Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риентировочные тексты-подсказки




Воля.

Метафорическое описание

S Ситуация 12.

S Ситуация 11.

S Ситуация 9.

S Ситуация 8.

S Ситуация 7.

S Ситуация 6.

S Ситуация 5.

S Ситуация 4.

Твой лучший друг (подруга) назначил(а) свидание твоей (твоему) девочке (мальчику). Что ты скажешь другу (подруге)?

Мама уже три раза обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что ты скажешь маме?

Тренер сказал, что ты недостаточно серьезно тренируешь­ся, и он отчисляет тебя из команды. Что ты скажешь трене-РУ?

Руководитель оркестра посчитал, что ты устроил беспоря­док в музыкальной комнате, и наказал тебя. Что ты скажешь руководителю?

Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вы­рвала из него все страницы. Вчера она изрисовала твой учеб­ник по математике. Что ты скажешь своей сестренке?

Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?

</ Ситуация 10.

Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать тебе дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?

Твой старший брат приходит из школы раньше тебя и все­гда съедает все сладости, которые мама оставляет вам обоим. Что ты скажешь брату?

Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке 2 часа, но он так и не пришел. Вы пропустили концерт и не по­могли ему подготовиться. Что вы скажете своему другу?

Цель: дать метафорическое описание основным психологи­ческим понятиям практической психологии.

Идентичность..................................................................................

Примеры ответов студентов: бесконечная точка; жемчужи­на, скрытая в раковине; краски на полотне; дно океана; уви­деть чудесное в чудесном; бесконечная страсть к идеалу; ре­шенное уравнение; капли дождя; отражение неба в озере и др.

Свобода..................................................................................

Примеры: растение без корней; несчастье узника; бремя бездельника; обыденность сумасшедшего; это туман; издале­ка выглядит страшно, но когда наступает, становится страш­но; это птица, которая постоянно залетает в захлопывающую­ся клетку и др.

Примеры: это магнит в компасе, где стрелка - это жизнь; дамба на бурной реке; ветер, подгоняющий корабли и др.

Рефлексия..................................................................................

Примеры: путешествие в незнакомом месте; выкладывание мозаики; плыть по поверхности океана и постепенно опус­каться все глубже, но не тонуть; опускание ведра в бездонный колодец и др.

Жизнь..................................................................................

Примеры: желание видеть свет; карусель: если посчастливит­ся, то вскочишь и прокатишься, а если нет, то будешь стоять вни­зу и смотреть на веселящихся; вязание спицами; парение воздуш­ного змея; игра «Что? Где? Когда?» время пошло, а ответ за тобой.

Смерть..................................................................................

Примеры: конец одного из этапов бесконечности; исчезно­вение картинки с экрана компьютера; безмолвная тишина;

возвращение на землю после прыжка; кто-то вышел из комна­ты и выключил за собой свет и др.

Человек..................................................................................

Примеры; монета, стоящая на ребре; вопросник; приемник программы,, транслируемой свыше; одинокая звезда на фоне бесконечности и др.

Счастье..................................................................................

Примеры: возможность жить без внутренней боли; удоволь­ствие без раскаянья; совпадение ответов с ключом; питание ра­достью; вера Розы Маленького Принца в то, что она одна такая; бабочка зимой и др.

Семья.

Примеры: это город, который предстоит построить и со­хранить; 4 ножки стола, объединенные общей столешницей; грибница опят; произведение искусства из груды металлоло­ма; круг, вписанный в многоугольник; зонтик, защищаю­щий от дождя и др.

Смысл..................................................................................

Примеры: алмаз среди груды стекляшек; вбивание гвоздя в небо; шифр от сейфа; опилки в голове Винни-Пуха; весна и оживление всего; сладчайший нектар, будь он в красивом кубке или невзрачной бутылке; квадрат среди кругов и др.

Проблема..................................................................................

Примеры: тополиный пух; пожар; роса, которая высыхает под действием солнечных лучей, но на следующую ночь выпа­дает снова; вырвавшийся на волю зверь; холодная вода в ру­чье, через который надо пройти и др.

Клиент..........,.......................................................................

Примеры: запутавшийся в клубок котенок; тонущая лод­ка; собор, нуждающийся в реставрации; море, в котором раз­лили нефть; птица в клетке с ключом на шее и др.

Психолог..................................................................................

