Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автотранспортные средства для перевозки железобетонных изделий и строительных конструкций




Классификация контейнеров

В соответствии со стандартом ISO 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:

· имеющий постоянный характер в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;

· специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перевозки грузов;

· снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности передачу с одного вида транспорта на другой;

· изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки.

Контейнеры классифицируются по четырем основным признакам: назначению, конструкции, величине массы брутто и нетто, сфере обращения

По назначению разделяют следующие виды контейнеров:

Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 000 кг и более

Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 000, но не более 10 000 кг

Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 000 кг

Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.

Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.

Контейнер-цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза, как под действием силы тяжести, так и под давлением, и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.

Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа "бокс" - контейнер прямоугольной конструкции, с дверным проемом как минимум на одной торцевой стенке и выгрузкой под действием силы тяжести. Допускается использование такого контейнера в качестве универсального.

Контейнер-платформа - контейнер, имеющий только основание с полом, снабженное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами

Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой

Рефрижераторный контейнер - изотермический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический компрессор, абсорбционную установку и т.п.)

• Мягкие контейнеры (в отечественных публикациях иногда встречается термин "биг-бэг" - "big-bag") применяются в основном для перевозки продовольственных, химических, навалочных грузов и минеральных удобрений. В мировой практике используются мягкие контейнеры различной грузоподъемности (от 0,5 до 12 т), различного конструктивного исполнения (закрытые, с открытым верхом, с днищем в виде поддона и т.п.), изготовленные из различных полимерных и других материалов. В российских портах в основном перегружаются мягкие контейнеры грузоподъемностью 0,5-2,0 т.

Мягкие контейнеры имеют следующие обозначения:

МК-Л - мягкий контейнер многоразового использования из резинотекстильных материалов с несущими грузовыми элементами в виде лент;

МКО-С - мягкий контейнер многоразового использования из нетканых и тканых материалов с несущими грузовыми элементами в виде стропов;

МКР-С - мягкий контейнер разового использования из нетканых и тканых материалов с несущими грузовыми элементами в виде стропов;

МКР-М - мягкий контейнер разового использования из полиэтиленовых материалов без несущих грузовых элементов.

В соответствии с ГОСТом Р 50610 специализированные контейнеры массой брутто до 12,5 т включительно подразделяются на:

- СК-0 массой брутто 6,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры-платформы на базе платформы с ограждениями (полными и неполными), предназначенные для штучных, в том числе пакетированных, а также тяжеловесных грузов, не требующих укрытия при перевозке;

- СК-1 массой брутто 3,2 (3,4), 5,0 (7,0) т - закрытые контейнеры преимущественно формы параллелепипеда или бункерного типа, а также цилиндрической формы, предназначенные для неслеживающихся или слабослеживающихся сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков;
- СК-2 массой брутто 3,2, 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры формы усеченного конуса, круглого или овального сечения, открытые или закрытые, предназначенные для сильно слеживающихся и смерзающихся грузов, в том числе концентратов руд;

- СК-3 массой брутто 3,2, 5,0 (6,0) т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для отдельных тарно-штучных грузов, в том числе пакетированных, включая сыпучие в таре, требующих защиты от атмосферных осадков;

- СК-3 ВМ массой брутто 5,0 (6,0), 12,5 т - закрытые контейнеры формы параллелепипеда, предназначенные для транспортирования и временного хранения взрывчатых материалов в соответствующей таре и упаковке;

- СК-3И, СК-3ИМ массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - изотермические закрытые контейнеры, предназначенные для скоропортящихся продуктов; - СК-3ИВ массой брутто 5,0 (6,0), 10,0 (12,5) т - вентилируемые закрытые контейнеры, предназначенные для свежих плодов и овощей;

- СК-4Ц массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, цилиндрической формы или в виде параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для жидких неопасных грузов малой и средней вязкости;

- СК-5Ц массой брутто 1,25 (1,0), 5,0 (7,0), 10,0 т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, цилиндрической формы или в виде параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для опасных жидких грузов (огнеопасных и взрывоопасных, ядовитых, особо агрессивных);

- СК-6Ц массой брутто 5,0 (7,0), 10,0 (12,5) т - контейнеры-цистерны с прямоугольным каркасом или без него, закрываемые или герметизированные емкости круглого, овального сечения или формы параллелепипеда, либо смешанной формы, предназначенные для вязких и высоковязких жидких грузов;

- СК-8 массой брутто 3,0 (3,4), 5,0 т - контейнеры формы параллелепипеда или пирамидальной формы с раскрывающимися дверьми или откидными стенками, с жестко закрепленным или выдвижным стеллажом, предназначенные для пачек (пакетов) хрупких листовых материалов.

