времени мальчик от­дает своей коллекции морских беспозвоночных, которую со­бирает с 9-ти лет. Сейчас коллекция насчитывает около 50 единиц. Отец записал Андрея в секцию дзюдо, но подросток намерен прекратить тренировки из-за потери интереса: на со­ревнованиях он часто проигрывает и к тому же не выносит фи­зической боли.

Диагноз непсихологов.

Родители: «Реакция на недостаток внимания учителей и не­благополучное окружение сверстников».

Большинство учителей: «Результат неправильного воспи­тания в семье».

Учитель биологии: «Неправильное воспитание в семье + за­держка развития волевой сферы».

Учитель английского языка: «Возможно психическое забо­левание».

Самодиагноз: затрудняется ответить.

Резюме по данным феноменологии: расторможенность, ин­фантилизм/стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание, нарушение отношений со сверстниками.

•S Случай 10.

Наташа К., 15 лет, 10-й гимназический класс физического профиля.

Март 1993 г.

Феноменология.

Запрос зам. директора гимназии по науке:

«Девочка недооценивает свои способности, не решается участвовать в межшкольных олимпиадах для старшекласс­ников, хотя по ряду предметов могла бы весьма успешно вы­ступить. Как придать ей уверенность в своих силах?»

Данные, приведенные учителями.

В этом классе подобрался сильный состав. Наташа - «гене­ратор идей?, из девочек самая способная в своем классе. Ре­бята уважают ее не только за знания и ум, но и за справедли­вость, доброту, отзывчивость, веселый характер, обаяние. В классе у нее лучший друг - Марина Б. - отличница, воспи­танная, обаятельная девушка. Подруги всегда вдвоем, учите­ля не помнят случая, чтобы они повздорили или просто не смогли о чем-то договориться. Трудно выделить в этой диаде ведущую и ведомую, похоже, их отношения строятся на рав­ноправной основе. Возможно, такая крепкая дружба связана с тем, что Наташа живет с мамой, деловой женщиной, до позднего вечера пропадающей на работе, а Марину воспиты­вают бабушка с дедушкой: отец погиб, а у матери другая се­мья. Поводом для обращения к психологу явился внезап­ный отказ Наташи участвовать в олимпиаде для учащихся гимназий и лицеев. Программа включала задания по всем основным школьным предметам, поэтому команду форми­ровали из сильных учащихся. Наташа - не лучшая ученица в своей параллели по физике и математике, но, учитывая ее хорошие результаты по гуманитарным предметам, учителя решили включить ее в команду. После некоторых колебаний она согласилась и участвовала в тренировках, но накануне

олимпиады внезапно отказалась, предложив кандидатуру своего одноклассника. Учителям ничего не оставалось, как со­гласиться на замену. Свой отказ девочка объяснила слабыми знаниями по истории. Аргумент учителей, что и ее однокласс­ники не сильны в этой науке, не помог. Преподаватель исто­рии - опытный педагог, свой предмет знает хорошо, но отно­шения с ребятами строит на формальных принципах, ведет уроки сухо, требует почти дословного пересказа учебника. Большинство гимназистов не любят историю, и это сказыва­ется на качестве их знаний по данному предмету. Преподава­теля географии поразил такой эпизод. Однажды на уроке она предложила учащимся деловую игру, моделирующую работу банка. По жребию Наташе досталась роль управляющего. Де­вочка обрадовалась - роль ведущая, по-хозяйски уселась за воображаемый начальственный стол, обвела глазами очередь ждущих приема посетителей, важно пригласила первого из них в свой кабинет и... Тут произошло неожиданное: в диало­ге с первым же «клиентом* обычно спокойная, жизнерадост­ная Наташа превратилась в беспомощное создание. Кому из посетителей предоставить кредит, а кому - нет, оказалось непосильной для нее задачей. Казалось, что необходимость принятия решения доставляет ей определенные трудности. Учителю пришлось ввести второго банкира, чтобы игра про­должалась. После окончания гимназии Наташа собирается поступать в финансовую академию. По мнению учителей, она сможет стать хорошим экономистом. Весь вопрос в том, не ис­пугается ли она вступительных экзаменов и не подаст ли доку­менты в другой институт, где конкурс меньше. Как-то в беседе с классным руководителем девочка призналась, что так не уверена в своих знаниях и географии, что сомневается, смо­жет ли подготовиться к экзаменам по этим предметам даже с помощью репетиторов.

Наблюдение и беседа с Наташей.

