КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система идентификации автотранспортных средств
Идентификация (от лат. Identificare – отождествлять) – это установление одного конкретного автомобиля среди всех остальных, в том числе и тех, что имеют одинаковую с ним марку, модель и модификацию. Процедура идентификации состоит в сопоставлении номеров, нанесенных (выбитых) на кузов или раму АТС с соответствующими номерами, указанными в его техническом паспорте. Идентификация проводится сотрудниками ГИБДД во время технического осмотра АТС и преследует следующие основные цели; • установить, соответствие между данным конкретным автомобилем и документами на него; • подтвердить принадлежность автомобиля его владельцу; • опознать автомобили, числящиеся в угоне и т. д. У подавляющего числа АТС, произведенных в России и странах СНГ, вместо единого идентификационного номера, на элементы конструкции нанесены и обозначены в техпаспорте три номера: номер кузова, номер двигателя и номер шасси. Идентификационный номер (VIN), в соответствии со стандартом Международной организации по стандартизации ISO 3779, содержит 17 знаков. Каждый символ VIN номера несет себе определенную информацию:• 1-ый символ - Страна-производитель:1, 4, 5 – США, 2 – Канада, 3 – Мексика, 9 – Бразилия, J – Япония, K – Корея, S – Англия, V – Испания, W – Германия, Y – Швеции, Z – Бразилия. • 2-ой символ - Фирма-Изготовитель:1 – Chevrolet, 2 или 5 – Pontiac, 3 – Oldsmobile, 4 – Buick, 6 – Cadillac, 7 - GM Canada, 8 – Saturn, A - Aud, A – Jaguar, A - Land Rover, B – BMW, U - BMW (США), В – Dodge, D – Dodge, С – Chrysler, D - Mercedes Benz, J - Mercedes Benz (USA), J – Jeep, F – Ford, F – Ferrari, F – Fiat, F – Subaru, G - General Motors, H – Honda, H – Acura, L – Lincoln, M – Mercury, M – Mitsubishi, А – Mitsubishi (США), M – Skoda, M – Hyundai, N – Nissan, N – Infiniti, O – Opel, P – Plymouth, S – Isuzu, S – Suzuki, T – Toyota, T – Lexus, V- Volvo,V- Volkswagen • 3-ий символ - Тип транспортного средства (легковой,грузовой):B- трейлер; F- грузовой автомобиль; H,X- легковой автомобиль, внедорожник и иные автомобили, попадающие под категорию MPV (Multi Purpose Vehicle); J,Y- автобус, универсал; Z- грузовик, микроавтобус, универсал. • 4-ый, символ указывает на расположение руля (правый или левый) • 5-ый символ указывает на комплектацию • 6-ой символ указывает тип кузова • 7-ой символ указывает класс автомобиля (о принадлежности к классу судят по общей разрешенной массе автомобиля) и обозначение системы безопасности: 0 А (до 1360 кг), ремни отсутствуют; 1 B (1361-1814 кг), активные ремни безопасности; 2 С (1815-2268 кг), пассивные ремни безопасности; 3 D (2269-2722 кг), активные ремни безопасности подушка безопасности с водительской стороны; 4 Е (2723-3175 кг), активные ремни безопасности подушки с обеих сторон; 5 F (3176-3629 кг), отключаемая подушка безопасности; 6 G (3630-4082 кг); 7 H (4083 и более кг), гидравлические тормоза; 8 H (4083 и более кг), пневматические тормоза; 9 H (4083 и более кг), составные тормоза. • 8-ой символы – указывает тип двигателя автомобиля. • 9-ый символ - контрольная цифра VIN, по которой определяют корректность VIN-номера. • 10-ый - символ обозначает модельный год: A – 1980, B – 1981, C – 1982, D – 1983, E – 1984, F – 1985, G – 1986, H – 1987, J – 1988, K – 1989, L – 1990, M – 1991, N – 1992, P – 1993, R – 1994, S – 1995, T – 1996, V – 1997, W – 1998, X – 1999, Y – 2000, 1 – 2001, 2 – 2002, 3 – 2003, 4 – 2004, 5 – 2005, 6 – 2006, 7 – 200, 8 – 2008, 9 – 2009 • 11-ый символ - указывает на завод сборки транспортного средства. В качестве примера приведем расшифровку идентификационных номеров нескольких зарубежных автомобилей: У одного из седельных тягачей VOLVO F12 идентификационный номер, выбитый на раме, состоит из следующих букв и цифр: YV2H3A1ASNB493103. В соответствии со справочным пособием фирмы они обозначают следующее. Идентификационный код изготовителя WMI – первые три знака (YV2) – говорят о том, что автомобиль изготовлен региональным европейским отделением VOLVO TRUK CORPORATION со штаб-квартирой в шведском городе Гетеборг (первый знак Y свидетельствует о том, что автомобиль изготовлен в Европе). Далее следует шестизначная описательная часть номера (H3A1AS). По первому знаку можно определить, что на тягаче установлена кабина серии НТ, расположенная над двигателем (бескапотная компоновка), по трем последующим (3А1) – что он укомплектован двигателем TD122FH, по пятому знаку (А) – что колесная формула автомобиля 4×2, а привод тормозной системы – пневматический. Шестой знак (S) не несет какой-либо информации. В указательной части (NB493103) первая буква (N) говорит о том, что данная модель запущена в серию в 1992 году, вторая буква (B) о том, что название сборочного завода – VOLVO EUROPA TRUNK NV, а последующие цифры – это заводской номер выпущенного автомобиля. Как уже говорилось выше, описательную часть идентификационного номера АТС автомобильные фирмы заполняют в соответствии со своими стандартами, поэтому проведем еще одну расшифровку VDS одного из грузовиков фирмы «Скания», модели SCANIA-113 M, которая сотоит из следующих букв и цифр: PA4×2A. Первая буква (P) означает то, что автомобиль имеет кабину бескапотной компоновки. Вторая буква (A) свидетельствует, что перед нами седельный тягач. Три последующих знака (4×2) – это его колесная формула, а последняя буква (А) – тип подвески. В данном случае автомобиль оснащен передней рессорной и задней пневматической подвеской. Из сказанного выше следует, что идентификационный номер АТС позволяет определить географический регион и страну, где оно выпущено, а также год его постановки на производство. Можно узнать и дату выпуска автомобиля (по его заводскому номеру), если запросить у соответствующей фирмы архивные данные, в которых записано, когда машина с данным номером вышла из ворот завода. Одним словом, идентификационный номер зарубежных транспортных средств несет в себе массу полезной информации, которую можно с успехом из него извлечь, если иметь в своем распоряжении стандарты Международной организации по стандартизации и справочное пособие интересующей вас фирмы.
Вопросы для самопроверки 1. По каким признакам классифицируются автотранспортные средства в России? 2. Какая классификация автотранспортных средств принята в Правилах ЕЭК ООН? 3. Каким образом все виды автотранспортных средств классифицируются по размерности и назначению? 4. Какие автотранспортные средства относятся к категории специализированных? 5. Приведите классификацию автотранспортных средств по величине осевых масс. 6. На какие группы можно разбить условия эксплоатации подвижного состава? 7. Что понимается под системой идентификации автотранспортных средств?
Глава 2 Автомобили- самосвалы и самосвальные автопоезда Самым распространенным видом подвижного состава при перевозках навалочных (сыпучих) - грузов (песка, гравия, щебня, глины, грунта, угля, зерна, картофеля, свеклы и др.), полужидких (товарного бетона, раствора, штукатурной массы, горячего асфальта и т. п.) и скальных грузов (породы, руды, камня) являются автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда. Автомобиль-самосвал — это специализированный грузовой автомобиль, отличающийся от обычных грузовых автомобилей тем, что процесс разгрузки полностью механизирован. Для этого кузов - прочная металлическая платформа - шарнирно крепится на раме автомобиля и может наклоняться назад или на боковую сторону на угол 45-55°. Наклон кузова приводит к естественному высыпанию груза под действием силы тяжести. Механизированная разгрузка позволяет значительно снизить время выгрузки груза и устраняет потребность в грузчиках. Загрузка автомобилей-самосвалов осуществляется различными погрузочными механизмами (например, экскаваторами, ковшовыми погрузчиками и другими погрузочными средствами. Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда делятся по ряду признаков. По типу подвижного состава - одиночный автомобиль-самосвал (без прицепа), самосвальный автопоезд (самосвал-тягач с одним или двумя прицепами-самосвалами), прицеп-самосвал, полуприцеп-самосвал. По дорожным условиям - автомобили-самосвалы подразделяются: на автомобили-самосвалы для работы вне дорог и по специальным дорогам; автомобили-самосвалы для эксплуатации по дорогам общей транспортной сети. Условия эксплуатации автомобилей-самосвалов как правило, тяжелые: перевозка грузов с мест добычи в карьерах, котлованах, вывозка грунта при строительстве промышленных и жилых объектов, отсыпка насыпей дамб и т. д. Поэтому пo проходимости различают внедорожные большегрузные автомобили-самосвалы, дорожные (колесная формула 4x2 или 6x4) и автомобили-самосвалы повышенной проходимости (колесная формула 4x4, 6x6 и др.). По грузоподъемности различают следующие автомобили-самосвалы: малой (до 2 т); средней (свыше 2 до 6 т); большой (свыше 6 до 14 т); особо большой (большегрузные свыше 14 т) грузоподъемности. По эксплуатационному назначению они могут быть: строительные, сельскохозяйственные, карьерные (предназначены для массовых перевозок руды, скальных и сыпучих грузов из карьеров) и узкоспециализированные (автомобили-самосвалы, перевозящие груз одного вида, например, раствор или бетон). Первые два типа автомобилей-самосвалов обычно относят к разряду универсальных (автомобили-самосвалы, осуществляющие перевозки довольно широкой номенклатуры грузов по дорогам общей сети в условиях городских и пригородных сообщений). По Принадлежности к определенным видам перевозок — для технологических перевозок, для пригородных и городских перевозок. По направлению разгрузки - односторонняя назад, односторонняя на боковую сторону, двусторонняя на боковые стороны, трехсторонняя назад и на боковые стороны. По конструкции привода самосвального механизма — с гидравлическим, пневматическим, механическим, электрическим и комбинированным приводами. Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда отличаются друг от друга, прежде всего, как и любой другой специализированный подвижной состав, конструкцией кузовов, выполненных в виде платформ различного типа. Кузов автомобиля-самосвала является наиболее трудоемкой, металлоемкой и быстро изнашиваемой частью самосвальной установки. Он проектируется как пространственная, тонкостенная, несущая конструкция, испытывающая нагрузку при подъеме от воздействия, с одной стороны, размещенного в платформе груза и, с другой стороны от усилия гидроцилиндра подъемного механизма. Построение рациональной силовой схемы платформы зависит от направления разгрузки самосвала, числа открывающихся бортов и расположения гидроцилиндра. Форму кузовов автомобилей-самосвалов и размеры платформ определяет ряд факторов: физико-механические свойства переводимых грузов, требования прочности кузова, стремление к универсальности кузовов для возможности перевозки в них относительно разнообразной номенклатуры грузов и, наконец, направление разгрузки. В поперечном сечении кузова автомобилей-самосвалов могут иметь прямоугольную и полуэллиптическую форму. В продольном сечении, кузова чаще всего имеют корытообразную форму. Кроме этого бывают кузова ковшового и совкового типов (рис. 2.1).
Рисунок 2.1- Формы кузовов автомобилей- самосвалов Прямоугольный тип кузова - это универсальный кузов, позволяющей производить разгрузку груза на три стороны (как и на бортовом грузовом автомобиле) и перевозить не только навалочные, но и тарно-упаковочные и штучные грузы. При прямоугольном сечении кузова снижается центр тяжести и повышается жесткость, а его емкость при тех же габаритных размерах больше, чем у кузовов с корытообразным и полуэллиптическим сечением. Однако при выгрузке некоторых грузов часть их застревает в углах, поэтому кузова разгружаются не полностью. Более полная выгрузка обеспечивается при корытообразном и полуэллиптическом сечении кузовов. Повышенная прочность этих кузовов позволяет использовать их при экскаваторной погрузке навалочных грузов. Корытообразная форма кузова обычно используется при разгрузке назад, но может быть применена и для разгрузки на сторону. Для увеличения жесткости кузовов такого типа их не откидные бортa усиливают стойками или шпангоутами, а откидные - ребрами. Полуэллиптические кузова; лучше сопротивляются ударным нагрузкам при погрузке, однако не могут обеспечить полноту выгрузки груза при сбрасывании на сторону, повышают центр тяжести автомобиля-самосвала и, следовательно, снижает его устойчивость. Прямоугольное, корытообразное и полуэллиптическое поперечное сечения имеют кузова универсальных автомобилей-самосвалов. Кузова ковшового и совкового тылов применяются для самосвалов большой и особо большой грузоподъемности. У ковшовых кузовов нет открывающихся боковых бортов. Борта в этом случае выполняют в виде наклонной стенки, угол наклона которой обычно равен 20-30° к горизонтали. Ковшовые кузова могут быть с односторонней разгрузкой назад, с разгрузкой на бок и с трехсторонней разгрузкой. Конструкция ковшовых кузовов более простая, чем у платформ с открывающимися бортами, имеет меньшую массу и большую прочность. Кроме этого использование ковшовых кузовов на автомобилях-самосвалах позволяет снизить центр тяжести груженого автомобиля и несколько сместить его в сторону кабины, что увеличивает устойчивость и равномерность распределения массы автомобиля на его оси. Однако существенным недостатком такой конструкции является необходимость увеличивать углы наклона относительно платформ с открывающимися бортами (обычно до 70-80°), чтобы при разгрузке груз не остановился на наклонной стенке борта. На строительных самосвалах с разгрузкой назад открывающийся задний борт обычно подвешивается на верхних шарнирах. Такая подвеска борта называется фартучной. Борт открывается и закрывается под воздействием собственного веса ссыпающегося груза. Замки борта размещены снизу. Автомобили-самосвалы большой и особо большой грузоподъемности не имеют заднего борта кузова. Для