По конструкции - контейнеры делятся на крытые и открытые, водонепроницаемые и негерметизированные, металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом ит.д.

По величине массы брутто и нетто - контейнеры подразделяются в соответствии с рекомендованными ISO (Международной организацией по стандартизации) фиксированными величинами. Наиболее распространенными являются контейнеры массой 30 и 20 т., с неизменной шириной 8 футов (2,438 м). Высота контейнеров различна: 8 футов (2,438 м), 8,5 футов (2,59м), 9 футов (2,74 м) и 9,5 футов (2,896м). В настоящее время в основном эксплуатируются контейнеры высотой 8,5 футов (2,59м) и реже 9,5 футов (2,896м). Для перевозки тяжелых грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях, применяются контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также контейнеры-платформы - флеты (flats) - для укладывания на них габаритных грузов. Длина контейнеров: 40, 30, 20 и 10 футов.

В таблице 5.1 представлен внешний вид и размеры контейнеров.

 

Таблица 5.1

Внешний вид и размеры контейнеров

Название Внешний вид Длина,м Ширина,м Высота,м Объем,м3 Вес груза.кг
Среднетоннажный 1,98 1,225 2,128    
Среднетоннжный 2,5 1,95 2,128    
Стандартный 6,06 2,44 2,59 33,3  
Рефрежираторный 6.06 2,44 2,6 26,5  
Открытый верх 6,06 2,44 2,59 32,6  
Изолированный 6,06 2,44 2,44 26,3  
Танк-контейнер 6,06 2,44 2,6    
Платформа Flatrack 6,06 2,44 2,59 27,9  
Стандартный 12,19 2,44 2,59 67,2  
Высокий (High Cube) 12,19 2,44 2,90 76,0  
Рефрижератор 12,19 2,44 2,6    
Рефрижератор (High Cube) 12,19 2,44 2,90    
Открытый верх (Open Top 12,19 2,44 2,59 66,7  
платформа Flatrack 12,19 2,44 2,59 54,8  
                       

 

По сфере обращения - контейнеры делятся на международные, магистральные, допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одного государства, внутризаводские.

5.2 Автотранспортные средства для перевозки контейнеров.

Транспортный процесс перевозки контейнеров в общем случае включает в себя следующие элементы:

• подача порожнего контейнера к месту загрузки;

• загрузка груза в контейнер;

• установка контейнера на автотранспортное средство и транспортировка к месту назначения;

• снятие контейнера с автомашины;

• разгрузка контейнера;

• установка порожнего контейнера на АТС и доставка к месту погрузки.

Такая технология требует наличия оборотного парка контейнеров для того, чтобы загрузка происходила до прибытия, а разгрузка контейнеров — после отбытия автомобиля. При прямых грузовых автомобильных перевозках число используемых контейнеров зависит от числа автомашин, осуществляющих перевозку, и числа погрузочно-разгрузочных механизмов, обслуживающих эти перевозки.

При расчете времени погрузки-разгрузки учитывается число загружаемых или разгружаемых контейнеров. Время, необходимое для установки или снятия одного контейнера, можно ориентировочно принять в соответствии с таблицей 5.2

Таблица 5.2

Время простоя при погрузке или разгрузке контейнеров

Масса контейнера, т Время на один контейнер, мин
До 1.25  
Свыше 1.25 до 5  
Свыше 5 до 20  
Свыше 20  

Если погрузка или разгрузка контейнеров происходит без снятия их с транспортного средства, то время простоя можно принять по таблице 5.3

 

Таблица 5.3

Время простоя при погрузке контейнеров без снятия их с автотранспортного средства

Масса контейнера, т Время простоя на первый контейнер, т Время простоя на каждый последующий контейнер, мин.
До 0,5    
Свыше 0,5 до 1,25    
Свыше 1.25 до 2.0    
Свыше 2,0 до 3,0    
Свыше 3,0 до 5,0    
Свыше 5,0 до 10,0    
Свыше 10,0 до 20,0   -
Свыше 20   -

 

При перевозке грузов в контейнерах объем перевезенного груза рассчитывается по номинальной массе брутто контейнера, а не по фактической массе загруженного в него груза. Однако учет при планировании перевозок фактической полной массы контейнеров позволяет более эффективно использовать автотранспортное средство, поскольку в контейнерах, как правило, перевозятся легковесные грузы, ц за счет этого можно за одну ездку перевезти большее число контейнеров.

