Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система идентификации автотранспортных средств




Идентификация (от лат. Identificare – отождествлять) – это установление одного конкретного автомобиля среди всех остальных, в том числе и тех, что имеют одинаковую с ним марку, модель и модификацию. Процедура идентификации состоит в сопоставлении номеров, нанесенных (выбитых) на кузов или раму АТС с соответствующими номерами, указанными в его техническом паспорте.

Идентификация проводится сотрудниками ГИБДД во время технического осмотра АТС и преследует следующие основные цели;

• установить, соответствие между данным конкретным автомобилем и документами на него;

• подтвердить принадлежность автомобиля его владельцу;

• опознать автомобили, числящиеся в угоне и т. д.

У подавляющего числа АТС, произведенных в России и странах СНГ, вместо единого идентификационного номера, на элементы конструкции нанесены и обозначены в техпаспорте три номера: номер кузова, номер двигателя и номер шасси.

Идентификационный номер (VIN), в соответствии со стандартом Международной организации по стандартизации ISO 3779, содержит 17 знаков. Каждый символ VIN номера несет себе определенную информацию:• 1-ый символ - Страна-производитель:1, 4, 5 – США, 2 – Канада, 3 – Мексика, 9 – Бразилия, J – Япония, K – Корея, S – Англия, V – Испания, W – Германия, Y – Швеции, Z – Бразилия.

• 2-ой символ - Фирма-Изготовитель:1 – Chevrolet, 2 или 5 – Pontiac, 3 – Oldsmobile, 4 – Buick, 6 – Cadillac, 7 - GM Canada, 8 – Saturn, A - Aud, A – Jaguar, A - Land Rover, B – BMW, U - BMW (США), В – Dodge, D – Dodge, С – Chrysler, D - Mercedes Benz, J - Mercedes Benz (USA), J – Jeep, F – Ford, F – Ferrari, F – Fiat, F – Subaru, G - General Motors, H – Honda, H – Acura, L – Lincoln, M – Mercury, M – Mitsubishi, А – Mitsubishi (США), M – Skoda, M – Hyundai, N – Nissan, N – Infiniti, O – Opel, P – Plymouth, S – Isuzu, S – Suzuki, T – Toyota, T – Lexus, V- Volvo,V- Volkswagen

• 3-ий символ - Тип транспортного средства (легковой,грузовой):B- трейлер; F- грузовой автомобиль; H,X- легковой автомобиль, внедорожник и иные автомобили, попадающие под категорию MPV (Multi Purpose Vehicle); J,Y- автобус, универсал; Z- грузовик, микроавтобус, универсал.

• 4-ый, символ указывает на расположение руля (правый или левый)

• 5-ый символ указывает на комплектацию

• 6-ой символ указывает тип кузова

• 7-ой символ указывает класс автомобиля (о принадлежности к классу судят по общей разрешенной массе автомобиля) и обозначение системы безопасности: 0 А (до 1360 кг), ремни отсутствуют; 1 B (1361-1814 кг), активные ремни безопасности; 2 С (1815-2268 кг), пассивные ремни безопасности; 3 D (2269-2722 кг), активные ремни безопасности подушка безопасности с водительской стороны; 4 Е (2723-3175 кг), активные ремни безопасности подушки с обеих сторон; 5 F (3176-3629 кг), отключаемая подушка безопасности; 6 G (3630-4082 кг); 7 H (4083 и более кг), гидравлические тормоза; 8 H (4083 и более кг), пневматические тормоза; 9 H (4083 и более кг), составные тормоза.

• 8-ой символы – указывает тип двигателя автомобиля.

• 9-ый символ - контрольная цифра VIN, по которой определяют корректность VIN-номера.

• 10-ый - символ обозначает модельный год: A – 1980, B – 1981, C – 1982, D – 1983, E – 1984, F – 1985, G – 1986, H – 1987, J – 1988, K – 1989, L – 1990, M – 1991, N – 1992, P – 1993, R – 1994, S – 1995, T – 1996, V – 1997, W – 1998, X – 1999, Y – 2000, 1 – 2001, 2 – 2002, 3 – 2003, 4 – 2004, 5 – 2005, 6 – 2006, 7 – 200, 8 – 2008, 9 – 2009

• 11-ый символ - указывает на завод сборки транспортного средства.
12-ый, 13-ый, 14-ый, 15-ый, 16-ый, 17-ый символы - обозначают последовательность транспортного средства для производства, по ходу прохода по сборочному конвейеру.

В качестве примера приведем расшифровку идентификационных номеров нескольких зарубежных автомобилей:

У одного из седельных тягачей VOLVO F12 идентификационный номер, выбитый на раме, состоит из следующих букв и цифр: YV2H3A1ASNB493103. В соответствии со справочным пособием фирмы они обозначают следующее. Идентификационный код изготовителя WMI – первые три знака (YV2) – говорят о том, что автомобиль изготовлен региональным европейским отделением VOLVO TRUK CORPORATION со штаб-квартирой в шведском городе Гетеборг (первый знак Y свидетельствует о том, что автомобиль изготовлен в Европе). Далее следует шестизначная описательная часть номера (H3A1AS). По первому знаку можно определить, что на тягаче установлена кабина серии НТ, расположенная над двигателем (бескапотная компоновка), по трем последующим (3А1) – что он укомплектован двигателем TD122FH, по пятому знаку (А) – что колесная формула автомобиля 4×2, а привод тормозной системы – пневматический. Шестой знак (S) не несет какой-либо информации. В указательной части (NB493103) первая буква (N) говорит о том, что данная модель запущена в серию в 1992 году, вторая буква (B) о том, что название сборочного завода – VOLVO EUROPA TRUNK NV, а последующие цифры – это заводской номер выпущенного автомобиля.

