Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения и требования




ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

 

Лабораторные работы выполняются фронтальным методом на стендах унифицированной конструкции. Каждая работа оформлена на отдельном субблоке стенда с индивидуальным наименованием и с индивидуальной лицевой панелью. Все субблоки установлены в основной несущей конструкции и являются съёмными. Кроме субблоков, предназначенных для лабораторных работ, имеется субблок общего назначения под наименованием «Секундомер», на котором расположен тумблер СЕТЬ, и встроенный блок источника напряжений лабораторного электропитания. Первичным напряжением служит общая сеть ~220 В переменного тока f=50 Гц, а вторичное напряжение, используемое для питания лабораторных субблоков, составляет 5В постоянного тока (номинальное напряжение для микросхем транзисторно-транзисторной логики (ИМС ТТЛ)). На лицевой панели каждого субблока имеется отдельный тумблер с гравировкой ПИТАНИЕ, служащий для включения и отключения напряжения =5В. Включение напряжения контролируется по свечению соответствующего светодиода.

Все лабораторные макеты выполнены на микросхемах серии К155, поэтому уровни логического нуля и логической единицы (лог.0) и (лог.1), соответственно, равны 0,4В и не менее 2,4В. Это следует учитывать при пользовании осциллографами для наблюдения сигналов на входах и выходах исследуемых элементов и модулей. Кроме того, тактовые частоты при исследовании работы субблоков в динамических режимах выбраны так, чтобы можно было осуществить контроль сигналов визуально по светодиодам.

Для выполнения лабораторной работы необходимо получить разрешение преподавателя, включить тумблер СЕТЬ на субблоке «Секундомер» и затем тумблер ПИТАНИЕ на соответствующем субблоке. Убедитесь, что контролирующий подачу напряжения светодиод загорелся.

На лицевых панелях субблоков приведены упрощенные функциональные схемы лабораторных установок и условие графические обозначения (УГО) исследуемых микросхем. Кроме того, на лицевую панель вынесены коммутационные гнёзда, тумблеры и элементы индикации (светодиоды). Загорание (свечение) светодиода соответствует сигналу логической единицы на входе\выходе рассматриваемого элемента или логического модуля. Проконтролировать значения сигналов можно также при помощи осциллографа, подключив его к соответствующим гнёздам.

Одним из обязательных пунктов задания на выполнение лабораторной работы является ознакомление с конструкцией лабораторной установки. Под этим следует понимать: уяснение назначения и расположения всех коммутационных элементов (гнёзд, тумблеров, кнопок), элементов индикации, а также изучение приведённых на лицевых панелях субблоков функциональных схем и УГО ИМС.

При выполнении работ необходимо соблюдать элементарные правила техники электробезопасности. Так как вторичное напряжение (+5В) не опасно для жизни, то специальных мер не требуется. Однако с целью обеспечения безотказной работы лабораторных установок и лабораторного стенда в целом следует придерживаться ниже перечисленных правил:

· перед включением напряжения сети убедитесь, что тумблеры ПИТАНИЕ на всех субблоках стоят в положениях «выключено» (ВЫКЛ.) Включать напряжение можно только на один субблок;

· при сборке схем не допускается подключать выход элемента к шине логического нуля (лог. 0), то есть к корпусу лабораторного стенда или, что то же самое, к общему полюсу источника питания;

· сборку схем производить при выключенном напряжении питания;

· по окончании работы следует выключить напряжение питания и напряжение сети.

Одна лабораторная работа выполняется бригадой студентов их двух человек с оформлением одного отчёта. Отчеты оформляются согласно принятым на кафедре требованиям, а затем производится защита лабораторной работы. (Образец формы титульного листа приведён в Приложении 1). Защита заключается в ответах на вопросы как по отчёту, так и по соответствующему разделу теоретического курса. Преподаватель имеет право назначить студентам индивидуальные отчёт по выполненным лабораторным работам. Студент, выполнивший, но не защитивший более трех работ, к следующим работам не допускаются.

Методические указания составлены для каждой работы и оформлены подразделами. Причём собственно указания приводятся в порядке следования пунктов задания на выполнение работы. Не рекомендуется ни пропускать отдельные пункты, ни изменять их последовательность выполнения, так как получаемые результаты взаимно связаны. И нарушение последовательности может привести к затруднениям в ходе работы.

Кроме непосредственно методических указаний в данном пособии по каждой работе приведены: цель лабораторной работы; основные сведения из теоретической части курса; краткое описание субблока; задание на работу; содержание отчета и вопросы для самопроверки.

Основные сведения содержат необходимый для выполнения задания теоретический материал. Поэтому с ними следует ознакомится в первую очередь и сделать выписки для отчёта.