Примеры: мальчик для битья; пожарный; гастроэнтроскоп; саложник, который чинит душу; скульптор, выбивающий из камня; стоматолог, ставящий пломбы на дырах в отношениях;

ветер для мельницы, пока не работает мотор; актер, забывший слова роли, но активно ориентирующийся в ситуации и др.

Ответственность...........................................................................

Примеры: это чемодан без ручки, который нести тяжело, но бросить нельзя; это птица, вьющая гнездо для своих птенцов и др.

Любовь..................................................................................

Примеры: это первый пожар, который заставляет человека жить и др.


Приложение 2 ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ И ЗАДАНИЯМ

Ответы к упражнению 30

а) мать-психоаналитик: занимается минувшими события­ми, скрытыми в подсознании; б) отец - гуманист: изучает ду­ховное развитие человека и его личностный рост; в) дядя Гена - бихевиорист: изучает только наблюдаемое поведение по принципу «стимул-реакция»; г) тетя Рая - гештальт-пси-холог: изучает целостные структуры сознания и образы; д) дедушка - когнитивный психолог: изучает закономерно­сти процесса познания; е) мальчик - приверженец эклекти­ческого подхода: принимает все точки зрения.

Ответы к упражнению 32

1. - (Гештальт-терапия). 2. - (Рационально-эмотивная те­рапия). 3. - (Психоанализ). 4. - (Экзистенциальная психоте­рапия). 5. - (Бихевиоральная терапия.) 6. - (Клиент-центри-рованная терапия). 7. - (Когнитивная терапия).

к упражнению 34 О

1. Психоаналитический подход. Психоаналитический под­ход предполагает прежде всего исследование неосознаваемой психодинамики поведения Сергея. Основные моменты психо­терапевтической работы следующие. 1) Углубленная работа с тревогой, связанной с подавленными сексуальными и агрес­сивными импульсами. В прошлом Сергей вынужден был подав­лять эти импульсы, контролировать их, в противном случае по­падал в трудное положение. 2) Принятие к сведению сильного супер-эго, сформировавшегося у Сергея под влиянием интерна-

лизации родительских норм и ценностей. Перфекционистские цели и нормы диктуют Сергею основное правило, согласно кото­рому он может быть любим только при условии, что будет совер­шенным. Естественно, что нереалистичность подобных устано­вок привела лишь к интернализации агрессии и вины. Вместо того, чтобы направить эти чувства на родителей и брата, он обра­тил их на себя. 3) Приверженность курению может трактоваться как «оральная фиксация». В связи с тем, что в раннем детстве он недополучил любви и принятия, он до сих пор страдает от депри-вации, ища одобрения и принятия со стороны других. 4) Поло­вая идентификация Сергея прошла неблагополучно. Являясь свидетелем постоянной борьбы родителей друг с другом, он идентифицировался со слабым отцом и перенес боязнь к матери, сильной и доминирующей, на всех женщин. Возможно он даже женился на женщине, похожей на его мать и вызывавшей у него те же чувства неполноценности. 5) Сердцевина психоаналитиче­ской терапии - установление отношений трансфера и их прора­ботка. Вполне логично допустить, что к психотерапевту Сергей станет относиться как к матери (тем более, если это будет жен­щина), или - как к отцу, и анализ этих отношений даст ему воз­можность осознать неосознаваемые детерминанты собственного поведения. 6) Значительное внимание следует уделить анализу прошлого: отношений с родителями, братом, испытанным в дет­стве чувствам. Типичные вопросы к Сергею могут быть следую­щими: «Что ты делал, когда чувствовал себя нелюбимым? Когда ты был ребенком, мог ты выражать свои негативные чувства? Что ты делал с ними? Какое влияние на тебя оказали твои отно­шения с матерью?». 7) Особо следует выделить момент повторе­ния в текущем поведении опыта детских переживаний, в част­ности, воспроизведение его неосознаваемой зависимости от матери. Застревание на симбиотической зависимости и неспособ­ности по-настоящему отделиться от родителей свидетельствуют о незавершенности процессов индивидуации и интеграции, о не­завершенности конфликта, борьбы, связанной с независимо­стью, что ведет к формированию чувства собственной малоцен-ности.

2. Экзистенциальный подход. Консультант исходит из того, что Сергей располагает способностями расширить свое сознание и определить для себя будущее направление своей жизни. Преж­де всего терапевт обращается к Сергею, побуждая его осознать,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.