Как уже говорилось выше, описательную часть идентификационного номера АТС автомобильные фирмы заполняют в соответствии со своими стандартами, поэтому проведем еще одну расшифровку VDS одного из грузовиков фирмы «Скания», модели SCANIA-113 M, которая сотоит из следующих букв и цифр: PA4×2A. Первая буква (P) означает то, что автомобиль имеет кабину бескапотной компоновки. Вторая буква (A) свидетельствует, что перед нами седельный тягач. Три последующих знака (4×2) – это его колесная формула, а последняя буква (А) – тип подвески. В данном случае автомобиль оснащен передней рессорной и задней пневматической подвеской.

Из сказанного выше следует, что идентификационный номер АТС позволяет определить географический регион и страну, где оно выпущено, а также год его постановки на производство. Можно узнать и дату выпуска автомобиля (по его заводскому номеру), если запросить у соответствующей фирмы архивные данные, в которых записано, когда машина с данным номером вышла из ворот завода. Одним словом, идентификационный номер зарубежных транспортных средств несет в себе массу полезной информации, которую можно с успехом из него извлечь, если иметь в своем распоряжении стандарты Международной организации по стандартизации и справочное пособие интересующей вас фирмы.

 

Вопросы для самопроверки

1. По каким признакам классифицируются автотранспортные средства в России?

2. Какая классификация автотранспортных средств принята в Правилах ЕЭК ООН?

3. Каким образом все виды автотранспортных средств классифицируются по размерности и назначению?

4. Какие автотранспортные средства относятся к категории специализированных?

5. Приведите классификацию автотранспортных средств по величине осевых масс.

6. На какие группы можно разбить условия эксплоатации подвижного состава?

7. Что понимается под системой идентификации автотранспортных средств?

 

Глава 2 Автомобили- самосвалы и самосвальные автопоезда

Самым распространенным видом подвижного состава при пе­ревозках навалочных (сыпучих) - грузов (песка, гравия, щебня, гли­ны, грунта, угля, зерна, картофеля, свеклы и др.), полужидких (то­варного бетона, раствора, штукатурной массы, горячего асфальта и т. п.) и скальных грузов (породы, руды, камня) являются автомо­били-самосвалы и самосвальные автопоезда.

Автомобиль-самосвал — это специализированный грузовой автомобиль, отличающийся от обычных грузовых автомобилей тем, что процесс разгрузки полностью механизирован. Для этого кузов - прочная металлическая платформа - шарнирно крепится на раме автомобиля и может наклоняться назад или на боковую сто­рону на угол 45-55°. Наклон кузова приводит к естественному вы­сыпанию груза под действием силы тяжести. Механизированная разгрузка позволяет значительно снизить время выгрузки груза и устраняет потребность в грузчиках. Загрузка автомобилей-само­свалов осуществляется различными погрузочными механизмами (например, экскаваторами, ковшовыми погрузчиками и другими погрузочными средствами.

Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда делятся по ряду признаков.

По типу подвижного состава - одиночный автомо­биль-самосвал (без прицепа), самосвальный автопоезд (самосвал-тягач с одним или двумя прицепами-самосвалами), прицеп-само­свал, полуприцеп-самосвал.

По дорожным условиям - автомобили-самосвалы подраз­деляются: на автомобили-самосвалы для работы вне дорог и по специальным дорогам; автомобили-самосвалы для эксплуатации по дорогам общей транспортной сети. Условия эксплуатации автомобилей-самосвалов как правило, тяжелые: перевозка грузов с мест добычи в карьерах, котлованах, вывозка грунта при строительстве промышленных и жилых объектов, отсыпка насыпей дамб и т. д.

Поэтому пo проходимости различают внедорожные большегрузные автомобили-самосвалы, дорожные (колесная формула 4x2 или 6x4) и автомобили-самосвалы повышенной проходимости (колесная формула 4x4, 6x6 и др.).

По грузоподъемности различают следующие автомобили-самосвалы: малой (до 2 т); средней (свыше 2 до 6 т); большой (свыше 6 до 14 т); особо большой (большегрузные свыше 14 т) грузоподъемности.

По эксплуатационному назначению они могут быть: строительные, сельскохозяйственные, карьерные (предназначены для массовых перевозок руды, скальных и сыпучих грузов из карьеров) и узкоспециализированные (автомобили-самосвалы, перевозящие груз одного вида, например, раствор или бетон). Первые два типа автомобилей-самосвалов обычно относят к разряду универсальных (автомобили-самосвалы, осуществляющие перевозки довольно широкой номенклатуры грузов по дорогам общей сети в условиях городских и пригородных сообщений).

По Принадлежности к определенным видам перевозок — для технологических перевозок, для пригородных и городских перевозок.

По направлению разгрузки - односторонняя назад, односторонняя на боковую сторону, двусторонняя на боковые стороны, трехсторонняя назад и на боковые стороны.

По конструкции привода самосвального механизма — с гидравлическим, пневматическим, механическим, элек­трическим и комбинированным приводами.

Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда отличаются друг от друга, прежде всего, как и любой другой специализиро­ванный подвижной состав, конструкцией кузовов, выполненных в виде платформ различного типа.