Наташа - миниатюрная девушка с внимательным откры­тым взглядом, с длинными, распущенными светлыми воло­сами. Была бы очень симпатичной, если бы не угри на лице. К беседе с психологом девочка отнеслась заинтересованно, охотно выполнила психодиагностическую методику, внима­тельно слушала интерпретацию результата, кое-что записа­ла себе для памяти. Она довольно подробно и откровенно

отвечала на вопросы, с удовольствием рассказывала о своих мечтах. Ее позицию можно охарактеризовать как активное сотрудничество с психологом. Маму Наташа очень любит. Неразрешимых проблем в семье не возникает, хотя минут­ные обиды'нередко вспыхивают. «Характер у мамы непро­стой, но я и нему приспособилась», - рассказывает девочка. Самое тяжелое время для нее - два летних месяца, которые она проводит в оздоровительном лагере. Зато потом с мамой уезжают в отпуск. Ожидание этого путешествия и согревает Наташу в лагере. Третий член семьи - трехлетний пудель. Девочка очень привязана к нему, она даже уверяет, что та­кой замечательной собаки (а также кошки, попугая и т, д.) не может быть на свете. Прогулки с пуделем, часто в компа­нии Марины, - основное ее занятие в свободное время. Уроки она делает долго, не торопясь, немного помогает маме по дому (больше всего любит готовить), рассказывает маме о школь­ных новостях, смотрит телевизор. Как правило, девочка не пропускает ни одного фильма, особенно нравятся ей мело­драмы. Читает она мало: даже произведения, входящие в школьную программу, иногда не осиливает, ограничива­ясь беглым просмотром. Пятерки по литературе объясняют­ся ее понятливостью и тем, что она внимательно слушает на уроках свою любимую учительницу - блестящего филолога и добрейшего человека. Интересно, что в детстве девочка рано овладела грамотой и много читала, «считалась умным ребенком», - как она выразилась. Наташа никогда не посе­щала кружки: во-первых, не испытывала интереса к пред­лагаемым внешкольным занятиям, а во-вторых, надо было осваиваться в новом коллективе, привыкать к руководите­лю. Физический класс Наташа с Мариной выбрали по двум причинам: их устраивают учителя и интересный коллектив, большую часть которого составляют мальчики, «Они всегда что-нибудь придумывают, у нас в классе не соскучишься*, -с гордостью говорит она. Девочка удовлетворена отношени­ем к ней одноклассников, она считает, что ребята по досто­инству оценивают ее положительные качества. По ее мне­нию, последних у нее немало. Дорожит своей репутацией у одноклассников. В будущем Наташа видит себя прежде все­го женой и матерью: Ей хотелось бы, чтобы муж занимал со­лидное общественное положение, хороню обеспечивал семью

материально, а сама она с удовольствием займется хозяйст­вом и детьми. Торопиться с замужеством она не собирается, до этого надо закончить институт.

Диагноз непсихологов.

Учитель литературы: «Нерешительность как стабильная черта характера».

Самодиагноз: «Не переношу ответственных ситуаций».

Резюме по данным феноменологии: трудности в принятии решения, дезорганизация деятельности в ситуации повышен­ной ответственности.


2.5. ДИСТАНТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Существует два вида заочного консультирования: теле­фонное консультирование и письменное консультирование. Введение последней формы психологической помощи было обусловлено тем, что по некоторым причинам использование телефонного консультирования может быть затруднено. В оте­чественной литературе достаточно часто отмечается, что эпи­столярный жанр очень эффективен. Ведь написанное убеждает и внушает сильнее, чем сказанное. В письме, особенно напи­санном от руки, - символика и некая магия. Письмо читают уединившись, и оно воздействует как внушение в состоянии аутогенной релаксации. Более того, оно способно воздейство­вать и на уровне внушения в гипнотическом состоянии. Адре­сат сам выбирает время его прочтения и темп его восприятия. Письмо читают неспешно, на чем-то задерживаясь, к чему-то вновь и вновь возвращаясь, его берут с собой в дорогу, хранят и перечитывают. Наставления юношеству в письмах к нему практиковались веками.

В практической психологии существует много терминов для обозначения работы психолога с письмом - «психотера­певтическое письмо», «психотерапевтическая переписка», «письменная психологическая помощь», «терапия домаш­ней перепиской с врачом» (БурноМ.Е.), «терапияписьмом», что вносит разночтения и разные толкования, не охватываю­щие всей широты и глубины метода. Исходя из этого, Менов­щиков В. Ю. предлагает ввести новое наименование - скрибо-терапия (от лат.: scribio - «писать» и therapia - «лечение»),

имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие кон­сультанта на клиента, так и вербальное и невербальное само­выражение клиента.