Задание (программа работы), как правило, включает в себя ознакомление с лабораторной установкой, экспериментальную часть и анализ результатов экспериментов. Частично анализ результатов может быть выполнен в ходе работы, но основные выводы по работе можно сделать только после домашнего анализа полученных результатов. Чтобы не возникло конфликтов, студентам по окончании занятий следует показать результаты выполнения работы преподавателю.

Подраздел «Содержание отчёта» содержит минимальный перечень материала, который должен быть приведен в отчёте, чтобы защита работы была успешной. Преподаватель имеет право изменить этот перечень, учитывая активность студентов на занятиях, их дисциплинированность и степень подготовки.

Рекомендуемые литературные источники содержат дополнительный материал методологического или справочного характера, позволяющий углубить знания по тем или иным вопросам, возникающим при выполнении лабораторных работ.

В данных указаниях приведены контрольные вопрос или вопросы для самопроверки. Поиск ответов на эти вопросы при самостоятельной подготовке позволит студенту качественно подготовиться к защите.

 

Работа 1. ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

1. Цели лабораторной работы

 

Исследование функциональных свойств логических элементов, изучение способов описания их работы и применения. Ознакомление с электрическими параметрами логических элементов серии ИМС К155.

2. Основные сведения и понятия

Логическим элементом называется минимальная совокупность взаимосвязанных компонентов, выполняющая простейшие логические операции (действия) над входными сигналами. К таким операциям относятся, например, логическое сложение (элемент ИЛИ), логическое умножение (элемент И), инверсия или отрицание (элемент НЕ) и ряд других.

Описать работу логического элемента – это означает выбрать способ задания зависимости его выходного сигнала от входных сигналов. Другими словами – определить зависимость значений выходного сигнала от значений входных сигналов. Так как входные и выходные сигналы в логических (цифровых) устройствах могут принимать только два значения лог.0 и лог.1, то названные зависимости будут двоичными (и логическими).

Для отображения двоичных зависимостей можно использовать три основных способа табличный, графический и аналитический. Выбор способа зависит от цели описания элемента. Если требуется уяснить работу элемента в установившемся режиме (в статике), достаточно применить табличный способ – построить таблицу, указав в ней значения выходного сигнала при соответствующем наборе значений входных сигналов. Такие таблицы называют таблицами истинности, а наборы значений входных сигналов – комбинациями. Если элемент имеет несколько выходов (многофункциональный элемент), то в таблице истинности показывают соответствующее число столбцов со значениями выходных сигналов (функций).

Графическое описание работы (функционирования) элемента заключается в построении временных диаграмм, на которых отображаются в виде условных уровней (лог.1 и лог.0) значения входных и выходных сигналов и их последовательности. Этот способ применяют, когда необходимо рассмотреть работу элемента в динамике, то есть оценить его быстродействие либо определить минимальные и максимальные длительности входных и выходных сигналов и т.д.

Аналитический способ используют для анализа функциональных свойств элемента, поиска возможных вариантов его применения для построения более сложных логических устройств и для формализации условий его работы. Этот способ основан на использовании булевой алгебры, с помощью которой выходной сигнал (функция) представляется логической зависимостью от входных сигналов (аргументов функции). Принято функции обозначать прописными, а аргументы строчными буквами латинского алфавита. Логические операции над аргументами обозначают специальными символами. В технических приложениях булевой алгебры логическая сумма (дизъюнкция) обозначается знаком плюс «+», логическое произведение (конъюнкция) точкой, либо точка между переменными не ставится, либо используется символ &, а инверсия – чертой над переменной (ā) и читается «не а».

Чтобы исследовать (уяснить) функциональные свойства логического элемента, необходимо найти в явном виде алгебраическое выражение его выходной функции, отобразив зависимости логическими символами между входными переменными (аргументами). Затем, пользуясь законами и следствиями булевой алгебры, а также определениями дизъюнкции, конъюнкции и инверсии, сформулировать свойства элемента и определить его назначение.

Рассмотрим это на примере анализа свойств двухвходового логического элемента И-НЕ.

Условное графическое обозначение (УГО), таблица истинности и временные диаграммы работы этого элемента приведены на рис. 1.а и б и рис.1.в, соответственно.

Из УГО следует, что на входы потенциальные не инверсные, а выход – инверсный, потенциальный. Обозначим входные сигналы логическими переменными a и b, соответственно, по входам «вх.1» и «вх.2», а выходной сигнал функцией X.

