Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автомобили-фургоны для перевозки хлебобулочных изделий




Специализированными автомобилями-фургонами перевозится основная масса хлебобулочных изделий, размещенных на специ­альных лотках. Такие автомобили-фургоны имеют кузова, разде­ленные на секции, оборудованные сварными металлическими ячей­ками для размещения лотков с хлебобулочными изделиями. С пра­вой стороны кузова имеются двери по числу секций. Кузова обору­дуются вентиляционными люками с регулируемыми заслонками. Доставка хлебобулочных изделий может также осуществляться в контейнерах, которые выставляются непосредственно в торговые залы магазинов. При таких перевозках контейнеры необходимо доставлять в фургонах. Транспортировка различных продуктов в магазины и предприятия общественного питания происходит по заранее составленным и контролируемым графикам. Ассортимент, время и количество поставляемых продуктов обусловливается до­говорами между тремя участниками перевозок: автотранспортными предприятиями, поставщиками и торговой сетью.

Вопросы для самоконтроля

1.На какие группы по назначению делятся автомобили- фургоны?

2.Как классифицируются кузова автомобилей- фургонов?

3.Какие варианты автофургонов в зависимости от сферы применения вы можете назвать?

4.Назовите преимущества в применении автомобилей – фургонов.

5.Назовите недостатки в применении автомобилей- автофургонов.

6.Какова область применения изотермических автофургонов?

7.В каком виде могут быть выполнены изотермические фургоны в зависимости от коэффициента теплопередачи «К»?

8.Какие материалы используются при изготовлении изотермических автофургонов?

9.Какие источники временного холода применяются при перевозках скоропортящихся грузов в автомобилях- ледниках?

10.За счет чего может производиться охлаждение кузова в автомобилях – рефрижераторах?

11. В каких случаях применяются автофургоны с отапливаемыми кузовами?

12.Охарактеризуйте автомобили – фургоны, перевозящие хлебобулочные изделия?

 

Глава 4. Автомобили и автопоезда- цистерны

Значительное место среди специализированного подвижного состава занимают автомобили и автопоезда-цистерны. Цистерна (от латинского cisterna - водоем, водохранилище) - емкость для хранения или перевозки жидкостей.

Автоцистернами перевозится широкая номенклатура грузов: жидкие нефтепродукты, удобрения, питьевая и техническая вода, жидкие пищевые продукты, цемент, мука, известь, зерно, глинис­тые растворы, битум, сжиженные газы и т. д. В них перевозят, с од­ной стороны, жидкий кислород с температурой - 218 °С, с другой -расплавленный алюминий с температурой + 270 °С. Автомобили-цистерны изготавливаются примерно в следующем соотношении: для перевозки нефтепродуктов - 45 %; молока - 25 %; питьевой во­ды - 15 %; цемента - 5 %; аммиачной воды - 3 %; сжиженных газов -2 %; глинистых растворов - 2 %; муки - 1 %; прочих грузов - 2 %.

Независимо от назначения автомобилей-цистерн их отличиеот универсальных грузовых автомобилей (прицепов, полуприце­пов) состоит в том, что они имеют резервуар для размещения груза и различные погрузочно-разгрузочные механизмы.

Основные типы автомобильных цистерн и их краткая характе­ристика приведены в таблице 4.1.

Автомобили-цистерны классифицируется по следующим при­знакам.

В зависимости от вида перевозимых грузов автомо­били-цистерны подразделяются на АТС для перевозки: жидких грузов; сыпучих материалов; сжиженных газов.

По типу базового шасси, на котором смонтировано технологическое оборудование: автомобиль-цистерна; прицеп-цистерна; полуприцеп-цистерна. По проходимости: обычной или повышенной проходи­мости.

По назначению: транспортные, предназначенные только для транспортировки грузов (автомобиль-цистерна); транспортно-заправочные, предназначенные как для транспортировки грузов, так и заправки, например, топливом других АТС (автомобиль-цистерна-заправщик);

 

 

Таблица 4.1

Основные типы автомобильных цистерн и их краткая характеристика

Номер схемы Рисунок автомобильных цистерн Краткая характеристика схемы
  Автопоезд в составе: автомобиль-цистерна и прицеп-цистерна  
  Полуприцеп-цистерна обычной несущей конструкции  
  Полуприцеп-цистерна несущей конструкции с пониженным цен­тром масс  
  Полуприцеп-цистерна несущей конструкции с пониженным цен­тром масс  
  Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с самосвальной раз­грузкой  
  Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с поперечным рас­положением цистерн
  Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с вертикальным расположением цистерн  
  Полуприцеп-цистерна рамной конструкции с хопперной раз­грузкой обычной конструкции

 

По вместимости (грузоподъемности) цистерны де­лят на цистерны малой (до 2 т), средней (свыше 2 до 5 т), большой (свыше 5 до 15 т) и особо большой (более 15 т) грузоподъемности.