Движение автомашин при доставке контейнеров может быть организовано по следующим схемам:

• маятниковый маршрут со снятием контейнера с автомобиля в пункте назначения;

• маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения груженого контейнера на другой груженый;

• маятниковый маршрут с обменом в пункте назначения груженого контейнера на порожний контейнер;

• маятниковый маршрут с загрузкой и (или) выгрузкой груза из контейнера без снятия его с автотранспортного средства, что наименее эффективно, так как резко увеличивает время простоя автомашины. Такую схему применяют при невозможности использовать погрузочно-разгрузочных механизмов для снятия контейнера или при использовании отцепных полуприцепов. При этой схеме не требуется наличие оборотного парка контейнеров;

• кольцевой маршрут с неоднократным обменом контейнеров при близком расположении получателей и отправителей грузов.

Для перевозки контейнеров могут использоваться одиночные бортовые и специализированные автомобили и автопоезда.

Наиболее распространенными автотранспортными средствами для перевозок контейнеров являются специализированные полу­прицепы-контейнеровозы и автомобили-самопогрузчики. Для ма­ло– и среднетоннажных.контейнеров, помимо полуприцепов-контейнеровозов, грузоподъемностью 5-10 т и самопогрузчиков ис­пользуют также бортовые автомобили и автопоезда общего на­значения.

В бывшем Советском Союзе в конце 70-х годов для перевозок мало- и среднетоннажных контейнеров были разработаны и полу­чили широкое применение низкорамные полуприцепы-контейнеро­возы модели А-402, А-402М и А441. Полуприцеп-контей­неровоз модели А-402 имеет грузоподъемность 5 т, предназначен для работы с седельным тягачом ГАЗ-52-06. На его низкорамной платформе размерами 3700x2180 мм могут размещаться малотон­нажные контейнеры массой брутто 1,25 и 0,625 т или среднетоннажные массой брутто 5 и 3 т (УУК-5 - 1 шт., УУК-5У - 1 шт., УУК-2,5 - 2 шт., АУК-1,25 - 4 шт., АУК- 0,625 - 6 шт.). Собствен­ная масса полуприцепа 2050 кг. Полуприцеп-контейнеровоз А-402М отличается от А-402 наличием откидывающихся металлических бортов у низкорамной платфор­мы и дополнительной площадки над одноосный тележкой для размещения контейнера массой брутто 3 т. Благодаря наличию бортов у основной платформы полуприцеп может быть исполь­зован не только для перевозки мало- и среднетоннажных кон­тейнеров, но и различных тарноштучных грузов, а предусмот­ренная площадка над одноосной тележкой позволяет улучшить использование полуприцепа при перевозке порожних контейнеров. Полуприцеп-контеинеровоз модели А441, грузоподъемностью 10 т, имеет три грузовые площадки и предназначен для работы с седельным тягачом ЗИЛ-130 (ЗИЛ-441510). Передняя и задняя площадки имеют размеры 1880x2200 мм, а средняя - 3700 х 2200 мм. На этой модели полуприцепа-контейнеровоза мож­но перевозить следующие типы контейнеров: 1 шт. УУК-5 (или УУК-5У) + 2 шт. УУК-2,5; 1 шт. УУК-5 + 4 шт. АУК-1,25; 2 шт. У У К- 2,5 + 4 шт. АУК-1,25.

Для перевозок среднетоннажных контейнеров на междугород­ных маршрутах был создан полуприцеп-контейнеровоз модели А-493 грузоподъемностью 14,5 т. Он выполнен с двухосной тележ­кой и рассчитан на работу с седельным тягачом КамАЗ-5410.

Для перевозок крупнотоннажных контейнеров разработаны и успешно эксплуатируются различные типы прицепов-контейнеровозов. Различают несколько модификаций полуприцепов-контейнеровозов: стандартные полуприцепы-контейнеровозы и низкорамные полуприцепы-контейнеровозы.

