Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автотранспортные средства для перевозки плит




Автотранспортные средства для перевозки ферм

Длиннобазовые полуприцепы-фермовозы предназначены для перевозки ферм длиной 12,18, 24 м, установленных и закрепленных в положении, близком к рабочему. Полуприцепы-фермовозы имеют низкорамную ферменно-кассетную конструкцию и опираются на управляемые одно- и двухосные поворотные тележки со сдвоенными колесами. Одноосными тележками оборудуются полуприцепы-фермовозы грузоподъемностью до 12 т, фермовозы большей грузоподъемности имеют двухосные тележки. Канатное или гидравлическое поворотное устройство тележек обеспечивает поворот их осей с колесами на соответствующий угол в зависимости от угла «складывания» автопоезда. Управляемые тележки позволяют эксплуатировать фермовозы в стесненных условиях строительных площадок.

На рисунке 6.7 показан полуприцеп-фермовоз ПФ2224 грузоподъемностью 12 960 кг для перевозки ферм любой конструкции длиной до 24 м и высотой до 1,5 м. Рама полуприцепа кассетно-ферменного типа передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задней — на седельно-опорное устройство двухосной задней поворотной тележки.

Рисунок 6.8- Полуприцеп-фермовоз

Полуприцепы-плитовозы применяют для перевозки крупногабаритных плоских и линейных строительных конструкций — плит перекрытий и покрытий в горизонтальном положении, а также балок, опор, металлопроката, колонн, ригелей, пиломатериалов и др. Они представляют собой высокорамные одноосные и двухосные полуприцепы платформенного типа с грузовой площадкой, оборудованной специальной съемной оснасткой для опирания и крепления перевозимых изделий. Несущей частью грузовой площадки, плитовоза (рис. 6.8, а) является хребтовая рама 3 с консолями для настила и выдвижными боковыми стойками 2, опирающаяся на заднюю тележку 4. Грузовая площадка имеет деревянный настил и снабжена в передней части ограждением 1, предотвращающим сдвиг груза вперед. Некоторые конструкции плитовозов выполняются с раздвижной (телескопической) рамой (рис. 6.8, б). Разъемная платформа полуприцепа состоит из передней 5 и задней 7 грузовых площадок, соединенных с полурамами. Для сопряжения полурам служит хребтовая балка 6. Раздвижка полуприцепа осуществляется перемещением тягача после расфиксации штырей на задней полураме.

Рисунок 6.7- полуприцеп- плитовоз

 

6.5 Автотранспортные средства для перевозки тяжеловесных неделимых грузов

Крупногабаритный груз - груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам;

тяжеловесный груз - груз, вес которого с учетом массы транс­портного средства превышает установленные на территории Рос­сийской Федерации максимальные весовые нагрузки транспортно­го средства или нагрузку на ось транспортногосредства.


Номенклатура рассматриваемых грузов чрезвычайно многообразна. Это грузы, необходимые для нужд строительства, комму­нального хозяйства энергетики, транспорта, нефтяной, газовой, хи­мической и других видов промышленности: строительно-дорожная техника (краны, экскаваторы, бульдозеры и другие машины и агре­гаты); бытовые помещения для строительства (строительные ва­гончики); неделимые строительные блоки и конструкции: транс­форматоры; железнодорожные и трамвайные пассажирские наго­ны; корпуса судов; кабины лифтов; автомобили; гурбо-. гидро- и парогенераторы; конденсаторы; абсорберы; атомные реакторы; станки; узлы и агрегаты современных прессов; различные плат­формы; редукторы; элементы обжиговых печей и т. п.

Масса перечисленных выше грузов может колебаться от 30 до 200 и более тонн, длина достигать 40-50 м, ширина 5-7 м, высота 4-6 м.

Все перечисленные грузы перевозят на специализированных полуприцепах- и прицепах-тяжеловозах, отличительными чертами которых являются:

• повышенная грузоподъемность; большие габаритно массовые размеры;

• низко расположенная прочная рама и шины малой размер­ности, что обеспечивает небольшую погрузочную высоту и повышает удобство погрузки-разгрузки тяжеловесных грузов, а также устойчивость прицепного автопоезда;

• большое число осей и колес, что уменьшает давление на доро­гу и повышает грузоподъемность;

• часть колес - управляемая, что способствует маневренности автопоезда;

• наличие на ряде прицепов съемных или откидных помостов (аппарелей), что упрощает погрузку самоходных машин;

• наличие собственных механизмов и устройств, предназначенных для облегчения погрузо-разгрузочных работ (например, меха­низмы для опускания грузоподъемной части рамы на землю, на­клона рамы, оттаскивания или раздвижения колес прицепа, преобразования ступенчатой части рамы в наклонный трап и другие устройства).

Прицепы- тяжеловозы классифицируются:

По грузоподъемности прицепы-тяжеловозы делят на три группы: грузоподъемностью до 30 т; свыше 30 до 100 т и свыше 100 т. Существуют прицепы-тяжеловозы, грузоподъемность которых достигает 500, 1000 и даже 2000 т. Грузоподъемность полу­прицепов-тяжеловозов обычно не превышает 60 т. В нашей стране выпускаются прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью от 40 до 300 т, а полуприцепы-тяжеловозы - от 25 до 52 т.

 

 

Рисунок 6.8- Низкорамный полуприцеп-тяжеловоз ПНТ-20Б, грузоподъемностью 20 т, предназначенный для перевозки строительной техники    

 

 

Рисунок 6.9 - Полуприцеп-платформа с откидывающейся аппарелью, грузоподъемностью 39 т, предназначенный для перевозки строительной техники

Габаритно-массовые параметры прицепов-тяжеловозов первой группы незначительно отличается от обычных прицепов, поэтому для их транспортирования используются универсальные автомоби­ли-тягачи. Вторую группу прицепов-тяжеловозов составляют АТС с увеличенными габаритно-массовыми размерами и осевыми на­грузками, а также большим числом осей и колес. Третья группа прицепов-тяжеловозов отличается особо большой грузоподъемностью и служит для перевозки сверхтяжелых грузов. Для второй и третьей групп требуется один или несколько специальных автомобилей-тягачей

По составу автотранспортные средства -тяжеловозы бывают прицепнымии седельными.

по назначению - универсальными и узкоспециализированными

по условиям эксплуатации - для дорог общей сети и для внутрихозяйственных дорог.

Основным конструктивным требованием, которое предъявля­ется к прицепам и полуприцепам-тяжеловозам, является их мини­мальная погрузочная высота, равная у прицепов 500-1200 мм, а у полуприцепов - 1200... 1400 мм.

Это требование вызвано не столько габаритными ограниче­ниями по высоте перевозимого груза, сколько необходимостью обеспечения достаточной устойчивости движения автопоезда с гру­зами, имеющими высоко расположенный центр тяжести. Кроме то­го, минимальная погрузочная высота облегчает погрузку и разгрузку тяжелых крупногабаритных грузов.

Некоторые конструкции тяжеловозов для изменения высоты платформы (в определенных пределах) оборудуются механически­ми домкратами или гидравлическими подъемными механизмами, которые устанавливаются между платформой и тележками осей прицепов или полуприцепов. частности, у прицепа-тяжеловоза ЧМЗАП-5530 для погрузки тяжелого неделимого груза платфор­ма может быть опущена при помощи гидросистемы в течение 2-5 мин. Погрузочная высота при опущенной платформе равна 500 мм, при поднятой платформе без нагрузки - 900 мм, под на­грузкой - 850 мм

Большинство прицепов и полуприцепов-тяжеловозов имеют безбортовую грузовую платформу, которая при необходимости может быть дополнительно оборудована бортами.

Прицепы-тяжеловозы достаточно часто выпускают с подкатными (отделяемыми) тележками что позволяет при не­обходимости превращать их в полуприцепы-тяжеловозы. Для раз­мещения подкатной тележки в передней (если подкатных тележек две, то в передней и задней) части рамы делается выгиб, разность уровней между полками рамы составляет 350-550 мм. Подкатная тележка снабжается типовым опорно-сцепным устройством, а связь ее с прицепным звеном осуществляется шкворнем.


Тележки, в зависимости от грузоподъемности, изготавливают­ся одно-, двух- или многоосными. Оси многоосных тележек могут быть поворотными и неповоротными, а также иметь управляемые колеса. Прицепы-тяжеловозы имеют, как правило, от 3 до 12 осей, а полуприцепы-тяжеловозы - от 2 до 3. Общее количество колес на этих осях у прицепов 12-96, а полуприцепов 8-12.

Для изготовления рам прицепов и полуприцепов-тяжеловозов используется низколегированная сталь. Чаще всего рама - это свя­занные между поперечинами два внутренних и два наружных про­дольных лонжерона. Внутренние лонжероны обычно изготавлива­ют из двутавровых балок, наружные — из швеллеров. К нижним полкам лонжеронов в передней (гнутой) части рамы приваривается стальная опорная плита, несущая сцепной шкворень.

Пол платформы прицепов и полуприцепов-тяжеловозов изготавливается из досок толщиной 60-100 мм или из стальных листов толщиной 5-10 мм с более тонким деревянным настилом. У прице­пов и полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью 10-25 т под­веска колес — рессорная. Прицепы грузоподъемностью больше 25 до 40 т имеют полужесткую подвеску подкатных тележек и жест­кую балансирную подвеску остальных осей, обеспечивающую хо­рошую приспособляемость колес к неровностям дороги и равно­мерное распределение нагрузки по осям и колесам. Прицепы гру­зоподъемностью свыше 40 т снабжены балансирной подвеской всех колес, а сверхтяжелые прицепы - гидробалансирной свечной.