По типу несущего шасси -рамные и несущие конст­рукции (см. табл. 1.5.).

По типу технологического оборудования для выгрузки: с выгрузкой продукта под действием гравитацион­ных сил; пневмовыгрузкой выгрузкой с помощью шнеков (механи­ческая), расположенных на цистерне или автономно; с самосваль­ной разгрузкой или комбинированной. Гравитационная система раз­грузки как самостоятельная применяется в основном на автоцис­тернах небольшой вместимости, предназначенных для перевозки жидких грузов.

Резервуары цистерн по конструктивным признакам разделяются:

по форме поперечного сечения - на круглые, эллиптические и цистернами в виде «чемлдан» (со скругленными углами и стенками).На рисунке 4.1 представлены формы автомобилей- цистерн в поперечном сечении.

Рисунок 4.1- формы автомобилей- цистерн в поперечном сечении

У каждого вида есть свои плюс и минусы. Так круглая цистерна выдерживает достаточно высокие нагрузки на стенки, проще в изготовлении, но в тоже время достаточно громоздка. Эллиптическое строение цистерны позволяет более компактно ее расположить. Что же касается цистерн с исполнением «Чемодан», то оно позволяет гораздо ниже расположить центр тяжести и как следствие обеспечить более высокую устойчивость автомобиля. А при одинаковых габаритных размерах имеет больший объем по сравнению с эллиптической цистерной.

Конструкция автоцистерны во многом зависит от материала, из которого она изготовлена. Изготавливают цистерны в основном из стали или алюминиевых сплавов. Алюминиевые цистерны наиболее предпочтительны, но не только из-за небольшого веса. Главное качество таких цистерн – это высокое сопротивление коррозии, при этом алюминий можно оставить без специальных покрытий. При условиях дополнительной защиты цистерна анодируется или окрашивается. При перевозке опасных легковоспламеняющихся грузов использование алюминиевых цистерн это к тому же гарантийная искра безопасность. Еще одним плюсом алюминиевых цистерн, по сравнению со стальными, является сохранение ими своих качеств при низких температурах, когда сталь становится ломкой (перевозка хладогенов, жидкого азота и т.п.).

форме продольного сечения - цилиндрическо-конические (табл. 4.1., схема 1-7); хопперного типа (табл.4.1, схема 8-9); по­стоянного или переменного сечения, которое может быть умень­шено как в передней части цистерны (табл.4.1, схема 1-7), так и в передней и задней ее части;

наличию отсеков и волнорезов - с одним или с несколькими от­секами (секциями); без волнорезов, с одним или несколькими вол­норезами;

теплоизоляционным характеристикам - без теплоизоляции, с термоизоляционной защитой, с устройствами для подогрева пе­ревозимого груза;

виду материала и его покрытию - металлические (из обычной углеродистой, высокопрочной или нержавеющей стали; из алю­миниевых сплавов - алюминия с легирующими добавками, в ос­новном хрома и магния); из синтетических материалов (например, пластмассы, армированной стекловолокном); без покрытия или со специальным покрытием внутренних поверхностей (эмалью, свин­цом, эпоксидной смолой).

Взаимное расположение продольных осей резервуаров цистерн и АТС позволяют выделить цистерны горизонтального, наклонно­го, вертикального и поперечного расположения (см. табл. 4.1).

Автоцистерны проектируют с учетом транспортной характери­стики грузов. Например, при задаваемом проектировщиком объеме цистерны, плотность перевозимых грузов позволит ему рассчи­тать нагрузку на шасси и элементы цистерны. Кроме этого, знание плотности, вязкости и электризуемости грузов поможет правиль­но выбрать характеристики насоса для разгрузки и определить ско­рость перекачивания продуктов. Величина давления насыщенных паров - сформулировать требования к прочности цистерны и ха­рактеристикам дыхательных клапанов и насосов. Выбор материала цистерны, антикоррозионных покрытий для ее наружных и внут­ренних поверхностей, а также агрегатов технологического обору­дования во многом определяется химической агрессивностью предполагаемых для перевозки грузов и коррозионной стойкостью выбираемых материалов и покрытий. Необходимость в теплоизо­ляции цистерны и оборудовании ее системой подогрева зависит от температуры застывания транспортируемых грузов и ряда других В верхней части автоцистерны оборудованы люками и специальным «дыхательными клапанами» (по числу секций). Люки герметически закрываются крышкой посредством уплотнительной кольцевой резиновой прокладки и позволяют проводить мойку и осмотр рабочей поверхности цистерн. Через «дыхательные клапаны» внутренняя полость цистерны сообщается с атмосферой.

В нижней части они имеют сливной (наливной) тракт, через который происходит слив жидкости из цистерны или «нижний налив» цистерны.

Могут оснащаться насосами.

Наполняют цистерны либо через верхнюю горловину наливным способом, либо через нижний сливной тракт. В этом случае заполнение цистерны может осуществляться собственным насосом, за счет откачки воздуха и создания в цистерне разрежения. Или сторонним насосом, установленным в месте отгрузки продукта. Нижний налив наиболее предпочтителен, т.к. при нем отсутствует росплеск наливаемой жидкости и практически отсутствует вспенивание и испарение продукта, что очень важно при наливе опасных грузов (светлые нефтепродукты и т.п.).

Цистерны, заполняемые через сливной тракт, оснащаются электрической системой сигнализации наполнения цистерны. В верхней части секций, в горловине, расположены датчики верхнего уровня загрузки, которые отслеживают наполнение цистерны и предотвращают возможность перелива.

Слив груза из цистерны осуществляется либо самотеком, либо при помощи собственного насоса создающего во внутренней полости цистерны избыточное давление воздуха.

Все автоцистерны в обязательном порядке оснащают поручнями и площадками обслуживания, имеющими поперечную перфорированную поверхность против скольжения. А при необходимости оборудуют рукавами и пеналами для их транспортировки.

Цистерны могут быть оснащены внешним термоизоляционным слоем для предотвращения замерзания жидкости при низких температурах или нежелательного нагрева при высоких наружных температурах. Возможна установка ТЭНов для подогрева жидкости внутри цистерны.

Для уменьшения силы гидравлического удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля цистерны могут оснащаться поперечным волнорезом.

При конструировании цистерн стремятся, чтобы собственная масса цистерны была минимальной, ее центр тяжести расположен как можно ниже, объем резервуара был разделен на несколько от­секов и обеспечивалась его быстрая разгрузка, конструкция цис­терны была технологичной в изготовлении, а затраты на ее произ­водство и эксплуатацию наименьшими.

Существенное значение при конструировании цистерн имеет правильный выбор ее поперечного сечения. Например, цистерны круглого сечения технологически просты в изготовлении, имеют небольшую удельную металлоемкость, обладают большой прочно­стью и поэтому их использование целесообразно для перевозки грузов под давлением (сжиженные газы и жидкости) или в случае пневматической разгрузки сыпучих материалов. Однако эти цис­терны имеют большую высоту и высокое расположение центра тяжести.

Автоцистерны эллиптического сеченияприменяют в том слу­чае, когда необходимо понизить центр тяжести. Однако нужно помнить, что такое сечение уменьшает прочность резервуара по сравнению с резервуаром круглого сечения, а изготовление по­следнего дешевле. Снизить центр тяжести можно и за счет разме­щения на шасси полуприцепов двух цилиндрических резервуаров рядом (см. табл. 4.1, схема 7). Разгрузка их может осуществляться под действием силы тяжести или насосами - разгрузка сжатым воздухом не применяется, так как эллиптические цистерны обла­дают недостаточной жесткостью в направлении малой оси эллипса.

Автоцистерны прямоугольного сеченияимеют при одинаковой площади наиболее низко расположенный центр тяжести и наилуч­шее использование габаритных размеров, при той же вместимости у них минимальная длина и наименьшая чувствительность к коле­баниям жидкости и боковой качке. Однако стоимость изготовления таких цистерн довольно высока.

К автомобилям-цистернам предъявляются следующие техни­ко-эксплуатационные требования:

• наличие надежной герметизации люков;

• удобное расположение шлангов и их укрытие от загрязнения;

• оснащение резервуара подножками, поручнями, площадками;

• оснащение устройствами дистанционного привода открывания и закрывания крышки люка;

• оснащение подвижного состава контрольными приборами для определения степени загрузки, а также сигнальными устройствами ограничения наполнения;

• по окончании механизированной разгрузки не должно оста­ваться груза в резервуаре;

• наличие страховочных устройств, предотвращающих самопро­извольное включение механизмов оснащения цистерны во время движения;

• наличие средств срочной остановки выгрузки груза;

• установка внутренних перегородок для снижения силы гидрав­лического удара жидкости или равномерного размещения груза;

• разгрузочными механизмами, установленными на цистерне должен управлять один человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.