Кузов автомобиля-самосвала является наиболее трудоемкой, металлоемкой и быстро изнашиваемой частью самосвальной уста­новки. Он проектируется как пространственная, тонкостенная, не­сущая конструкция, испытывающая нагрузку при подъеме от воз­действия, с одной стороны, размещенного в платформе груза и, с другой стороны от усилия гидроцилиндра подъемного механиз­ма. Построение рациональной силовой схемы платформы зависит от направления разгрузки самосвала, числа открывающихся бортов и расположения гидроцилиндра.

Форму кузовов автомобилей-самосвалов и размеры платформ определяет ряд факторов: физико-механические свойства перево­димых грузов, требования прочности кузова, стремление к универ­сальности кузовов для возможности перевозки в них относительно разнообразной номенклатуры грузов и, наконец, направление разгрузки.

В поперечном сечении кузова автомобилей-самосвалов могут иметь прямоугольную и полуэллиптическую форму. В продольном сечении, кузова чаще всего имеют корытообразную форму. Кроме этого бывают кузова ковшового и совкового типов (рис. 2.1).

 

 

Рисунок 2.1- Формы кузовов автомобилей- самосвалов

Прямоугольный тип кузова - это универсальный кузов, позво­ляющей производить разгрузку груза на три стороны (как и на бор­товом грузовом автомобиле) и перевозить не только навалочные, но и тарно-упаковочные и штучные грузы. При прямоугольном се­чении кузова снижается центр тяжести и повышается жесткость, а его емкость при тех же габаритных размерах больше, чем у кузо­вов с корытообразным и полуэллиптическим сечением. Однако при выгрузке некоторых грузов часть их застревает в углах, поэтому кузова разгружаются не полностью. Более полная выгрузка обеспе­чивается при корытообразном и полуэллиптическом сечении кузо­вов. Повышенная прочность этих кузовов позволяет использовать их при экскаваторной погрузке навалочных грузов.

Корытообразная форма кузова обычно используется при раз­грузке назад, но может быть применена и для разгрузки на сторону. Для увеличения жесткости кузовов такого типа их не откидные бортa усиливают стойками или шпангоутами, а откидные - ребрами.

Полуэллиптические кузова; лучше сопротивляются ударным нагрузкам при погрузке, однако не могут обеспечить полноту выгрузки груза при сбрасывании на сторону, повышают центр тяжести автомобиля-самосвала и, следовательно, снижает его устойчивость.

Прямоугольное, корытообразное и полуэллиптическое поперечное сечения имеют кузова универсальных автомобилей-самосвалов.

Кузова ковшового и совкового тылов применяются для само­свалов большой и особо большой грузоподъемности. У ковшовых кузовов нет открывающихся боковых бортов. Борта в этом случае выполняют в виде наклонной стенки, угол наклона которой обычно равен 20-30° к горизонтали. Ковшовые кузова могут быть с одно­сторонней разгрузкой назад, с разгрузкой на бок и с трехсторонней разгрузкой. Конструкция ковшовых кузовов более простая, чем у платформ с открывающимися бортами, имеет меньшую массу и большую прочность. Кроме этого использование ковшовых кузо­вов на автомобилях-самосвалах позволяет снизить центр тяжести груженого автомобиля и несколько сместить его в сторону кабины, что увеличивает устойчивость и равномерность распределения массы автомобиля на его оси. Однако существенным недостатком такой конструкции является необходимость увеличивать углы на­клона относительно платформ с открывающимися бортами (обычно до 70-80°), чтобы при разгрузке груз не остановился на наклонной стенке борта. На строительных самосвалах с разгрузкой назад открывающийся задний борт обычно подвешивается на верхних шарнирах. Такая подвеска борта называется фартучной. Борт от­крывается и закрывается под воздействием собственного веса ссы­пающегося груза. Замки борта размещены снизу.

Автомобили-самосвалы большой и особо большой грузоподъ­емности не имеют заднего борта кузова. Для предотвращения по­терь груза при движении задняя часть пола кузова несколько при­поднята. Недостаточная боковая устойчивость затрудняет приме­нение ковшовых платформ на прицепах-самосвалах. Кроме того, недостатком платформы ковшового типа является также нерацио­нальное использование объема.

Кузова карьерных самосвалов имеют днища не только С при­поднятой задней частью, но и с наклонной основной частью впе­ред. Наклон днища вперед делается в целях снижения центра тяже­сти автомобиля-самосвала и увеличения нагрузки на переднюю ось. Такие кузова называются кузовами совкового или У-образного типа. Они позволяют осуществлять более полную выгрузку груза.

При перевозках влажных грузов или растворов в зимнее время
днища кузовов (а иногда и неоткидных бортов) некоторых автомобилей-самосвалов оборудуют устройствами для их обогрева. Для
этого днища и борта выполняются двойными. Между стенками днища и бортов циркулируют отработавшие газы двигателя. Обогрев кузовов применяется обычно на строительных и карьерных самосвалах. Это предотвращает примерзание перевозимых грузов к поверхностям кузовов.

Навалочные и насыпные грузы обладают достаточно высокой абразивностью, поэтому основным материалом для изготовления кузовов автомобилей-самосвалов служит металл (в основном сталь). Металлические кузова кроме абразивной стойкости имеют достаточную прочность, позволяющую при погрузке принимать груз большими порциями при сбрасывании его с высоты 1,5-3,0 м из ковшей экскаваторов, различных погрузчиков и бункеров, одна­ко увеличивают массу автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов. Ведущие производители автомобилей-самосвалов по­стоянно ведут поиск новых материалов и конструкций кузовов, увеличивающих их долговечность и уменьшающих массу. Напри­мер, самосвальные полуприцепы французской фирмы "Голом" изготавливаются из специальной стали и имеют в сечении U- образную форму. Кузова обладают высоким сопротивлением абра­зивному износу и ударам. Они выполняются из согнутого листа толщиной 5 мм, без каких-либо приваренных поперечин-усили­телей. Такая конструкция кузова не вызывает увеличения его массы. Уменьшение массы самосвального автопоезда может быть так же достигнута за счет использования в его составе безрамных полуприцепов-самосвалов несущей конструкции. Другой путь снижения собственной массы полуприцепов-самосвалов - применение алюминиевых сплавов для изготовления бортов, кузо­вов в целом и даже рам. Для получения равнопрочной (на смятие) конструкции кузова из алюминиевого сплава, толщину алюминие­вого листа несколько увеличивают. Из-за меньшей плотности алю­миниевый лист легче стального тех же размеров на 50 %, и увели­ченные затраты на материал быстро окупаются в эксплуатации за счет снижения расхода топлива при ездках без груза и возможно­сти увеличения грузоподъемности автопоезда. Собственная масса полуприцепов-самосвалов с кузовами из алюминия на 1.4-1.8 т меньше собственной массы аналогичных АТС одинаковой грузоподъемности, но со стальными кузовами. Кроме этого, для снижения собственной массы прицепов и полуприцепов-самосвалов в качестве материалов кузовов могут применяться армированные пластмассы Опытные образцы самосвального кузова, выполненного из армированного стеклопластика, примерно в два раза легче соответствующего кузова, изготовленного из алюминиевых сплавов

Механизм опрокидывания кузова на современных автомобилях-самосвалах выполняется чаще всего с гидравлическим приводом это объясняется тем, что данный тип привода при относительно малой массе и компактности конструкции, может развивать значительные усилия для сбрасывания больших масс перевозимых грузов, достаточно надежен и безопасен в работе. Затраты времени на подъем и опускание кузова составляют в среднем от 10 до 25 с. Гидравлические подъемные механизмы состоят из цилиндра или цилиндров; масляного насоса с краном управления; рычажно-балансирного механизма, соединяющего шток цилиндра с кузовом, и привода. Насосы гидропривода приводятся в действие от коробки отбора мощности с использованием энергии двигателя автомобиля. Опускание кузова после разгрузки осуществляется за счет его соб­ственной массы. Исключение составляют самосвалы особо боль­шой грузоподъемности, на которых опускание кузова происходит как за счет его массы, так и принудительно за счет воздействия на поршни гидравлических цилиндров давления масла при изменении направления его подачи. В табл. 1.3 приведены шесть наиболее распространенных принципиальных схем автомобилей-самосвалов с гидравлическим подъемным механизмом. Отличие схем состоит в направлении разгрузки и платформы, размещении основного ис­полнительного органа - гидроцилиндра и устройстве подъемного механизма.

Гидравлические подъемные механизмы классифицируют по следующим основным признакам:

• числу гидроцилиндров (в основном бывают с одним или двумя цилиндрами);

• месту крепления гидроцилиндра - под платформой, перед плат­формой; с цилиндрами, расположенными с двух сторон платформы (слева и справа; спереди и сзади);

• начальному расположению гидроцилиндров (горизонтально, вертикально, наклонно);

• конструкции гидроцилиндров - простые (поршневые или плун­жерные одностороннего или двухстороннего действия); телескопи­ческие одностороннего или двухстороннего действия;

• системе воздействия на кузов - с неподвижными цилиндрами, имеющими шток с роликами и салазками у кузова; с качающимися цилиндрами и шарнирным креплением штока к кузову (табл. 1.3, схемы а - д); с качающимися цилиндрами и рычажной системой воздействия на кузов (табл. 1.3, схема е) с качающимися цилинд­рами и рычажной зубчатой системой с переменным передаточным числом.

Кроме гидравлического привода опрокидывания кузова суще­ствуют и другие подъемные механизмы, например, механические, пневматические, электрические и электрогидравлические.

Автомобили-самосвалы с механическим подъемным механиз­мом, приводимым от двигателя, не получили широкого распро­странения, что объясняется большим износом механизмов из-за трудности их защиты от пыли и грязи, а также поломками зубьев шестерен из-за ударного приложения нагрузки.

Пневматические подъемные механизмы также не имеют широ­кого применения, так как при относительно невысоком давлении воздуха габаритные размеры подъемных механизмов получаются очень большими. Такие подъемные механизмы неудобны для раз­мещения на автомобиле, а большая их масса приводит к снижению грузоподъемности. В нашей стране созданы подъемные механиз­мы, в которых пневмоцилиндры заменены эластичными пневмати­ческими подушками. Подушки надуваются при помощи отрабо­танных газов двигателя.

В таблице 2.1 представлены основные принципиальные схемы автомобилей- самосвалов с гидравлическим подъемным механизмом.

Электрические и электрогидравлические (комбинированные) подъемные механизмы приводятся в действие от электродвигателя. Такой привод проще, и подъемные механизмы могут работать при неработающем двигателе.