 

Рисунок 5.1- Полуприцеп контейнеровоз для перевозки крупнотоннажных контейнеров

Низкорамные полуприцепы-контейнеровозы (длина 12 650 мм., погрузочная высота 1 100 мм., ширина 2 500 мм.) используются для перевозки сухогрузных контейнеров повышенной вместимости.

Низкорамные полуприцепы контейнеровозы предназначены для перевозки одного 20 футового высокого стандартного контейнера, двух 20 футовых контейнеров или одного 40 футового высокого стандартного контейнера. Масса перевозимого груза на низкорамных полуприцепах может достигать 34 000 кг.

Стандартный полуприцеп-контейнеровоз (стандартная длина 12 500 мм., ширина 2 500 мм., погрузочная высота 1 400 мм.) предназначен для перевозки одного или двух 20 футовых стандартных контейнеров либо одного 40 футового стандартного контейнера. Масса перевозимого груза на полуприцепе такой комплектации может достигать 31 000 кг. Подвеска всех данных типов полуприцепов исполняется в рессорном или пневматическом варианте.

Наибольшее распространение в нашей стране получили полуприцепы марки ЧМЗАП, выпускаемые Челябинским ма­шиностроительным заводом автомобильных прицепов ОАО "Урал- автоприцеп", и МАЗ, выпускаемые Минским автозаводом.

Полуприцеп-контейнеровоз модели ЧМЗАП-9985 (выпускае­мый до 1986 года) грузоподъемностью 20,32 т предназначен для перевозки контейнеров массой брутто 20 т. Рама полуприцепа без настила с консольными поперечно расположенными балками. На концах балок смонтированы поворотные кулачки для фиксации и крепления контейнеров за нижние угловые фитинги. Тележка по­луприцепа - двухосная с рессорной подвеской балансирного типа. Данный контейнеровоз рассчитан на работу с седельным тягачом МАЗ-504ВП.

Аналогичный полуприцеп-контейнеровоз ЧМЗАП-99858 (вы­пускается с 1987 года) такой же грузоподъемности, но с погрузоч­ной высотой примерно на 130 мм ниже, чем у полуприцепа ЧМЗАП-9985, позволяет использовать его для стандартных кон­тейнеров типа 1С или с повышенной высотой типа 1СС, исполь­зуемых в настоящее время в смешанных перевозках.

Для перевозки двух контейнеров типа 1С или 1СС или одного контейнера типа 1А (1АА) используются полуприцепы-контейне­ровозы ЧМЗАП-9991 и ЧМЗАП-99589 и MA3-93892. Гру­зоподъемность полуприцепа ЧМЗАП-9991 27 т (поэтому он может использоваться только при перевозке контейнеров типа 1А или 1АА с фактической массой брутто каждого контейнера не более 13,5 т), собственная масса 4700 кг, длина 12500 мм, ширина 2500 мм и погрузочная высота 1500 мм. Рама его прямая без настила, тележ­ка двухосная с расстоянием между осями 2000 мм. Полуприцеп ЧМЗАП-99589 имеет грузоподъемность 30,2 т, собственную массу – 4500 кг, погрузочную высоту 1400 мм, габаритные размеры в мм (12460x2500x1470). Грузоподъемность полуприцепа MA3-93892 33 т, собственная масса 6000 кг, длина 12325 мм, ширина 2500 мм и по­грузочная высота 1415 мм.

Для перевозки контейнеров типа 1А, 1АА, IB, 1ВВ, 1С, 1СС в составе автопоезда используется автомобильный трехосный по­луприцеп-контейнеровоз МАЗ-9919.

Рассмотренные полуприцепы могут быть использованы только с тягачами, имеющими колесную формулу 6x4 (типа МАЗ-64229 или МАЗ-64221) или 6x2 и двигатель мощностью не менее 300 л. с.

Отличительной чертой полуприцепов-контейнеровозов, участ­вующих в доставке крупнотоннажных контейнеров с увеличенной высотой типа 1АА или 1СС, является их пониженная погрузочная высота. Разработка таких прицепов вызвана, с одной стороны, ши­роким использованием крупнотоннажных контейнеров, имеющих больший внутренний объем, за счет увеличения высоты (способ­ствующей их лучшей загрузке при доставке легковесных грузов), а - с другой - ограничениями дорожного габарита по высоте (4 м). Снижение погрузочной высоты полуприцепа-контейнеровоза по­вышает также устойчивость автопоезда с контейнерами во время движения.