предотвращения потерь груза при движении задняя часть пола кузова несколько приподнята. Недостаточная боковая устойчивость затрудняет применение ковшовых платформ на прицепах-самосвалах. Кроме того, недостатком платформы ковшового типа является также нерациональное использование объема. Кузова карьерных самосвалов имеют днища не только С приподнятой задней частью, но и с наклонной основной частью вперед. Наклон днища вперед делается в целях снижения центра тяжести автомобиля-самосвала и увеличения нагрузки на переднюю ось. Такие кузова называются кузовами совкового или У-образного типа. Они позволяют осуществлять более полную выгрузку груза. При перевозках влажных грузов или растворов в зимнее время Навалочные и насыпные грузы обладают достаточно высокой абразивностью, поэтому основным материалом для изготовления кузовов автомобилей-самосвалов служит металл (в основном сталь). Металлические кузова кроме абразивной стойкости имеют достаточную прочность, позволяющую при погрузке принимать груз большими порциями при сбрасывании его с высоты 1,5-3,0 м из ковшей экскаваторов, различных погрузчиков и бункеров, однако увеличивают массу автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов. Ведущие производители автомобилей-самосвалов постоянно ведут поиск новых материалов и конструкций кузовов, увеличивающих их долговечность и уменьшающих массу. Например, самосвальные полуприцепы французской фирмы "Голом" изготавливаются из специальной стали и имеют в сечении U- образную форму. Кузова обладают высоким сопротивлением абразивному износу и ударам. Они выполняются из согнутого листа толщиной 5 мм, без каких-либо приваренных поперечин-усилителей. Такая конструкция кузова не вызывает увеличения его массы. Уменьшение массы самосвального автопоезда может быть так же достигнута за счет использования в его составе безрамных полуприцепов-самосвалов несущей конструкции. Другой путь снижения собственной массы полуприцепов-самосвалов - применение алюминиевых сплавов для изготовления бортов, кузовов в целом и даже рам. Для получения равнопрочной (на смятие) конструкции кузова из алюминиевого сплава, толщину алюминиевого листа несколько увеличивают. Из-за меньшей плотности алюминиевый лист легче стального тех же размеров на 50 %, и увеличенные затраты на материал быстро окупаются в эксплуатации за счет снижения расхода топлива при ездках без груза и возможности увеличения грузоподъемности автопоезда. Собственная масса полуприцепов-самосвалов с кузовами из алюминия на 1.4-1.8 т меньше собственной массы аналогичных АТС одинаковой грузоподъемности, но со стальными кузовами. Кроме этого, для снижения собственной массы прицепов и полуприцепов-самосвалов в качестве материалов кузовов могут применяться армированные пластмассы Опытные образцы самосвального кузова, выполненного из армированного стеклопластика, примерно в два раза легче соответствующего кузова, изготовленного из алюминиевых сплавов Механизм опрокидывания кузова на современных автомобилях-самосвалах выполняется чаще всего с гидравлическим приводом это объясняется тем, что данный тип привода при относительно малой массе и компактности конструкции, может развивать значительные усилия для сбрасывания больших масс перевозимых грузов, достаточно надежен и безопасен в работе. Затраты времени на подъем и опускание кузова составляют в среднем от 10 до 25 с. Гидравлические подъемные механизмы состоят из цилиндра или цилиндров; масляного насоса с краном управления; рычажно-балансирного механизма, соединяющего шток цилиндра с кузовом, и привода. Насосы гидропривода приводятся в действие от коробки отбора мощности с использованием энергии двигателя автомобиля. Опускание кузова после разгрузки осуществляется за счет его собственной массы. Исключение составляют самосвалы особо большой грузоподъемности, на которых опускание кузова происходит как за счет его массы, так и принудительно за счет воздействия на поршни гидравлических цилиндров давления масла при изменении направления его подачи. В табл. 1.3 приведены шесть наиболее распространенных принципиальных схем автомобилей-самосвалов с гидравлическим подъемным механизмом. Отличие схем состоит в направлении разгрузки и платформы, размещении основного исполнительного органа - гидроцилиндра и устройстве подъемного механизма. Гидравлические подъемные механизмы классифицируют по следующим основным признакам: • числу гидроцилиндров (в основном бывают с одним или двумя цилиндрами); • месту крепления гидроцилиндра - под платформой, перед платформой; с цилиндрами, расположенными с двух сторон платформы (слева и справа; спереди и сзади); • начальному расположению