Работу психолога с письмом можно разделить на два этапа: 1) психодиагностика и 2) консультирование или психотера­пия. Коротко остановимся на каждом из них.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию: а) подробнейшее изложение истории психологического страдания, причин, мотивов, действий раз­ных лиц и т. д., нередко в нескольких письмах, что раскрыва­ет проблемы клиента и его личность больше, чем телефонный контакт или единичная очная консультация; б) стиль изложе­ния, характер построения фраз, само содержание письма по­зволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уло­вить явную психопатологическую симптоматику; в) зачастую в письмах имеются прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрических учреждениях.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традици­онные психодиагностические приемы: проективные техники, исследование продуктов творчества - рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использова­ны и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т. п., дающие вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах. Контент-ана­лиз может быть использован как вспомогательное средство диаг­ностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положи­тельного плана может косвенно свидетельствовать об эффектив­ности скриботерапии.

Второй частью обсуждаемой проблемы является консуль­тативное (психотерапевтическое) действие, в свою оче­редь включающее следующие моменты. Предоставление об­ратной связи дает клиенту подтверждение того, что его поймут, разделят неприятности, обсудят проблемы и т. п. Выделим несколько конкретных приемов, которые использу­ет консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку:

1) пересказ - цитирование того, что было написано кли­ентом;.

2) уточнение ~ обращение к клиенту с просьбой что-то дополнить и разъяснить. Возможно использование 12 вопро­сов метамодели, типа: «как?», «что именно?» и т. п.;

3) дальнейшее развитие мысли собеседника - письмен­ное изложение подтекста сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относитель­но причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае Вы сделаете...»;

4) сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: «Ви­димо, Вы этим очень огорчены. »;

5) сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы с Вами ...»;

6) замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы».

Эти приемы мало отличаются от тех, что используются в со­циально-психологическом тренинге и очном консультирова­нии. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные ключевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдель­ным частям текста. Широко используется подчеркивание, вы­деление большими буквами, восклицательные знаки и т. п.

Принцип психологической поддержки клиента, обязатель­ного предоставления ему обратной связи необходимо использо­вать в письмах с запросами на юридическую, врачебную и дру­гую помощь для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следует конкретная рекомендация обратиться к со­ответствующему специалисту (юристу, терапевту и т. п.) с указа­нием нескольких конкретных адресов и телефонов.

Следующим моментом является выбор и применение кон­кретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психотерапевтических направле­ний. В последнее время психологи больше склоняются к тера­певтическому эклектизму, к синтетическому подходу в кон­сультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник

достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной интенции.

Стоит обратить внимание на отличие консультативного пись­ма от письма обычного или делового. Письмо обязательно должно писаться от руки - это делает контакт между клиентом и консуль­тантом доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант может прочитать и внести необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное при получении повторного письма.

Использование скриботерапии чрезвычайно перспективно, так как расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-терапевтическая методика имеет ряд ограничений.

1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет ди­агностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных со­общений.

2. При осуществлении переписки затрудняется рефлек­сия консультантом своих собственных действий; часто он оста­ется вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления тре­буют прямого психотерапевтического действия врача или пси­холога.

Переписка в этом случае служит лишь начальным передаточ­ным звеном к помощи непосредственной - к работе лицом к лицу.

I «Письмо психолога»

Задание: напишите письмо, выбрав возможного адресата из следующего списка.

1. Любительнице чистоты (38 лет), которую раздражает любой непорядок.

2. Девушке (17 лет), которая страдает от заикания.

3. Мальчику (13 лет), который не знает, как познакомить­ся с девочкой.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боит­ся, что она некрасивая, и поэтому никто не обращает на нее внимания.

6. Бабушке (63 лет), которая одна воспитывает 8-летнюю внучку и терпение ее уже на пределе.

7. Девочке (11 лет), которая дома украла деньги и накупи­ла на них гостинцы всему классу.

8. Молодому директору школы (32 лет), который не знает, как завоевать авторитет у педагогов.

9. Женщине (29 лет), которая считает, что излишняя от­кровенность ей вредит.

10. Отцу семейства (39 лет), который потерял работу и мучи­тельно это переживает.

11. Девочке (8 лет), которую оставил ее отец.

12.Женщине (28 лет), которой не хватает уверенности в себе.

13.Предпринимателю (40 лет), который страдает от сво­ей неорганизованности, вечно суетится и спешит.

14. Женщине (36 лет), которую оставил муж.

Можно привести другие исходные ситуации и проблемы, а также добавить других адресатов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.