Особую категорию специализированного подвижного состава для контейнерных перевозок представляют автомобили и автопо­езда-самопогрузчики, обеспечивающие механизированную самопо­грузку и саморазгрузку контейнеров.

Наряду со специализированными полуприцепами и самопо­грузчиками для перевозок мало– и среднетоннажных контейнеров используют подвижной состав общего назначения или бортовые автомобили и автопоезда. Практически все отечественные модели бортовых автомобилей и автопоездов могут быть применены для перевозки указанных контейнеров.

Выбор автомобиля или автопоезда соответствующей грузо­подъемности при контейнерных перевозках производят в зависи­мости от партии перевозимых контейнеров, типа контейнера, усло­вий погрузки и разгрузки, расстояния перевозки и других эксплу­атационных условий.

Автомобильные контейнерные перевозки особенно эффективны при работе автомобилей-тягачей со сменными полуприцепами- контейнеровозами. В этом случае можно добиться наименьших простоев тягачей на обменных контейнерных пунктах, контейнер­ных площадках, терминалах и площадках таможенного досмотра.

В смешанных автомобильно-железнодорожных и автомобиль­но-водных перевозках получают распространение перевозки грузов в полуприцепах контейнерах, конструктивно представляющих со­бой контейнер, смонтированный как единое целое на шасси АТС. Такие полуприцепы-контейнеры принято называть контрейлерами, а перевозки - контрейлерными.

Рисунок 5.2 Контрейлерная перевозка

Особенность этого вида пере­возок состоит в том, что автомобили-тягачи доставляют полупри­цеп с грузом на контейнерные пункты и терминалы и оставляют его там. Затем автомобили-тягачи забирают уже прибывшие (на других видах транспорта) в эти места полуприцепы-контейнеры и везут их к месту назначения. Таким образом, полуприцепы слу­жат контейнерами на колесах, которые участвуют в железнодорожно – автомобильных или водно-автомобильных перевозках. Кро­ме шасси АТС, контрейлеры могут иметь комбинированную ходо­вую часть, позволяющую перемещать их своим ходом не только по автомобильным дорогам, но и по железнодорожным путям.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение контейнеру и охарактеризуйте его основные параметры

2. Как разделяются контейнеры по назначению?

3. Как разделяются контейнеры по конструкции?

4. Как разделяются контейнеры по массе брутто и нетто?

5. Как разделяются контейнеры по сфере обращения?

6. Какие элементы включают в себя транспортный процесс перевозки контейнеров?

7. По каким схемам может быть организованно движение подвижного состава при доставке контейнеров?

8. Какие транспортные средства используются при перевозке среднетоннажных контейнеров?

9. Охарактеризуйте стандартные полуприцепы- контейнеровозы.

10. Охарактеризуйте низкорамные полуприцепы- контейнеровозы.

Глава 6 Автомобили и автопоезда для перевозки длинномерных и тяжеловесных грузов

Основными разновидностями длинномерных грузов являются: лесоматериалы (хлысты - цельный ствол поваленного дерева с не- отрубленной вершиной, очищенный от сучьев, круглый лес и пи­ломатериалы);металл (в виде проката и труб).

В общем объеме перевозок лесных грузов подавляющую долю составляют круглый лес и пиломатериалы.

Круглый лес используют: в качестве сырья для получения пи­ломатериалов, шпал, фанеры, различных заготовок, дубильных экс­трактов и древесного угля; в строительстве; для изготовления свай, мачт и опор электролиний; для крепления горных выработок и др. Длина круглого леса регламентирована ГОСТ и колеблется от 0,5 до 18 м. В зависимости от условий перевозок круглые лесомате­риалы делятся: на короткие - длиной до 3 м; средние - свыше 3 до 13 м и длинные - свыше 13 м. По толщине круглые лесоматериалы делят: на мелкие - диаметром до 130 мм; средние - до 240 мм; крупные - 260 мм и более. Длинномерным считается круглый лес диаметром 220-360 мм и длиной 6-18 м.

Кпиломатериалам относятся доски, бруски, брусья, шпалы, различные заготовки и др. Длина пиломатериалов стандартизована и колеблется от 1 до 6,5 м. Пиломатериалы длиной более 6,5 м мо­гут изготовляться только по специальному заказу. Ширина пило­материалов 80-250 мм. Материалы с большей шириной изготовля­ются также по специальному заказу.