гидроцилиндров (горизонтально, вертикально, наклонно); • конструкции гидроцилиндров - простые (поршневые или плунжерные одностороннего или двухстороннего действия); телескопические одностороннего или двухстороннего действия; • системе воздействия на кузов - с неподвижными цилиндрами, имеющими шток с роликами и салазками у кузова; с качающимися цилиндрами и шарнирным креплением штока к кузову (табл. 1.3, схемы а - д); с качающимися цилиндрами и рычажной системой воздействия на кузов (табл. 1.3, схема е) с качающимися цилиндрами и рычажной зубчатой системой с переменным передаточным числом. Кроме гидравлического привода опрокидывания кузова существуют и другие подъемные механизмы, например, механические, пневматические, электрические и электрогидравлические. Автомобили-самосвалы с механическим подъемным механизмом, приводимым от двигателя, не получили широкого распространения, что объясняется большим износом механизмов из-за трудности их защиты от пыли и грязи, а также поломками зубьев шестерен из-за ударного приложения нагрузки. Пневматические подъемные механизмы также не имеют широкого применения, так как при относительно невысоком давлении воздуха габаритные размеры подъемных механизмов получаются очень большими. Такие подъемные механизмы неудобны для размещения на автомобиле, а большая их масса приводит к снижению грузоподъемности. В нашей стране созданы подъемные механизмы, в которых пневмоцилиндры заменены эластичными пневматическими подушками. Подушки надуваются при помощи отработанных газов двигателя. В таблице 2.1 представлены основные принципиальные схемы автомобилей- самосвалов с гидравлическим подъемным механизмом. Электрические и электрогидравлические (комбинированные) подъемные механизмы приводятся в действие от электродвигателя. Такой привод проще, и подъемные механизмы могут работать при неработающем двигателе. Таблица 2.1 Основные принципиальные схемы автомобилей- самосвалов с гидравлическим приводом
Электрогидравлический привод целесообразно использовать на прицепах-самосвалах, где простота привода подъемного механизма имеет особенно большое значение. По совокупности свойств, определяющих основные эксплуатационные качества, самосвалы, получившие наибольшее распространение у нас в стране, могут быть разделены на семь групп. Группа 1. Строительные самосвалы средней грузоподъемности (4 -6 т) с разгрузкой кузова назад рассчитаны для одиночной работы (без прицепа). Самосвалы этой группы предназначены для перевозок грунта, песка, глины, щебня, гравия, асфальта, бетона, строительных растворов, строительного мусора и других грузов и могут эксплуатироваться на автомобильных дорогах любой категории. Физико-механические свойства перечисленных выше грузов (плотность, гранулометрический состав, сыпучесть, текучесть и др.) обусловливают требования к конструкции кузова самосвала и в первую очередь его объему. Для рассматриваемых самосвалов оптимальное соотношение грузоподъемности и объема кузова должно быть в пределах 1,4-1,6 т/м, так как разброс значений навалочной плотности перевозимых ими грузов имеет примерно такой же диапазон. Другим важным требованием к конструкции кузова строительного самосвала является герметичность — исключение потерь при перевозках легкосыпучих и полужидких грузов. Этому требованию в большой степени отвечает кузов с односторонней разгрузкой назад, с одним открывающимся задним бортом. Такой способ разгрузки необходим во многих случаях эксплуатации строительного самосвала, например, при проведении планировочных работ или вывозе мусора на свалку, когда разгрузка ведется "в отвал". Рассматриваемые АТС не предназначены для работы с прицепом, так как в большинстве случаев им приходится работать на стесненных строительных площадках, что не позволяет маневрировать автопоездом. Погрузка таких жестких грузов, как камень, смерзшийся грунт, строительный мусор экскаваторами вызывает большие сосредоточенные ударные нагрузки на детали кузова. Это предъявляет повышенные требования к его прочности. Во избежание повреждения кабины грузом, срывающимся с ковша экскаватора, на переднем борту платформы укрепляют козырек, защищающий заднюю стенку и окно кабины. Группа 2. Строительные самосвалы средней грузоподъемности (5-6 т), предназначенные для систематической работы с прицепом-самосвалом. Самосвалы этой группы перевозят те же грузы, что и самосвалы группы 1, за исключением полужидких грузов (бетон, растворы). Они рассчитаны для эксплуатации на автомобильных дорогах всех категорий, но в отличие от группы 1 эти самосвалы не предназначены для работы на грунтовых дорогах, так как работа с прицепом в сложных дорожных