Примем, что сигнал лог.1 отображается более высокими уровнем по отношению к сигналу лог.0 (такое соглашение называют соглашением «положительной логики»). Тогда, проведя эксперимент, в котором на входы элемента будут подаваться все возможные наборы значений двух сигналов a и b (комбинации двоичного безызбыточного двухэлементного кода), можно определить значения выходного сигнала и построить таблицу истинности функции X, рис.1,б. Из анализа таблицы следует, что X принимает значение лог.0 только в единственном случае, когда оба входных сигнала одновременно принимают значение лог.1, т.е. когда сигналы лог.1 совпадают во времени. Поэтому выходной сигнал описывается инверсией логического произведения переменных a и b:

(1)

Таким образом, элемент И-НЕ (рис.1, а) представляет собой схему совпадения на два входа с инверсией выходного сигнала.

 

Рис.1 К анализу функциональных свойств элемента И-НЕ

 

Обратите внимание: функция X была определена по отношению к единичным значениям входных сигналов. Иными словами, если активными значениями входных сигналов считать лог.1, то элемент И-НЕ реализует инверсию логического произведения этих сигналов.

Если же за активное принять значение лог.0 (низкий уровень), то в то же самое время элемент И-НЕ реализует логическую сумму инверсий входных сигналов:

(2)

 

и ему будет соответствовать УГО рис.1,г. Это условное графическое обозначение элемента И-НЕ соответствует соглашения «отрицательной логики».

Полученные выводы известны в булевой алгебре под названием «закона де Моргана относительно логического произведения»:

(3)

Анализируя выражение (1) и (2) при a=b, либо при а=1 или b=1, можно придти к выводу, что элемент И-НЕ можно использовать в качестве инвертора (элемента НЕ). Для этого на его оба входа надо подать один и тот же сигнал, либо один из входов подключить к шине лог.1, то есть подать сигнал логической единицы.

На рис. 2 приведены варианты реализации элемента НЕ на логическом элементе И-НЕ.

Рис. 2. Реализация элемента НЕ на элементе И-НЕ

 

 

Эти варианты являются следствиями закона тавтологии и закона дойного отрицания булевой алгебры:

Следует заметить, для микросхем ТТЛ неиспользование какого-либо входа (соответствующий вывод микросхемы не подключен ни к шине лог.0, ни к шине лог.1) равносильно подаче на этот вход сигнала лог.1.

Поэтому, если у многовходового элемента И-НЕ оставить входы «свободными», то на выходе будет всегда сигнал лог.0.

Кроме того, из выражения (1) следует, поскольку от перемены мест сомножителей произведение не меняется, то входы элементов И-НЕ логически равнозначны. Это означает, что безразлично, на какой вход будут подаваться входные сигналы, последние можно «менять местами».

Из булевой алгебры известно, инверсия логического произведения (называемая функцией Шеффера) образует базис, то есть полную систему логических функций. И, следовательно, состоящий только из логических элементов И-НЕ набор является функционально полным. В свою очередь, это означает, что на таком наборе можно построить любое цифровое устройство, какой сложности оно бы ни было.

Покажем, что только логическими двухвходовыми элементами И-НЕ (2И-НЕ) можно реализовать логическую сумму сигналов:

Допустим a= , b= и подставим эти значения в выражение (1):

(4)

Полученному соотношению соответствует функциональная схема, эквивалентная логическому элементу ИЛИ (см. рис.3,а и рис.3,б).

Реализовать просто логическое произведение (без инверсии) двух сигналов применением двух элементов И-НЕ, один из которых использовать как элемент НЕ, и включить их последовательно.

Таким образом, элементы 2И-НЕ позволяют реализовать три основные логические операции И, ИЛИ и НЕ, через которые представляется любая логическая функцию. Это доказывает функциональную полноту набора элементов И-НЕ.

Анализ работы элемента И-НЕ во времени проводят путем построения временных диаграмм при фиксированной последовательности входных сигналов (см. рис.1,в), показывая значения выходного сигнала в зависимости от значений входных. Так указанные диаграммы иллюстрируют случай, когда входные сигналы a и b изменяются в последовательности 00 -10 – 11 – 01 - 00.

 

Рис.3. Реализация логической суммы на элементах И-НЕ (а) и на элементе ИЛИ (б)

Причем длительности фронта и спада этих сигналов исчезающее малы, что показано скачкообразным изменением их уровней. Моменты изменения помечены, соответственно, t0 и t2 – для сигнала а, t1 и t3 – для сигнала b. Диаграмма сигнала X построена с учётом задержек в распространении сигналов от входов к выходу элемента, что отображено наклонными линиями фронта и спада выходного сигнала. Углом наклона отображают в некотором масштабе длительности переходов элемента из одного состояния в другое.

Временные диаграммы позволяют определить временные соотношения между входными и выходными сигналами и оценить быстродействие элемента, например, определить граничную частоту его переключения. Так из рассматриваемого примера диаграмм следует:

  • ∆t1 = t2 – t0 – длительность сигнала a;
  • ∆t2 = t3 – t1 – длительность сигнала b;
  • (t1 – t0) – задержка сигнала b относительно фронта сигнала a;
  • (t2 – t1) – длительность активного воздействия на элемент, когда оба входных сигнала имеют значение лог.1.

Если учесть задержки в изменении выходного сигнала относительно моментов (t1 и t2) изменения активного воздействия, то длительность сигнала X (значения лог.0) можно определить по формуле:

. (5)

В формуле (5) знаки «-» и «+» обозначают арифметическое вычитание и сложение, соответственно, а t10зд.р. – задержка распространения сигнала при переходе элемента из состояния лог.1 в состояние лог.0 (при «включении»);

t01зд.р. – задержка распространения сигнала при переходе элемента из состояния лог.0 в состояние лог.1 (при «выключении»). Указанные задержки есть временные параметры логических элементов и их значения обычно приводятся в справочниках по ИМС [1].

Очевидно, если t2 – t1 < или = t10зд.р., то выходной сигнал не изменит своего значения (лог.1) и элемент не будет реагировать на такие входные сигналы.

Аналогично можно построить временные диаграммы, когда исходное значение входных сигналов равно лог.1. И придти к выводу: элемент не будет реагировать на сигналы лог.0, если их длительность будет меньше или равна t01зд.р.. Обычно t01зд.р.>t10зд.р., что обусловлено физикой работы базового логического элемента ИМС ТТЛ. Очевидно, что быстродействие элемента будет определяться граничной частотой переключения, которую можно определить по формуле

где косая соответствует символу арифметического деления.

 

3.Описание лабораторной установки

 

Данная лабораторная работа выполняется на субблоке «Логические элементы». На лицевой панели субблока расположены (см. функциональную схему рис.4):

 

· Тумблеры SA1 – SA4 для подачи сигналов лог.1 и лог.0 на входы исследуемых логических элементов;

· Светодиоды VH1 – VH4 для визуального контроля значений выходных сигналов;

· Гнёзда X1 – X17 для коммутации элементов между собой и подключения осциллографа.

 

Рис.4 Функциональная схема субблока «Логические элементы»

 

Для исследования элементов в динамическом режиме работы предусмотрен генератор импульсов прямоугольной формы D1 (несимметричный мультивибратор, собранный на элементах НЕ) и делитель частоты на двоично-десятичном счетчике импульсов D2 (микросхема К155ИЕ2).

Частоту генератора можно плавно регулировать в пределах от 20Гц до 2 кГц. Для этой цели на панель выведен движок переменного резистора. Частота импульсов на выходе 1 счётчика D2 (гнезда X2) в два раза, а на выходе 8 (гнезда X3) в десять раз меньше частоты генератора. На рис. 4,б приведены временные диаграммы сигналов на выходе генератора и выходах 1 и 8 счётчика, помеченные, соответственно, метками X1, X2 и X3. В работе исследуются логические элементы И, ИЛИ, И-НЕ и элемент НЕ, непосредственно представленные микросхемами: К155ЛИ1 (D3), K155ЛЛ1 (D4), K155 ЛА3 (D5) и К155ЛН1(D6)?, соответственно. Кроме того, можно исследовать схемы, эквивалентные логическим элементам ИЛИ-НЕ, ЗАПРЕТ, ИМПЛИКАТОР и др., реализуемые сборочными операциями на передней панели субблока.

 

4. Задание на лабораторную работу

 

4.1 Уяснить основные понятия и методы анализа функциональных свойств логических элементов.

4.2 Каждый логический элемент исследовать в статическом и динамическом режимах работы. При этом необходимо:

  • Уяснить (составить) УГО элемента при соглашениях положительной и отрицательной логики;
  • Составить таблицу истинности либо карту Карно функции, реализуемой рассматриваемым логическим элементом;
  • Найти минимальное алгебраическое выражение функции;
  • Построить временные диаграммы работы для характерных последовательностей входных сигналов;
  • Сделать выводы о свойствах и применении элемента.

Перечень подлежащих обязательному анализу элементов приведен в табл. 4.1.

Дополнительно выполняется индивидуальное задание по исследованию многофункционального логического элемента (см. табл. 4.2.). Вариант указывается преподавателем либо выбирается по порядковому номеру бригады студентов.