Стальной прокат бывает нескольких видов: сортовой (простой и фасонный), листовой, специальный и трубы.

К простому прокату относятся: круглая, квадратная, угловая, полосовая сталь и другие виды относительно простого профиля го­товой прокатной продукции. Круглую и квадратную сталь выпус­кают в виде прутков с наибольшим диаметром, не превышающим 200 мм при длине прутка от 3 до 10 м. Фасонный прокат - рельсы, двутавровые и швеллерные балки, а также другие достаточно слож­ные по профилю виды продукции прокатных станов. Указанные виды проката обычно имеют длину 12-19 м, а рельсы - до 25 м.

Листовой прокат изготавливается из: толстолистовой и тон­колистовой стали с толщиной листа соответственно 4-60 мм и 0,2-4 мм. Ширина и длина листа могут быть различных размеров в соответствии с сортаментом. К тонколистовой стали относят: кровельное железо, волнистую листовую сталь, оцинкованные лис­ты, белую и черную жесть.

К специальным видам проката относят изделия сложного про­филя - дисковые вагонные колеса, бандажи, шестерни и т. п., кото­рые не являются длинномерными грузами.

Все эти грузы перевозят на специализированных автопоездах, состоящих из автомобиля-тягача и прицепа – роспуска или из автомобиля – тягача, специального прицепа и прицепа – роспуска. Длин­номерный груз обычно укладывают на коники, расположенные на автомобиле (полуприцепе) и прицепе-роспуске, таким образом, чтобы при полном использовании грузоподъемности автопоезда распределение массы груза соответствовало бы грузоподъемности тягача и прицепа, что позволяет избегать перегрузок рессор и шин, а также исключает недопустимое провисание груза.

Грузы длиной до 7 метров транспортируют на автопоезде, со­стоящем из прицепа-роспуска, который соединен с автомобилем- тягачом дышловой сцепкой. Для транспортировки грузов большей длины используют крестообразную тросовую сцепку, которая обеспечивает почти точное совпадение колеи колес прицепа-рос­пуска с колеей колес автомобиля-тягача. Для перевозки порожних прицепов-роспусков на автомобилях-тягачах в некоторых конст­рукциях прицепов предусмотрено складывающееся металлическое дышло. Кроме этого автопоезда, для обеспечения самопогрузки прицепов-роспусков на шасси, оснащаются лебедкой.

В тех случаях, когда длина груза не превышает длины полу­прицепа более чем на 2,5 метра, могут использоваться обычные ав­топоезда, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа.

Эксплуатация автопоездов, перевозящих длинномерные грузы, осуществляется в разнообразных как дорожных, так и климатиче­ских условиях. Поэтому они должны обладать высокой проходи­мостью и маневренностью. Высокая проходимость автопоездов обеспечивается применением автомобилей-тягачей со всеми веду­щими колесами; арочных и широкопрофильных шин; прицепов с активными осями и др. Повышение маневренности автопоездов осуществляется при помощи устройств, позволяющих управлять колесами прицепа или полуприцепа-роспуска.

Для городских и пригородных перевозок круглого леса и пиломатериалов используют самосвальные полуприцепы-лесовозы. В практике перевозок широкое распространение получил само­свальный полуприцеп-лесовоз с боковой разгрузкой Т-235А. Полу­прицеп выполнен с использованием шасси ОдАЗ-885, на которое устанавливаются два пространственных самосвальных коника. Ко­ники пригодны для перевозок круглого леса, пиломатериалов и лю­бого другого длинномерного груза. Стойки коников удерживаются в вертикальном положении либо вставными штырями, либо с по­мощью тросов или цепей, на которых лежит груз.

Металл, как показывает практика целесообразно перевозить на специализированных автопоездах – металловозах, которые отвечают следующим основным техническим требованиям:

• автопоезд должен состоять из седельного тягача и полуприцепа; полуприцеп автопоезда должен быть платформенного типа с несущей рамой;

• рама полуприцепа должна иметь запас прочности с учетом возможной временной перегрузки не более 20 %, а размеры плат­формы - обеспечивать перевозку металла длиной до 12 м;

• полуприцеп должен быть оснащен самосвальными кониками или сбрасывателями груза, обеспечивающими синхронность рабо­ты в целях удобства и безопасности разгрузочных работ;

• конструкция платформы полуприцепа должна обеспечивать ведение погрузочно-разгрузочных работ средствами грузоотправи­теля и грузополучателя;

• размещение и закрепление груза на платформе должно соот­ветствовать правилам техники безопасности при перевозке.

Автопоезда – металловозы с прицепом-роспуском, полуприце­пом-роспуском, полуприцепом с раздвигающейся рамой и с кузо­вом "безбортовая платформа" в основном оснащаются гидравличе­скими и механическими сбрасывателями груза. Распространенным представителем автопоезда – металловоза у нас в стране является ав­топоезд Т-268А, предназначенный для перевозки и меха­низированной разгрузки жесткого (непрогибающегося) прокатного металла (швеллера, круга, шестигранника длиной 6-12 м). Он со­стоит из автомобиля-тягача ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и одноосного прицепа-роспуска. Характерной особенностью этого автопоезда – металловоза является применение в качестве связующего элемента между грузонесущими площадками с кониками трубчатого дышла.

Такая конструктивная схема способствует относительному умень­шению собственной массы автопоезда и исключает возможность перевозки на данном подвижном составе прогибающегося металла, так как при его опирании на две плоскости по концам груз в про­цессе перевозки может коснуться дышла и поломать его.

Примером полуприцепа – металловоза с удлиняющейся плат­формой может служить модель специализированного полуприцепа, изготавливаемая германской фирмой "Kogel".

Этот при­цеп имеет раму лонжеронного типа и платформу со сплошным по­лом, к которой крепят боковые ограничительные стойки (по 5 штук с каждой стороны). Разгрузка металла производится четырьмя сбрасывателями, уста­новленными на платформе.

Рис. 7.3. Схема разфузки широкогаба­ритного листового металла
Рис. 7.3. Схема разфузки широкогаба­ритного листового металла
Рис. 7.3. Схема разфузки широкогаба­ритного листового металла

Широкогабаритный листовой прокат перевозится на автопоездах – металловозах с увеличенной шириной грузовой платформы. Для устранения главного недостатка, присущего обычному способу сбрасывания такого вида груза с грузовой платформы – вонзания в землю одной из сторон металлического листа, разработан специ­альный самосвальный коник.

Рис. 7.3. Схема разфузки широкогаба­ритного листового металла

Трубы необходимы для сооружения различных трубопроводов. В места строительства они доставляются автомобильным транс­портом по следующим схемам:

• перевозка труб длиной 6-12 м от железнодорожных станций до места укладки или до сварочных баз, где трубы свариваются по не­сколько штук в плети;

• перевозка плетей длиной 24-48 м от сварочных баз до мест ук­ладки.

Рис. 7.3. Схема разфузки широкогаба­ритного листового металла

В соответствии с этими схемами АТС для транспортировки труб по функциональному назначению делится на тру­бовозы предназначенные для перевозки труб длиной до 12 м, и трубоплетевозы, используемые для пере­возки плетей из труб длиной до 36 м.

автомобиль трубовоз 4426 на базе КАмаЗ 43114
Трубовозы выполняют на базе одиночных автомобилей и авто­поездов. Автопоезда – трубовозы делятся на прицепные, состоящие из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, и седельные, состоящие из автомобиля-тягача и полуприцепа.

Рисунок 6.2- Автопоезд- трубовоз

Трубоплетевозы представляют собой автопоезда, составленные на базе полноприводных автомобилей с двухосными прицепами- роспусками, выполненные по трем схемам:

• автомобиль-тягач и прицеп-роспуск, связанные между собой тягово-страховочным канатом;

• автомобиль-тягач и прицеп, соединенные седельными устрой­ствами через грузонесущую платформу;

• седельный автомобиль-тягач и полуприцеп.

Тяговое усилие у автопоездов ­– трубовозов передается от авто­мобиля-тягача к прицепу-роспуску через дышло, а у автопоездов ­– плетевозов сама плеть передает усилие на прицеп-роспуск.

Рисунок 6.3- Автомобиль-трубоплетевоз

При перевозке труб большого диаметра для газо- и нефтепро­водов, а также штанг буровых установок, автомобили оборудуются специальными ложементами, предохраняющими изоляцию труб от повреждений и искривления прямолинейности оси. При перевозке грузов разной длины применяют телескопические дышла. Иногда сам груз служит связующим силовым элементом автопоезда.