условиях затруднена. Основное назначение этих самосвальных автопоездов - массовые перевозки нерудных материалов на строительные объекты с причалов, железнодорожных баз, из карьеров по установившимися маршрутами, в основном в больших городах. Характерными особенностями эксплуатации являются относительно хорошие дороги, без крутых подъемов и спусков; специально подготовленные погрузочно-разгрузочные пункты, обеспечивающие сквозное движение АТС без дополнительного маневрирования. Средние расстояния перевозок 15-25 км. Погрузка чаще всего осуществляется стационарными погрузочными средствами: транспортерами, бункерами, экскаваторами. Перегрузки самосвалов наблюдаются реже, чем у самосвалов группы 1, что объясняется длительными перевозками одинаковых грузов. Обязательным требованием для автопоезда является возможность разгрузки на боковые стороны. Автомобиль-самосвал, как правило, имеет разгрузку на три стороны, а прицеп - на две боковые. Для обеспечения работы с прицепом-самосвалом на самосвале-тягаче устанавливается ряд дополнительных агрегатов и более мощный двигатель. Группа 3. Сельскохозяйственные самосвалы средней грузоподъемности, предназначенные для систематической работы с прицепом-самосвалом (колесная формула 4x2 или 6x4). Автомобильные перевозки грузов в сельском хозяйстве по дорожным условиям и расстоянию можно разделить на две группы. Первая группа перевозок - это перевозки на дальние расстояния (вывоз зерна на элеваторы, подвоз удобрений со складов или заводов, поездки в город, например, за строительными материалами и другими грузами). В связи с относительно дальними рейсами и движением только по автомобильным дорогам для таких перевозок экономически целесообразно использовать автопоезда с одним или двумя прицепами. Вторая группа перевозок - это внутрихозяйственные перевозки на сравнительно короткие расстояния и часть в сложных дорожных условиях; движение по грунтовым дорогам, полю, луговине, мелким бродам, легким деревянным мостам; маневрирование на внутрихозяйственных площадях, токах, внутри складов. В этих условиях могут эксплуатироваться только одиночные самосвалы без прицепа. Перевозки на дальние расстояния и внутрихозяйственные чередуются в течение сезона. По условиям проходимости, нагрузочным параметрам, распределению нагрузки по мостам требования, предъявляемые к самосвалам этой группы и самосвалам группы 1, аналогичны. По приспособленности к перевозке самых различных грузов (сельскохозяйственные продукты, удобрения, строительные материалы, бытовые товары, оборудование, тарно-упаковочные и штучные грузы) к самосвалам этой группы предъявляются наиболее универсальные требования. Эти самосвалы часто используют как бортовые грузовые автомобили, например, для перевозки скота и птицы. Разнообразие грузов обусловливает и самые разные способы погрузки; шнеками из бункеров уборочных машин, транспортерами, сенокосилками, экскаваторами, кранами. Очень часто применяется ручной способ погрузки и разгрузки. Большая номенклатура грузов, условий погрузки и разгрузки определяет требования к конструкции кузова сельскохозяйственного самосвала. Он имеет прямоугольную форму с тремя открывающимися бортами (двумя боковыми и одним задним). Борта открываются на нижних шарнирах, что уменьшает подсыпание груза под колеса. Группа 4. Сельскохозяйственные самосвалы повышенной проходимости (колесная формула 4x4 и 6x6), рассчитанные для систематической работы с прицепом-самосвалом. В основном предназначены для внутрихозяйственных Высокая проходимость этих АТС обеспечивает надежную работу по бездорожью в весенний и осенний периоды. Однако использование шасси со всеми ведущими колесами существенно увеличивает себестоимость производства и обслуживания самосвала. Требования к конструкциям кузовов этих самосвалов те же, что и для группы 3. Группа 5. Строительные самосвалы большой грузоподъемности рассчитаны для одиночной работы (без прицепа); колесная формула 4x2 и 6x4. Используются при массовых перевозках насыпных и навалочных грузов на крупных строительных объектах и на карьерных разработках на короткие расстояния. Из-за большой полной массы и осевых нагрузок могут перемещаться только по автомобильным дорогам, допускающим осевую нагрузку более 100 кН па ось. Большую часть времени эти самосвалы эксплуатируются вне автомобильных дорог в сложный условиях: крутые подъемы и спуски в карьерах; движение по грунту при планировке строительных площадок и т.