Для буксировки прицепов-тяжеловозов применяют седельные и буксирные тягачи и толкатели. С увеличением общей массы бук­сируемого прицепа или полуприцепа с грузом используются тягачи с большей тяговой мощностью или одновременно несколько тягачей. Сверхтяжелые грузы перевозят на активных прицепах, оборудованных управляемыми и ведущими колесами с электро- или гидроприводом от двигателя автомобиля-тягача. Они обору­дованы также силовыми установками с механизированным приво­дом.

В связи с тем, что доля тяжелых неделимых грузов в общем объеме перевозок относительно невелика, отечественные и зару­бежные производители тяжеловозов идут по пути создания мо­дульных многоцелевых унифицированных АТС, обладающих ши­роким диапазоном грузоподъемности и размеров. При таком подходе АТС собирается из модулей грузоподъемностью 25-150 т, которые могут соединяться между собой различными способами (последовательно, параллельно, комбинацией из этих способов). При этом каждый модуль может работать и как само­стоятельное транспортное средство. Колеса этого самоходного транспортного средства управляемые и поворачиваются на 90°, по­этому платформа может перемещаться как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только по специальному разрешению, выдаваемо­му только органами ГИБДД при наличии согласований маршрута движения с управлениями автомобильных дорог, а также комму­нальными органами, дистанциями пути и другими организациями. При этом определяются необходимость и вид сопровождения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие грузы относят к категории длинномерных и тяжеловесных?

2. Каким техническим требованиям должен соответствовать подвижной состав для перевозки металла?

3. По каким схемам производится доставка труб автомобильным транспортом?

4. Что представляют собой трубоплетевозы?

5. На какие группы можно разделить железобетонные изделия, чем обусловлена целесообразность использования специализированных АТС при их перевозки?

6. По каким признакам можно классифицировать специализированные полуприцепы для перевозки железобетонных конструкций?

7. Охарактеризуйте автомобили панелевозы, фермовозы и плитовозы.

8. Как классифицируются прицепы- тяжеловозы?

 

 

Глава 7 Автомобили и автопоезда- самопогрузчики

7.1. Назначение и классификация автомобилей-самопогрузчиков

Грузовые автомобили и автопоезда, которые могут не только осуществлять перевозку грузов, но и самостоятельно загружать се­бя ими и разгружаться, называют автомобилями-самопогрузчиками. Эти АТС отличаются от других грузовых автомобилей тем, что на них установлены различные грузоподъемные приспособле­ния и устройства, приводимые в действие от собственного двигате­ля автомобиля.

Автомобили-самопогрузчики применяются для доставки гру­зов на погрузочно-разгрузочные пункты с небольшим или неустой­чивым объемом работ (например, в магазины, сферу обслуживания населения, коммунальное хозяйство и т. д.), на которых, как прави­ло, практически отсутствуют погрузочно-разгрузочные средства. В делом на транспорте уровень механизации при перевозках тарно-упаковочных и штучных грузов не превышает 5 %, а на каждую тонну грузов торговли в среднем приходятся около 50-60 тарных мест. Это значит, что при перевозке тонны груза необходимо вы­полнить 50-60 грузовых операций. В этих условиях исполь­зование автомобилей-самопогрузчиков позволяет снизить долю ручного труда при выполнении погрузочно-разгрузочных опера­ций, уменьшить время их выполнения и тем самым сократить вре­мя простоев автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах.

В настоящее время парк автомобилей-самопогрузчиков насчи­тывает большое количество разнообразных по назначению и кон­струкции типов и моделей АТС. В связи с этим основными призна­ками классификации этих АТС являются конструктивные признаки и эксплуатационные свойства (тип перевозимых грузов, характери­стика автотранспортных средств, характеристика грузоподъемных устройств). Необходимо обратить внимание на то, что автомобили- самопогрузчики могут иметь как погрузочно-разгрузочные устрой­ства, позволяющие проводить самопогрузку и саморазгрузку, так и устройства, предназначенные только для самопогрузки или толь­ко для саморазгрузки грузов.

По типу перевозимых грузов (назначению) ав­томобили-самопогрузчики делятся на ЛТС, предназначенные для доставки тарно-упаковочных и штучных грузов, грузов, перевози­мых в контейнерах и пакетах, длинномерных пакетированных и нс- пакстированных грузов, порошкообразных, навалочных, жидких, перевозимых в съемных кузовах, тяжеловесных и крупногабарит­ных грузов, различного технологического оборудования.

К характеристикам базового АТС, на котором размещают обо­рудование для погрузки-разгрузки, относят его тип, состав, грузо­подъемностьи проходимость.

По типу базового АТС различают автомобили-самопогрузчи­ки общего назначенияи специализированные ( деление происходит по аналогии с грузовыми АТС в зависимости от конструктивных особенностей, главным образом кузова).

По составу базового АТС автомобили-самопогрузчики мо­гут быть в виде одиночного автомобиля и прицепногоили седель­ного автопоезда.

По грузоподъемности базовых АТС: малойдо 2,5 т включительно, среднейот 2,5 до 6,0 т включительно, большой свыше 6,0 т до предела, установленного дорожными ограничения­ми по массе, особо большой - выше указанного предела.

По проходимости базовых АТС автомобили-самопогруз­чики классифицируются на дорожные, повышеннойи высокой про­ходимости, а также на внедорожные.

Кроме перечисленных выше к важным эксплуатационным свойствам автомобилей-самопогрузчиков относят следующие:

- Сложность монтажа грузоподъемного устройства на базовое АТС. Различают АТС со стационарными грузоподъемными устройствами, установка которых выполняется на заводе-изгото­вителе, так как требует изменения конструкции базового автомо­биля (как правило, кузова), и съемнымигрузоподъемными устрой­ствами, не требующими конструктивных изменений базового ав­томобиля.

- Удобство выполнения погрузочно-разгрузочных операций показывает, в какой степени в конструкции автомоби­ля-самопогрузчика учтена возможность осуществления погрузки и разгрузки с минимальной затратой труда и времени. Это свойство в большей степени зависит от конструкции кузова автомобиля и оценивается максимальной высотой подъема груза, возможно­стью выполнения погрузочно-разгрузочных работ с одной, двух или треx сторон кузова, размером и обзорностью площади обслу­живания, расположением пульта управления и т.п.

- Готовность к выполнению погрузочно-разгрузочных операций характеризуется подготовительно-заключительным временем, не­обходимым для подготовки грузоподъемного устройства к работе и приведением его из рабочего положения в транспортное. Это свойство оказывает большое влияние на сокращение времени про­стоя АТС под погрузкой и разгрузкой и оценивается отношением подготовительно-заключительного времени к одной тонне полез­ной грузоподъемности автомобиля-самопогрузчика или ко всему времени простоя АТС под погрузочно-разгрузочными операциями.

- Степень снижения грузоподъемности автомобиля-самопогрузчика. Зависит от собственной массы грузоподъемного устрой­ства и оценивается коэффициентом потери грузоподъемности, представляющим собой отношение массы грузоподъемного уст­ройства к грузоподъемности базового автомобиля.

- Маневренность во время выполнения погрузочно-разгрузочных операций характеризует способность автомобиля-самопогрузчика к передвижению с грузоподъемным устройством, находящимся в рабочем положении. Автомобили-самопогрузчики, обладающие возможностью маневрирования во время выполнения погрузочно- разгрузочных операций, затрачивают меньше времени на их вы­полнение по сравнению с теми АТС, у которых эта возможность отсутствует. Однако сама необходимость совершения маневра при погрузке-разгрузке приводит к дополнительным временным затра­там на выполнение рассматриваемых операций.

- Трудоемкость выполнения погрузочно-разгрузочных операций с помощью автомобилей-самопогрузчиков характеризует степень механизации этого процесса и оценивается затратами труда (в че­ловеко-часах), необходимых для погрузки или выгрузки одной тонны груза.

- Топливная экономичность автомобилей-самопогрузчиков, име­ющих привод грузоподъемного устройства от двигателя базового автомобиля, оценивается расходом топлива, отнесенным к единице массы переработанного груза, или к единице времени работы гру­зоподъемного устройства.

Необходимо помнить, что наличие такого привода приводит к дополнительным расходам топлива, связанным с выполнением погрузочно-разгрузочных операций.

- Удобство эксплуатации автомобилей-самопогрузчиков в раз­личных условиях, оценивается возможностями работы с прицепом и осуществления погрузки- разгрузки других автомобилей.

 

7.2. Автомобили-самопогрузчики с крановыми устройствами

Автотранспортные средства по типу кранов, которыми они ос­нащаются, делятся на две группы.

Первую группу составляют АТС, оборудованные консольными стреловыми кранами, которые по своему конструктивному испол­нению делятся на устройства с шарнирно-сочлененной стрелой, с прямой телескопической стрелой, с двумя поворотными или не поворотными в плане стрелами.

Во вторую группу входят АТС, на которых смонтированы портальные качающиеся стрелы (качающиеся порталы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.