Трассы магистральных трубопроводов часто проходят по пере­сеченной местности, и трубы приходится перевозить в тяжелых дорожных и климатических условиях, поэтому автопоезда трубо- и плетевозы должны иметь надежные устройства для закрепления груза и его разгрузки, обеспечивающие сохранность труб от по­вреждений их стенок и торцов (установка опорных ложементов), а также высокие динамические качества, маневренность и прохо­димость. Для повышения проходимости автопоездов – трубовозов целесообразно применять в качестве автомобиля-тягача автомоби­ли повышенной проходимости, имеющие блокировочные устрой­ства в ведущих мостах и системы регулирования давления воздуха в шинах, а прицепы и полуприцепы с ведущими осями.

Трубы жилищного и промышленного строительства, требую­щие особой осторожности при транспортировке и погрузке- выгрузке, перевозят на саморазгружающихся автопоездах – трубовозах.

Погрузка и выгрузка длинномерных грузов может осуществ­ляться кранами, погрузчиками или устройствами, смонтированны­ми на автомобиле. Применение подвижного состава с разгрузоч­ными устройствами рационально при доставках малых партий груза и отсутствии у получателей стационарных разгрузочных ме­ханизмов.

 

С индустриализацией строительства в нашей стране железобе­тонные изделия и строительные конструкции (ЖБИ) стали основ­ным строительным материалом и соответственно грузом, который необходимо доставлять потребителям.

Транспортная характеристика рассматриваемых грузов позво­ляет разделить их на две группы.

К первой группе относят ЖБИ, перевозимые в универсальном подвижном составе (детали и конструкции небольших размеров: элементы фундаментов, лестничные марши и площадки, плиты балконов, перемычки, емкости водоснабжения и канализации, шахтная крепь и др.)

Вторую группу составляют ЖБИ, требующие при перевозке применения специализированных автотранспортных средств (строительные конструкции больших габаритных размеров: стеновые панели и панели перекрытий, плиты покрытий и перекрытия, колонны, сваи, балки и ригели и др.)

Целесообразность использования специализированных АТС для перевозки железобетонных конструкция обусловлена:

• значительными габаритными размерами и массой конструкций

• необходимостью соблюдения заданного пространственного положения и мест опирания изделий при перевозке

• восприимчивостью к динамическим нагрузкам и рядом других условий

Для перевозки строительных железобетонных конструкций необходимы специализированные автотранспортные средства. Это обусловлено значительными габаритами и массой железобетонных конструкций, необходимостью соблюдения заданного транспортного положения и мест опирания изделий при перевозке, их восприимчивостью к динамическим нагрузкам и рядом других условий.

Для перевозки крупногабаритных железобетонных конструкций в основном используют автопоезда, состоящие из седельного автомобильного тягача и специализированного полуприцепа. Применение седельных автопоездов позволяет более полно использовать тяговые возможности автомобиля. Кроме того, маневренность автопоезда седельного типа выше, чем прицепного, что особенно важно в стесненных условиях реконструкции зданий и сооружений, когда возникает необходимость движения автопоезда задним ходом.

Специализированные полуприцепы для перевозки железобетонных конструкций можно классифицировать по трем основным признакам:

1) виду основного перевозимого груза;

2) расположению по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа;

3) форме кузова, которая определяет конструкцию специализированного автотранспортного средства.

По виду основного перевозимого груза дается название специализированному полуприцепу:

• панелевозы — для перевозки панелей наружных и внутренних стен и панелей перекрытий;

• фермовозы — для перевозки железобетонных ферм;

• плитовозы — для перевозки плит покрытий и перекрытий, колонн, свай, балок, ригелей, опор линий электропередачи и светильников;

• сантехкабиновозы — для перевозки сантехкабин и элементов шахт лифтов;
• блоковозы — для перевозки объемных блоков.

В зависимости от расположения по высоте грузовой платформы полуприцепа относительно седельно-сцепного устройства тягача и колес полуприцепа транспортные средства делятся на три типа:

• высокорамные — с расположением грузовой платформы выше уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа;

• низкорамные — с расположением грузовой платформы ниже уровня седельно-сцепного устройства и колес полуприцепа;

• полунизкорамные — с расположением грузовой платформы ниже седельно-сцепного устройства, но выше колес полуприцепа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 6563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.