4.3 Для микросхем серии К155 типов: ЛИ1, ЛЛ1, ЛН1 и ЛА3 привести электрические параметры, а также составить УГО этих микросхем, указав номера выводов (цоколёвку).

4.4 При выполнении работы руководствоваться методическими указаниями п.6.

 

5. Содержание отчёта

 

Отчёт выполняется и оформляется в соответствии с требованиями, принятыми на кафедре АиКС. В отчёте представить:

5.1. УГО исследуемых логических элементов, таблицы истинности или карты Карно реализуемых ими функций. Данные оформить в таблице по форме табл. 4.1.

5.2. Временные диаграммы работы многофункционального логического элемента в динамическом режиме.

5.3. Выводы по функциональным свойствам и применению рассмотренных логических элементов.

 

 

Таблица 4.1

 

5.4. Условные графические обозначения и таблицу с основными электрическими параметрами, указанных в п.4.3 микросхем.

 

6. Методические указания

 

6.1. Перед включением напряжения питания поставьте тумблеры SA1,…SA4 (см. рис.4) в положение «ВЫКЛ.» (флажок вниз). Проконтролируйте подачу питания по загоранию соответствующего светодиода. Помните, на неподключенном входе логического элемента присутствует потенциал (2,4…3)В, равносильный сигналу лог.1. Убедитесь в исправности исследуемых элементов по светодиодам VH1,…VH4, включенным на выходы элементов. Соблюдайте правила безопасности! Запрещается соединять коммутационные гнёзда на выходах элементов с корпусом стенда либо с гнездом X15 (). Гнёзда X15 и X16 предназначены для подключения осциллографа (внешней его синхронизации).

 

Таблица 4.2

6.2. При выполнении задания руководствуйтесь методикой анализа, изложенной на примере анализа свойств элемента И-НЕ.

 

Наиболее просто зависимости выходных сигналов от входных задать с помощью карт Карно (матриц булевых функций). Ознакомиться с правилами построения карт Карно можно по [2]. При анализе уясните однозначное соответствие между УГО элемента и реализуемой им функцией, то есть её алгебраическим выражением. Используйте это соответствие для адекватного перехода от функциональной схемы к логическому её описанию и обратно, от логического описания к функциональной схеме.

Поскольку в лабораторной установке используется ограниченное по номенклатуре число микросхем, то для исследования многофункциональных элементов (см. табл. 4.2) и даже элементов поз. 4, 6 и 7, табл.4.1 требуется предварительно составить их функциональные эквивалентные схемы. А затем, собрав схему на лицевой панели субблока, провести исследования.

Чтобы найти УГО элемента при соглашениях отрицательной логики, запишите алгебраическое выражение реализуемой им функции и примените к нему законы де Моргана. По полученному выражению составьте условное графическое обозначение. Правила формирования УГО легко уяснить, сопоставляя рис.1,а с выражением (1) и рис.1, г с выражением (2) для функции И-НЕ. Следуйте рекомендациям и требованиям ГОСТов [4,5].

6.3. Анализ работы логических элементов в динамическом режиме провести с учетом тех последовательностей сигналов, которые можно получить в лабораторной установке. При этом руководствуйтесь диаграммами, приведёнными на рис.4,б. Обратите внимание на соотношение длительностей импульсов (лог.0) и пауз (лог.1) сигнала X1. Эти соотношения следует выдерживать при построении диаграмм. Кроме того, длительности задержек t10зд.р. и t01зд.р. для микросхем К155 достаточно малы по сравнению с длительностями сигналов (составляют порядка десятков наносекунд), поэтому диаграммы допускается вычерчивать упрощенно, пренебрегая длительностями переходов. То есть переход от одного уровня к другому можно показывать скачком. Временные диаграммы в отчете можно привести только для многофункционального логического элемента согласно индивидуальному заданию по табл.4.2. Как видно, в табл.4.2 приведены трехвходовые элементы, у которых только два из трех входов логически равнозначны.

Эксперименты поставить для трех случаев, когда последовательности X1, X2 и X3 (см. рис. 4,б) меняются («местами») только на логически неравнозначных входах. В начале постройте диаграммы, а затем проведите эксперимент.

Определите по диаграммам временные параметры выходных последовательностей через параметры входных последовательностей для каждого из трех случаев. Под «параметрами» некоторой последовательности импульсных сигналов понимать: длительности импульсов и пауз; частоту следования импульсов (либо период их следования); длительность цикла изменения сигналов и др. Примите за единицу времени длительность одного такта ∆t, равного периоду следования импульсов с выхода генератора D1 (см. рис.4,а). Отобразите эти параметры на приводимых диаграммах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.