д. Погрузка в основном производится экскаваторами с объемом ковша до 3кубометров. При сбрасывании в платформу самосвала таких тяжелых грузов, как камень, скальные породы, мерзлая земля и тому подобное возникают большие ударные нагрузки на днище и борта кузова. Возможны перегрузки в результате большого разброса плотности перевозимых грузов. Особо тяжелые условия эксплуатации предъявляют повышенные требования к прочности шасси и самосвальной установки. Группа 6. Строительные автопоезда-самосвалы большой грузоподъемности. При отсыпке насыпей, строительстве дорог и плотин широкое распространение получают самосвальные автопоезда в составе универсального автомобиля-самосвала и прицепа-самосвала или седельного тягача и полуприцепа-самосвала. Большегрузные самосвальные автопоезда используют при организации массовых и стабильных перевозок насыпных и навалочных грузов по установившимся маршрутам в городах и пригородах. Специально подготовленные погрузочно-разгрузочные пункты обеспечивают прямоточное движение автопоездов. Маршруты прокладываются по дорогам и городским улицам, допускающим осевые нагрузки свыше 100 кН. Преобладают сравнительно большие (для самосвалов) расстояния перевозок в 15-20 км. Кузов, как тягача, так и прицепа должен иметь возможность разгрузки на боковые стороны. Группа 7. Карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности. Они не предназначены для движения по автомобильным дорогам, и поэтому на них не распространяются весовые и габаритные ограничения. Их эксплуатируют по бездорожью или на специально подготовленных трактах при длительных перевозках по одному маршруту. Конструкции таких самосвалов существенно отличаются от конструкции дорожных самосвалов всех групп. Тяжелые дорожные условия работы карьерных автомобилей-самосвалов требуют, для повышения их динамических качеств, проходимости, надежности и долговечности, установки на них двигателей с высокой удельной мощностью; большего числа ведущих осей и количества ступеней в трансмиссии; гидромеханических коробок передач; использование дизель-электрического привода ведущих колес (мотор-колеса), а также блокировки дифференциалов и тормозов-замедлителей. Вопросы для самопроверки 1. По каким признакам классифицируются автомобили- самосвалы? 2. Какие факторы определяют форму и размеры самосвальных кузовов? 3. Какую форму могут иметь кузова автомобилей- самосвалов? 4. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с прямоугольной формой кузова? 5. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с корытообразной формой кузова? 6. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с полуэллиптической формой кузова? 7. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с совковой и ковшовой формой кузова? 8. По каким признакам классифицируется гидравлические подъемные механизмы автомобилей- самосвалов? 9. На какие группы делятся самосвалы по совокупности свойств? Глава 3 Автомобили и автопоезда - фургоны Автомобили-фургоны - специализированные грузовые автомобили с кузовом типа фургон (от французского fourgon - закрытый кузов грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа). Автомобили-фургоны по численности занимают второе место (после автомобилей-самосвалов) в автомобильном парке специализированных автотранспортных средств нашей страны. Их функциональное назначение заключается в обеспечении наиболее сохранной доставки тарно-упаковочных и штучных грузов, нуждающихся в защите от влияния факторов окружающей среды при минимальных затратах на транспортную тару и упаковку. Последнее свидетельствует в пользу широкого использования фургонов, так как затраты на тару и упаковку составляют значительную долю в общей стоимости перевозимых грузов. Например, в США эти затраты достигают 20 % от розничной стоимости товаров. Для перевозки основной части грузов торговли и быта используют в основном автомобили-фургоны различных конструкций, которые по своему назначению можно подразделить на две основные группы. В первую группу входят универсальные фургоны (фургоны общего назначения), предназначенные для перевозки грузов, не требующих специальных условий при транспортировании. К ним относятся и фургоны с поднимающейся и сдвигающейся крышами для перевозки тарных грузов при механизированных процессах погрузочно-разгрузочных работ. Вторую группу составляют специализированные фургоны, используемые для перевозки скоропортящихся грузов, а также перевозок хлебобулочных и кондитерских изделий, мебели, одежды и т. д. В этих случаях кузова фургонов дооборудуются дополнительными устройствами и установками, необходимыми для перевозки конкретного специфического груза. Подробная классификация кузовов автомобилей-фургонов приведена в табл. 3.1. Автомобили-фургоны общего назначения (универсальные) должны удовлетворять следующим основным технико-эксплуатационным требованиям.