Таблица 2.1

Основные принципиальные схемы автомобилей- самосвалов с гидравлическим приводом

Принципиальные схемы автомобилей-самосвалов Краткая характеристика схем  
Схема а Данная схема получила наибольшее распространение. Платформа 1 разгружается на одну сторону - назад. Гидроцилиндр 2 расположен под платформой и пере­дает усилие непосредственно на ее основание. По этой схеме выполнены само­свальные установки автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-4502, МАЗ-503А и другие.    
Схема б Гидроцилиндр 2 размещен между кабиной и платформой 1 и воздействует на ее передний борт. При таком расположении гидроцилиндра платформа может разгружается, только назад. Этой схемой оснащаются самосвалы, имеющие шасси с расположением кабины над двигателем и привод только на задние колеса (4x2и 6 х 4). По такой схеме выполнены автомобили-самосвалы КамАЗ-5511,т КрАЗ-6505    
Схема в Платформа 1 разгружается на три стороны, гидроцилиндр 2 распо­ложен под платформой. Эта самосвальная установка обеспечивает наибольшую универсальность автомобиля-самосвала: он может работать как тягач с прицепом-самосвалом (разгрузка на боковую сторону), так и одиночно (разгрузка назад и на боковую сторону). По такой схеме выполняются все сельскохозяйственные самосва­лы в частности ЗИЛ-ММЗ-554М, ЗИЛ-ММЗ-4504, КАЗ-4540. На этих самосвалах платформа имеет прямоугольную форму и три от­крывающихся борта (два боковых и задний)    
Схема г Платформа 1 разгружается на две боковые стороны (направо и на­лево), гидроцилиндр 2 расположен под платформой- Такая схема применяется на автомобилях-самосвалах! предназначенных для систематической работы с прицепом-самосвалом. Отсутствие раз­грузки назад ограничивает эксплуатационные возможности авто­мобиля-самосвала при его работе без прицепа.
Схема д Разгрузка платформы 1 — двухсторонняя. Самосвал оснащен двумя гидроцилиндрами, расположенными впереди и сзади платформ мы и передающими усилие соответственно на передний и задний I борта. Преимуществами такой схемы является: снижение сосредо-1 точенной нагрузки на основание платформы (позволяет уменьшить металлоемкость основания и общую массу платформы); свобод­ный доступ к гидроцилиндрам при их обслуживании.
Схема е Самосвальная установка снабжена рычажной системой подъема платформы 1 назад и поршневым гидроцилиндром 2. Усилие гид­роцилиндра передается не непосредственно на днище платформы, а через систему рычагов 3. Эта схема обладает следующими пре­имуществами: горизонтальное расположение гидроцилиндра улуч­шает условия его компоновки; поршневой гидроцилиндр имеет значительно более простое уплотнение выдвижного штока по срав­нению с уплотнениями многоступенчатого телескопического гидроцилиндра, что повышает надежность гидропривода и позволяет увеличить давление; рычажная система в определенной степени препятствует боковому смещению платформы при опрокидывании назад, что повышает боковую устойчивость самосвала.    

Электрогидравлический привод целесо­образно использовать на прицепах-самосвалах, где простота при­вода подъемного механизма имеет особенно большое значение.

По совокупности свойств, определяющих основные эксплуатационные качества, самосвалы, получившие наибольшее рас­пространение у нас в стране, могут быть разделены на семь групп.

Группа 1. Строительные самосвалы средней грузоподъем­ности (4 -6 т) с разгрузкой кузова назад рассчитаны для одиноч­ной работы (без прицепа). Самосвалы этой группы предназначены для перевозок грунта, песка, глины, щебня, гравия, асфальта, бето­на, строительных растворов, строительного мусора и других грузов и могут эксплуатироваться на автомобильных дорогах любой ка­тегории. Физико-механические свойства перечисленных выше гру­зов (плотность, гранулометрический состав, сыпучесть, текучесть и др.) обусловливают требования к конструкции кузова самосвала и в первую очередь его объему. Для рассматриваемых самосвалов оптимальное соотношение грузоподъемности и объема кузова должно быть в пределах 1,4-1,6 т/м, так как разброс значений на­валочной плотности перевозимых ими грузов имеет примерно та­кой же диапазон.

Другим важным требованием к конструкции кузова строитель­ного самосвала является герметичность — исключение потерь при перевозках легкосыпучих и полужидких грузов. Этому требованию в большой степени отвечает кузов с односторонней разгрузкой на­зад, с одним открывающимся задним бортом. Такой способ раз­грузки необходим во многих случаях эксплуатации строительного самосвала, например, при проведении планировочных работ или вывозе мусора на свалку, когда разгрузка ведется "в отвал".

Рассматриваемые АТС не предназначены для работы с прице­пом, так как в большинстве случаев им приходится работать на стесненных строительных площадках, что не позволяет маневриро­вать автопоездом.

Погрузка таких жестких грузов, как камень, смерзшийся грунт, строительный мусор экскаваторами вызывает большие сосредото­ченные ударные нагрузки на детали кузова. Это предъявляет по­вышенные требования к его прочности. Во избежание повреждения кабины грузом, срывающимся с ковша экскаватора, на переднем борту платформы укрепляют козырек, защищающий заднюю стен­ку и окно кабины.

Группа 2. Строительные самосвалы средней грузоподъем­ности (5-6 т), предназначенные для систематической работы с прицепом-самосвалом. Самосвалы этой группы перевозят те же грузы, что и самосвалы группы 1, за исключением полужидких грузов (бетон, растворы). Они рассчитаны для эксплуатации на ав­томобильных дорогах всех категорий, но в отличие от группы 1 эти самосвалы не предназначены для работы на грунтовых дорогах, так как работа с прицепом в сложных дорожных условиях затруднена. Основное назначение этих самосвальных автопоездов - массовые перевозки нерудных материалов на строительные объекты с прича­лов, железнодорожных баз, из карьеров по установившимися маршрутами, в основном в больших городах.

Характерными особенностями эксплуатации являются относи­тельно хорошие дороги, без крутых подъемов и спусков; специаль­но подготовленные погрузочно-разгрузочные пункты, обеспечи­вающие сквозное движение АТС без дополнительного маневриро­вания. Средние расстояния перевозок 15-25 км. Погрузка чаще всего осуществляется стационарными погрузочными средствами: транспортерами, бункерами, экскаваторами. Перегрузки самосва­лов наблюдаются реже, чем у самосвалов группы 1, что объясняет­ся длительными перевозками одинаковых грузов. Обязательным требованием для автопоезда является возможность разгрузки на боковые стороны. Автомобиль-самосвал, как правило, имеет раз­грузку на три стороны, а прицеп - на две боковые.

Для обеспечения работы с прицепом-самосвалом на самосвале-тягаче устанавливается ряд дополнительных агрегатов и более мощный двигатель.

Группа 3. Сельскохозяйственные самосвалы средней грузо­подъемности, предназначенные для систематической работы с прицепом-самосвалом (колесная формула 4x2 или 6x4). Автомо­бильные перевозки грузов в сельском хозяйстве по дорожным ус­ловиям и расстоянию можно разделить на две группы. Первая груп­па перевозок - это перевозки на дальние расстояния (вывоз зерна на элеваторы, подвоз удобрений со складов или заводов, поездки в город, например, за строительными материалами и другими гру­зами). В связи с относительно дальними рейсами и движением только по автомобильным дорогам для таких перевозок экономи­чески целесообразно использовать автопоезда с одним или двумя прицепами. Вторая группа перевозок - это внутрихозяйственные перевозки на сравнительно короткие расстояния и часть в сложных дорожных условиях; движение по грунтовым дорогам, полю, лу­говине, мелким бродам, легким деревянным мостам; маневрирова­ние на внутрихозяйственных площадях, токах, внутри складов. В этих условиях могут эксплуатироваться только одиночные само­свалы без прицепа. Перевозки на дальние расстояния и внутрихо­зяйственные чередуются в течение сезона. По условиям проходимости, нагрузочным параметрам, распре­делению нагрузки по мостам требования, предъявляемые к само­свалам этой группы и самосвалам группы 1, аналогичны.

По приспособленности к перевозке самых различных грузов (сельскохозяйственные продукты, удобрения, строительные мате­риалы, бытовые товары, оборудование, тарно-упаковочные и штуч­ные грузы) к самосвалам этой группы предъявляются наиболее универсальные требования. Эти самосвалы часто используют как бортовые грузовые автомобили, например, для перевозки скота и птицы.

Разнообразие грузов обусловливает и самые разные способы погрузки; шнеками из бункеров уборочных машин, транспортерами, сенокосилками, экскаваторами, кранами. Очень часто применяется ручной способ погрузки и разгрузки. Большая номенклатура гру­зов, условий погрузки и разгрузки определяет требования к конст­рукции кузова сельскохозяйственного самосвала. Он имеет прямо­угольную форму с тремя открывающимися бортами (двумя боко­выми и одним задним). Борта открываются на нижних шарнирах, что уменьшает подсыпание груза под колеса.

Группа 4. Сельскохозяйственные самосвалы повышенной проходимости (колесная формула 4x4 и 6x6), рассчитанные для систематической работы с прицепом-самосвалом. В основном предназначены для внутрихозяйственных Высокая проходимость этих АТС обеспечивает на­дежную работу по бездорожью в весенний и осенний периоды. Од­нако использование шасси со всеми ведущими колесами сущест­венно увеличивает себестоимость производства и обслуживания самосвала. Требования к конструкциям кузовов этих самосвалов те же, что и для группы 3.

Группа 5. Строительные самосвалы большой грузоподъемности рассчитаны для одиночной работы (без прицепа); колесная формула 4x2 и 6x4. Используются при массовых перевозках на­сыпных и навалочных грузов на крупных строительных объектах и на карьерных разработках на короткие расстояния. Из-за боль­шой полной массы и осевых нагрузок могут перемещаться только по автомобильным дорогам, допускающим осевую нагрузку более 100 кН па ось. Большую часть времени эти самосвалы эксплуатируются вне автомобильных дорог в сложный условиях: крутые подъемы и спуски в карьерах; движение по грунту при планировке строительных площадок и т.д.

Погрузка в основном производится экскаваторами с объемом ковша до 3кубометров. При сбрасывании в платформу самосвала таких тя­желых грузов, как камень, скальные породы, мерзлая земля и тому подобное возникают большие ударные нагрузки на днище и борта кузова. Возможны перегрузки в результате большого разброса плотности перевозимых грузов. Особо тяжелые условия эксплуата­ции предъявляют повышенные требования к прочности шасси и са­мосвальной установки.

Группа 6. Строительные автопоезда-самосвалы большой грузоподъемности. При отсыпке насыпей, строительстве дорог и плотин широкое распространение получают самосвальные авто­поезда в составе универсального автомобиля-самосвала и прицепа-самосвала или седельного тягача и полуприцепа-самосвала. Большегрузные самосвальные автопоезда используют при ор­ганизации массовых и стабильных перевозок насыпных и навалоч­ных грузов по установившимся маршрутам в городах и пригородах. Специально подготовленные погрузочно-разгрузочные пункты обеспечивают прямоточное движение автопоездов. Маршруты про­кладываются по дорогам и городским улицам, допускающим осе­вые нагрузки свыше 100 кН. Преобладают сравнительно большие (для самосвалов) расстояния перевозок в 15-20 км. Кузов, как тяга­ча, так и прицепа должен иметь возможность разгрузки на боковые стороны.

Группа 7. Карьерные самосвалы особо большой грузоподъ­емности. Они не предназначены для движения по автомобильным дорогам, и поэтому на них не распространяются весовые и габа­ритные ограничения. Их эксплуатируют по бездорожью или на специально подготовленных трактах при длительных перевозках по одному маршруту. Конструкции таких самосвалов существенно отличаются от конструкции дорожных самосвалов всех групп. Тя­желые дорожные условия работы карьерных автомобилей-самосва­лов требуют, для повышения их динамических качеств, проходи­мости, надежности и долговечности, установки на них двигателей с высокой удельной мощностью; большего числа ведущих осей и количества ступеней в трансмиссии; гидромеханических коробок передач; использование дизель-электрического привода ведущих колес (мотор-колеса), а также блокировки дифференциалов и тор­мозов-замедлителей.

Вопросы для самопроверки

1. По каким признакам классифицируются автомобили- самосвалы?

2. Какие факторы определяют форму и размеры самосвальных кузовов?

3. Какую форму могут иметь кузова автомобилей- самосвалов?

4. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с прямоугольной формой кузова?

5. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с корытообразной формой кузова?

6. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с полуэллиптической формой кузова?

7. В каких случаях применяется автомобиль- самосвал с совковой и ковшовой формой кузова?

8. По каким признакам классифицируется гидравлические подъемные механизмы автомобилей- самосвалов?

9. На какие группы делятся самосвалы по совокупности свойств?

Глава 3 Автомобили и автопоезда - фургоны

Автомобили-фургоны - специализированные грузовые авто­мобили с кузовом типа фургон (от французского fourgon - закры­тый кузов грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа).

Автомобили-фургоны по численности занимают второе место (после автомобилей-самосвалов) в автомобильном парке специали­зированных автотранспортных средств нашей страны. Их функ­циональное назначение заключается в обеспечении наиболее со­хранной доставки тарно-упаковочных и штучных грузов, нуждаю­щихся в защите от влияния факторов окружающей среды при минимальных затратах на транспортную тару и упаковку. Послед­нее свидетельствует в пользу широкого использования фургонов, так как затраты на тару и упаковку составляют значительную долю в общей стоимости перевозимых грузов. Например, в США эти за­траты достигают 20 % от розничной стоимости товаров.

Для перевозки основной части грузов торговли и быта исполь­зуют в основном автомобили-фургоны различных конструкций, которые по своему назначению можно подразделить на две основные группы.

В первую группу входят универсальные фургоны (фургоны общего назначения), предназначенные для перевозки грузов, не требующих специальных условий при транспортировании. К ним от­носятся и фургоны с поднимающейся и сдвигающейся крышами для перевозки тарных грузов при механизированных процессах погрузочно-разгрузочных работ.

Вторую группу составляют специализированные фургоны, используемые для перевозки скоропортящихся грузов, а также перевозок хлебобулочных и кондитерских изделий, мебели, одежды и т. д. В этих случаях кузова фургонов дооборудуются дополнительными устройствами и установками, необходимыми для пере­возки конкретного специфического груза. Подробная классифика­ция кузовов автомобилей-фургонов приведена в табл. 3.1.

Автомобили-фургоны общего назначения (универсальные) должны удовлетворять следующим основным технико-эксплуатационным требованиям.

 

Таблица 3.1

Классификация кузовов автомобилей- фургонов

Признак классификации Вид кузова
Грузоподъемность До 2,1 т включительно; От 2,1 до 5 т включительно; От 5,1 до 8 т включительно
Требование к возможно большей сохранности перевозимого груза Без обеспечения температурного ре­жима; с сохранением температурного режима (изотермический, вентилируе­мый); с поддержанием температурно­го режима (охлаждение или подогрев), с поддержанием искусственного мик­роклимата
Форма в поперечном сечении Прямоугольный; трапециевидый (бун­керный); прямоугольный с усеченны­ми верхними боковинами
Количество секций и дверей Односекционный (одно- и двухдвер­ный); двухсекционный (трехдверный); трехсекционный (трех- и четырехдвер- ный); четырехсекционный (четырех- дверный и более)
Тип привода наклона, опуска­ния кузова (пола), осуществле­ния погрузки и выгрузки Гравитационный; гидравлический; пнев­матический; электрический; комбини­рованный
Приспособленность к механизи­рованному выполнению погру- зочно-разгрузочных работ Пол-конвейер; шнековая разгрузка; пол-рольганг; грузоподъемный борт; кон­сольный или портальный кран; элект­роталь; съемные: двери, крыша, боко­вые стенки, кузов; наклоняемый, опус­каемый пол, широкий дверной проем; пол, выдерживающий движение ви­лочных погрузчиков

 

По материалу изготовления фургоны делятся на цельнометаллические и деревометаллические (с деревянным каркасом и металлической обшивкой). На автомобилях особо малой грузоподъёмности (до 1 т) фургон объединяют с кабиной, но грузовое помещение отделяют от кабины перегородкой со смотровым стеклом. Для погрузки и выгрузки служит задняя (иногда и боковая) одно- или двустворчатая дверь.

Требования предъявляемые к автомобилям- фургонам:

1. Фургоны по габа­ритным размерам, весовым ограничениям, скоростным свойствам должны соответствовать технико-эксплуатацион­ным требованиям, предъявляемым к базовым моделям.

2. Снаряженная масса фургона, отнесенная к грузоподъемно­сти (коэффициент тары), должна быть как можно меньшей, а объем и площадь кузова фургона должны обеспечивать наиболее полное использование номинальной грузоподъемности базовой модели.

3 Пробег фургонов до капитального ремонта должен быть не менее пробега до капитального ремонта базовых моделей, а кон­струкция кузова должна обеспечивать малую трудоемкость прове­дения ремонтных работ.

4. Внутренняя форма кузова, исходя из условий наилучшего размещения груза в стандартной таре, должна иметь прямоуголь­ное сечение (допускаются скругления радиусом до 0,15 м). Внут­ренняя высота кузова должна быть не менее 1,8 м, так как при меньшей высоте затруднена работа грузчиков и невозможно ис­пользование автомобильных погрузчиков.

5. Внутренние размеры кузовов-фургонов должны согласовы­ваться с габаритными размерами стандартных поддонов, контейне­ров и другой стандартной тары.

6. Фургоны грузоподъемностью 1,5 т и выше должны выпол­няться без надколесных ниш, а пол кузова при грузоподъемности фургона 4,5 т и выше должен допускать въезд погрузчика общей массой не менее 2,5 т.

7. Фургоны должны иметь, как правило, две двери: боковую и заднюю. Двери должны надежно фиксироваться в открытом со­стоянии, угол открывания задних дверей - 270°, боковых дверей - 180°. Проем задней двери должен соответствовать поперечному се­чению внутренней части кузова, а ширина боковой двери должна быть не менее 1,3 м.

Дверные запоры должны предусматривать устройства для пломбирования и сохранности пломбы от повреждения.

8. Фургоны с погрузочной высотой более 0,5 м оборудуются устройствами для удобного доступа внутрь грузового помещения (лестницами, трапами, подножками, перилами, поручнями), они не должны выступать за габариты кузова по длине и ширине.

9. Материал внутренней облицовки должен выбираться с уче­том санитарно-гигиенических требований (допускать мойку, дезин­фекцию), а запасное колесо устанавливаться вне кузова фургона.

 

В таблице 3.2 представлены варианты автофургонов в зависимости от сферы применения.

Таблица 3.2

Варианты автофургонов в зависимости от сферы применения

Рисунок автофургона Характеристика автофургона Применение автофургона
Кузов промтоварного автофургона представляет из себя конструкцию, собранную из стальных прямоугольных труб и/или тонкостенных швеллеров, при помощи электросварки, и обшитую оцинкованным окрашенным листом, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши. Надстройка на базовое шасси без утепления. предназначенный для перевозки промышленных и общехозяйственных грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий
Кузов изотермического автофургона, с теплоизоляцией из пенополистирола (ППС) или пенополиуретана (ППУ) вспененного или экструдированного, высокой плотности. Представляет из себя конструкцию, собранную из сэндвич-панелей при помощи алюминиевых или стальных углов, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши, и соединениях при помощи саморезов по плоскости пола. предназначенный для перевозки продовольственных, в том числе скоропортящихся продуктов в охлажденном и замороженном состоянии (кузов с теплоизоляцией), промышленных грузов, требующих защиты от атмосферных и температурных воздействий
Кузов изотермического автофургона, с теплоизоляцией из пенополистирола (ППС) или пенополиуретана (ППУ) вспененного или экструдированного, высокой плотности. Представляет из себя конструкцию, собранную из сэндвич-панелей при помощи алюминиевых или стальных углов, на заклепочных соединениях по плоскостям боковин и крыши, и соединениях при помощи саморезов по плоскости пола. для перевозки хлебобулочных изделий на лотках

 

Окончание табл.3.2

Схема автофургона Характеристика автофургона применение автофургона
Кузова мастерских и лабораторий для монтажа оборудования для ремонтных бригад и анализа состояния технических объектов имеют заднюю двухстворчатую и боковую одностворчатую двери. С каждой стороны имеются два окна, два открывающихся и два неподвижных. Изнутри кузова обшиты древесноволокнистой плитой или фанерой. Для удобства входа и выхода сзади сбоку кузовов установлены подножки. Кузова имеют проточную естественную вентиляцию через вентиляционные решетки и открывающиеся окна. предназначенный для перевозки людей и оборудования
Кузова автофургонов- торговых точек имеют заднюю двухстворчатую дверь. С одной стороны имеются два открывающихся окна. Изнутри кузова обшиты древесноволокнистой плитой или фанерой. Для удобства входа и выхода сзади сбоку кузовов установлены подножки. Кузова имеют проточную естественную вентиляцию через вентиляционные решетки и открывающиеся окна для организации выездной торговли продуктами питания и товарами первой необходимости.

 

Достаточно широкое применение автомобилей-фургонов обусловливается рядом преимуществ, основными из которых являются:

• обеспечение лучшей сохранности качества и количества пере­возимого груза (как правило, дорогостоящего);

• значительное увеличение коэффициента использования грузо­подъемности при перевозках легковесного груза за счет укладки грузов на большую высоту без потери его в пути;

• отсутствие необходимости сопровождения грузов экспедито­рами при перевозках за пломбой отправителя; снижение затрат на тару и упаковку груза.

Однако при использовании автомобилей-фургонов необходимо учитывать и их недостатки, основными из которых являются:

• уменьшение грузоподъемности по сравнению с базовыми мо­делями;

• увеличение стоимости кузовов-фургонов; повышение затрат на техническое обслуживание и ремонт под­вижного состава;

• иногда усложнение процесса погрузки и выгрузки груза.

К специальным фургонам предъявляются дополнительные тре­бования, обусловливаемые свойствами отдельных грузов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.