Таблица 3.1 Классификация кузовов автомобилей- фургонов
По материалу изготовления фургоны делятся на цельнометаллические и деревометаллические (с деревянным каркасом и металлической обшивкой). На автомобилях особо малой грузоподъёмности (до 1 т) фургон объединяют с кабиной, но грузовое помещение отделяют от кабины перегородкой со смотровым стеклом. Для погрузки и выгрузки служит задняя (иногда и боковая) одно- или двустворчатая дверь. Требования предъявляемые к автомобилям- фургонам: 1. Фургоны по габаритным размерам, весовым ограничениям, скоростным свойствам должны соответствовать технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к базовым моделям. 2. Снаряженная масса фургона, отнесенная к грузоподъемности (коэффициент тары), должна быть как можно меньшей, а объем и площадь кузова фургона должны обеспечивать наиболее полное использование номинальной грузоподъемности базовой модели. 3 Пробег фургонов до капитального ремонта должен быть не менее пробега до капитального ремонта базовых моделей, а конструкция кузова должна обеспечивать малую трудоемкость проведения ремонтных работ. 4. Внутренняя форма кузова, исходя из условий наилучшего размещения груза в стандартной таре, должна иметь прямоугольное сечение (допускаются скругления радиусом до 0,15 м). Внутренняя высота кузова должна быть не менее 1,8 м, так как при меньшей высоте затруднена работа грузчиков и невозможно использование автомобильных погрузчиков. 5. Внутренние размеры кузовов-фургонов должны согласовываться с габаритными размерами стандартных поддонов, контейнеров и другой стандартной тары. 6. Фургоны грузоподъемностью 1,5 т и выше должны выполняться без надколесных ниш, а пол кузова при грузоподъемности фургона 4,5 т и выше должен допускать въезд погрузчика общей массой не менее 2,5 т. 7. Фургоны должны иметь, как правило, две двери: боковую и заднюю. Двери должны надежно фиксироваться в открытом состоянии, угол открывания задних дверей - 270°, боковых дверей - 180°. Проем задней двери должен соответствовать поперечному сечению внутренней части кузова, а ширина боковой двери должна быть не менее 1,3 м. Дверные запоры должны предусматривать устройства для пломбирования и сохранности пломбы от повреждения. 8. Фургоны с погрузочной высотой более 0,5 м оборудуются устройствами для удобного доступа внутрь грузового помещения (лестницами, трапами, подножками, перилами, поручнями), они не должны выступать за габариты кузова по длине и ширине. 9. Материал внутренней облицовки должен выбираться с учетом санитарно-гигиенических требований (допускать мойку, дезинфекцию), а запасное колесо устанавливаться вне кузова фургона.
В таблице 3.2 представлены варианты автофургонов в зависимости от сферы применения. Таблица 3.2 Варианты автофургонов в зависимости от сферы применения
Окончание табл.3.2
Достаточно широкое применение автомобилей-фургонов обусловливается рядом преимуществ, основными из которых являются: • обеспечение лучшей сохранности качества и количества перевозимого груза (как правило, дорогостоящего); • значительное увеличение коэффициента использования грузоподъемности при перевозках легковесного груза за счет укладки грузов на большую высоту без потери его в пути; • отсутствие необходимости сопровождения грузов экспедиторами при перевозках за пломбой отправителя; снижение затрат на тару и упаковку груза. Однако при использовании автомобилей-фургонов необходимо учитывать и их недостатки, основными из которых являются: • уменьшение грузоподъемности по сравнению с базовыми моделями; • увеличение стоимости кузовов-фургонов; повышение затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; • иногда усложнение процесса погрузки и выгрузки груза. К специальным фургонам предъявляются дополнительные требования, обусловливаемые свойствами отдельных грузов.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |